Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и виды правонарушений на транспорте




Вопрос 4.

Вопрос 3.

Вопрос 2.

Таким образом, совокупность внутренне согласованных взаимосвязанных социально однородных транспортных средств, с помощью которых обеспечивается организующее и стабилизирующее воздействие на выполнение основных задач по перевозкам, отображает структуру и составляет единую целостную транспортную систему.

Вопрос 1.

Формы и методы управления транспортом.

Субъекты (органы), которые осуществляют управление транспортом, их полномочия.

Государственное управление в области транспорта, его цели и задачи.

1. Транспорт как отрасль экономики представляет собой систему организации общественного производства, основанную на единстве его элементов, включая предприятия, организации, фирмы и определенные производственные комплексы, такие как железнодорожный транспорт, автомобильный транспорт и др.

Транспортные производственные комплексы характеризуются однородностью операций, которые выполняются, и подобностью технологических циклов, в своей совокупности они создают важную отрасль экономики- транспорт, которая, являясь самостоятельной отраслью экономики, может нормально функционировать и развиваться только при условии взаимодействия с другими отраслями экономики.

Совокупность транспортных производственных комплексов составляют единую целостную транспортную систему, призванную в соответствии со ст.21 Закона «О транспорте»:

- удовлетворять требования общественного производства и национальной безопасности;

- иметь межотраслевую инфраструктуру для предоставления всего комплекса транспортных услуг, в том числе для складирования и технологической подготовки грузов к транспортированию;

- обеспечивать внешнеэкономические связи Украины.

Эта система очень сложная и насчитывает определенное количество подсистем, которые являются организационной основой значительного количества предприятий, учреждений, организаций, которые действуют непосредственно в области транспорта.

Так, к примеру, если рассматривать автомобильный транспорт и его состав, то в соответствии со ст.30 Закона «О транспорте» в него входят предприятия автотранспорта, которые осуществляют процесс перевозки грузов, и пассажиров, авторемонтные предприятия, подвижной состав, транспортно-экспедиционные предприятия, автовокзалы и автостанции, учебные заведения и социально-бытовые учреждения, другие предприятия и учреждения независимо от формы собственности, которые обеспечивают работу автомобильного транспорта.

В соответствии с Законом «О транспорте» в транспортную систему Украины входят:

1. транспорт общего пользования (железнодорожный, морской, речной, автомобильный, авиационный, городской электротранспорт, в том числе метрополитен);

2. промышленный железнодорожный транспорт;

3. ведомственный транспорт;

4. трубопроводный транспорт;

5. пути сообщения общего пользования.

Каждый из указанных видов транспорта в свою очередь имеет собственную структуру, которая слагается из целого ряда материальных элементов как усматривается из примера, приведенного выше (состав автотранспорта).

 

Под государственным управлением понимается организационно-властная исполнительно-распорядительная деятельность органов государственного управления, которая функционирует на основании и для выполнения законов в повседневном практическом осуществлении функций государства.

Нормальное и безопасное функционирование транспортной системы возможно лишь при условии соответствующего государственного регулирования, всесторонней государственной финансовой, экономической, социальной и административной поддержки.

Управление в отрасли транспорта должно обеспечивать выполнение задач, определенных статьей 3 Закона «О транспорте».

Более конкретно цели и задачи управления определены в ст.4 Закона «О железнодорожном транспорте», ст.6 Закона «Об автомобильном транспорте», ст.3 Кодекса Торгового мореплавания.

Цели и задачи государственного управления реализуются в процессе повседневного функционирования специально уполномоченных на это органов управления, которые связаны с предприятиями транспорта, управленческими отношениями и наделены управленческими функциями.

В процессе управления осуществляются разнообразные по своему назначению и характеру функции в соответствии с действующим законодательством в пределах компетенции органов управления.

Наиболее общими для всех видов транспорта является такие функции:

1. Функции, связанные с эксплуатационной деятельностью транспортных средств, к которым можно отнести:

- координация работы предприятий автомобильного, авиационного, железнодорожного и других видов транспорта;

- подготовка и направление подвижного состава транспортных средств в соответствии с планами перевозок и заключенными договорами;

- составление и согласование графика движения транспортных средств;

- обеспечение развития ремонтной базы транспортных средств;

- установление техническим требований к новым видам подвижного состава и оборудования, формирование заказов для промышленности и контроль за их выполнением;

- приобретение нового подвижного состава и др.

2. Функции, связанные с правовым обеспечением деятельности транспортной системы:

- разработка и утверждение в установленном порядке Правил перевозок грузов, технических условий перевозки и крепления грузов, Правил перевозки пассажиров, Правил дорожного движения и др. правил на транспорте;

- утверждение Уставов предприятий, подписание контрактов с руководителями;

- участие в разработке и подготовке международных договоров;

- в соответствии с Законом Украины «О лицензировании некоторых видов хозяйственной деятельности» обеспечение лицензирования деятельности по предоставлению услуг по перевозке пассажиров и грузов на всех видах транспорта.

3. Функции, связанные с финансово-экономической деятельностью:

- формирование рынка услуг, создание новых организационных услуг всех форм собственности;

- формирование и реализация единой транспортной и ценовой политики, осуществление инновационной и инвестиционной политики;

- управление имуществом, находящимся в общегосударственной собственности и переданным предприятиям и др.

4. Функции, связанные с социальным развитием охраны окружающей среды:

- осуществление подбора кадров в систему Минтранса, организация работы по подготовке и переподготовке работников транспортного комплекса;

- формирование и внедрение научных программ, проектных разработок, новых технологий;

- осуществление мер по созданию безопасности условий труда, социальной защите работников и др.

5. Функции, связанные с административно-политической деятельностью:

- осуществление мероприятий по развитию единой транспортной системы Украины, созданию и развитию национальной сети международных транспортных коридоров и инфраструктуры транспортного комплекса;

- осуществление мер по реализации отраслевого сотрудничества Украины с Европейским союзом;

- осуществление управления ЕТР Украины в особый период;

- профилактика правонарушений на транспорте;

- организация обеспечения мобилизационной подготовки и гражданской обороны на транспорте и др.

 

Субъектами управления транспортом являются органы (организации) и их должностные лица, созданные в установленном законодательством порядке специально для осуществления управленческих функций, наделенные правами и обязанностями и своими действиями реализующие предоставленные им права и выполняющие возложенные на них обязанности.

Управление транспортом, как целостной единой системой персонифицировано, унифицировано и распределено между органами государственной власти в соответствии с их компетенцией.

Управление транспортом осуществляют:

1. Верховная Рада Украины;

2. Кабинет Министров Украины;

3. Министерство транспорта Украины;

4. специально уполномоченные на это органы транспорта в соответствии действующим законодательством;

5. Местные органы исполнительной власти (госадминистрации).

К компетенции Верховной Рады по вопросам деятельности транспорта отнесено: принятие законов, утверждение общегосударственных программ экономического, научно-технического, социального развития, определение основных принципов использования транспорта, правовые принципы предпринимательства, основы местного самоуправления и др.

Кабинет Министров Украины, как высший орган исполнительной власти выполняет ряд функций общих для транспортного комплекса в целом, а также функции в отдельных отраслях транспорта.

К первому виду функций относятся:

- издание Уставов отдельных видов транспорта;

- регулирование бесплатных перевозов для льготных категорий граждан;

- порядок лицензирования транспортной деятельности;

- специальные вопросы охраны и сопровождения грузов;

- создание и реорганизация центральных транспортных органов, назначение и увольнение их руководителей;

- определение тарифной политики и др.

Для железнодорожного транспорта общего пользования Кабинет Министров устанавливает государственные заказы в отношении перевозок пассажиров, грузов, вводит новые мощности и обеспечивает модернизацию технических средств; устанавливает порядок мобилизационной подготовки железнодорожного транспорта и пр.

В сфере дорожного движения Кабинет Министров контролирует выполнение законодательства о дорожном движении, определяет единый порядок организации дорожного движения и его безопасности; определяет порядок ввоза ТС на территорию Украины; устанавливает порядок выдачи удостоверений на право управления транспортными средствами.

В сфере деятельности авиационного транспорта: утверждает положение о размере государственных сборов; устанавливает границы полетов, например минимальную высоту полетов и пр.

В сфере деятельности водного транспорта: утверждает перечень внутренних водных путей, отнесенных к категории судоходных; утверждает ведение Государственного судового реестра Украины и Судовой книги; определяет перечень Морских портов, открытых к заходу иностранных судов и пр.

Центральным государственным органом регулирования деятельности транспортного комплекса Украины (независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности субъектов) является Министерство транспорта Украины, полномочия которого определены Положением о Министерстве транспорта, утвержденным Указом Президента Украины от 11.05.2000г. №678/2000.

Министерство транспорта несет ответственность за разработку и реализацию транспортной политики, осуществляет оперативное управление в отрасли транспорта и выполняет следующие функции:

- разрабатывает и внедряет меры, направленные на становление единой транспортной системы Украины;

- обеспечивает реализацию единой государственной экономической, тарифной, инвестиционной, научно-технической и социальной политики на транспорте;

- организовывает работу по обеспечению безопасности в транспортном комплексе и его надежности;

- выступает государственным заказчиком научных исследований комплексного характера;

- подает в установленном порядке предложения об изменениях условий функционирования транспорта, которые относятся к налогообложению, кредитованию, и об определении особенностей приватизации и демонополизации предприятий и прочее.

Министерство транспорта на основании норм действующего законодательства в процессе осуществления оперативной управленческой деятельности правомочно оказывать влияние (принимать участие) на деятельность в области транспорта.

Структурно Министерство транспорта слагается из нескольких государственных департаментов и администраций по направлениям транспортной деятельности:

1. Государственные департаменты авиационного транспорта (Укравиатранс), автомобильного транспорта (Укравтотранс), департамент морского и речного флота (Укрморречфлот).

2. Государственная администрация железнодорожного транспорта Украины (Укрзализныця).

Министерство транспорта через эти подразделения непосредственно общается с транспортными предприятиями и их комплексами, что позволяет в случае необходимости выйти на непосредственную связь: Минтранс– отдельное предприятие (порт, пароходство) в лицах руководителей этих отдельных транспортных структур.

К компетенции местных органов государственной исполнительной власти и местных государственных администраций Законами Украины «О транспорте», «О местных государственных администрациях», «О местном самоуправлении в Украине» отнесен ряд функций по управлению транспортом, а именно:

- организация обслуживания населения предприятиями, учреждениями и организациями транспорта независимо от форм собственности;

- контроль за работой пригородного пассажирского транспорта, вокзалов, согласование тарифов в пригородных сообщениях;

- организация выполнения работ по благоустройству привокзальных площадей, сооружений, обустройству подъездов к железнодорожным станциям;

- утверждение маршрутов и графиков движения местного пассажирского транспорта независимо от формы собственности и др.

Органы управления транспортом и органы местной исполнительной власти объединяют средства государственного и местных бюджетов и предприятий транспорта для строительства вокзалов, станций, портов, аэропортов, пешеходных мостов, туннелей, приобретения пассажирского подвижного состава, содержания и упорядочения путей сообщения и других объектов, связанных с обслуживанием пассажиров и перевозкой грузов.

Обобщая изложенное, следует отметить, что при осуществлении своих полномочий по отношению к транспортному комплексу, все перечисленные органы вступают во взаимодействие между собой, согласовывая те или иные вопросы, применяя соответствующие способы, методы, разнообразные организационные формы в своей деятельности.

 

Управление транспортом – это целенаправленная деятельность соответствующих органов по выполнению задач и функций в пределах компетенции, определенной нормативными актами. Если функции раскрывают основные направления деятельности и целенаправленного воздействия на объекты управления транспортом, то формы управления указывают на пути осуществления такого воздействия: как и каким путем возможно достигнуть поставленные задачи.

Формы управленческой деятельности зависят от характера отношений в сфере управления, а также объема и содержания компетенции органа управления. Каждый орган управления или должностное лицо наделен определенной компетенцией, которая предоставляет возможность выбирать варианты поведения в зависимости от конкретной ситуации, т.е. определить содержание управленческой деятельности в той или иной форме. Примером таких действий могут быть: издание акта управления, проведение совещания, назначение ревизии, осуществление контроля и другие формы осуществления управленческой деятельности. Эти действия предусмотрены и до определенной степени регламентированы нормами права. Например, Законом Украины «О дорожном движении» закреплено положение, в соответствии с которым к компетенции Кабинета Министров Украины отнесено: подготовка проектов законов и других нормативных актов по вопросам дорожного движения и его безопасности, а также ответственность за их нарушение на территории Украины; контроль за соблюдением законодательства о дорожном движении; определение единого порядка организации дорожного движения и его безопасности; установление единых требований к конструкциям и техническому состоянию транспортных средств, которые эксплуатируются в Украине и т.п.

В юридической литературе общепринятой классификации видов форм управления транспортом нет, но наиболее распространенными являются два варианта: 1) в зависимости от юридических последствий; 2) по степени правовой регламентации процесса их применения. Нормотворческая, правоустанавливающая, правоприменительная деятельность органов управления создает существенные юридические последствия, и их реализация имеет большое значение для выполнения поставленных задач. Эта деятельность связана с изданием правовых актов, которые влекут за собой возникновение, изменение или прекращение транспортных отношений и требует четкого юридического выражения и регламентированную процедуру осуществления. Такие формы управленческой деятельности в юридической литературе принято называть юридическими формами, главной особенностью которых является юридическое волеизъявление субъекта управления, присущее государственному управлению, а именно: односторонне-властное, официальное решение управленческого характера.

Однако, значительная часть деятельности не связана с изданием правовых актов и осуществлением юридически значимых действий, не создает прямых юридических последствий. К таким формам деятельности относятся: проведение материально-технических операций (отчеты, справки, представления); осуществление организационных мер (проведение совещаний, консультаций, оказание помощи, обмен опытом и т.п.). Такие формы не создают, не изменяют и не прекращают транспортных правоотношений и в юридической литературе именуются не правовыми формами. Вместе с тем, эти формы могут быть основанием для осуществления действий юридического характера. Например, статистические данные о состоянии безопасности движения могут быть основанием для принятия нормативного акта об ограничении движения на отдельных участках или об установлении более строгой ответственности за нарушение тех или иных правил движения. Т.о., в зависимости от юридических последствий формы управления подразделяются на правовые и не правовые.

По степени правовой регламентации процесса их применения можно выделить такие формы:

- принятие ведущих актов управления транспортом и применение норм транспортного права;

- заключение договоров;

- осуществление организационных мер;

- осуществление материально-технических операций.

Принятие правовых актов управления транспортом является особой формой деятельности органов управления транспортом, направленной на выполнение законов путем установления дополнительных положений (норм права) подзаконного характера, что предусмотрено самими законами. Так, в законах Украины «Об автомобильном транспорте», «О железнодорожном транспорте», Кодексе торгового мореплавания устанавливается, что нормативные документы, которые определяют правила и порядок перевозки грузов, пассажиров, багажа и почты, пользование средствами транспорта, безопасности движения, охраны труда, обеспечения общественного порядка, санитарные нормы и правила на транспорте Украины являются обязательными для всех юридических и физических лиц на территории Украины. Эти положения продублированы Уставом железных дорог, в Положениях о Министерстве транспорта Украины, О Государственной администрации железнодорожного транспорта Украины и Государственных департаментах других видов транспорта с учетом специфики деятельности отдельных видов транспорта.

Принятие подзаконных нормативных актов осуществляется органами управления в соответствии с их компетенцией. Например: Правила перевозки грузов, пассажиров, багажа и почты; Технические условия погрузки и крепления грузов утверждаются Минтрансом Украины, а правила пожарной безопасности, санитарные нормы и правила, правила безопасности граждан на транспорте, инструкции по перевозке отдельных видов грузов, инструкции о порядке расследования и учет несчастных случаев непроизводственного характера и другие документы могут утверждаться приказами должностных лиц, соответствующих администраций, департаментов транспорта и даже их структурными подразделениями (железной дорогой, пароходством, портом). С помощью такого нормотворчества конкретизируются и детализируются общие нормы законов, при этом, не изменяя их содержание, но вместе с тем обеспечивая условия реализации требований законов.

Деятельность органов управления транспортом, кроме этого, состоит в применении норм транспортного права – издании индивидуальных актов управленческого характера. Именно с помощью таких актов законы и подзаконные нормативные акты применяются при конкретных обстоятельствах. Они служат основанием возникновения, изменения и прекращения транспортных отношений. Например: приказ начальника железной дороги или уполномоченного им должностного лица о загрузке вагонов сверх плана или вне плана и обеспечение их перевозки. Индивидуальные акты – это правоприменительные акты, обращенные к конкретному лицу, имеющие разовое применение, и особенностью их является то, что они не содержат нормы права, а направлены на реализацию конкретных юридических повелений уполномоченных субъектов (органов) управления транспортом.

Заключение договоров – это особенная специфическая форма деятельности транспортных органов. В настоящее время планирование хозяйственной деятельности на транспорте как форма государственного управления частично утратило актуальность. Вместе с тем, в условиях рыночных отношений усиливается роль договора не только на стадии выполнения, но и на стадии организации и формирования отношений субъектов. Однако, договорные отношения на транспорте имеют некоторую специфику, в частности: данные отношения должны характеризоваться юридическим равенством волеизъявления сторон, а природа транспортно-правовых отношений наряду с равенством сторон предусматривает властные полномочия транспортного органа. Властность полномочий транспортного органа проявляется в том, что форма договора устанавливается Правилами, утвержденными Министерством транспорта Украины. Порядок разработки, срок подачи заявки, утверждение планов и учет выполнения перевозок грузов также устанавливаются Правилами. Определенными полномочиями наделены начальники железнодорожных станций, речных и морских портов, аэропортов. Т.о. договор перевозки хоть и сохраняет гражданско-правовую форму, но по содержанию построенный на основе не всегда свободного волеизъявления сторон, характеризуется наличием в той или иной степени властных полномочий транспортного органа, приобретает новые качества – становится непосредственно транспортным договором.

Осуществление организационных мер – это действия соответствующих органов, не требующие четко определенного юридического оформления. К ним относятся инструктажи, совещания, собрания, предоставление практической помощи по организации процесса перевозок работниками транспорта, а также взаимодействие с грузоотправителями и грузополучателями по вопросам распространения положительного опыта маршрутизации перевозок грузов, проведения контрольных мер рационального использования транспортных средств, их загрузки до полной вместимости и грузоподъемности и т. п.

Осуществление материально-технических операций – также не правовая форма деятельности, не требующая четкого юридического оформления, имеет вспомогательное назначение в обеспечении управленческого процесса на транспорте. К материально-техническим операциям принадлежат: информационная работа, подготовка материалов к изданию нормативных актов, научно-исследовательская работа, статистика и учет, делопроизводство и ведение архивов и т.п.

Методы управления транспортом – это разнообразные способы, приемы и средства, с помощью которых компетентный орган или уполномоченный субъект осуществляет практическое воздействие на поведение управляемого объекта с целью достижения определенного результата. В зависимости от способа воздействия методы управления можно подразделить на следующие: убеждения, поощрения и принуждения.

Метод убеждения – это способ целенаправленного воздействия на сознание и поведение участников транспортных отношений, который реализуется в комплексе разъяснительных, рекомендательных и поощрительных мер с целью обеспечения правомерности их поведения.

Метод поощрения – это меры материального и морального воздействия как необходимого условия мотивации надлежащего поведения участников транспортных отношений. Например, относительно грузоотправителей, перевозчиков, грузополучателей законодательством установлены меры материального воздействия – штрафы, пеня, сборы – в случае неподачи подвижного состава под загрузку или задержку подвижного состава грузоотправителем под погрузкой и выгрузкой и т.п. К этому методу можно отнести награждения работников транспорта подарками или деньгами, объявление благодарности, представление к награде и пр.

Метод принуждения – заключается в применении уполномоченным лицом (органом) комплекса принудительных мер морального, материального и физического воздействия на волю и поведение участников управленческих отношений, направленных на выполнение поставленных задач. Метод принуждения реализуется посредством установления определенных норм права; изданием индивидуальных управленческих актов; применения в предусмотренных законом случаях мер всех видов государственного принуждения. В сфере транспортных отношений применяются все виды государственного принуждения, присущие юридической науке: уголовное принуждение, гражданско-правовое принуждение, административное принуждение.

 

 

Тема № 4: «Правонарушения на транспорте и юридическая ответственность»

 

План:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-11; Просмотров: 1856; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.