Лидерство - это особый механизм взаимосвязи политика с последователями. В отличие от лидерства в малых группах, лидерство общенационального масштаба отличается отсутствием непосредственных личных контактов с массами. Это своеобразное дистанционное руководство. О политике как реальном человеке и его лидерском потенциале мы, как правило, судим по тому образу, который складывается под воздействием СМИ, политической рекламы и самих заявлений политика, а также по результатам его деятельности. При этом "виртуальный" образ политика не всегда совпадает с реальным прототипом. Например, отсутствие любого качества, столь важного для создания положительного и запоминающегося образа политика может быть компенсировано работой имиджмейкеров, результатом чего станет видимость наличия этого качества у человека. Образы политика, какой-либо организации, сформированные в общественном сознании, обозначаются понятием "имидж".
Исследователи отмечают, что применительно к любому политику, как и к организации, можно говорить о нескольких типах имиджей:
зеркальный (субъективный), т.е. образ политика в собственных глазах. Это то, что думает политик о самом себе;
моделируемый желательный имидж - образ, который команда политика пытается закрепить в общественном сознании;
отрицательный имидж, создаваемый оппонентами;
текущий имидж, положительный или отрицательный образ, который складывается в общественном сознании как стихийно, так и в силу применения специальных технологий.
Ниже речь пойдет о моделируемых имиджах, которые учитывают сложившиеся в массовом сознании стереотипы и отвечают социальным ожиданиям определенных социальных групп. С этой точки зрения, имидж - это сконструированный образ, который может обладать любыми характеристиками, востребованными последователями. С помощью имиджа создается запоминаемый яркий образ политика. Действительно, если посмотреть на ситуацию, сложившуюся в России в 90-х гг., то можно заметить, что общество проявило значительно больше внимания политикам, разрушившим стереотипное представление о руководителе, сложившееся в советское время, и продемонстрировавших принципиально новые модели поведения (Б. Ельцину - лидеру-оппозиционеру, сломавшему тоталитарную систему, впервые из отечественных руководителей снявшему галстук, не скрывавшему свои человеческие слабости; Ю. Лужкову - лидеру-"строителю", "хозяйственнику", А. Лебедю - лидеру-военному, В. Жириновскому - лидеру-"актеру"), нежели политикам, не сумевшим создать своего "особого" образа. Очевидно, что свой собственный образ имеет и В. Путин. На психологическом уровне общественный деятель может ассоциироваться с одним из образов: "мудрец", "герой-защитник", "верный последователь" (преемник идей другого популярного лидера), "отец нации", "слуга народа", "мученик" (популярность политику обеспечивает факт его преследования со стороны предыдущей власти) и др. Массовое сознание может отождествлять политика с несколькими образами одновременно, что значительно расширяет социальную базу. Например, все перечисленные выше образы были использованы для создания харизматического образа И. Сталина. Нынешняя ситуация нестабильности в России делает самыми востребованными образы политиков, ассоциирующихся в массовом сознании с типом сильной личности (лидер-"защитник"), способным оградить население от хаоса и гарантировать общественную безопасность, сочетающим в себе деловые и патерналистские качества одновременно. Второй популярный образ - это политик-хозяйственник, способный обустроить жизнь региона или страны в целом. Третий - это "слуга народа". Например, имидж лидера российских коммунистов Г. Зюганова призван символизировать служение интересам трудящихся.
Имидж политика складывается из целого ряда компонентов, которые, в идеале, должны "работать" на создание единого образа:
программ, заявлений, в которых отражены основные идеи лидера. Это, как правило, несколько наиболее злободневных проблем общественной жизни, требующих разрешения. В предвыборный период задача прелагаемого лидером политического курса выражается в краткой и доступной для понимания формуле - лозунге. Многие претенденты на высшие государственные посты ассоциируются с простыми по формулировке, но яркими лозунгами своих избирательных кампаний: "Новый курс" - Ф. Рузвельт, "Новые горизонты" - Дж. Картер, "Главное - это люди" - Б. Клинтон, "На защиту работающих семей" - А. Гор, "Правда и порядок" - Б. Ельцин (1991 г.), "Порядок", "Мы будем гордиться Россией" - А. Лебедь;
поведения, позволяющего продемонстрировать черты характера, которые в общественном сознании связываются с понятием лидера. Среди них такие как решительность в отстаивании своих идей, компетентность. Немаловажно, чтобы поведение политика демонстрировало простоту, открытость в общении и другие качества, вызывающие симпатию и доверие у людей;
внешности (одежда, лицо, фигура), манер, жестов, походки, красноречия. Психологи говорят, что отношение к политику определяется не только тем, что он говорит и предлагает, но также тем, как он выглядит. Даже стиль одежды призван подчеркнуть визуальный образ политика, сблизить его с какими-то группами населения. Например, символами ряда политиков стали определенные детали одежды: шинель (И. Сталин), морской китель (У. Черчилль), кепка (Ю. Лужков). Известно, что М. Тэтчер, дочь мелкого торговца, став британским премьер-министром, подчеркивала свою связь со средним классом, приобретая одежду в системе магазинов для этого класса;
биографии: происхождения, образования, профессия, партийности. Авторитет кандидата может подкрепить его должностной статус и имидж той организации, с которой он в профессиональном плане связан. Подтвердить право на лидерство могут и яркие факты жизненного пути, свидетельствующие о смелости и решительности политика, например, служба в армии, участие в военных действиях, борьба с коррупцией и привилегиями, с проявлениями несправедливости.
Имидж включает в себя дополнительные составляющие, которые призваны приблизить политика к рядовому гражданину, делающие его образ более близким и знакомым: это характеристики, раскрывающие взаимоотношения с членами семьи, а также хобби, увлечение спортом, домашние животные. В заключение приведем мнение известного французского специалиста по избирательным технологиям Ж. Сегела.
Свои наблюдения, касающиеся построения удачных имиджей, он облек в форму восьми заповедей:
1. Голосуют за человека, а не за партию.
2. Голосуют за идею, а не за идеологию.
3. Голосуют за будущее, а не за прошлое.
4. Голосуют за образ социальный, а не за политический.
5. Голосуют за человека-легенду, а не за посредственность.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление