Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Приоритеты социальной политики в сфере занятости и регулирования доходов населения




Лекции 14 – 16. Стратегия и приоритеты социальной политики Российской Федерации на современном этапе

Раздел 4. Социальная политика государства: основные цели, направления и механизмы. Зарубежный опыт функционирования социального государства

1. Стратегия социальной политики для современной России

Стратегия социальной политики — это генеральное решение системы социальных проблем страны на данном конкретно-историческом этапе ее развития.

Круг и содержание стратегий

В тоталитарном обществе стратегия социальной политики сознательно формируется руководящим и направляющим Центром — монополистом власти, но такая стратегия может и отсутствовать, если социальные проблемы исключены из числа приоритетных.

В демократическом (гражданском) обществе множественность идеологий и субъектов порождает разнообразие целей и множественность стратегий социальной политики. Каждая из стратегий входит составной частью в ту или иную идеологию и программу общественного развития. В современной российской социально-политической жизни отчетливо представлены три стратегии.

Сторонники возврата к тоталитарному прошлому (пусть и в обновленном виде) предлагают в качестве стратегии устойчивость социального положения всех категорий граждан при условии монополии на власть правящей группы (касты). Лозунг монополии на власть редко выдвигается впрямую, но логика намерений, предложений и программных мер исходит из монополии на власть или подводит к ней. Такая стратегия социальной политики не менее реалистична, чем две другие.

Стратегия социальной политики, свойственная последовательным буржуазным демократам (либералам), в общем и целом подчинена такой установке: сформировать реальную возможность воспроизведения в обществе и все большего закрепления значительного социального неравенства.

Стратегия социальной политики, свойственная сторонникам буржуазной диктатуры, отличается от буржуазно-демократической стратегии скорее не целями, а средствами их достижения. Упор делается на прямое силовое насаждение и утверждение государством капиталистического способа производства.

Народно-демократическая стратегия социальной политики в современной Рос сии практически отсутствует из-за отсутствия демократического рабочего и профсоюзного движения. Эта стратегия может появиться позже. На первый план она выдвигает гарантированность условий развития на основе народной демократии, реального равноправия, недопущения эксплуатации, устранения классовых антагонизмов из жизни общества.

В отсутствии многосубъектного гражданского общества в России на современном этапе вся полнота исторической ответственности за социальное благополучие страны и ее граждан лежит на государстве. Со всей очевидностью следует признать, что в период «шоковых» реформ государство всецело стало защитником интересов только одной социальной группы — претендентов на роль крупных частных собственников. Государство не выполняло своей общественно-политической функции обеспечения основ социального перемирия и социальной устойчивости, социально сбалансированного учета интересов всех основных социальных сил. В итоге большая часть населения лишилась многих существенных параметров достигнутого прежде социального положения, было отброшено к решению задач выживания без развития. В обстановке затяжного шока и необходимости физического выживания население не сумело и не смогло воспользоваться правами и свободами, появившимся благодаря ликвидации тоталитарного режима Фактический мораторий на правопорядок, ставший необходимым сопровождением форсированного первоначального накопления, придал повышению экономической и социальной активности криминальный урон. В результате большинство населения не только не обрело достойного общественного положения, но и лишилось достойной перспективы. Социальная деградация, социальная дезинтеграция, даже необратимое социальное отчуждение (образование «социального дна») стали распространенным явлением.

В этой связи в стране накопилось множество социальных проблем, требующих решения на основе выборе приоритетов.

2. Приоритеты: сущность, содержание и система

Приоритеты социальной политики —

1) наиболее важные, значимые, настоятельные проблемы, осознанные как перво очередные задачи социальной политики.

2) основополагающие направления целевых действий государства и общества, ориентированных на решение наиболее значимых социальных проблем в конкретном пространственно-временном измерении

Приоритеты определяются, исходя из состава, реальной взаимосвязи и остроты важнейших социально-экономических и социально-политических проблем. Объективная основа приоритетности едина для борющихся в обществе социальных сил, каждая из которых предлагает свой вариант приоритетов социальной политики, опираясь на перспективные цели своего движения и свою идеологию.

При всех существующих в обществе различиях подходов и представлений о приоритетах могут быть все же выделены и содержательно описаны группы проблем, каждая из которых имеет общероссийское значение, а все они вместе составляют систему приоритетных общероссийских проблем,

Система приоритетов социальной политики — не что иное, как ее содержа тельная структура (каркас). Приоритеты суть проблемное видение основных, самых значительных противоречий сложившейся исторической ситуации, разрешение которых обеспечивает (предопределяет в основном) переход общества в качественно новую, более благоприятную ситуацию.

В современных условиях правительству приходится решать сложнейшие задачи стабилизации при неуклонном продолжении избранного ранее курса преобразоании. Оппоненты правительства и президента как из «коммуно-патриотической», так и из «демократической» оппозиции настаиваю на решительной перемене или существенной корректировке самого курса. Эта общая диспозиция проявляется и в подходах к социальной политике.

В последние годы реально посильная для правительства постановка задач стабилизации выливалась его в обещание не допустить нового ухудшения положения большинства населения. Это ставилось на место приоритетной задачи социальной политики на ближайшие годы.

Сторонники перемены или существенной корректировки курса полагали, что в такой постановке задача стабилизации и невыполнима, и недостаточна. За годы реформ неблагополучие в социальной сфере вылилось в заметные процессы массовой деградации населения вплоть до образования многомиллионного (порядка 10 миллионов) «социального дна». Сверхприоритетной проблемой социальной политики становится сегодня недопущение массовой деградации и люмпенизации населения. Задача борьбы с бедностью сегодня уже отстает от потребностей обеспечения национальной безопасности России.

Сохранение принятого в 1991 году общего курса делает не менее острой, чрезвычайной (в силу прямой увязанности с обеспечением национальной безопасности) проблему сохранения независимости страны, предотвращения пре вращения России в колонию или полуколонию «Большой семерки». Социально-политический аспект этой проблемы в следующем.

Страна пробует выйти из трудностей, опираясь на свою нужность мировому хозяйству В этом желании войти в международное разделение труда нет опасностей, а есть даже благо, если страна сохраняет экономическую независимость. Тогда она направляет эффект, получаемый от международного сотрудничества, на решение внутренних социальных и экономических проблем и тем самым улучшает общее положение дел в стране. Колониальная зависимость начинается с того, что выгодные для международного сотрудничества отрасли перестают быть собственностью дан ной страны, становятся собственностью иностранного капитала. Иностранный капитал распоряжается эффектом, полученным от международного экономического сотрудничества, совсем не так, как независимая страна. Он не вкладывает этот эффект в улучшение социально-экономической ситуации, в преодоление кризиса тех или иных отраслей и регионов. Связь разных отраслей национального хозяйства разрывается. Экспортные отрасли больше не служат поддержкой и опорой неэкспортных отраслей. Последние больше не имеют шансов выкарабкаться, подняться. Они загнивают и деградируют, отстают все больше и больше.

Население колонизуемой страны также постепенно разделяется на две неравные части. Одна — работники экспортных отраслей - включена в мировой рынок и имеет более или менее устойчивое положение. Уровень жизни здесь в несколько раз выше, чем у остального населения, хотя он в несколько раз ниже, чем при таких же занятиях в развитых капиталистических странах. А вот остальное население колонии или полуколонии (и это обычно 75-85% населения) прозябает, оказывается как бы лишним и не имеющим шансов на достойную перспективу. Они как бы попадают в резервацию.

Воспрепятствовать превращению России в резервацию рыночно-неконкурентоспособного большинства населения пока еще можно. Но с каждым годом все труднее.

Таковы два чрезвычайных приоритета социальной политики трудящихся. На ряду с ними обозначим другие приоритеты:

1) необходимо преодолеть вопиющую социальную несправедливость, созданную принудительной приватизацией в ходе шоковых реформ. Итоги работы нескольких поколений оказались присвоенными «властными элитами», кучкой мошенников и финансовых спекулянтов. Массовое несогласие населения с итога ми приватизации, массовое ощущение несправедливости, учиненной приватизаторами, стало серьезным фактором социальной вражды в обществе и неблагоприятного климата для законного предпринимательства;

2) необходимо кардинально оздоровить процесс перехода к новой системе ценностей, к новым доминирующим идеологиям.

Нынешнее российское государство закладывает основы и поощряет углубление страшнейшего духовного раскола в обществе. Власти культивируют ценности и идеологии, воспринимаемые многими в обществе как чуждые. Фактически создалось положение, при котором капитал уже получил реальные преимущества в пропаганде и культивировании угодных ему идеологий и ценностей. Под покровительством государственных властей осуществляется навязчивая американизация и внедряется люмпенизирующая массовая культура.

Общество заинтересовано в укреплении в новых условиях высоких гуманистических ценностей, таких как справедливость, высокая нравственность в труде, в быту, в повседневном общении, социальная защищенность, взаимопомощь;

3) необходимость создать демократическую систему социальной защищенности. Непременной предпосылкой создания демократической системы социальной защищенности является отказ государства от функции активного нападающего на уровень жизни населения, освоение, наконец-то, государством своих конституционных социально-защитительных функций;

4) обеспечение условий возрастания общественно полезной и эффективной экономической активности;

5) обеспечение экологической безопасности и здоровья народа на уровне требований современного мирового сообщества;

6) предотвращение разрушение социальной инфраструктуры, придание им пульсов развития отраслям социального обслуживания:

7) нормализация политики доходов на основе решения, как минимум следую щих ключевых проблем:

• форсированное восстановление дореформенного уровня необходимого продукта (оплаты труда и социального обслуживания);

• прекращение использования инфляции и гиперинфляции (и в скрытых, и в от крытых формах) как инструмента экономической политики государства Обеспечить полную индексацию доходов и гарантировать неукоснительную экономическую и юридическую ответственность виновников несвоевременной выплаты доходов;

• нормализация налоговой политики и налоговую систему, отменить прогрессивный подоходный налог со средней заработной платы, заработки ниже сред него уровня полностью освободить от подоходного налога;

• запрещение использования правительством каких-либо базовых нормативов регулирования доходов кроме установленного законом прожиточного минимума (а как неотложная мера - запрет на использование так называемого физиологического минимума);

восстановление и гарантия внебюджетного характера расходования страховых фондов, сохранение обязательного государственного страхования как источника образования этих фондов;

• восстановление системы компенсации производственных рисков в сочетании с запретом социально недопустимых рисков на производстве.

8) обеспечение прогресса во всех сферах жизнедеятельности населения;

9) налаживание эффективного взаимодействия федеральной и местных социальных политик;

10) обеспечение перспективы развития для каждой социальной группы.

Проблемы устойчивости существующего в России политического строя и политического курса, с одной стороны, и безопасности России и ее народа как геополитических реальностей, с другой стороны, все более становятся не просто разны ми, но и противостоящими проблемами. Эта ненормальная ситуация могла бы быть разрешена на основе подчинения деятельности существующих властей интересам обеспечения национальной безопасности. Неотложно должны быть обеспечены два ключевых дела:

1) сохранение самостоятельности, независимости социального развития России на основе экономической, политической и культурной самостоятельности;

2) недопущение дальнейшей массовой социальной деградации населения, осуществление мер, достаточных для социального восстановления образовавшегося «общественного дна», наращивание реального уровня цивилизованности населения, обеспечение социального прогресса.

Эти два дела тесно связаны. Шоковые реформы создали принципиальные предпосылки массовой деградации. Длительный шок перевел ситуацию в состояние экономического геноцида, сделал предпосылки массовой деградации ее постоянно действующими факторами. Усиливающаяся несамостоятельность властей России угрожает тем, что до 70% населения нашей страны будут надолго лишены цивилизованных условий существования и вынуждены будут прозябать.

Общество вправе требовать от государства (от Президента, правительства, Федерального Собрания, от властей субъектов Российской Федерации) следующих гарантий национальной безопасности, напрямую отражающих социальные права и интересы населения:

• надежно блокируются возможности восстановления тоталитаризма;

• не используются диктаторские методы в управлении обществом в целом и социальными процессами;

• снимаются угрожающие социальному развитию России зависимость от иностранных государств и давление посредством иностранной экспансии. Тем самым гарантируется, что социальное развитие России может и будет осуществляться на основе экономической, политической и культурной самостоятельности;

• допущенная социальная деградация населения блокируется, принимаются меры к социальной реинтеграции «социального дна», целенаправленно и на демократической основе формируются и укрепляются необходимые и достаточные факторы обеспечения социального прогресса.

Названные социальные проблемы, решенность или нерешенность которых служит критерием обеспеченности или необеспеченности национальной безопасности, можно и нужно воспринимать как наивысшие и чрезвычайные приоритеты социальной политики, как стратегические цели ближайшего этапа. Система мер, обеспечивающих решение этих проблем, могла бы составить чрезвычайную государственную социальную программу, программу социального оздоровления России и социальной зашиты ее народа.

Достижение человеком экономической самостоятельности и социального благополучия невозможно без адекватного решения проблемы занятости.

Закрытие многих предприятий в различных регионах России, или резкое сокрашение на них численности рабочих мест привело к существенным деструктивным процессам на разного уровня рынках труда.

В ряде территорий вопросы занятости преимущественно решаются за счет ресурсопоглощения кадров рынками труда крупных городов. Все меньшее число жителей малых городов, поселков, иных небольших населенных пунктов, являющихся основными административными единицами страны, может найти работу вблизи места жительства и вынуждено нести существенные физические, материальные, моральные затраты по своему иногороднему трудоустройству. На территории постоянного места жительства их знания, желание работать зачастую не востребуются. Это касается людей разных возрастов и разных профессий. Специфическая система профессионального образования жителей обозначенных поселений, осуществляемая в подавляющем большинстве случаев за счет образовательных учреждений крупных городов не ориентирована на рынок труда их родных мест. Свыше 50% выпускников вузов и средних профобразовательных учреждений не имеют реальной трудовой перспективы по месту жительства, они адекватно своему профессиональному уровню не могут найти место работы и жилье в иных регионах. Все это привело к резкому массовому обнищанию населения.

Ситуация в сфере занятости, регулирования доходов и расходов населения нуждается в коренном изменении. Реальные сдвиги возможны при комплексном решении нижеследующих проблем.

Осуществление структурной перестройки экономики страны проводимой в интересах России и россиян и ориентированной на социо-экономическое перспективное развитие производственной и непроизводственной сфер. Повышение экономической активности должно быть направлено на созидание и прогресс;

• обеспечение народу России возможности трудиться на условиях эффективной, продуктивной, полной занятости подавляющего большинства трудоспособно го населения страны;

• создание современных производств и рабочих мест, конкурентоспособных по уровню производительности, условиям труда, а также культуре организации с таковыми в развитых зарубежных странах.

Для конкретных территорий потребуется принятие решений с учетом специфики территориальных ресурсов.

Развитие экономически перспективных сфер труда нуждается в поддержке органов власти путем реализации целевых программ, кредитной и налоговой политики, организационной и моральной поддержки инициатив, упреждении и пресечении посягательств на имущественные и финансовые интересы юридических и физических лиц. Последнее особо значимо:

без принятия адекватных мер в этой сфере цивилизованное, не криминогенное развитие рынков товаров, услуг, труда будет сдерживаться.

Экономически оправданная переориентация отечественного потребителя на отечественные товары и услуги в ресурсообеспеченных сферах должна стать шансом по подъему экономики в регионах. В этой связи возможно активизировать малое и среднее предпринимательство путем содействия общественно полезному и эффективному предпринимательству.

Эффективное развитие «малой» экономики должно обеспечить определенные налоговые поступления в региональные бюджеты, что снизит нагрузку на дотации из центра. Это позволит решить злободневные социальные проблемы.

Проведение кадровой политики с учетом структурной перестройки экономики. С этой целью следует создавать региональные разного уровня профессиональные образовательные учреждения.

В практике использования кадровых ресурсов сложилось сателлитное положение малых городов, поселков, иных населенных пунктов по отношению к крупным мегаполисам. Эта ситуация должна претерпеть существенные изменения. У жителей конкретных территорий должно быть право выбора территориального места работы, а у региональных рынков труда — потенциал квалифицированных кадров. В этой связи необходимо решать проблемы трудовой миграции, одновременно с этим решая связанные с ними правовые, экономические, жилищные и иные вопросы

Средства, предназначенные на поддержание занятости населения, следует использовать преимущество на целевую профессиональную подготовку с ориентацией работников на конкретные рабочие места, как действующие так и перспективные.

Необходимо создать ориентированную на рынок труда систему профессиональной ориентации школьников, систему социально-защищенных рабочих мест для групп населения, трудоустраиваемых на условиях квот. Особое значение имеет обеспечение развития социального партнерства при решении проблем занятости лиц, попавших в особые жизненные ситуации (беженцев, переселенцев и др.). Без работный, либо человек, стремящийся поменять место работы, должен иметь реальную перспективу решения своих проблем. Минимизация безработицы — экономически состоятельное направление усилий государства и общества.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 706; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.