КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социальная психология
Цели и инструменты государственного регулирования экономики. Правительство должно сформулировать конечные цели экономической политики, что обычно делается в терминах функции общественного благосостояния. На её основе определяются целевые показатели. Правительство оценивает, какими политическими инструментами оно располагает. Правительство должно опереться на какую-либо модель экономики, которая связывает цели и инструменты. Государственная экономическая политика может достичь поставленных целей тогда, когда количество целей=количеству инструментов, и влияние инструментов на цели не зависимо друг от друга. По отношению друг к другу «Нет хуже на свете людей, в которых еще тлеют остатки добродетели.» 1. Любой в первую очередь делает для себя. 2. Существует расхождение в ценностях.
Образование- Образованность Высшее образование- КУЛЬТУРА (Образование + Образованность) Информация- нарушение однообразия; на сегодняшний день правду подменяют информацией. Амбиция- болезненное чувство самолюбия. Плохое поколение родителей родит плохое поколение детей, которые породят худшее поколение. Мода- нарушение однообразия с выяснением и пониманием причин возникновения и последствий. Ценность- личные представления о том, что желательно для меня и как мне себя вести. 2 признака классовости: 1. Степень производства благ 2. Степень распределения этих благ Менее культурный человек (инфантильный, вандал) никогда не простит более свободного человека из-за своих комплексов. Свободный человек хочет свободы для всех. Сообщество невозможно без идеологии. Принципы развития: 1. Накопление 2. Объяснение 3. Эмпирический опыт 4. Методы, способы. Научно-практическое состояние Сунь Цзы: 1. Разлагайте всё хорошее, что имеется в стране вашего противника. 2. Вовлекайте видных деятелей противника в преступные предприятия. 3. Подрывайте престиж руководства противника и выставляйте его на позор в нужный момент перед общественностью. 4. Используйте в этих целях сотрудничество с самыми подлыми и гнусными людьми. 5. Разжигайте ссоры и столкновения среди граждан враждебной вам стороны.
«Нет хуже злых людей, которые до конца не лишены добра» Делать правильно (легче)+ делать правильное дело (сложнее) = профессионализм. 4 способа взаимовлияния при взаимодействии: - психическое заражение (уровень эмоций и чувств) процесс бессознательный - психическое подражание (бессознательный процесс) - психическое внушение «Нужно слушать умным слухом, а не глупым ухом» - убеждение (взаимодействие на равных) Объект социальной психологии: Г.М. Андреева: 3 подхода 1. наука об общественной психологии- массовые общественные явления 2.социальные качества личности 0+0+0+0+0+0=0 (масса) Толпа Масса Аудитория Публика 3.изучение массовых психологических процессов и положения личности в группе
личность социум
мы в социуме, но в тоже время мы индивидуальны.
В. Вичев (Болгария) Объект: социальная психика Социальная психика- это функциональная, динамическая система общества, формирующаяся в процессах общения людей больших и малых групп; реализует основную для человека и общества задачу: управление совместной деятельностью в социальных организациях и неформальных объединениях. Предмет: Б.Д. Парыгин: - социальная психология личности - социальная психология общностей и как следствие общение - социальные отношения - формы духовной деятельности Духовность- термин, который отражает высшие стороны внутреннего мира человек. Характеризуется: миролюбием, искренностью, открытостью, способностью к взаимодействию, сочувствием, милосердием. Основывается духовность на широте пережитых взглядов на себя и других. Формируется из эрудиции личности. Духовность признак интеллигенции. Духовность несовместима с эгоизмом, эмоциональной тупостью, черствостью, ТОЛЬКО с потреблением материальных благ. В.Н. Мясищев: 1. изменение психической деятельности людей в социальных группах под влиянием внешних воздействий. 2. особенности этих групп. 3. психические стороны процессов общества. Элементы системы социальной психики: 1.массовые, групповые, межгрупповые, межличностные и личностные настроения. Настроение- одна из форм эмоциональной жизни человека. Эмоциональная жизнь- более или менее устойчивая, продолжительное эмоциональное состояние человека, окрашивающая в течении некоторого времени ВСЕ его переживания. Интенция- (лат. намерение, стремление) направленность сознания на ее предмет безотносительно к тому, реальный он или воображаемый. Подчинять настроение себе, а не наоборот. Личностный конструкт- способ, при помощи которого человек конструирует свои взгляды на окружающую действительность. Закон массы: 2+1- формирование настроения. 2.массовые, групповые, индивидуальные эмоции. Группа- это 2 или более человека, взаимодействующее друг с другом; осознают свою функциональную принадлежность к взаимодействию; участвуют в совместной деятельности. 3.массовые действия. 4.стереотипы. 5.установка- состояние готовности действовать. 6.сознательные и бессознательные действия. 7.формальные и неформальные действия. Структура социальной психики: 1. Общение, как основа социальной психики. Общение- взаимодействие 2 или более людей; обмен информацией. Информация- нарушение однообразия. 2 вида: содержательная (познавательная) и аффективно- оценочная. Отношение- переживание эмоционально- чувственного. 2. Личность как субъект общения. Субъект- активная, самостоятельная единица. 3. Малая группа как совокупный субъект общения. 4. Малая группа как совокупность субъектов общения. 5. Механизмы общения. 6. Формы общения. 7. Динамика общения. 8. Социальные технологии общения.
Думать о других Думать о себе Альтруизм, общее дело Эгоизм, жадность
Как социальная психика воздействует на поведение: - усиливает или парализует интеллект и волю личности; - регулирует действие личности; - определяет процесс формирования установок, потребностей, мотивации личности; Функции социальной психики: 1.интеграция и трансляция социального опыта; Социальный опыт- специальные, предметные знания, умения навыки + соответствующие способности. «И медведя можно научить ездить на велосипеде» 2.нравственные принципы и навыки поведения. 3.благоразумныое отношение к окружающей среде. Знание- проверенные практикой результат познания действительности, наиболее верно отраженная (субъективно) в мышлении человека. Социальная психика обеспечивает: 1. Интеграция социального опыта А) управление трансляцией социального опыта Б) формирует единое направление воли и чувств данной социальной группе. Огромное значение имеет ритуал- рамки порядка действий. Ритуал- порядок обрядовых действий; установленный порядок совершения чего- либо. Вытекает отсюда «образ жизни» 2. Социальная адаптация (специально обученные люди) Приводит индивидуальное сознание в соответствие с принципами и нормами социальной группы. Не что иное, как «специальное обучение» и воспитание Политрук: «Делай, как я»; Политработник: «Делай, как я сказал» Образование- процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков необходимое условие социальной адаптации. Умения- способность применять знания, контролируя своим сознанием. Навык- отработанные до автоматизма умения. Вина- психическое и психологическое отношение человека к совершенному действию. профессионализм
ПУЗ (профессиональный уровень знаний)
Дилетантический уровень личности. Гармонично- развитая личность- личность, испытывающая неудовлетворенность (потребность), сменяющаяся иногда чувством полного удовлетворения за достигнутые цели. Культура вырабатывает формы и навыки коммуникации→призвана обеспечивать наиболее эффективную адаптацию. Социальная адаптация возможна и реальна ТОЛЬКО в процессе общения. 3. Социальная корреляция Корреляция- взаимное согласие, соотношение установленной связи. Социальная корреляция- приведение поведения личности в соответствии с нормами данного социума. 4. Социальная активация А) социальная психика усиливает и активизирует человеческую деятельность. Основные механизмы: чувства и воля. Б) социальная психика формирует массовые эмоции как побудитель к массовым действиям. «К толпе БЕСПОЛЕЗНО обращаться к сознательному» 5. Социальный контроль Социальная психика- носитель неформальных санкций общества→социальная психика регулирует санкции- меры поведения личности (социальная норма) «Чем больше в законе закреплено моральных норм, тем выше культура общества» Санкции- нерушимый закон, либо строжайшее постановление с указанием кары за нарушение. Кара- возмещение. Санкции: 1.разрешение высшей инстанции 2.часть правовой норма 3.мера воздействия Социальная психика аккумулирует и транслирует нормативные санкции, посредством которых осуществляет свою контрольную функцию. 6. Проективная разгрузка Любая нереализованная потребность вызывает психическое напряжение, которое рано или поздно утихает (разрядка). Выход из данной ситуации- понять себя. Социальная психика освобождает от напряжения, не нарушая общественных норм.
Общие значения социальной психики: 1. Все функции взаимосвязаны. 2. Все функции в социальной психике реализуются в процессе социализации личности. 3. Социальная психика воздействует на других людей только в форме кооперации. Кооперация- особая форма организации труда (множество людей взаимодействуют в одном деле) «Каждый на своем месте, но делают одно дело.» Кооперативная деятельность обеспечивает: 1. Сочетание взаимодействий людей (общение) 2. Сочетание взаимодействий на взаимодействия людей (управление общением) Результаты кооперативного взаимодействия: формируется энергетическое поле, которое воздействует на индивидуальную, групповую и массовую деятельность.
Социальная среда и личность. Социально-психологическое явление, которое возникает при взаимодействии и взаимовлиянии социальной среды, личности и группы. Принципы: 1. Деятельность 2. Условия, в которых формируется сознание 3. Ответственность
Защитные механизмы по З. Фрейду: Фрейд полагал, что ЭГО реагирует на угрозу прорыва импульсов ид двумя путями: 1) блокированием выражения импульсов в сознательном поведении или 2) искажением их до такой степени, чтобы изначальная их интенсивность заметно снизилась или отклонилась в сторону. Все защитные механизмы обладают двумя общими характеристиками: 1) они действуют на неосознанном уровне и поэтому являются средствами самообмана 2) они искажают, отрицают или фальсифицируют восприятие реальности, чтобы сделать тревогу менее угрожающей для индивидуума. Следует также заметить, что люди редко используют какой-либо единственный механизм защиты — обычно они применяют различные защитные механизмы для разрешения конфликта или ослабления тревоги. Некоторые основные защитные стратегии: Вытеснение. Фрейд рассматривал вытеснение как первичную защиту эго не только по той причине, что оно является основой для формирования более сложных защитных механизмов, но также потому, что оно обеспечивает наиболее прямой путь ухода от тревоги. Описываемое иногда как «мотивированное забывание», вытеснение представляет собой процесс удаления из осознания мыслей и чувств, причиняющих страдания. В результате действия вытеснения индивидуумы не осознают своих вызывающих тревогу конфликтов, а также не помнят травматических прошлых событий. Например, человек, страдающий от ужасающих личных неудач, благодаря вытеснению может стать неспособным рассказать об этом своем тяжелом опыте. Освобождение от тревоги путем вытеснения не проходит бесследно. Фрейд считал, что вытесненные мысли и импульсы не теряют своей активности в бессознательном, и для предотвращения их прорыва в сознание требуется постоянная трата психической энергии. Эта беспрерывная трата ресурсов эго может серьезно ограничивать использование энергии для более адаптивного, направленного на собственное развитие, творческого поведения. Однако постоянное стремление вытесненного материала к открытому выражению может получать кратковременное удовлетворение в сновидениях, шутках, оговорках и других проявлениях того, что Фрейд называл «психопатологией обыденной жизни». Более того, согласно его теории, вытеснение играет роль во всех формах невротического поведения, в психосоматических заболеваниях (таких, например, как язвенная болезнь), психосексуальных нарушениях (таких как импотенция и фригидность). Это основной и наиболее часто встречающийся защитный механизм. Проекция. Как защитный механизм по своей теоретической значимости проекция следует за вытеснением. Она представляет собой процесс, посредством которого индивидуум приписывает собственные неприемлемые мысли, чувства и поведение другим людям или окружению. Таким образом, проекция позволяет человеку возлагать вину на кого-нибудь или что-нибудь за свои недостатки или промахи. Игрок в гольф, критикующий свою клюшку после неудачного удара, демонстрирует примитивную проекцию. На другом уровне мы можем наблюдать проекцию у молодой женщины, которая не осознает, что борется со своим сильным сексуальным влечением, но подозревает каждого, кто с ней встречается, в намерении ее соблазнить. Наконец, классический пример проекции — студент, не подготовившийся как следует к экзамену, приписывает свою низкую оценку нечестно проведенному тестированию, мошенничеству других студентов или возлагает вину на профессора за то, что тот не объяснил эту тему на лекции. Проекцией также объясняются социальные предрассудки и феномен «козла отпущения», поскольку этнические и расовые стереотипы представляют собой удобную мишень для приписывания кому-то другому своих негативных личностных характеристик. Замещение. В защитном механизме, получившем название замещение, проявление инстинктивного импульса переадресовывается от более угрожающего объекта или личности к менее угрожающему. Распространенный пример — ребенок, который, после того как его наказали родители, толкает свою младшую сестру, пинает ее собачку или ломает ее игрушки. Замещение также проявляется в повышенной чувствительности взрослых к малейшим раздражающим моментам. Например, чересчур требовательный работодатель критикует сотрудницу, и она реагирует вспышками ярости на незначительные провокации со стороны мужа и детей. Она не осознает, что, оказавшись объектами ее раздражения, они просто замещают начальника. В каждом из этих примеров истинный объект враждебности замещается гораздо менее угрожающим для субъекта. Менее распространена такая форма замещения, когда оно направлено против себя самого: враждебные импульсы, адресованные другим, переадресуются себе, что вызывает ощущение подавленности или осуждение самого себя. Рационализация. Другой способ для эго справиться с фрустрацией и тревогой — это исказить реальность и, таким образом, защитить самооценку. Рационализация имеет отношение к ложной аргументации, благодаря которой иррациональное поведение представляется таким образом, что выглядит вполне разумным и поэтому оправданным в глазах окружающих. Глупые ошибки, неудачные суждения и промахи могут найти оправдание при помощи магии рационализации. Одним из наиболее часто употребляемых видов такой защиты является рационализация по типу «зелен виноград». Это название берет начало из басни Эзопа о лисе, которая не могла дотянуться до виноградной кисти и поэтому решила, что ягоды еще не созрели. Люди рационализируют таким же образом. Например, мужчина, которому женщина ответила унизительным отказом, когда он пригласил ее на свидание, утешает себя тем, что она совершенно непривлекательна. Сходным образом, студентка, которой не удалось поступить на стоматологическое отделение медицинского института, может убеждать себя в том, что она на самом деле не хочет быть стоматологом. Реактивное образование. Иногда эго может защищаться от запретных импульсов, выражая в поведении и мыслях противоположные побуждения. Здесь мы имеем дело с реактивным образованием, или обратным действием. Этот защитный процесс реализуется двухступенчато: во-первых, неприемлемый импульс подавляется: затем на уровне сознания проявляется совершенно противоположный. Противодействие особенно заметно в социально одобряемом поведении, которое при этом выглядит преувеличенным и негибким. Например, женщина, испытывающая тревогу в связи с собственным выраженным сексуальным влечением, может стать в своем кругу непреклонным борцом с порнографическими фильмами. Она может даже активно пикетировать киностудии или писать письма протеста в кино-компании, выражая в них сильную озабоченность деградацией современного киноискусства. Регрессия. Еще один известный защитный механизм, используемый для защиты от тревоги, — это регрессия. Для регрессии характерен возврат к ребячливым, детским моделям поведения. Это способ смягчения тревоги путем возврата к раннему периоду жизни, более безопасному и приятному. Узнаваемые без труда проявления регрессии у взрослых включают несдержанность, недовольство, а также такие особенности как «надуться и не разговаривать» с другими, детский лепет, противодействие авторитетам или езда в автомобиле с безрассудно высокой скоростью. Сублимация. Согласно Фрейду, сублимация является защитным механизмом, дающим возможность человеку в целях адаптации изменить свои импульсы таким образом, чтобы их можно 6ыло выражать посредством социально приемлемых мыслей или действий. Сублимация рассматривается как единственно здоровая, конструктивная стратегия обуздания нежелательных импульсов, потому что она позволяет эго изменить цель или /и объект импульсов без сдерживания их проявления. Фрейд утверждал, что сублимация сексуальных инстинктов послужила главным толчком для великих достижений в западной науке и культуре. Он говорил, что сублимация сексуального влечения является особенно заметной чертой эволюции культуры — благодаря ей одной стал возможен необычайный подъем в науке, искусстве и идеологии, которые играют такую важную роль в нашей цивилизованной жизни. Отрицание. Когда человек отказывается признавать, что произошло неприятное событие, это значит, что он включает такой защитный механизм, как отрицание. Представим себе отца, который отказывается поверить в то, что его дочь изнасилована и зверски убита; он ведет себя так, как будто ничего подобного не происходило. Или вообразите ребенка, отрицающего смерть любимой кошки и упорно продолжающего верить, что она все еще жива. Отрицание реальности имеет место и тогда, когда люди говорят или настаивают: «Этого со мной просто не может случиться», несмотря на очевидные доказательства обратного (так бывает, когда врач сообщает пациенту, что у него смертельное заболевание). Согласно Фрейду, отрицание наиболее типично для маленьких детей и индивидуумов более старшего возраста со сниженным интеллектом (хотя люди зрелые и нормально развитые тоже могут иногда использовать отрицание в сильно травмирующих ситуациях). Отрицание и другие описанные защитные механизмы представляют собой пути, используемые психикой перед лицом внутренней и внешней угрозы. В каждом случае для создания защиты расходуется психологическая энергия, вследствие чего ограничивается гибкость и сила это. Более того, чем более эффективно действуют защитные механизмы, тем более искаженную картину наших потребностей, страхов и стремлений они создают. Фрейд заметил, что мы все в какой-то степени используем защитные механизмы и это становится нежелательным только в том случае, если мы чрезмерно на них полагаемся. Зерна серьезных психологических проблем падают на благоприятную почву только тогда, когда наши способы защиты, за исключением сублимации, приводят к искажению реальности. Вывод: 1. Проявляются у каждого человека. 2. Устойчивое прибегание к ним уже свидетельствует о невротизме. 3. Защитный механизм от реальности во внутрь себя. Здоровая личность: 1.активная позиция в действительности. 2.изучение и преодоление реальности. 3.способность видеть жизнь такой, какая она есть. 4.самопознание.
Поступок- выбор (внутренняя работа), инициативность; действие→активность;
поведение
Поведение: 3) индуктивное поведение- самонаведение. Человек сам анализирует свое поведение, т.е. сам комментирует и определяет значение своего поведения. С одной стороны- самопознание, с другой- самооценка. 4) привычное поведение- бихевиоризм Воспроизведение значимых вариантов поведения в соответствующих ситуациях; результат удовлетворения от полученных ранее положительных подкреплений. 5) утилитарное поведение- простое, но не упрощенное. Стремление решить проблему с достижением максимального результата; достичь максимального результата (положительного переживания) предвкушение большого успеха. 6) ролевое поведение (З. Фрейд) Соответствие поведения ролевым требованиям ситуации; не всегда совпадает с личными установками; разрешено ошибаться, чтобы улучшить. 7) комбинированное поведение. 14) утверждающее поведение. Переживание своих действий как достижение целей при максимальном использовании внутренних резервов. 15) исследовательское поведение- стремление к новизне физического и социального окружения. Основы: готовность терпеть информационную неопределенность, приспосабливая ее к ранее сформировавшимся приемам обработки. (предусмотрительность) 16) эмпатическое поведение. Способность чувствовать и понимать эмоциональное (психическое) и душевное (психологическое) состояние человека; внимательность к другим. Типы поведения: 1. Фрейдизм (психоанализ)- описывает и прогнозирует поведение (2,6,10) 2. Бихевиоризм- описывает категории поведения (2,4,10,12) 3. Когнитивные теории- описывают личность понимающую, анализирующую (1,3,9,11) 4. Гуманистические теории- описывают здоровую личность; Личность достигает личностного самосовершенствования, не нарушая собственной гармонии. Личность достигает чего-то, самоактуализируется, опять достигает→актуализируется→достигает и т.д.
Личность в социальной психологии:
1. Всегда имеет жизненную позицию (определенную). Человек, являясь личностью не будет расчеловечен, если сам этого не захочет. Свобода предполагает развитость личности. 2. Осуществлять выбор в силу внутренней необходимости, оценивая последствия принятого решения и держать ответ перед обществом и собой. Гражданское общество- все равны перед законом. 3. Постоянное самопостроение и самосовершенствование не только себя, но и других. А) не только знать и уметь, но и владеть (проблема развитых потребностей) Б) постоянно совершенствовать приемы и средства жизнедеятельности. В) постоянное усвоение управления собственным поведением (организация, администрирование) 4. Обладать свободой выбора и быть способным нести ее бремя. Надо ЗАСТАВЛЯТЬ себя становится личностью.
Отличительные психологические признаки личности: 1. Сознание- способность человека осознанно (субъективно) отражать объективный окружающий мир. 2. Самосознание- способность осознавать самого себя. (Зачем? Как себя осознаешь?) Задумываться над собой: Что я переживаю? Что я понимаю? Переживание всегда категориально: плохое ↔ хорошее; белое ↔ черное; свой↔ чужой; 3. Саморегулирование- управление своим поведением и деятельностью в целом; 4. Активность «Больше делать, чем рассуждать»; делать в плане качества, а не количества. Порядочный- имеет представления о этических нормах и придерживается их. «Личность должна стесняться саму себя, чтоб понимать других» 5. Индивидуальность- свое Я-лицо; Я- внешнее и Я-внтреннее.
Проявление личности в коллективе. 1) Статус- положение в системе с одной стороны формальные, с другой межличностных отношений. 2) Роль. Социальная функция личности. Социальная функция личности- способы поведения в зависимости от статуса. 3) Самоопределение- стремление осознавать себя через свои интересы и потребности. Цель: соотнести себя с обществом. Конкретно с тем, в котором живешь. Принцип: найти свое место в статусе и роли. Что ты есть на самом деле и что ты значишь для других. 4) Самовыражение- стремление к наиболее полному выражению личностных возможностей. Выявление и развитие- это и есть сущностные силы личности. 5) Самоутверждение- стремление к самовыражению личности; высокая оценка окружающих. Изобретение- это обнаружение; Открытие- осознание, осмысление; 6) Авторитет- способность личности влиять на окружающих. Уважение- требования и ожидания большего, чем от самого себя. Авторитет- признание заслуг, либо превосходства.
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 970; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |