Становление политологии как науки и учебной дисциплины
ТЕМА 1. ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
1.1. Становление политологии как науки и учебной дисциплины
1.2. Предмет, структура и функции политологии
1.3. Методы политологии
ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ
Политология - это относительно новая дисциплина в системе социальных и гуманитарных наук. Сам термин образован из двух греческих слов: politike (государственные или общественные дела) и logos (учение, слово).
Политология (в англоязычных странах утвердился другой термин - "политическая наука") - это наука о политике. Слайд 1
Ее возникновение связывают с рубежом XIX-ХХ вв., когда она встала на путь активного теоретического и методологического размежевания с историей, юриспруденцией, социологией и философией. До этого политическая жизнь общества традиционно рассматривалась в рамках этих отраслей знаний. Но истоки современной политологии следует искать в политических идеях и теориях предшествующих исторических эпох.
В истории развития политического знания выделяют три крупных этапа1 (Аним. 1):
первый этап
уходит в историю Древнего мира, Античности и продолжается до Нового времени (середина 17 в-1918 г).
· период господства мифологических, а позже философско-этических и теологических (религиозных) объяснений политических явлений и постепенной замены их рациональными трактовками.
· политические идеи развиваются в общем потоке гуманитарных знаний;
второй этап начинается с Нового времени и продолжается приблизительно до середины XIX в.
· Политические теории освобождаются от религиозного влияния, приобретают светский характер и, самое главное, становятся более привязанными к конкретным потребностям исторического развития.
· Центральные вопросы политической мысли - проблема прав человека, идея разделения властей, правового государства и демократии.
· происходит становление первых политических идеологий.
· Политика осознается как особая сфера жизнедеятельности людей;
третий этап
вторая половина 19 в-настоящее время
· период становления политологии как самостоятельной научной и образовательной дисциплины. Процесс оформления политологии начинается приблизительно во второй половине XIX в.
Затем потребуется почти 100 лет для окончательного оформления и профессионализации политической науки.
На рубеже XIX-ХХ вв. в политологии формируются принципиально новые методологические подходы к исследованию политических явлений, что приводит к появлению разнообразных школ и направлений, сыгравших значительную роль в становлении современной политологической науки.
Слайд: методы
В первую очередь, нарождающаяся политология испытала на себе влияние позитивистской методологии, принципы которой были сформулированы О.Контом (Портрет) и Г. Спенсером (Портрет). Под влиянием позитивизма в политических исследованиях утвердился принцип верификации (от лат. verus - искать, facio - делаю), т.е. подтверждения, согласно которому научную ценность могут иметь достоверные эмпирические факты, которые можно проверить путем наблюдения, изучения документов и количественных методов анализа.
Позитивизм стимулировал развитие эмпирического направления политологии. Значительный вклад в развитие эмпирических исследований внесла Чикагская школа политической науки (20-40-е гг.), основанная известным американским политологом Ч. Мерриамом. Второй утвердившийся методологический подход - социологический - истолковывал политические явления как производные от других сфер общественной жизни: экономики, культуры, этики, социальной структуры общества. В частности, марксизм заложил традицию экономического детерминизма - понимания политики через действие объективных экономических законов классового общества (смена формация). В целом для европейских политологов начала ХХ в., а они одновременно были и социологами, было характерно исследование политики в широком социальном контексте с выходом в сферу философии, истории, социологии и психологии.
Развитие политологии этого периода связано с именем Макса Вебера, которого по праву считают основателем теории легитимности власти и современной теории бюрократии.
Важную роль в становлении политической теории сыграли Г. Моска, В. Парето и Р. Михельс, заложившие основу теории элит. Мощное воздействие на становление методологии и проблематику политологии оказали идеи основоположника психоанализа З. Фрейда (Портрет). Он обратил внимание на роль бессознательных импульсов в детерминации политических явлений. В значительной степени под влиянием психоанализа в политологии сформировались направления, исследующие политическое поведение, побудительные причины стремления к власти.
Значительный вклад для утверждения в политологии методов психоанализа и экспериментальной психологии внесли Ч. Мерриам и его соратник по Чикагской школе Г. Лассуэлл. Деятельность Чикагской школы подготовила почву для бихевиорстской (от англ. behaviour - поведение) революции в западной, и прежде всего в американской, политологии после второй мировой войны. Политическое поведение было признано основой политической реальности, подлежащей эмпирической фиксации, с помощью, прежде всего, методов естественных наук (Аним. 2). В рамках этого направления были исследованы модели поведения в разных ситуациях, например на выборах, при принятии политических решений. Объектом исследований стала мотивация, побуждающая индивида к действию.
Бихевиористский подход был ориентирован на два принципа неопозитивизма:
принцип верификации, требующий установления истинности научных утверждений посредством их эмпирической проверки;
принцип освобождения науки от ценностных суждений и этических оценок.
Бихевиоризм, с одной стороны, отверг идеологическую тенденциозность в объяснении политики, но с другой - отказывал политологии в постановке проблем, направленных на социальное реформирование общества, что вызвало критику со стороны ряда известных политологов. В 70-х гг. в развитии западной политологии начался новый период, получивший название "постбихевиоральной революции". Было признано, что главным в политологи является не только описание, но и истолкование политических процессов, а также ответы на запросы общественного развития и выработка альтернативных решений. Это привело к возрождению интереса к самым разнообразным исследовательским подходам: к историко-сравнительному методу, к исследовательскому подходу, разработанному М. Вебером, к марксизму и неомарксизму, в частности к идеям представителей Франкфуртской школы Т. Адорно (Портрет), Г. Маркузе (Портрет), Ю. Хабермаса (Портрет), Э. Фромма (Портрет). Политология вновь обратилась к нормативно-институциональным методам, объясняющим политику как взаимодействие институтов, формальных правил и процедур. Следствием постбихевиоральной революции стал своеобразный консенсус политологов относительно равноправия самых разнообразных подходов в изучении политической сферы и недопустимости признания приоритета какого-либо одного направления2. В послевоенный период (1914-1918 гг) политология существенно расширила и область своих исследований.
Это, прежде всего, такие вопросы, как:
политические системы (Т. Парсонс (Портрет), Д. Истон, К. Дойч);
политическая культура (Г. Алмонд);
политические режимы ((рис.) Х. Арендт (Портрет), К. Поппер (Портрет), К. Фридрих, З. Бжезинский (Портрет));
партии и партийные системы (рис.) М. Дюверже, Дж. Сартори);
конфликт и консенсус в политике (Р. Дарендорф, С. Липсет).
Политическая наука обогатилась новыми направлениями в исследовании проблем демократии. Р. Даль, Дж. Сартори, Й. Шумпетер (Портрет) разработали новые теоретические модели демократии (рис.) разработали новые теоретические модели демократии.
В последние десятилетия возрос интерес к проблемам политической модернизации (С. Хантингтон (Портрет)) и проблемам создания условий, определяющих демократические преобразования разных стран. Развитие политологии как самостоятельной научной и учебной дисциплины - это не только период определения ее предметной сферы и методологической основы, но и период организационного оформления. Со второй половины XIX в. политология вступает на путь активного организационного оформления (Аним. 3). Существует несколько точек зрения относительно начала институционализации политологии, т.е. ее оформления в самостоятельное направление в сфере образования и научных исследований. Одни ученые связывают ее появление с возникновением в середине XIX в. в Германии правовой школы, ориентированной на изучение государства. Позже, в 1871 г., в Париже создается другой политологический центр - "Свободная школа политических наук". Другие исследователи в качестве символической даты появления политологии называют 1857 г., когда в США в Колумбийском колледже, впоследствии преобразованном в университет, стал читаться курс политической теории. В 1880 г. здесь открывается "Школа политической науки". С этого же года в Америке начинает издаваться первый политологический журнал. После второй мировой войны во многих странах наблюдается своеобразный "бум" на политологические исследования. Это стимулировало создание академических политических институтов и международных центров. Так, в 1949 г. в рамках ЮНЕСКО была основана Всемирная ассоциация политических наук. В 70-90-е гг. ХХ в. происходит окончательная институционализация политической науки. Из вспомогательной дисциплины, которую нередко рассматривали как дополнение к юриспруденции и социологии, политология превратилась в общепризнанную, организационно оформленную академическую дисциплину с широко разветвленной системой образовательных и исследовательских учреждений3. Сложный путь развития прошла российская политология. Во второй половине XIX в. были созданы предпосылки для ее оформления в самостоятельную дисциплину. Есть мнение, что собственно первым политологическим трудом в России стала "История политических учений" Б.Н. Чичерина (Портрет), изданная в 1869 г.4 В конце XIX-начале ХХ вв. исследования русских ученых существенно обогатили не только отечественную, но и мировую политологию. Важным вкладом в развитие философии права и политики стали: психологическая теория права Л.И. Петражицкого, теория государства и власти И.А. Ильина (Портрет). Одновременно получила развитие и социология политики, связанная с именами С.А. Муромцева (Портрет) (рис.) и его последователя Н.М. Коркунова. К заслуге последнего можно отнести разработку социально-психологической концепции государства и права. Другой российский социолог и правовед М.М. Ковалевский (Портрет) обосновал необходимость использования историко-сравнительного метода при исследовании общества. Он считал, что понять природу государства и его деятельность невозможно без учета исторических корней и традиций. К числу классиков мировой политологии относится и российский ученый М.Я. Острогорский, который в конце XIX в. издает на французском языке двухтомный труд "Демократия и политические партии", положив тем самым начало исследованию партий и элит. Основываясь на фактическом материале, Острогорский ранее, чем Р. Михельс, описал феномен бюрократизации партий и показал опасность этой тенденции для демократии. Социалистическая революция и последующие события прерывают обозначившуюся традицию развития политической науки (Аним. 4). Формируется политология изгнания, "сохраняющая преемственность с академической политологией старой России, но пытающаяся обрести новый облик и найти новую проблематику"5. Идеологизация обществоведческих дисциплин в СССР практически сделала невозможным объективное и всестороннее исследование политической жизни. Но, несмотря на это, уже в 70-е гг. отечественные политологи обратились к разработке таких понятий, как "политическая система", "политическая культура", "политический процесс", "политическое лидерство и элита", "теория международных отношений", появились первые зачатки научных школ, связанные с именами Ф.М. Бурлацкого, А.А. Галкина, Г.Г. Дилигенского и Н.Н. Разумовича6. В середине 70-х гг. была создана советская ассоциация политических наук. Но право на существование политология завоевала лишь в конце 80-х гг., когда процессы либерализации общественной жизни сделали ее востребованной. В 1989 г. она официально была признана академической дисциплиной, после чего начался процесс создания институтов и центров политических исследований. С 1991 г. в вузах России стали создаваться политологические кафедры и появилась новая учебная дисциплина - "Политология".
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление