Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Специфика предпосылок российской безработицы




 

Западный мир десятилетиями благополучно жил и живет при наличии более или менее значительной вынужденной незанятости части трудоспособного населения. Там созданы и успешно действуют различные методы реагирования на этот тяжелый, но неизбежный социальный недуг. Они призваны обеспечить проведение определенной политики с целью противодействия безработице на уровне предприятий (налоговые льготы, кредиты и субсидии) и отдельной личности (пособия, по мощь по подбору рабочего места, переезду в другую местность и т.п.), на что ежегодно затрачивается до 5-6% ВНП.

Взрослое население нашей страны до начала реформ практически не знало трудностей с трудоустройством. Обеспечение рабочими местами трудоспособных жителей было одной из ключевых задач плановой экономики. Само по себе это было неплохо, но неизбежно оборачивалось преимущественно экстенсивными формами экономического роста, т.е. и невниманием к вопросам, эффективности. Непременные спутники такой системы занятости — постоянная дефицитность рабочей силы, уравнительность оплаты труда, падение роли стимулов, низкая производительность.

Рынок диктует необходимость перехода от неэффективного прямого планово-директивного управления занятостью к ее косвенному регулированию экономическими и правовыми методами.

Рынок с его морализмом конкуренции объективно требует перехода к наиболее эффективным методам хозяйствования (минимизация издержек и максимизация результатов), поскольку отставшие неизбежно разорятся, не выдержав конкуренцию.

Однако рыночные методы, во-первых, не гарантируют рабочих мест всем претендующим на них (т.е. полной занятости)[17], а во-вторых, общество наше в лице соответствующих органов и учреждений еще не накопило достаточного опыта управления занятостью при нехватке рабочих мест, а граждане психологически еще не вполне готовы к восприятию себя в статусе безработного и к соответствующему поведению (в частности, к активному и грамотному поиску рабочего места). Такая неготовность личности и общества к занятию адекватной позиции в условиях безработицы чрезвычайно опасна. Если экономические просчеты и организационные сбои приведут к массовой безработице, последняя неизбежно будет воспринята как еще один шаг назад в обеспечении социальной защиты населения На фоне достигшей весьма высоких значений напряженности в обществе это может вызвать социальную дестабилизацию, опасную для судеб экономических и политических преобразований в России.

Разумеется, дело не в нагнетании ажиотажа по случаю возможности еще не давно почти экзотического (для нас) явления, а в определении экономической при роды безработицы в нашем обществе (а она у нас, как увидим, особая), в нащупывании форм и количественных значений, в рамках которых она вполне совместима с нормальной экономической жизнью и даже естественна для рыночного хозяйства, но за пределами, которых она в конкретно-исторических условиях может представлять общественную опасность.

Движение кадров — необходимое условие современного производства. Меняя работу, люди, как правило, отвлекаются на какое-то время от непосредственного участия в процессе труда (время на поиск нового места работы, связанные с этим возможные пространственные перемещения, время на переобучение и т.п.). Такая незанятость вполне нормальное явление, естественно сопровождающее трудовые перемещения.

В каждой стране складывается свой уровень издержек распределения и пере распределения трудовых ресурсов, обусловленный ее географическими размерами, системой коммуникаций, темпами развития экономики и т.п. Расчеты показывают, что в России в каждый данный момент в связи со сменой места работы еще в доперестроечное время было не занято примерно 1, 5-3% работающих (при оценке это го показателя учтено нарастание трудностей в поиске рабочего места). Перемещения значительных масс людей ныне вызываются и чисто социальными причинами, и остановкой предприятий из-за нарушений хозяйственных связей.

Оставаясь в пределах 5-7% незанятость может рассматриваться как элемент неизбежных издержек подвижности трудовых ресурсов, структурных сдвигов и неизбежных в условиях рынка банкротств наиболее слабых. Отвлекая на себя часть ресурсов общества (пособия по безработице, биржи труда, организация переподготовки, общественные работы и т.п.), такая незанятость вполне совместима с нормальной социально-экономической жизнью общества.

Прогнозы, сулившие нам «обвал» безработицы, многократно превышающий допустимые значения, к счастью, не оправдались. Только с января по декабрь 1992 г. численность зарегистрированных в службе занятости безработных возросла с 61 до 577 тысяч, т.е. почти в 10 раз. Сам по себе показатель безработицы невелик — примерно 0,7-0,8% к общему количеству занятых в народном хозяйстве и 0,6% к численности населения трудоспособного возраста. Однако выработать действенную политику занятости возможно только на базе понимания российского своеобразия процессов и явлений в этой сфере.

При всей внешней схожести с западной, российская безработица принципиально отличается по своим предпосылкам от аналогичных явлений в странах Запада. Пределы занятости в этих странах задаются ограниченностью рынка, заполненного товарами, что не позволяет сбыть продукцию, которая могла бы быть произведена дополнительно при условии вовлечения в производство всех желающих. Часть трудоспособного населения, нуждающегося в работе по найму, оказывается на положении лишних людей, т.е. на Западе экономически «нормальным» основанием безработицы является только исчерпание емкости товарного рынка, когда дальнейшее расширение занятости означало бы перепроизводство товаров и услуг, а значит, снижение эффективности. Этим определяется абсолютный экономический предел расширения занятости в западном мире (исключая, разумеется, случаи производства новых видов товаров и услуг, что вызывает дополнительный спросу

Наше хозяйство (при всей его недостаточной в целом эффективности) свободно от главного фактора, порождающего неполную занятость в странах западного ми ра, — от ограниченности товарного рынка. Емкость нашего рынка на обозримый период далека от исчерпания. Из этого следует, что в стране нет непреодолимых препятствий к созданию новых рабочих мест для высвобожденных работников и обратного их вовлечения в трудовую деятельность. Сказанное не означает, что предпосылок безработицы у нас не существует. Главной из них в настоящее время является чрезвычайно высокое сокращение масштабов производства. Объем ВВП в сопоставимых ценах в 1996 г. составил 61,57% к уровню 1991г. (снижение на 38 4%). Значительное сокращение массы ВВП означает и сокращение числа рабочих мест, но гораздо меньшими темпами. За эти годы численность занятых в экономике сократилась на 7,8 млн. чел., т.е. на 10,6%. За счет опережающего падения объемов производства по сравнению со снижением численности занятых в экономике (почти в четыре раза) происходило и снижение продуктивности занятости. Отражением этого явилось снижение в 1996 г. на 31,1% к уровню 1991 года показателя ВВП в расчете на одного занятого.

Реорганизация экономики на рыночных началах неизбежно влечет процессы интенсификации труда и производства, закрытие неэффективных предприятий, структурные изменения в народном хозяйстве и неизбежное при этом свертывание одних, расширение других и возникновение новых сфер и областей труда, сдвиги в пространственном размещении производительных сил.

Все это вызовет изменения в структуре занятости, сопряженные с высвобождением. Здесь и подстерегает опасность. Если массы высвобождаемых не будут бес перебойно и оперативно перераспределяться на новые рабочие места, неизбежно возникает безработица.

Угроза массовой незанятости непосредственно связана у нас со спадом производства, а также с возможной несогласованностью процессов высвобождения, перераспределения и трудоустройства. Эта особенность российской безработицы со держит конструктивный элемент, означающий, что границы занятости не абсолютны, что возможно создание новых рабочих мест.

Чтобы понять эту особенность российской безработицы, обратимся к опыту Швеции, где абсолютный экономический предел расширения занятости сказался в 1992 г. Известно, что шведское моделирование рынка труда многие годы поражало воображение. 1,5-2,5% безработных (что и безработицей-то не назовешь) при весьма умеренной инфляции и высоком научно-техническом уровне производства было несомненным достижением. Однако в течение 1992 г. это благополучно рухнуло. Уровень безработицы приблизился к 10% (6% — полностью безработные, 4% — занятые по программам регулирования рынка труда — общественные работы, переобучение и пр.), что означает утрату Швецией былой исключительности в области занятости в западном мире. Шведская модель регулирования рынка труда была попыткой опрокинуть объективный экономический предел роста занятости, что до поры до времени удавалось. Развитая система социального партнерства (правительство, союз работодателей, профсоюзы) позволяла осуществлять политику солидарной зарплаты (или попросту социалистический принцип «равная зарплата за равный труд») и ограничение размера прибыли. Это приводило к тому, что фирмы, не имея возможности увеличить зарплату и прибыли в соответствии с рекомендациями социал-демократического правительства, использовали свои доходы на наращивание рабочих мест и решение на этой базе проблемы безработицы.

Однако абсолютный экономический предел расширения занятости в конечном итоге должен был сказаться. В условиях заполненного товарами рынка рост числа занятых на новых рабочих местах порождал трудности реализации и через это приводил к снижению эффективности шведской экономики. На этой почве обострились другие социально-экономические проблемы, что, в конечном счете, привело к падению социал-демократического кабинета и отказу от некоторых важнейших пунктов политики занятости.

В России до абсолютного предела роста занятости чрезвычайно далеко. Предложение товаров очень низко, что в основном исключает борьбу за покупателя или заказчика и взвинчивает цены. В этих условиях каждое рабочее место, создающее качественный, пользующийся спросом товар или услугу, имеет основание рассчитывать на эффективность. Это позволит наращивать производство. Только на этой основе возможна нормализация и нашего товарного рынка. Ликвидация дефицитности должна носить не формальный характер, когда сбалансированность спроса и предложения устанавливается благодаря монополизму и взвинчиванию цен, а, основываясь на естественной базе увеличения предложения товаров и конкуренции, что только и может сделать доступными цены на товары и услуги. Это означает, что при условии принятия необходимых решений в экономической сфере (антимонопольные меры, отказ от удушающих налогов, доступность кредитов и пр.) перспективы развертывания в России деловой активности исключительно благоприятны. Разумеется, трудностей отрицать не приходится. Не хватает ресурсов финансовых и материальных. Но эти трудности по своему характеру не абсолютны.

Необходимо создать условия, чтобы инвесторы смелее вкладывали капиталы в развитие производства, понимая, что расходы сторицей окупятся благодаря свое временному овладению позициями на богатейшем российском рынке. Это касается не только крупного, но и так же малого и семейного бизнеса, фермерства и других форм самозанятости.

Этой цели необходимо подчинить управление всеми процессорами, могущими влиять на занятость, — темпами приватизации, политикой налогов и цен, инвестициями, линией относительной санации предприятий и банкротств, кредитно-финансовой и миграционной политикой. Эти важнейшие экономические процессы в основном и определяют положение в сфере занятости. На долю органов по труду и федеральной службы занятости приходится остальное — в основном работа с людьми, попавшими в орбиту социально-экономических сдвигов и их последствий в сфере занятости: учет безработных и оказание им экономической и социальной поддержки, организация переподготовки и перераспределения, трудоустройство. Такая детермированность должна учитываться при определении стратегии и так тики политики занятости. В противном случае неизбежны попытки решать проблему, оперируя лишь рычагами, подвластными органам по труду и занятости, что делает успех этих попыток сомнительным.

Управление социально-экономическими процессами одними монитаристскими макрометодами не позволит удержать ситуацию под контролем. Необходимо использовать возможности активного государственного регулирования динамики рынка труда в рамках социального партнерства с работодателями и обновляемыми профсоюзами.

Нужно шире использовать разработанный учеными комплекс экономико-математических моделей, позволяющих анализировать последствия принимаемых решений по реформированию и регулированию экономики и выбирать на этой основе рациональную стратегию управления рынком труда в системе существующих реальностей. Например, в условиях хозяйственных связей ускоренная и масштабная (обвальная) приватизация вряд ли даст увеличение темпов экономического роста, но наверняка обернется обвальным сокращением численности занятых. По расчетам специалистов при таком сценарии приватизации России угрожает хроническая безработица в размере 20-25% от числа занятых. В этих условиях предпочтительнее умеренные темпы приватизации, смягчение налогового бремени, более активная внешнеэкономическая деятельность (прежде всего со странами СНГ).

Хотя предотвращение массовых банкротств актуальная задача, практика сплошной финансовой поддержки предприятий, с помощью которой безработица поддерживается на искусственно низком уровне, вряд ли оправдана. В этих условиях эффективнее выборочная, а не сплошная финансовая «подпитка» предприятий имеющих технологические и экономические перспективы. Постепенное сокращение финансирования неэффективных государственных предприятий повысит безработицу до 5-6%, что не опасно. Но это позволит увеличить доходы занятого населения, создаст финансовые резервы для увеличения выплат населению, сокращения предложения рабочей силы на рынке труда, уменьшения безработицы

В рамках региональных рынков труда возможности разрешения возникающих трудностей и противоречий гораздо уже, чем в рамках общероссийского рынка. Однако об общероссийском рынке труда говорить сейчас можно лишь условно Единый национальный рынок труда базируется на определенном уровне мобильности трудовых ресурсов, который у нас еще не достигнут. По имеющимся данным, удельные показатели миграции в России примерно в два раза ниже, чем в США. Свободной и более интенсивной подвижности трудовых ресурсов способствовало бы выравнивание уровней социальной инфраструктуры по всей территории страны и отмена прописки, создание развитого рынка жилья. В ближайшей перспективе главное — не допустить массовой безработицы, в более отдаленной — есть основание надеяться на такой вариант экономического развития, который позволит наращивать рабочие места.

Безработица, с которой столкнулось наше общество, вступив на путь рыночных реформ, отражает динамичные и многосложные процессы[18]. Оценить ее без использования специфических характеристик невозможно. Полную картину безработицы может дать совокупность абсолютных и относительных показателей, наиболее важный из которых уровень (коэффициент) безработицы. Его динамика чрезвычайно важна для характеристики не только состояния рынка труда и экономики в целом, но и для прогнозов развития производства и занятости, для разработки мер по регулированию рынка труда.

Что же понимается под коэффициентом безработицы? Как правильно рассчитать этот показатель? Можно ли его сравнивать с аналогичным коэффициентом, используемым в странах со сложившимися рыночными традициями?

До настоящего времени в системе Федеральной службы занятости применяется метод расчета коэффициента безработицы, которым пользовались в «дорыночный» период, в эпоху «полной занятости», когда все трудоспособные в трудоспособном возрасте были обязаны трудиться.

Незанятость граждан, с точки зрения действовавшего тогда законодательства, считалась криминалом, квалифицировалась как тунеядство и интересовала в основном органы МВД, которые могли привлекать к ответственности лиц, уклоняющихся от трудовой деятельности. Уровень (коэффициент) незанятости рассчитывался как отношение числа незанятых к числу трудоспособных в трудоспособном возрасте и использовался в качестве показателя резерва рабочей сипы в условиях ее дефицита. С появлением и признанием безработицы у нас, к сожалению, не произошло должных принципиальных перемен в анализе и оценке уровня безработицы как специфической незанятости.

По аналогии с прежней практикой для его определения число безработных ста ли соотносить с числом трудоспособных в трудоспособном возрасте и трактовать этот показатель как коэффициент безработицы. Но подобный способ определения коэффициента безработицы не только статистически неадекватный, но и принципиально неверный. Механически перенесенный из прежней практики подход игнорирует рыночный характер движения рабочей силы, стержнем которого является колебание спроса и предложения. Ошибочно думать, что все трудоспособные в обществе претендуют на оплачиваемую работу. В каждый данный момент часть трудоспособного населения по разным причинам спроса на оплачиваемые места не предъявляет, а поэтому в рынок труда не входит. Это домохозяйки, учащаяся молодежь, граждане, имеющие источники нетрудовых доходов, что теперь не возбраняется, другие категории населения. Другими словами, статистически из числа трудоспособного населения спрос на рабочие места предъявляют «занятые» и «безработные», поэтому анализ движения рынка труда базируется, прежде всего, на этих двух показателях.

Стандартный коэффициент в основном отражает такую экономическую ситуацию, в которой рынок труда делится на:

• занятых полный рабочий день;

• людей, вообще находящихся за пределами рынка труда.

Но такое распределение на рынке труда возможно лишь в абстрактной экономике. В действительности рынок труда — это пестрое и многосложное взаимодействие спроса и предложения рабочей сипы, которое в современной литературе характеризуется термином «гибкость рынка труда» (Labor market flexibility).

Очевидно, что для оценки тех бурных изменений, которые происходят на российском рынке труда, требуются именно такие нестандартные подходы. Современный уровень исследования рынка труда предполагает не только изучение масштабных движений рабочей силы, но и анализ всех дополнительных составляющих. Исследование российского рынка труда, его прогноз затруднены многими факторами, в том числе отставанием статистической и научно-методической баз, политической и экономической нестабильностью.

Практически уровень безработицы невозможно определить из-за отсутствия статистических данных и по причине огромных размеров скрытой безработицы и черного рынка труда. Нельзя учесть количество вынужденных бессрочных отпусков (в связи с приостановками производства) и занятость неполный рабочий день (из-за не догрузок производственных мощностей), масштабы вынужденной миграции и т.д. Вместе с тем эти особенности переживаемого российской экономикой переходного периода не должны мешать отработке современных методов изучения рынка труда.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 545; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.