КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 1.6. Язык и стиль научно-исследовательской работы
Язык и стиль изложения материалов исследования как научного труда имеет свой этикет. В исследовательской принят формально-логический способ изложения материала. В работе исключается эмоциональность, образность, риторические вопросы. Формально-логический способ изложения материала предполагает отбор определенных языковых средств.
1.6.1. Система языковых средств, используемая в научно-исследовательской работе
Лексико-грамматические средства
Лексико-грамматические особенности научной речи влияют на стилистическое оформление текста научно-исследовательской работы. В тексте принято использовать большое количество существительных с абстрактным значением, а также отглагольных существительных {исследование, рассмотрение, изучение и т.п.). В работе используется значительное количество слов с абстрактным значением, служебных слов (предлогов, союзов), а также вводных слов, обеспечивающих логические связи между отдельными частями высказывания: таким образом, по нашему мнению, при этом, в связи тем, что и т. д. В научных текстах рекомендуется применять стандартные слова и словосочетания, выполняющие роль средств связи между предложениями. Пример таких лексических средств, стандартных выражений, наиболее распространенных в научных текстах представлен в таблице 1 (приложение 1). В исследовательской работе широко представлены относительные прилагательные, реже употребляются качественные. Поскольку от относительных прилагательных не образуются формы степеней сравнения, то при необходимости использования качественных прилагательных предпочтение отдается аналитическим формам сравнительной и превосходной степени. Сравнительная степень качественных прилагательных употребляется в виде слов более, менее, для образования превосходной степени чаще всего используются слова наиболее, наименее. Не употребляется сравнительная степень прилагательного с приставкой «по» (например, побольше, поменьше, побыстрее), а также превосходная степень прилагательного с суффиксами -айш-, -ейш-, (огромнейшая, величайший). Характерной особенностью языка научного текста является отсутствие экспрессии. В связи с этим преобладает такая форма оценки, как констатация признаков, присущих определяемому слову. Отдельные прилагательные употребляются в роли местоимений. Так, прилагательное «следующие» заменяет местоимение «такие» и предваряет последовательность перечисления особенностей и признаков. В научном тексте распространены слова со стертой семантикой, информативно-неполнозначные глаголы (являться, казаться), сочетания глаголов с отглагольными существительными (оказать влияние, находить применение). Глагол и глагольные формы в научном тексте несут особую информационную нагрузку и служат для выражения постоянного свойства предмета (в закономерностях, установленных ранее или в процессе данного исследования), употребляются также при описании хода исследования, доказательств и т. п. Например, принято писать «рассматриваемая проблема», а не «рассмотренная проблема». Широко используются возвратные глаголы, пассивные конструкции, что обусловлено необходимостью подчеркнуть объект действия, предмет исследования (например, «В данной статье рассматриваются...»; «В работе исследуются...»). В научной речи распространены указательные местоимения этот, тот, такой, которые не только конкретизируют предмет, но и выражают логические связи между частями высказывания (например, «Эти данные служат...»; «Такое исследование...»). Местоимения «что-то», «кто-то», «кое-что», «что-нибудь» в силу неопределенности их значения в тексте дипломной работы не используются. В основном в лексическом составе исследовательской работы выделяются три группы слов: 1. Терминологическая лексика. Специальные термины выражают объекты науки однозначно. 2. Общенаучная лексика. Лексическое окружение терминов: слова и словосочетания, которые в общеязыковом употреблении многозначны, но в научном контексте однозначны. 3. Слова-организаторы научной мысли: – слова, входящие в логический контекст (поэтому, следовательно, таким образом, тем самым); – слова, отрицающие приведенные выше соображения (однако, с другой стороны, тем не менее, в противоположность этому); – слова, расширяющие приведенные выше соображения (то есть, кроме того, в свою очередь); – слова, указывающие на последовательность аргументации (во-первых, выше, ниже); – слова, характеризующие степень объективности информации (считают, думают, полагают, по-видимому, по мнению, возможно).
1.6.2. Фразеология исследовательской работы
Для правильного оформления исследовательской работы необходимо освоить фразеологию научного языка. С этой целью начинающему исследователю рекомендуется обращаться к стандартным словосочетаниям и выражениям, которые наиболее часто встречаются в научных текстах. 1. Для раскрытия актуальности проблемы: 1.1. Особенность, важность проблемы: – Одной из наиболее актуальных проблем является... – В настоящее время особую значимость приобретает... – Приоритетным направлением является... 1.2. Сложность, трудность решения проблемы: – Большим препятствием является... поэтому... - насущная проблема... – При составлении... сталкиваемся с рядом трудностей, поэтому использование... - сложная проблема... 1.3. Необходимость какого-то действия: – Необходимость применения... можно обосновать следующим образом... – Необходимость обусловлена... – Одной (одним) из основных (важнейших, наиболее сложных, на более актуальных) проблем (задач, особенностей, направлений, характеристик) является... – Одна из... заключается в... – Особую актуальность (особую значимость, все большее значение) приобретает... – Особое место занимает... – Огромную роль играет... – Все большее внимание уделяется... – При... возникает сложная проблема (разнообразие задачи)... ^ 2. Для оформления главы I («Обзор литературы по теме») рекомендуется использовать стандартные словосочетания и выражения, которые разъясняют внутреннюю последовательность изложения текста. Приведенные ниже словосочетания обозначают переходы авторской мысли и способствуют структурированию текста. – Авторы по-разному (одинаково) определяют (что), подходят (к чему)... – Рассмотрим один из возможных вариантов... – Эти вопросы (проблемы) рассматриваются одинаково (по-разному). – В работе (работах) показано (выделено, предложено, выдвигалась, описывалась, обосновывалась...). – (Кто-либо) использует разные подходы (методики, методы) решения задачи... – Основной недостаток такого решения состоит в том, что... – Недостатком является то, что... – Что касается... то эта проблема (задача) не решена... – (Кто-либо) игнорирует условия эксперимента, при которых... – В большинстве работ... рассматриваются общие условия... – Однако, несмотря на явные достоинства, этот подход имеет свои недостатки. – Во всех (в обеих) работах сходно решается вопрос о... – Оба автора обращают внимание на то, что. – В работе (кого-либо) этой проблеме уделяется большое (незначительное) внимание. – Эти мысли (кого-либо) перекликаются с идеей (гипотезой).... – По мнению (кого-либо, всех авторов, исследователей)... – Эта проблема затрагивается также... – Н., так же как и М., обращает внимание на то, что. – Подобно Н., М. анализирует... – В отличие от Н., М. указывает, что... – Если Н. считает, что... то М. придерживается другой точки зрения. – Что касается М., то он считает, что... – М. анализирует современный материал, а Н. основывается на исторических фактах... – М. опирается на богатый фактический материал, тогда как Н. частично оперирует гипотезами... – Н. утверждает, что... тогда как М. опровергает это... – Н. убежден, что... между тем как М. сомневается в этом... – Можно отметить, что... могут быть использованы не только в... а и в... – В то время как Н. - сторонник... М. придерживается... – Предметом нашего дальнейшего рассмотрения являются... – Остановимся, прежде всего, на анализе последнего предложения, вывода... – С другой стороны, следует подчеркнуть, что... – Это утверждение одновременно предполагает и то, что... – Рассматриваемая нами форма кривой... – Ясно, что... – Логика рассуждений приводит к следующему... – Как известно из... – Проанализируем этот факт с точки зрения... – Следует отметить... – Таким образом, можно с достаточной точностью сделать вывод, что... – Следовательно, можно доказать... Следующий список стандартных словосочетаний поможет придать логичность обсуждению результатов с привлечением литературных источников: – Автор убедительно доказывает (утверждает, приходит к выводу, подтверждает и т. д.), что... – Рассматриваемая научная работа ценна тем, что в ней имеются новые подходы к раскрытию теории вопроса (дается интересный анализ современного этапа...)... – Исследователь предлагает нестандартный вариант решения актуальной задачи (проблемы)... – К достоинствам работы можно отнести наличие большого объема опытных данных (результатов эксперимента в реальных условиях)... – Идея автора является обоснованной (убедительной, соответствующей ранее установленным фактам)... – Автор прав, утверждая, что... – Мысль автора (гипотеза, идея) сформулирована четко (ясно, доказательно)... – Приводя аргументацию автора, необходимо отметить ряд спорных моментов... – Такая постановка вопроса представляется малоубедительной (необоснованной, недостаточной)... – Выводы противоречат основам теории... – Автор приходит к выводам, которые не всегда подтверждаются фактическим материалом... – Отдельные выводы имеют недостаточно подтверждающего их материала исследований... – Автору не удалось раскрыть сущность закономерностей (связей, явлений, процессов)... – Вместе с тем вызывает сомнение тезис (гипотеза, вывод)... – Автор упускает при рассмотрении такие важные детали... – В этом выводе излишне категорично ставится вопрос (проблема)... – Автор формулирует исходные предпосылки (задачи, проблемы)... – Автор детально (в полном объеме) проанализировал все возможные свойства (критерии, данные)... – Рассматривая такие сложные вопросы (проблемы), автор допускает неточности (противоречие)... и т. д. ^ 3. Для раскрытия авторского подхода: 3.1. Уточнение используемой терминологии или авторского определения исходных понятий: – В данной работе (разделе, главе)... задача... будет рассмотрена как... – При этом под... будем понимать... – Под... здесь понимается... 3.2. Сознательное сужение границ предпринятого исследования: – В данной работе рассматривается только... – В описываемом исследовании нас интересовали в основном... – Такой подход обусловлен... – В рамках данного исследования... 3.3. Указание на целесообразность предлагаемого автором подхода: – Именно поэтому... должно состоять не только из... но и содержать... – Исходя из этих соображений, следует... строить не на... а на... ^ 4. Для отражения целевой установки: – Целью (цель) настоящей (данной) работы (главы) является (была, заключается в...)... – В настоящей (данной) работе (главе, параграфе) излагаются (анализируются, описываются, исследуются, рассматриваются, предлагаются, рассмотрены, приведены...)... – Настоящая (данная) работа посвящена... ^ 5. Для описания известного варианта решения: – Известно, что... – Известные подходы к... основаны на... 5.1. Дистантная связь с предшествующими работами автора или других исследователей: – В работе (работах) Л. С. Выготского, А. Р. Лурия показано (выделено, предложено, выдвигалась, описывалась, обосновывалась...)... 5.2. Указания на то, что какое-либо решение уже известно в науке: – Все большее распространение получают... – В настоящее время разработаны основные подходы к... 5.3. Перечисление известных решений: – Для анализа... используются различные способы... например... – Для сбора фактов... известны способы... – В... используются различные подходы, например... ^ 6. Для описания недостатков известного варианта решения: – Основной недостаток... заключается в том, что... – Недостатком является то, что... – Что касается... то эта проблема еще не решена. – Однако данный вопрос является недостаточно изученным (разработанным), нуждается в уточнении, конкретизации... 6.1. Характеристика отношений противопоставления, несоответствия: – Однако... имеет ряд существенных недостатков... – Однако... не позволяет... 6.2. Характеристика какого-либо дискуссионного вопроса: – В... игнорируется... – В большинстве работ... рассматривается без учета... 6.3. Констатация трудностей, сложности реализации известных ранее вариантов решения: – Рассмотренная система является весьма сложной и характеризуется рядом недостатков... – Трудоемкость существующих методов... существенно снижает... ^ 7. Для описания предлагаемого варианта решения: – В настоящей работе предлагается... – Предлагаемый подход... основан на... – Рассмотрим один из возможных путей решения этой проблемы... – Перейдем непосредственно к описанию... – В данной работе излагается один из подходов к... ^ 8. Для представления места исследования: – В (на)... действует (создан, была создана, разработана, разрабатывается, проводилась, проведен, ведутся...)... – Назначение предмета рассмотрения: – Методика... предназначена для... – Анамнестические данные используются для... ^ 9. Для представления примеров: – Рассмотрим... на примере... – Приведем пример... – Поясним на примере... 10. Для наглядного представления информации: – На рисунке (таблице, схеме) показано (приведено, представлены...)... – Как показано на рисунке... – Что и отражено на рисунке. ^ 11. Для описания математического аппарата: – Для выявления статистически значимых (достоверных) различий... использовался критерий (компьютерная программа)... ^ 12. Для описания экспериментальной проверки: – Эксперимент... проводился на выборке... – Для подтверждения... был проведен эксперимент... – Для проверки эффективности методики был проведен контрольный эксперимент. ^ 13. Для описания преимуществ предлагаемого варианта решения: – Преимущество этого способа состоит в том, что... – Следовательно, преимущества... состоят не только в... но и в... – Достоинством такой... является... – Данный метод позволяет.... – Применение... сократило время, исключило субъективность... – Метод дает возможность обеспечить... – Применение... повысит эффективность и позволит... ^ 14. Для описания особенностей предлагаемого варианта решения: – Существенной особенностью... является... – Особенность... состоит в том, что... ^ 15. Для представления результатов: – Результаты показали следующее:... – Анализ результатов позволил сделать вывод... – Количественно-качественный анализ данных эксперимента позволяет. ^ 16. Для представления выводов: – Таким образом, можно сделать вывод, что... – Проведенные исследования позволяют сделать следующие выводы... – Следовательно, подводя итоги, можно сказать, что... – Резюмируя вышеизложенное... – В заключение подчеркнем следующее... – Анализ... позволяет утверждать... ^ 17. Для представления рекомендаций: – Как... так и... может быть рекомендовано в качестве... – Методика может быть рекомендована для... – Подход (прием) может быть использован для... – Разработанные рекомендации могут применяться в... для... ^ 18. Для представления назначения предмета рассмотрения: – Как..., так и может быть использовано в качестве... – В заключение можно отметить, что... могут использоваться не только в... но и в...
1.6.3. Синтаксис научной речи
Научная речь характеризуется строгой логической последовательностью: все компоненты (простые и сложные) тесно связаны друг с другом, каждый последующий вытекает из предыдущего или является следующим «звеном в повествовании или рассуждении. Преобладают сложные союзные предложения, поэтому научный текст отличается обилием составных подчинительных союзов благодаря тому, что, между тем как, так как, вместо того, чтобы, ввиду того, что, от того, что, вследствие того, что, после того, как, в то время как и др. Наиболее употребительны производные предлоги в течение, в соответствии с..., в результате, в отличие от..., наряду е., в связи с... и т. п. При оформлении научной работы не следует употреблять неполные предложения, применять союзы и союзные слова типа да и, не то, раз и т. д. Они характерны для публичного выступления и разговорной речи и придают изложению эмоциональную окраску. Безличные, неопределенно-личные предложения в тексте научных работ используются при описании фактов, явлений и процессов. Номинативные предложения применяются в названиях глав и параграфов, в заголовках таблиц и в подрисуночных подписях.
1.6.4. Стилистические особенности письменной научной речи
Основная черта стиля научной речи - объективность изложения. Научный текст должен иметь ярко выраженную целенаправленность и прагматичность. Такие требования к научному тексту означают, что в него должны включаться лишь точные, подтвержденные исследованиями сведения и факты, для словесного выражения которых используется специальная терминология. Обязательным условием объективности изложения материала является наличие вводных слов и словосочетаний, указывающих на степень достоверности сообщения {по сообщению, по сведениям, по мнению, по данным, по нашему мнению и др.), а также указание на источник сообщения. Конкретный характер описаний изучаемых явлений, фактов и процессов исключает индивидуальные особенности слога, эмоциональность и образность. Существуют определенные стандарты изложения материала. Так, результаты экспериментов обычно описываются с помощью кратких страдательных причастий. Например: «Получены следующие результаты....», «Было выделено несколько групп ошибок...». Принятым стилем письменной, научной речи является безличный монолог. Изложение ведется от третьего: лица, поскольку внимание сосредоточено на содержании и логической последовательности сообщения, а не на субъекте. В исследовательской работе необходимо исключать местоимения «я» и «мы». При необходимости лучше прибегнуть к конструкциям, исключающим употребление этих местоимений. Например, «На первом этапе исследования был проведен отбор детей в контрольную и экспериментальную группы», «разработаны методические рекомендации по преодолению…». Культуру научной речи определяют такие важные качества, как точность, ясность и краткость. Смысловая точность - одно из главных условий, обеспечивающих научную и практическую ценность заключенной в тексте научной работы информации. Не следует употреблять слова иностранного происхождения, если есть русские слова и словосочетания, четко и ясно определяющие предмет или явление (например, лучше определять, чем детерминировать) и т. д. Недопустимо применение профессиональных жаргонизмов, просторечных слов и т. д. Каждый автор вырабатывает должен придерживаться следующих общепринятых норм: 1. Необходимо избегать повторений, не допускать перехода к новой мысли, пока предыдущая не получила полного, законченного выражения. 2. Нельзя чрезмерно усложнять фразы, что затрудняет восприятие и сохранение в памяти их содержания. 3. Не рекомендуется чрезмерное дробление фраз, так как это может привести к разрыву самой мысли и затруднить установление взаимосвязей между ее фрагментами. Трудности содержательного восприятия предложения зависят не только от его длины, но и от построения. 4. Текст лучше воспринимается, если в нем отсутствует тавтология, не употребляются синонимы в одном предложении. 5. Изложение должно быть беспристрастным, содержать критическую оценку существующих точек зрения, высказанных в литературе по данному вопросу. Если обсуждается дискуссионный вопрос, то точку зрения автора по этому вопросу следует обосновать. 6. Желательно не злоупотреблять ссылками на себя, но если это необходимо, то употреблять выражения от третьего лица: «по нашему мнению» и т. д. 7. Не рекомендуется перегружать рукопись цифрами, цитатами, иллюстрациями, так как это отвлекает внимание читателя и затрудняет понимание содержания. В то же время не следует совсем отказываться от такого вспомогательного материала, поскольку он помогает наглядно продемонстрировать результаты исследования. Весь вспомогательный материал удобнее оформить в виде приложения. Использованные в работе цитаты должны иметь точные ссылки на источники. Таким образом, текст исследовательской работы должен отвечать следующим основным формальным требованиям: – четкость структуры; – логичность и последовательность; – точность приведенных сведений; – ясность и лаконичность изложения материала; – соответствие изложения материала нормам литературного русского языка. Таблица 1
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 8537; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |