Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Употребление деепричастных оборотов

Употребление причастных оборотов

• Причастия на -ся следует, где это возможно, заменять страдательными формами: вместо сын, воспитывающийся отцом – нужно сын, воспитываемый отцом. Иногда такая замена необходима потому, что аффикс -ся имеет различные значения, в том числе возвратное и страдательное, которые могут смешиваться; например, вместо груз, отправляющийся на станцию – нужно... отправляемый....

• Ошибочны формы причастий на -щий от глаголов совершенного вида (со значением будущего времени), поскольку такой формы причастия не существует (сделающий, вздумающий и т. п.).

• Причастный оборот должен полностью стоять или после определяемого существительного (книга, лежащая на столе), или перед ним (лежащая на столе книга), но не должен разрываться определяемым словом ("лежащая книга на столе").

• Нагромождение причастий создает неблагозвучие.

• Неправильный порядок слов в предложении с обособленным причастным оборотом: Через несколько дней после ссоры Дубровский поймал крестьян Троекурова, в своих лесах, кравших дрова.

 

• Деепричастный оборот не может быть употреблен, если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам: "Возвращаясь домой, меня застиг дождь".

• Деепричастный оборот не может быть употреблен в безличном предложении, имеющем логическое подлежащее: "Подходя к лесу, мне стало холодно".

• Деепричастный оборот не может быть употреблен, если предложение выражено страдательной конструкцией, потому что производитель действия, выраженного сказуемым, и производитель действия, выраженного деепричастием, не совпадают: Поднявшись вверх по Волге, баржа будет выгружена на причале Быково.

• Нагромождение деепричастий создает неблагозвучие.

 

3.4. 7. Синтаксические нормы в сложном предложении

• Неуместно повторение частицы бы в придаточных предложениях, в которых сказуемое выражено глаголом в форме условно-сослагательного наклонения: "Если бы эти предложения были бы приняты, многое изменилось бы к лучшему".

• Неправильный порядок слов: между союзным словом который и существительным, к которому оно относится, не должно находиться другое существительное в том же числе. Может возникнуть неясность: "Беседа с представительницей делегации, которая недавно приехала в Москву" (кто приехал представительница или делегация?).

• Смешение прямой речи с косвенной. "Ученик сказал, что я еще не подготовился к ответу". "Тарас сказал, что завтра же едем в Запорожье, чего откладывать".

• Ошибочно повторение одинаковых союзов при последовательном подчинении придаточных предложений (то же при одинаковых союзных словах). "Казалось, что опасность настолько близка, что избежать ее не удастся".

• Не должны выступать как однородные синтаксические элементы члены предложения и придаточное предложение. "На собрании группы обсуждались вопросы дисциплины и нет ли возможности досрочно сдать зачеты."

• Ошибкой является предложение начатое как сложноподчиненное, если оно заканчивается как сложносочиненное. "Как только Троекуров велел позвать Шабашкина, и через минуту заседатель стоял перед барином" (из сочинения 5 класса).

• В сложноподчиненном предложении (с придаточным цели, условия, времени) в качестве придаточных могут употребляться инфинитивные предложения, если и в главной и придаточной части говорится об одном и том же действующем лице. Нарушение этой закономерности приводит к ошибке:

"Родители послали его в экспедицию, чтобы лучше узнать жизнь." "Он подал прошение генералу Р., чтобы дать ему роту солдат для освобождения Белогорской крепости. "

• Придаточная часть должна располагаться непосредственно за определяемым словом главной части. Отрыв придаточной части от определяемого слова связан с трудностями композиции: нужно или переместить определяемое слово в главной части, или расчленить главную часть, введя придаточную внутрь его. "Теплый дождик смочил землю, в котором так нуждались посевы. " "К светскому обществу князь Андрей относится с презрением, в котором принужден бывать".

Правильно: Теплый дождик, в котором так нуждались посевы, смочил землю. Князь Андрей относится с презрением к светскому обществу, в котором принужден бывать.

• Союзные слова (относительные местоимения), присоединяющие придаточную часть, могут быть ошибочно согласованы в роде и числе не с тем существительным главной части, которое является определяемым. "Белказверек, которая живет на дереве". (Ср.: Зверек, который..). "Пьеса "На дне"это произведение, в которой содержится обвинение капитализма".

• Относительное местоимение который должно располагаться на первом месте в придаточной части, нарушение этой нормы приводит к ошибке: "Мцыриэто грузинский юноша, в детстве который был взят в плен русским генералом." И "Борис, дядя которого решает отослать в Сибирь, приходит проститься с Катериной". (Из сочинения).

 

Список использованной литературы:

Введенская Л. А., Павлова Л. Г., Кашаева Е. Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. Ростов н/Д., 2001.

Еремина С. А., Дзюба Е. В., Попова Э. Ю., Руженцева Н. Б., Суслицына И. Н., Чудинов А. П. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для неязыковых факультетов. Екатеринбург, 2001.

Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы /С. Н. Борунова, В. Л. Воронцова, Н. А. Еськова; Под ред. Р. И. Аванесова. М., 1997.

Основы культуры речи и риторики. http://www.mediaterra.ru/rhetoric/02_1.htm

Русский язык и культура речи: Учеб. для вузов /А. И. Дунев, М. Я. Дымарский, А. Ю. Кожевников и др. / Под ред. В. Д. Черняк. СПб., 2002.

Филиппова Л. С., Филиппов В. А. Русский язык и культура речи: Учебно-методический комплекс для дистанционного обучения. Тюмень, 2002.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Выберите наиболее четкое и емкое, на Ваш взгляд, определение нормы.

2. Чем обусловлено изменение норм литературного языка?

3. Перечислите критерии кодификации нормы и назовите все типы норм.

4. Назовите наиболее авторитетные словари русского языка. Почему нельзя пользоваться популярными изданиями?

5. Объясните понятие орфоэпия.

6. Назовите причины появления акцентных вариантов.

7. Что такое старшая и младшая норма?

8. Тщательно проработайте все разделы по нормам русского языка и выпишите в особую тетрадь те случаи употребления средств русского языка, которые лично у Вас вызвали непонимание, затруднение. Тем самым Вы повысите свою речевую культуру на несколько порядков.

(порядок – математический термин; «на порядок» означает «в десять раз»)

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-11; Просмотров: 895; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.