Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Закон Оукена




Экономическая прибыль = Бухгалтерская прибыль – Внутренние издержки.

Бухгалтерская прибыль = Совокупная выручка – Внешние издержки.

Внутренними издержками являются:

1) издержки на ресурсы, принадлежащие самому предпринимателю;

2) нормальная прибыль, которая приходится на такой ресурс, как предпринимательские способности.

Внешние и внутренние издержки в сумме образуют экономические, или альтернативные, издержки. Они равнысумме доходов, которую можно получить при наиболее выгодном из всех альтернативных способов использования ресурсов.

Совокупный доход (TR) – это сумма дохода, получаемого фирмой от продажи определенного количества блага:

TR = P * Q,

где P - цена; Q - проданное количество благ.

Средний доход (AR) – доход, приходящийся на единицу проданного блага. В условиях совершенной конкуренции средний доход равен рыночной цене:

 

Предельный доход (MR) – приращение дохода, которое возникает за счет бесконечно малого увеличения выпуска продукции:

 

В условиях совершенной конкуренции, когда производителей много, никто из них не может оказать существенного влияния на цену производимой продукции. Цена складывается объективно, поэтому каждая фирма выступает как ценополучатель.

1. Прямые - непосредственно относятся к товару, полностью включают себестоимость

2. Косвенные - не связаны напрямую с тем или иным товаром. Издержки, которые относятся к фирме в целом. При отнесении косвенных издержек на себестоимость товара требуется их распределение межу отдельными товарами

Прямые издержки - это такие издержки, которые можно полностью отнести к товару или услуге. К ним относятся:

• стоимость сырья и материалов, используемых при производстве и реализации товаров и услуг;

• заработная плата рабочих (сдельная), непосредственно занятых производством товаров;

• иные прямые затраты (все расходы, которые так или иначе непосредственно связаны с товаром).

Косвенные (накладные) издержки — это издержки, не связанные напрямую с тем или иным товаром, а относятся к фирме в целом. Они включают:

• расходы на содержание административного аппарата;

• арендную плату;

• амортизацию;

• проценты за кредит и т.п.

Критерием разделения издержек на постоянные и переменные является их зависимость от объема производства.

1. Постоянные - не меняются от изменения объема производства, остаются стабильными. К постоянным издержкам относятся издержки, связанные с использованием зданий и сооружений, машин и производственного оборудования, арендой, капитальным ремонтом, а также административные расходы. Т.к. с увеличением объема производства растет общая выручка, то средние постоянные издержки (AFC) представляют собой уменьшающуюся величину.

AFC = FC/ Q.

2. Переменные - возрастают с расширением объема производства, уменьшаются при его сокращении. К переменным издержкам относятся затраты на сырье, электроэнергию, вспомогательные материалы, оплату труда.

Средние переменные издержки (AVC) равны:

AVC = VC/ Q.

Деление издержек на постоянные и переменные характерно только для краткосрочного периода. В долгосрочный период все издержки переменные.

Постоянные + переменные = валовые / общие / совокупные издержки

Общие издержки (TC) – совокупность постоянных и переменных издержек фирмы.

Общие издержки являются функцией от произведенной продукции:

TC = f (Q), TC = FC + VC.

Средние издержки - издержки, на изготовление единицы продукции, получаемый делением общей суммы затрат за определенный период времени на объем, изготовляемый за этот период времени продукции

Предельные(мажоритарные) -издержки на производство каждой дополнительной единицы продукции

C (cost) - издержки

Q (quantity) - количество продукции

FC (fixed cost) - постоянные издержки

VC (variable cost) - переменные издержки

TC (total cost) - валовые / суммарные / общие издержки

AFC (average) - средние постоянные издержки

AVC -средние переменные издержки

ATC - средние валовые издержки

MC (marginal) - маржинальные / предельные издержки

AFC = FC / Q

AVC = VC /Q

ATC = AFC + AVC = TC / Q

MC = ∆TC / ∆Q(=1) = ∆TC

 

 

Q VC FC TC AVC AFC ATC MC
               
               
          1,3 3,3  
               

 

Q VC FC TC AVC AFC ATC MC
               
        4,5 4,5    
               
        7,5 2,25 9,75  

 

 

 

Закон убывающих производственных возможностей:

Начиная с некоторого момента каждая добавочная единица переменного фактора приносит меньшее приращение общего выпуска продукции, чем предыдущая

Кривая средних издержек в долгосрочном периоде (оберточная кривая):

 

Эффект масштаба - зависимость издержек от роста масштаба производства

Положительный эффект масштаба - означает, что при увеличении объема выпускаемой продукции средние издержки на единицу продукции сокращаются

Отрицательный эффект масштаба - означает, что при увеличении объема выпускаемой продукции средние издержки на единицу продукции возрастают

Краткосрочный период – это отрезок времени, в течение которого одни факторы производства являются постоянными, а другие – переменными.

К постоянным факторам относятся основные фонды, количество фирм, функционирующих в отрасли. В этом периоде фирма имеет возможность варьировать только степень загрузки производственных мощностей.

Долгосрочный период – это отрезок времени, в течение которого все факторы являются переменными. В долгосрочном периоде фирма имеет возможность изменить общие размеры зданий, сооружений, количество оборудования, а отрасль – число функционирующих в ней фирм.

Выручка от реализации продукции - сумма денежных средств, получаемых предприятием за отгруженную продукцию или оказание услуг

Реализация продукции - готовая продукция, отгруженная покупателем, плата за которую полностью поступила на расчетный счет или в кассу предприятия или поступила частично

ВР = О. начало года + ВР планируемого года - О. конец года

ВР - выручка от реализации

О. начало года - остаток годовой продукции по отпускаемым ценам предприятия на начало года

О. конец года - остаток готовой продукции по отпускным ценам предприятия на конец года

ВР планируемого года - выручка от реализации продукции в отпускных ценах предприятия на планируемый год

Прибыль - превышение выручки от продажи товаров или услуг над общей суммой затрат на их производство реализацию

ПР = ВР - себестоимость полная

Виды прибыли:

· Валовая - ПВ

· Налогооблагающая - П н/о

· Остаток в распоряжении предприятия - чистая прибыль

ВР - материальные затраты

2. ВД ФОТ - фонд оплаты труда отчисления во внебюджетный фонды

3. ПВ - валовая П об - по иным ставкам (9-15%) прибыль по 0% ставке

4. П н/о налог на прибыль 20%; 2% -федеральный бюджет, 18% - субъект РФ

5. П. - в распоряжении предприятия - РФ резервные фонды

6. Чистая прибыль

В бухгалтерском учёте применяют два основных метода расчёта выручки:

1. Кассовый метод — выручкой считается поступившая на счета или в кассу предприятия денежная оплата или полученный в оплату обязательств товар (бартер).

2. Метод начисления — выручка начисляется тогда, когда у потребителей возникают обязательства по оплате продукции или услуг предприятия. Чаще всего начисление происходит в момент отгрузки потребителю продукции или предоставления услуг.

Размер выручки от реализации продукции зависит:

· от количества, ассортимента и качества продукции, которая подлежит реализации;

· уровня реализационных цен

· объем (количество) реализованной продукции прямо влияет на величину выручки, а само количество реализованной продукции зависит от объема производства товарной продукции и изменения величины переходящих остатков нереализованной продукции на начало и конец периода (года). Ассортимент реализованной продукции оказывает двоякое влияние на величину выручки. Увеличение в общем объеме реализованной продукции удельного веса ассортимента с более высокой ценой увеличивает выручку, и наоборот

· прямое влияние на размер выручки оказывает и уровень цен. В свою очередь, на уровень цен влияют качество и потребительские свойства, сроки реализации продукции, спрос и предложение на рынке, состояние рынка сырья и материалов.

В условиях рыночной экономики применяют свободные, фиксированные и регулируемые цены.

В большинстве случаев пользуются свободными ценами, то есть ценами, которые сложились на рынке под влиянием спроса и предложения по договоренности сторон – поставщика и потребителя.

Фиксированные цены устанавливаются административно (государством), в основном на услуги первой необходимости и на товары, которые монопольно изготовляются государством (газ, электроэнергия и др.).

Регулируемые цены устанавливаются регулированием уровня рентабельности товаров первой необходимости, например, хлебобулочных изделий, продуктов детского питания и т.д. При этом государством устанавливаются индикативные цены – минимальный и максимальный уровень цен.

Труд - целесообразная деятельность людей, направленная на производство материальных и духовных благ для удовлетворения человеческих потребностей

Рынок труда - совокупность экономических и юридических процедур, позволяющих людям обменять свои трудовые услуги на заработную плату и другие выгоды, которые фирма согласна им предоставить в обмен на эти услуги

Особенности функционирования рынка труда:

1. Спрос предъявляется не на трудовые услуги вообще, а на услуги определенного типа и сложности

2. Наряду с общенациональными существуют местные рынки труда, на которых соотношения спроса на трудовые услуги одного и того же типа и их предложения могут существенно различаться

3. Предложенные трудовые услуги могут варьироваться в силу того, что люди способны менять профессию, овладевая новой квалификацией

Рабочая сила - люди трудоспособного возраста, которые могут и желают продавать свои трудовые услуги или экономически активное население

Профессиональная мобильность рабочей силы - способность человека овладевать разными профессиями и переучиваться в течении жизни

Территориальная мобильность - способность и готовность людей менять место жительства ради получения работы

Трудовые ресурсы - часть населения станы, достигшая трудоспособного возраста и обладающая необходимым физическим развитием и умственными способностями, позволяющим трудиться в народном хозяйстве

Человеческий капитал — совокупность знаний, умений, навыков, использующихся для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества в целом.

Человеческий капитал — главный фактор формирования и развития инновационной экономики и экономики знаний, как следующего высшего этапа развития.

Одним из условий развития и повышения качества человеческого капитала является — высокий индекс экономической свободы.

Используют классификацию человеческого капитала[4]:

4. Индивидуальный человеческий капитал.

5. Человеческий капитал фирмы.

6. Национальный человеческий капитал.

В национальном богатстве человеческий капитал в развитых странах составляет от 70 до 80 %. В России около — 50 %.

Цена трудовых услуг - заработная плата

Ставка заработной платы - денежная сумма, выплачиваемая работнику за трудовые услуги, оказанные им в течение определенного периода времени, повременная (часа, смены, месяца) или необходимым для выполнения определенного объема работы (изготовление одной детали)

Номинальная заработная - сумма денег, которую получает наемный работник за свой труд

Реальная - количество товаров или услуг, которые можно приобрести на номинальную заработную плату

Спрос на труд - потребность в рабочей силе

Рынок труда - рынок производственного спроса

Производственный спрос - это спрос на факторы производства, поражаемый необходимостью их использования для производства товаров и услуг

Кривая спроса на труд:

W (wage) - ставка заработной платы

D - спрос на труд

Q - объем занятости

 

Предложение труда - число людей, готовых под влиянием ряда факторов взяться за выполнение той или иной работы

Плюсы - заработная плата, престиж профессии, приносимое ею удовольствие

Минусы - тягость, сложность труда, жертва временем, ограничение талантов, степень риска

Нижний предел по оплате труда - прожиточный минимум

Под заработной платой понимается цена, выплачиваемая за использование труда наемного работника. В зависимости от метода оценки трудовых затрат используют повременные, сдельные, аккордные и др. виды оплаты труда.

Номинальной зарплатой называют сумму денег, полученную наемным работником, реальной зарплатой – совокупность товаров и услуг, которые можно приобрести на эти деньги с учетом их покупательной способности.

Главным фактором, влияющим на уровень зарплаты, является эффективность использования трудовых ресурсов. Она измеряется в первую очередь производительностью труда.

В условиях совершенной конкуренции цена труда формируется подобно цене любого другого товара. Это означает, что все работники получают равную зарплату, которая не зависит от того, в какой фирме они работают. Фирмы воспринимают зарплату как заданную величину. Поэтому для отдельной фирмы предложение труда абсолютно эластично.

Уровень зарплаты в условиях чистой конкуренции максимален – рабочий получает предельный продукт труда. Предельные затраты фирмы на труд (MRC) равны зарплате (w):

MRC = w.

Для фирмы выгодно нанимать дополнительных работников до тех пор, пока увеличение выручки превосходит рост издержек, т.е. пока предельный продукт труда (в денежном выражении) не сравняется с предельными издержками, т.е. с зарплатой:

MRP = MRC = w

Cогласно неоклассической теории, количество занятых обратно пропорционально уровню средней зарплаты.

Безработным признается всякий, кто не имеет на данный момент работы, ищет работу и готов приступить к ней и зарегистрирован в службе занятости

Безработица - социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы (экономически активное население) не занято в производстве товаров и услуг

Экономически неактивное население:

1. Учащиеся и студенты очных дневных учебных заведений

2. Пенсионеры (по старости и другим основаниям)

3. Лица, ведущие домашнее хозяйство

4. Отчаявшиеся найти работу

5. Лица, которым нет необходимости работать (независимо от источника их дохода)

Экономически активное население - часть трудоспособных граждан, предлагающие трудовые услуги для производства товаров и услуг

Уровень экономически активного населения:

Уа = Эа / Н*100%

Уа - уровень экономически активного населения

Эа - численность экономически активного населения

Н - численность населения

Состав экономически активного населения:

1. Занятые

2. Безработные

Уровень безработицы:

Уб = (Эа - З) / Эа*100%

Уб - уровень безработицы (удельный вес численности безработных в численности экономически активного населения)

З - численность занятых в производстве товаров и услуг

Виды безработицы:

1. Фрикционная - безработица, связанная с объективно необходимым движением рабочей силы. Означает краткие периоды незанятости, необходимые для поиска места службы, соответствующего квалификации работника. Эти периоды являются добровольными. Этот тип безработицы объединяет людей, которые либо являются незанятыми в связи с переходом с одного места работы на другое, либо уже нашли работу и собираются вскоре приступить к ней, а также работников отраслей с сезонным характером (сельское хозяйство, строительство). От1 до 3 месяцев

2. Структурная - безработица, вызванная несоответствием структуры рабочей силы структуре рабочих мест.

Этот термин служит для обозначения ситуации, при которой работник пребывает в состоянии незанятости в течение длительных периодов. Эти периоды объясняются структурными сдвигами в экономике, которые обесценивают уровень квалификации некоторых категорий рабочей силы.Безработица фрикционного и структурного типов существует как в благополучные, так и в неблагополучные периоды. Общее число безработных обоих типов называется естественным уровнем безработицы, этот уровень соответствует ситуации макроэкономического равновесия. Полная занятость совместима с естественным уровнем безработицы. Объем производства, который можно произвести в условиях полной занятости, выражает производственный потенциал экономики. От 6 месяцев до 1 года

3. Циклическая - связана с экономическими циклами (экономический спад). Самая опасная. Возрастает в спад, уменьшается в подъем

4. Техническая - разновидность структурной

5. Добровольная - сам решил

6. Скрытая - на предприятии держат просто так, в период социализма

7. Сезонная - при добыче биологических ресурсов

8. Застойная - бомжевание

Зако́н О́укена — эмпирическая (опирающийся только на опыт, факты) зависимость между темпом роста безработицы и темпом роста ВНП в США начала 60-х годов

Если фактический уровень безработицы превышает ее естественный уровень на 1 %, то отставание объема ВНП составляет 2,5%

Практика показывает, что закон Оукена выполняется далеко не всегда, то есть не является универсальным экономическим законом.

Естественный уровень безработицы

Пусть L означает рабочую силу, E – число работающих, U – число безработных. Тогда:

L = E + U




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 363; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.064 сек.