КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Виды административных правонарушений в сфере таможенного дела
Исчерпывающий перечень административных правонарушений в сфере таможенного дела (нарушений таможенных правил) содержится в 16 главе Кодекса об административных правонарушениях РФ (далее – КоАП РФ), которая включает 23 статьи. Далее на основе детального анализа каждой статьи попробуем разобраться в вопросах квалификации и привлечения к административной ответственности за различные нарушения таможенного законодательства. Статья 16.1. Незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу РФ. Статья 16.1 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за незаконное перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу и объединяет три самостоятельных состава правонарушений, различающихся способом противоправного перемещения. Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу представляет собой совершение действий по ввозу на таможенную территорию РФ или по вывозу с этой территории товаров и транспортных средств любым способом. При этом под ввозом понимается фактическое пересечение товарами и транспортными средствами таможенной границы и все последующие предусмотренные Таможенным кодексом РФ (далее - TК РФ) -действия с товарами и транспортными средствами до их выпуска таможенными органами, а под вывозом - подача таможенной декларации или совершение действий, непосредственно направленных на вывоз товаров и транспортных средств с таможенной территории РФ, а также все последующие предусмотренные ТК РФ действия с товарами и транспортными средствами до фактического пересечения ими таможенной границы (подпункты 7, 8, 9 пункта 1 статьи 11 ТК РФ). К числу действий, непосредственно направленных на вывоз товаров и транспортных средств, относятся: - вход (въезд) физического лица, выезжающего из РФ, в зону таможенного контроля; - въезд автотранспортного средства в пункт пропуска через Государственную границу вцелях убытия его с таможенной территории РФ; - сдача транспортным организациям товаров или организациям почтовой связи международных почтовых отправлений для отправки за пределы таможенной территории РФ; - действия лица, непосредственно направленные на фактическое пересечение товарами или транспортными средствами таможенной границы вне установленных в соответствии с законодательством РФ мест. Частью 1 статьи 16.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка прибытия товаров и транспортных средств на таможенную территорию РФ и их убытия с этой территории. Согласно пункту 1 статьи 69 ТК РФ прибытие товаров и транспортных средств на таможенную территорию РФ допускается в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, установленных в соответствии с законодательством РФ, и во время работы таможенных органов. В иных местах товары и транспортные средства могут прибывать на таможенную территорию РФ в соответствии с законодательством РФ о Государственной границе РФ. Пункт 2 статьи 69 ТК РФ закрепляет обязанность перевозчика после пересечения им таможенной границы доставить ввезенные товары и транспортные средства в место прибытия и предъявить их таможенному органу для проведения таможенного оформления и таможенного контроля. Убытие товаров и транспортных средств с таможенной территории РФ также допускается в пунктах пропуска через Государственную границу РФ или иных местах, установленных в соответствии с законодательством РФ о Государственной границе РФ, во время работы таможенных органов. Основанием для убытия служит разрешение таможенного органа, для получения которого представляются документы, подтверждающие помещение товаров под таможенный режим, предусматривающий вывоз товаров с таможенной территории РФ (статьи 119, 120 ТК РФ). Указанные требования не распространяются на товары, перевозимые морскими (речными), воздушными судами, пересекающими таможенную территорию РФ без остановки в порту или аэропорту, которые расположены на таможенной территории РФ. Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 1 рассматриваемой статьи, составляют: - нарушение порядка прибытия товаров и транспортных средств на таможенную территорию РФ путем их ввоза помимо пунктов пропуска через Государственную границу РФ либо иных установленных мест прибытия или вне времени работы таможенных органов; - совершение действий, непосредственно направленных на фактическое пересечение таможенной границы РФ при их убытии с таможенной территории РФ помимо пунктов пропуска через Государственную границу РФ либо иных мест, установленных в соответствии с законодательством РФ о Государственной границе РФ, или вне времени работы таможенных органов либо без разрешения таможенного органа. Правительство РФ вправе устанавливать пункты пропуска через Государственную границу РФ для прибытия отдельных видов товаров (пункт 1 статьи 69 ТК РФ). Следует иметь в виду, что прибытие товаров и транспортных средств в место прибытия, отличное от специально определенного для этого вида товаров, не может рассматриваться как перемещение помимо пунктов пропуска через Государственную границу РФ либо иных установленных мест таможенного контроля. Ответственность за данное правонарушение несут лица, осуществляющие перевозку товаров через таможенную границу РФ с нарушением порядка прибытия и убытия. Предметом правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.1 КоАП РФ являются товары и транспортные средства, перемещаемые с нарушением порядка прибытия или убытия. При этом транспортные средства, на которых перевозятся товары, орудиями совершения данного правонарушения не являются. Так, если товары возятся па таможенную территорию РФ на транспортном средстве вне места прибытия, то и товары, и транспортные средства являются предметами административного правонарушения. В случае нарушения порядка убытия товаров, перевозимых на оформленных в таможенном отношении, морских судах, предметом правонарушения являются только товары. Морское судно в указанном случае не может быть признано ни предметом, ни орудием данного правонарушения. Часть 2 статьи 16.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за сокрытие товаров от таможенного контроля одним из следующих способов: путем использования тайников; путем использования иных способов, затрудняющих обнаружение товаров; путем придания одним товарам вида других. Тайниками признаются места: специально изготовленные (функциональным предназначением которых является только незаконное перемещение товаров через таможенную границу); специально оборудованные или приспособленные (подвергшиеся конструктивным изменениям, разборке, монтажу и т.д.) для сокрытия товаров (например, перемещение товаров в нише, не предусмотренной конструкцией транспортного средства, в чемодане с двойным дном, в полостях под подкладкой одежды). К иным способам, затрудняющим обнаружение товаров, относятся различные изощренные способы утаивания товаров, такие как физическое сокрытие товаров, когда должностное лицо таможенного органа не может их обнаружить путем обычного визуального осмотра без проведения личного досмотра как исключительной формы таможенного контроля или применения технических средств таможенного контроля, а также нахождение товаров в местах, не предназначенных для их транспортировки или хранения, доступ в которые затруднен (например, перемещение товаров в шинах, топливных и иных емкостях транспортного средства). Под приданием одним товарам вида других понимается существенное изменение внешних характерных признаков товаров, которые позволяют отнести их к товарам иного вида. Это могут быть изменения внешнего вида самого товара или его упаковки и тары, в которой он перемещается через таможенную границу РФ. При ввозе на таможенную территорию РФ сокрытие товаров от таможенного контроля совершается вместе их прибытия, однако обнаружен факт сокрытия таможенным органом может быть на любом этапе перемещения, вплоть до декларирования. При вывозе с таможенной территории РФ сокрытие товаров от таможенного контроля может быть совершено как при декларировании товаров, так и при их убытии с таможенной территории РФ. Субъектом правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 16.1 КоАП РФ является лицо, осуществляющее перевозку товаров через таможенную границу РФ и скрывающее их от таможенного контроля. К ответственности по данной статье может быть привлечен также российский отправитель товаров, если будет установлено совершение им конкретных действий по сокрытию (например, изготовление тайника). Иностранные отправители не являются субъектами ответственности по данной статье, поскольку не совершают противоправных действий на территории РФ. Следует отметить, что предметом рассматриваемого правонарушения могут быть только товары, но не транспортные средства. Если транспортное средство было оборудовано специальными хранилищами для сокрытия товаров при перемещении их через таможенную границу РФ (тайниками, изготовленными в целях сокрытия товаров, а также оборудованными и приспособленными на транспортных средствах в этих же целях конструктивными емкостями и предметами, предварительно подвергшимися разборке и монтажу), то оно рассматривается в качестве орудия административного правонарушения и подлежит изъятию и конфискации. По части 3 статьи 16.1 КоАП РФ подлежит квалификации деяние, выразившееся в сообщении таможенному органу недостоверных сведений путем: - представления недействительных документов; - использования поддельного средства идентификации, подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и, транспортным средствам. Под недействительными документами понимаются: а) поддельные документы, то есть полностью изготовленные фиктивные документы или подлинные документы, в которые внесены искаженные сведения (например, путем исправления или уничтожения части текста, внесения в него дополнительных данных, проставления оттиска поддельного штампа или печати, замены целой страницы на другую с текстом отличным от исходного и т.п.); б) документы, полученные незаконным, путем, то есть выданные с нарушением порядка их выдачи, либо полученные в результате представления в качестве основания для их выдачи заведомо ложных сведений или поддельных (подложных) документов, либо в результате злоупотребления должностным лицом служебным положением или совершения им халатных действий при выдаче этого документа; в) документы, содержащие недостоверные сведения, - документы, которые фактически являются подлинными, но содержат сведения, не соответствующие действительности. При этом документ сохраняет признаки и. реквизиты должного (изготовляется на официальном бланке, содержит фамилии и должности лиц, которые должны его подписывать, и т.п.), однако внесенные в него сведения (текст, цифровые данные) являются ложными; г) документы, относящиеся к другим товарам и транспортным средствам, - документы, отвечающие установленным требованиям, но являющиеся основанием для перемещения через таможенную границу других товаров и транспортных средств; д) иные не имеющие юридической силы документы, к которым могут относиться документы, не имевшие юридической силы или утратившие ее (например, документы, выданные неправомочным органом или неуполномоченным должностным лицом, доверенность, в которой не указана дата ее совершения, и т.п.). ТК РФ устанавливает требование о представлении таможенному органу документов и сведений при: прибытии в пункт пропуска через Государственную границу РФ или иное установленное место (статья 72); получении разрешения на применение процедуры внутреннего таможенного транзита (статья 81); -завершении процедуры внутреннего таможенного транзита (статья 92); помещении товаров на склад временного хранения (статья 102); убытии с таможенной территории (статья 120); -декларировании товаров (статьи 124, 131). Рассматриваемая часть статьи 16.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за сообщение таможенному органу недостоверных сведений на каждом из указанных этапов перемещения, за исключением этапа декларирования. Заявление недостоверных сведений, а равно представление недействительных документов при декларировании товаров подлежит квалификации по частям 2, 3 статьи 16.2 КоАП РФ, по части 1 статьи 16.19 КоАП РФ, представление недействительных документов для выпуска товаров до подачи таможенной декларации - по статье 16.17 КоАП РФ. Следует учитывать, что административную ответственность по части 3 статьи 16.1 КоАП РФ влечет сообщение недостоверных сведений путем представления только тех недействительных документов, которые необходимы для получения разрешения на использование вышеназванных таможенных процедур. Частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ установлен исчерпывающий перечень недостоверных сведений о товарах, за сообщение которых наступает административная ответственность: количество грузовых мест и их маркировка; наименование товаров; вес и (или) объем товаров. В случае представления вышеназванных сведений на этапе прибытия (убытия) товаров и транспортных средств на таможенную территорию РФ необходимо учитывать вид транспорта, на котором осуществляется международная перевозка товаров. Представление иных недостоверных сведений таможенному органу не подпадает под действие указанной статьи. Так, привлечение к административной ответственности перевозчика за сообщение недостоверных сведений о качественных характеристиках товара, в том числе выявленных на этапе декларирования, при условии достоверности заявленных сведений об общем наименовании товара, его весе и (или) объеме, количестве и маркировке грузовых мест, т.е. сведений, необходимых для его идентификации, не является правомерным (например, когда оформляются конфеты шоколадные с начинкой коньячной, а не карамельной, как заявлено в транспортных и коммерческих документах). Прибытие на таможенную территорию РФ товаров в количестве меньшем, чем указано в представляемых таможенному органу документах, не является нарушением таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена данной статьей, поскольку указанная в документах часть товара фактически не перемещается па таможенную территорию РФ. В случае прибытия товаров в количестве большем, чем указано в транспортных и коммерческих документах, предметом правонарушения является только не указанная в документах часть товара. Вывоз российских товаров в меньшем количестве, чем указано в транспортных и коммерческих документах, также не является нарушением таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ, поскольку в соответствии с пунктом 3 статьи 122 ТК РФ российские товары могут быть вывезены в меньшем количестве, чем количество, заявленное при их помещении под определенный таможенный режим, вне зависимости от причин, по которым произошло уменьшение количества товаров. Однако сообщение таможенному органу недостоверных сведений о количестве вывозимых иностранных товаров, когда иностранные товары вывозятся в меньшем количестве, чем указано в транспортных и коммерческих документах, подлежит квалификации по части 3 статьи 16.1 КоАП РФ (при отсутствии признаков правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.9 КоАП РФ). Согласно пункту 1 статьи 122 ТК РФ товары должны быть фактически вывезены с таможенной территории РФ в том же количестве, в котором они находились в момент их помещения под определенный таможенный режим. Вредные последствия такого деяния выражаются в том, что в отношении иностранного товара фактически не завершается таможенный режим, в соответствии с которым иностранный товар был ввезен на таможенную территорию РФ. Также может иметь место необоснованное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов и от применения к товарам запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. За сообщение таможенному органу недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе и (или) объеме товаров при прибытии на таможенную территорию РФ и на иных этапах перемещения подлежит ответственности лицо, фактически представившее недействительные документы. При этом под маркировкой грузовых мест следует понимать идентификационные условные обозначения, наносимые на упаковку каждого грузового места (ящика, клетки, мешка и т.п.), содержащие данные, необходимые для надлежащей перевозки и сдачи груза получателю. Маркировка указывается на упаковке грузового места, а сведения о нанесенной маркировке в документах на груз. При несоответствии сведений о маркировке грузовых мест, указанных в транспортных и коммерческих документах, фактической маркировке, нанесенной на грузовые места, имеет место событие правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ. Предметом правонарушения в данном случае будет товар, размещенный в грузовом месте, маркировка которого не совпадает с указанной в транспортных и коммерческих документах. При этом отсутствие в документах сведений о маркировке не влечет ответственность по части 3 статьи 16.1 ТК РФ. При доказывании вины перевозчика в совершении правонарушения, выразившегося в сообщении таможенному органу недостоверных сведений о товаре, следует установить, в полной ли мере перевозчиком были использованы положения действующих международных договоров в области перевозок (Конвенции о договоре международной перевозки, грузов (КДПГ) 1956 г., Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении 1951 г,, Международной конвенции об унификации некоторых правил о коносаменте 1924 года, Конвенции ООН о морской перевозке грузов 1978 г. и др.), предоставляющие ему возможность для выполнения возложенных на него ТК РФ обязанностей (статьи 72-76, 81, 92, 102). Так, до вступления в таможенные правоотношения перевозчик, заключив договор международной перевозки, вступает с отправителем (получателем) груза в гражданско-правовые отношения. При этом, учитывая, что ему предстоит выполнить обязанности перед таможенными органами РФ, в частности, по представлению в месте прибытия на таможенную территорию РФ документов на перевозимые товары, перевозчик должен принять все зависящие от него меры для надлежащего выполнения в последующем этих обязанностей. Поскольку указанные меры принимаются перевозчиком, действующим в рамках гражданско-правовых отношений, как правило, на этапе приема груза к перевозке, круг его правовых возможностей ограничен правами, установленными международными договорами, регулирующими вопросы международных перевозок грузов, и законодательством РФ, а также вытекающими из конкретного договора перевозки. При отсутствии возможности реализовать фактически свое право проверить достоверность сведений о товаре, например, при приемке груза в контейнере, опломбированном отправителем, перевозчик должен внести в товаротранспортные документы соответствующие обоснованные оговорки (пункт 2 статьи 8 Конвенции о договоре международной перевозки грузов по дорогам 1956 года, статья 39 Таможенной конвенции о международной перевозки грузов с применением книжки МДП 1975 года). Аналогичный подход к порядку действий перевозчика при приемке груза к перевозке установлен и для других видов транспорта. При определении вины перевозчика, сообщившего таможенному органу недостоверные сведения о количестве наливных, насыпных, навалочных и иных товаров, количество которых определяется весовым параметром, необходимо исходить из того, насколько существенна разница между количеством фактически перемещаемого товара и количеством, указанным в транспортных и коммерческих документах, а также насколько такое несоответствие могло быть очевидным для перевозчика, осуществляющего свою деятельность на профессиональной основе, исходя из осадки транспортного средства, его технических возможностей, расхода топлива и других подобных показателей. Наряду с представлением таможенному органу недействительных документов объективную сторону рассматриваемого правонарушения образует использование для незаконного перемещения товаров и транспортных средств также средств идентификации, перечисленных в части 3 статьи 16.1 КоАП РФ, а именно: поддельного средства идентификации, то есть полностью изготовленного фиктивного средства идентификации; подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и транспортным средствам, то есть соответствующего установленным требованиям, но служащего для идентификации других товаров и транспортных средств.
Статьи 16.2. Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров и (или) транспортных средств Частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за недекларирование товаров и транспортных средств, подлежащих декларированию, а частями 2 и 3 статьи 16.2 КоАП РФ - за их недостоверное декларирование. Ответственность за недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами иностранной валюты или валюты РФ предусмотрена статьей 16.4 КоАП РФ. Недекларирование. В соответствии со статьей 123 ТК РФ декларированию подлежат товары, перемещаемые через таможенную границу, товары, таможенный режим которых изменяется, а также отходы и остатки, образованные при использовании таможенных режимов переработки на таможенной территории, переработки для внутреннего потребления и уничтожения. За недекларирование товара, находящегося на временном хранении, по истечении установленного срока временного хранения товаров лицо подлежит ответственности по статье 16.16 КоАП РФ. Частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ установлена ответственность за недекларирование товаров и (или) транспортных средств, когда лицом фактически не выполняются требования таможенного законодательства по декларированию и таможенному оформлению товара, то есть таможенному органу не заявляется весь товар либо его часть. Например, 1) если в таможенной декларации не заявляется часть однородного товара; например, когда декларируются 20 мониторов конкретного размера, а при таможенном досмотре обнаруживаются 40 мониторов того же размера, имеет место недекларирование 20 мониторов; при декларировании товарной партии, состоящей из нескольких товаров, в таможенной декларации сообщаются сведения только об одном товаре, а о другом сведения не заявляются (когда декларируются мониторы для компьютеров, но кроме них при досмотре обнаруживаются также и системные блоки, имеет место недекларирование системных блоков); неверно указывается наименование товара, т.е. когда фактически к таможенному оформлению представляется товар, отличный оттого, сведения о котором были заявлены в таможенной декларации (когда таможенному органу заявляются трубы, а при таможенном досмотре обнаруживаются телевизоры, имеет место недекларирование телевизоров). Указание в декларации сведений о трубах не имеет правового значения, поскольку они не перемещаются через таможенную границу и фактических основании для возникновения таможенных правоотношений в связи с их заявлением в таможенной декларации не имеется. На практике возможны сочетания этих вариантов. Таким образом, для отличия состава правонарушения в виде недекларирования от недостоверного декларирования необходимо установить, имел ли место факт заявления сведений о представленном таможенному органу товаре. В этих целях проверяются указанные в таможенной декларации сведения о товаре на предмет их соответствия фактически представленному таможенному органу товару. Еще одним критерием отграничения недекларирования от недостоверного декларирования является характер заявляемых сведений. Так, недекларирование товаров имеет место при незаявлении декларантом либо таможенным брокером (представителем) соответствующих действительности сведений о количественных характеристиках товара (штуки, вес, объем товара), то есть не заявляется весь товар либо его часть. При недостоверном декларировании заявляются не соответствующие действительности (недостоверные) сведения о качественных характеристиках товара, необходимых для таможенных целей. Качественными характеристиками товаров являются как их первичные или природные свойства (например: физические - размер монитора компьютера, химические — наличие в веществе примесей, влияющих на его классификацию по ТН ВЭД, биологические - мясо птицы, животных, и прочие свойства), так и вторичные или общественные свойства (стоимость, происхождение и др.). Таким образом, если общее количество и общее наименование заявленного товара соответствует действительности, то есть отсутствуют признаки недекларирования товаров, но внутри партии товара обнаруживается пересортица (например, декларируется 40 велосипедов, из которых 30 — с колесами 15 см, 10 - с колесами 20 см, а фактически обнаруживается 40 велосипедов, из которых 10 - с колесами 15 см, 30 - с колесами 20 см), либо несоответствие точного наименования товара (например, декларируется 40 курток женских, а фактически обнаруживается 40 курток детских), влекущие освобождение от уплаты - таможенных пошлин, налогов, либо неприменение запретов и (или) ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, то лицо подлежит ответственности по частям 2, 3 статьи 16.2 КоАП РФ. За недекларирование товаров могут быть привлечены лица, ответственные за совершение таможенных операций для выпуска товаров (статья 16 ТК РФ), либо физические лица, перемещающие товары через таможенную границу (статья 286 ТК РФ). Однако за недекларирование товаров, представленных к декларированию вместе с другими товарами, отвечает лицо, подавшее таможенную декларацию, в том числе таможенный брокер. Недостоверное декларирование. Часть 2 статьи 16.2 КоАП РФ предусматривает ответственность за заявление при декларировании недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах, если такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера. Часть 3 статьи 16.2 КоАП РФ - за заявление при декларировании товаров и транспортных средств недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах, а равно представление недействительных документов, если такие сведения и документы могли послужить основанием для неприменения запретов и (или) ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Направление таможенным органом требования декларанту о том, какие именно сведения необходимо скорректировать для выпуска товаров и какие именно документы, подтверждающие соблюдение соответствующих ограничений, должны быть представлены, не является препятствием к возбуждению дела об административном правонарушении по частям 2 и 3 статьи 16.2 КоАП РФ. С момента принятия таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение, основанием для возбуждения дела об административном правонарушении является ненадлежащее исполнение декларантом (таможенным брокером) своих обязанностей по декларированию товаров и представлению в таможенный орган документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения (см. статьи 124, 127,131, 132 ТК РФ). Аналогичным образом усматриваются признаки состава административного правонарушения, если недостоверные сведения обнаружены таможенным органом после выпуска товаров. Возможность привлечения лица к административной ответственности не должна ставиться в зависимость от того, на каком этапе — выпуска товаров или таможенного контроля после выпуска товаров таможенный орган обнаружил признаки состава административного правонарушения. Не влечет наступления административной ответственности по части 2 статьи 16.2 КоАП РФ заявление недостоверных сведений (например, о коде товаров в соответствии с ТН ВЭД), если в результате их корректировки подлежащая уплате сумма таможенных пошлин, налогов останется неизменной или уменьшится по сравнению с заявленной декларантом, поскольку в данном случае отсутствуют вредные последствия. Заявление недостоверных сведений о классификационном коде товара по ТН ВЭД, послужившее основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, охватывается диспозицией части 2 статьи 16.2 КоАП РФ и образует объективную сторону указанного административного правонарушения. В случае сомнения таможенных органов в достоверности заявленной в ГТД таможенной стоимости товара, для принятия решения о наличии в деянии лица признаков правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.16.2 КоАП РФ, необходимо подтвердить недостоверность сведений, на основе которых определена таможенная стоимость, и (или) документов, представленных в таможенный орган для ее подтверждения, а также влияние именно этих сведений (документов) на занижение размера таможенных платежей. При этом определение таможенным органом таможенной стоимости товаров и размера подлежащих уплате таможенных платежей должны производиться в порядке, предусмотренном ТК РФ и Законом. Само по себе несогласие таможенного органа с избранным декларантом методом определения таможенной стоимости не образует объективной стороны рассматриваемого правонарушения. Возбуждение дела об административном правонарушении будет обоснованным, например, и в случае получения информации о недействительности представленных при таможенном оформлении транспортных и коммерческих документов, на основании которых производился расчет заявленной таможенной стоимости, а также в случае обоснованного включения таможенным органом дополнительных расходов (страховая премия, транспортные расходы) в таможенную стоимость, если они не были включены в нее декларантом, и таможенная стоимость скорректирована на сумму, равную указанным дополнительным расходам. Кроме того, признаки рассматриваемого правонарушения присутствуют в случае, когда имеет место взаимосвязь между продавцом и покупателем, которая повлияла на цену ввозимого товара, однако декларант производит отметку в декларации таможенной стоимости (ДТС-1) об отсутствии такой взаимосвязи и заявляет таможенную стоимость, определенную по первому методу. Субъектом ответственности за недостоверное декларирование выступает декларант, а если декларирование товаров осуществлялось таможенным брокером - таможенный брокер. Декларантом признается лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары (подпункт 15 пункта 1 статьи 11 ТК РФ). Устанавливая, что таможенный брокер действует не от собственного имени, а от имени декларанта, ТК РФ закрепляет, что действия по декларированию совершает таможенный брокер (пункт 1 статьи 124), в связи с чем именно он несет все обязанности, сопутствующие этому действию, в том числе обязанность заявлять таможенному органу достоверные сведения о товаре. Положение ТК РФ о том, что таможенный брокер действует от имени представляемого лица (пункт 2 статьи 139) означает, что к декларанту переходят права и обязанности, возникающие в результате таможенного оформления товаров (право пользования товаром в соответствии с заявленным таможенным режимом, обязанность по его завершению определенным способом, обязанность по уплате периодических таможенных платежей и др.). При определении вины декларанта или таможенного брокера следует установить использование ими своего права осматривать и измерять подлежащие декларированию товары, в том числе до подачи таможенной декларации, брать с разрешения таможенного органа пробы и образцы таких товаров.
Статья 16.3. Несоблюдение запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию РФ и (или) вывоз товаров с таможенной территории РФ
Административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.3 КоАП РФ, выражается в несоблюдении установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности запретов или ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию РФ или вывоз товаров с таможенной территории РФ. При этом часть 1 указанной статьи предусматривает ответственность за несоблюдение установленных запретов и (или) ограничений, не носящих экономического характера, часть 2 - носящих экономический характер. Под ввозом товаров и транспортных средств на таможенную территорию РФ понимается фактическое пересечение товарами и транспортными средствами таможенной границы и все последующие предусмотренные ТК РФ действия с товарами и транспортными средствами до их выпуска таможенными органами (подпункт 8 пункта 1 статьи 11 ТК РФ). Вывоз товаров и транспортных средств с таможенной территории РФ представляет собой подачу таможенной декларации или совершение действий, непосредственно направленных на вывоз товаров и транспортных средств, а также все последующие предусмотренные ТК РФ действия с товарами и транспортными средствами до фактического пересечения ими таможенной границы (подпункт 9 пункта 1 статьи 11 ТК РФ). Перечень товаров, запрещенных или ограниченных к ввозу на территорию РФ, устанавливается законодательством РФ (например, постановление Правительства РФ от 05.12.2005 № 733 «О дополнительных мерах по регулированию импорта говядины, свинины и мяса домашней птицы в 2006-2009 годах»). Соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности или в соответствии с международными договорами РФ, является обязательным условием выпуска товаров. Законодательство РФ различает запреты и ограничения экономического характера, а также запреты и ограничения, не носящие экономического характера. При их разграничении необходимо исходить из цели установления (введения) конкретного запрета и ограничения. К ограничениям экономического характера относятся такие как установление количественных ограничений, введение квоты, лицензирование, предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров (статьи 21, 23, подпункт 1 пункта 1 статьи 24, статьи 26 Федерального закона от 08.12.2003 №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»), а также специальные защитные меры (специальная пошлина, импортная квота), антидемпинговые меры (антидемпинговая пошлина) и компенсационные меры (компенсационная пошлина), применяемые в соответствии со статьей 27 Федерального закона от 08.12.2003 №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» и Федеральным законом от 08.12.2003 №165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» (например, лицензия на ввоз мяса, патоки крахмальной). Соблюдение запретов и ограничений экономического характера требуется при помещении товаров под таможенные режимы выпуска для внутреннего потребления, экспорта, переработки на таможенной территории и переработки для внутреннего потребления. Запреты и ограничения, не носящие экономического характера, вводятся исходя из национальных интересов и целей, определенных статьей 32 ФЗ от 08.12.2003 №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», независимо от иных положений 5 главы данного закона (например, лицензия на ввоз и вывоз продукции военного назначения, товаров и технологий, используемых при создания оружия массового уничтожения и средств их доставки, запрет на ввоз на территорию РФ отходов в целях их захоронения и обезвреживания, разрешение МВД России на ввоз на территорию РФ оружия, сертификат соответствия и т.д.). Запреты и ограничения, не носящие экономического характера, в отличие от запретов и ограничений экономического характера согласно статье 158 ТК РФ применяются независимо от заявленного таможенного режима. Непредставление при декларировании товаров документов, подтверждающих соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, не связанное с заявлением недостоверных сведений в таможенной декларации, за исключение случаев, когда указанные документы могут быть представлены после выпуска товаров, и товары на этом основании выпущены таможенным органом условно без представления документов и сведений, подтверждающих соблюдение ограничений (пп.2 п.1 ст.149 и пп.3 п.1 ст.151 ТК РФ), образует состав административного правонарушения, предусмотренного рассматриваемой статьей. Деяние, выразившееся в заявлении в таможенной декларации недостоверных сведений, влияющих на применение к товарам запретов или ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а равно в представлении при декларировании товаров недействительных документов, послуживших основанием для неприменения таких запретов и ограничений (например, поддельного сертификата соответствия), подлежит квалификации по части 3 статьи 16.2 КоАП РФ. За совершение правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 КоАП РФ, подлежит привлечению к ответственности лицо, на которое возложена обязанность соблюдения установленных запретов и ограничений. Таким лицом является лицо, указанное в статье 16 ТК РФ, декларант, в случае перемещения товаров, запрещенных к ввозу на таможенную территорию РФ или к вывозу с нее - перевозчик и лицо, указанное в статье 16 ТК РФ, а при отсутствии последнего - только перевозчик. Привлечение к ответственности по рассматриваемой статье таможенного брокера, не представившего при таможенном оформлении товаров документы, подтверждающие соблюдение установленных ограничений, является необоснованным. Таможенный брокер - посредник, совершающий таможенные операции от имени и по поручению декларанта или иного лица, на которого возложена обязанность или которому предоставлено право совершать таможенные операции. В соответствии со статьей 144 ТК РФ факт совершения таможенных операций при таможенном оформлении не возлагает на таможенного брокера обязанностей, которые прямо закреплены ТК РФ за лицом, указанным в статье 16 ТК РФ, перевозчиком либо иным лицом.
Статья 16.4. Недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами иностранной валюты или валюты РФ Статья 16.4 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за недекларирование и недостоверное декларирование физическими лицами иностранной валюты или валюты РФ. В соответствии со статьей 286 ТК РФ декларирование товаров (в том числе валюты), перемещаемых физическими лицами в ручной клади и сопровождаемом багаже, производится ими при следовании через Государственную границу РФ. Обязанность декларирования физическими лицами вывозимой иностранной валюты и валюты РФ в письменной форме установлена Федеральным законом от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». В соответствии со статьей 15 данного закона физические лица - резиденты и физические лица - нерезиденты имеют право единовременно вывозить из РФ наличную иностранную валюту и (или) валюту РФ в сумме, равной в эквиваленте 10000 долларов США или не превышающей этой суммы. При единовременном вывозе из РФ физическими лицами наличной иностранной валюты и (или) валюты РФ в сумме, превышающей в эквиваленте 3 000 долларов США, - вывозимая наличная валюта подлежит декларированию таможенному органу путем подачи письменной таможенной декларации на всю сумму вывозимой наличной иностранной валюты и (или) валюты РФ. Таким образом, при вывозе иностранной валюты и (пли) валюты РФ в сумме, превышающей в эквиваленте 3 000 долларов США, в случае недекларирования физическими лицами в письменной форме всей суммы вывозимой валюты или ее части либо недостоверного декларирования вывозимой иностранной валюты они подлежат ответственности по статье 16.4 КоАП РФ. Перерасчет иностранной валюты, валюты РФ в доллары США осуществляется по официальному курсу, устанавливаемому Центральным Банком РФ на день декларирования таможенному органу. В соответствии с Федеральным законом от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» единовременный вывоз из РФ физическими лицами маличной иностранной валюты и (или) валюты РФ в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 долларов США, не допускается, за исключением случаев, когда валюта вывозится в пределах сумм, ранее ввезенных или переведенных в Российскую Федерацию. Таким образом, в случае вывоза физическим лицом иностранной валюты и (или) валюты РФ в сумме, превышающей 10 000 долларов США, при отсутствии у него документов (ввозной таможенной декларации или иных документов), подтверждающих ее ввоз или перевод, деяние должно быть квалифицировано как осуществление валютной операции, запрещенной валютным законодательством РФ, ответственность за которое наступает по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ. Если же у лица имеются (вне зависимости от того, были ли они предъявлены таможенному органу) необходимые документы, дающие ему право на вывоз иностранной валюты и (или) валюты РФ в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 долларов США, однако данная сумма им не была задекларирована в письменной форме или задекларирована недостоверно, то деяние подлежит квалификации только по статье 16.4 КоАП РФ. Соответственно, в случае неуказания (недостоверного указания) физическим лицом в таможенной декларации сведений о вывозимой иностранной валюте и (или) валюте РФ в сумме, превышающей в эквиваленте 10000 долларов США, и, одновременно, отсутствия у него разрешительных документов, в деянии такого лица содержатся признаки правонарушений, ответственность за которые предусмотрена статьей 16.4 и частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ. Учитывая, что в соответствии с главой 23 КоАП РФ рассмотрение дел о данных административных правонарушениях отнесено к компетенции разных органов, в отношении этого лица должны быть возбуждены два дела об административных правонарушениях. Неподача декларации при единовременном ввозе в Российскую Федерацию иностранной валюты и (или) валюты РФ в сумме, превышающей в эквиваленте 10000 долларов США или подача таможенной декларации, содержащей недостоверные сведения о такой валюте, влекут ответственность по рассматриваемой статье, поскольку согласно статье 15 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» устанавливаются требования об обязательном письменном декларировании всей суммы ввозимой валюты. При установлении незаконного перемещения валюты, выражающегося в нарушении порядка убытия товаров с таможенной территории РФ или в сокрытии их от таможенного контроля, деяние подлежит квалификации соответственно по части 1 или части 2 статьи 16.1 КоАП РФ (например, физическое лицо прошло через «зеленый» канал, имея при себе валюту в сумме, подлежащей обязательному письменному декларированию, сокрыв ее в дополнительной полости под подкладкой одежды).
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 1385; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |