Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Морские сейсмические косы

Суда для сейсморазведочных работ

На начальном этапе проведения морских сейсморазведочных работ в качестве судов применялись переоборудованные рыболовецкие траулеры, пассажирские суда и суда другого назначения. По мере расширения объемов морских сейсморазведочных работ стали строится специализированные сейсморазведочные суда (seismic survey vessel). На рис. 5.22 показано судно второго поколения - НИС «Академик Лазарев» принадлежащее российской компании «Севморнефтегеофизика» (г. Мурманск), а в таблице 5.3 его технические характеристики.

 

Рис. 5.22. Сейсмическое научно-исследовательское судно «Академик Лазарев»

Таблица 5.3

 

 

При производстве морских сейсморазведочных работ по методике МОГТ-3D потребовались суда имеющие возможность буксировать большое число забортных приемных линий и нескольких линий источников. Для реализации этих возможностей потребовалось создание НИС принципиально нового типа, это суда третьего поколения, головным судном этого проекта стало НИС «Ramform Viking» фирмы PGS (рис. 5.23), технические характеристики которого приведены в таблице 5.4.

 

Рис. 5.23. Сейсмическое научно-исследовательское судно третьего поколения «Ramform»

Таблица 5.4

 

При проведении сейсморазведочных работ на море (реках) используются пьезоэлектрические сейсмоприемники (гидрофоны), в которых избыточное давление в воде, связанное с приходом сейсмической волн преобразуется в электрический сигнал (прямой пьезоэффект). Чувствительным элементом такого сейсмоприемника является кристалл (обычно титанат бария) в форме диска, к противоположным граням которого прикреплены контакты для снятия электрического сигнала

Частотные и временные характеристики пьезоэлектрического сейсмоприемника такие же как и индукционного и все ранее полученные выводы применимы и к этому типу прибора. Теоретически формы импульсов полученных на суше и на море должны совпадать, но это справедливо только для безграничного пространства. На практике при морских работах наблюдения проводятся на небольшой глубине и к сейсмоприемнику приходит как прямые волны, так и отраженные от поверхности воды (коэф. отражения -1). Происходит интерференция двух практически равных по интенсивности колебаний при этом сейсмическая запись пьезоэлектрического сейсмоприемника, расположенного вблизи поверхности воды пропорциональна ускорению. Конструктивно пьезоэлектрические сейсмоприемники изготовляются из герметичных пьезоблоков помещаемых в пластмассовый корпус. Сейсмоприемники помещаются в приемное устройство – морскую сейсмическую косу, представляющее собой пластиковый шланг, заполненный легкой жидкостью (масло, керосин, спирт)

Морские сейсмические косы предназначены для приема сейсмических колебаний и передачи их на регистрирующую аппаратуру, расположенную на геофизическом судне. По специфике применения морские косы подразделяются на плавучие буксируемые и донные. Их также можно разделить на аналоговые и цифровые, в настоящее время на большинстве судов применяются цифровые косы, по существу это морской аналог телеметрической системы сбора информации. Схема плавучей буксируемой сейсмической косы показана на рис. 1.27.

 

Рис. 1.27. Схема плавучей буксируемой сейсмической косы:

1 – научно-исследовательское судно; 2 – барабан для смотки и намотки косы; 3 – кабель-буксир; 4 – грузовая секция; 5 – бесприборные секции; 6 – рабочие приборные секции; 7 – концевая секция; 8 – концевой фал; 9 – буксируемый радар-отражатель; 10 – стабилизатор глубины

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Перспективы добычи углеводородов на море | Системы наблюдения при сейсморазведочных работах на море
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 2307; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.