Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Определение экологии как науки. Этапы развития экологии




Литература ко всему курсу

Особенности правового регулирования труда работников, обусловленные объективными факторами дифференциации.

Особенности правового регулирования труда работников, обусловленные объективными факторами дифференциации.

Особенности правового регулирования труда несовершеннолетних.

Особенности заключаются в следующем:

1. Запрещается использовать труд несовершеннолетних на тяжёлых работах, на работах с вредными условиями труда, на работах, связанных с алкогольными, токсическими и наркотическими веществами (даже барменами нельзя).

2. Все лица, не достигшие 18 лет, принимаются на работу после прохождения предварительного медицинского освидетельствования (осмотра).

3. Законодательство устанавливает предельные нормы переноски тяжести вручную для несовершеннолетних (к примеру, от 14 до 15 юноши носят не более 3 килограмм, а девушки – 2 килограмма).

4. Несовершеннолетним полагается ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью тридцать один (31) календарный день, который они могут использовать в любое удобное для них время.

5. В том случае, когда отпуск предоставляется работнику после достижения 18 лет, то он рассчитывается пропорционально отработанному времени до 18 лет и после 18 лет.

6. Запрещается не предоставление несовершеннолетним ежегодных оплачиваемых отпусков и отзыв их из ежегодного оплачиваемого отпуска.

7. Запрещается посылать несовершеннолетних в командировки, привлекать к сверхурочной работе, к работе в ночное время, в выходные, нерабочие и праздничные дни, за исключением несовершеннолетних, осуществляющих творческую деятельность.

8. Расторжение трудового договора с несовершеннолетними допускается помимо соблюдения общего порядка с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и с согласия федеральной инспекции труда субъекта Российской Федерации. Кроме того, законодательно не говорится, в какой срок надо давать такое согласие и какие именно чиновники в этих органах дают такое согласие.

 

Особенности правового регулирования труда руководителей организации.

Руководитель организации обладает двойным правовым статусом: с одной стороны, он работает по трудовому договору, заключаемому с работодателем и в этой связи на него полностью распространяется действующее трудовое законодательство. С другой стороны, руководитель представляет интересы работодателя в отношениях с государственными органами, другими юридическими лицами и в этой связи на него полностью распространяются нормы гражданского права.

Однако следует иметь в виду, что в соответствии со статьёй 273 Трудового Кодекса РФ нормы трудового права не распространяются на следующий руководителей:

1. Являющихся единственным участником или учредителем организации, либо собственником её имущества.

2. Руководитель, осуществляющий управленческие функции от имени другой организации (управляющий организацией) или индивидуальным предпринимателем. Это при банкротстве, когда арбитражным судом назначается арбитражный управляющий – на него трудовое право не распространяется.

Особенности регулирования труда руководителей заключаются в следующем:

1) В большинстве случаев заключению трудового договора с руководителем организации предшествуют процедуры избрания, конкурсного отбора или назначения, то есть трудовой договор с ними возникает на основании сложного юридического состава.

2) С руководителем организации может заключаться трудовой договор как на неопределённый срок, так и на определённый срок, который закрепляется и определяется в учредительных документах. Вообще максимальный срок – не более пяти лет, но если в данном случае мы напишем в учредительный документах шесть лет, то будет шесть, или семь там, или восемь.

3) В соответствии со статьёй 276 руководитель организации может работает по совместительству, если он получит разрешение уполномоченного органа юридического лица, собственника имущества, лица уполномоченного собственном лица.

4) В соответствии со статьёй 277 Трудового Кодекса руководитель организации, помимо полной материальной ответственности за ущерб, причинённый работодателю, возмещает ущерб или неполученную выгоду, наступившую вследствие виновных действий (бездействий) на основании федеральных законов (закон «Об акционерных обществах»).

В соответствии со статьёй 278 Трудового кодекса, руководители организаций могут быть уволены по инициативе работодателя как по общим основаниям, так и дополнительным.

К дополнительным основаниям относятся:

1. В связи с отстранением от должности решением арбитражного суда в соответствии с законодательством о банкротстве. Статья 94, 76 Закон «О банкротстве» (тогда назначается решением суда арбитражный управляющий).

2. Принятие решение уполномоченным органом юридического лица, собственником имущества, уполномоченным лицом собственника о прекращении трудового договора без указания причин.

3. Иные основания, предусмотренные трудовым договором (к примеру, разглашение коммерческой тайны, разглашение государственной тайны, нарушение действующего законодательства и другие).

Руководитель организации имеет право уволиться по собственному желанию, предупредив об этом работодателю не менее чем за один месяц (статья 280 ТК РФ).

При расторжении трудового договора с руководителем организации по пункту 2 статьи 278 ТК РФ при отсутствии виновных действий/бездействий ему выплачивается компенсация в размере, определяемом трудовым договором, но не ниже трёхкратного среднего месячного заработка.

 

 

 

Особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников в зависимости от объективных факторов распространяются на работников отдельных отраслей экономики, работающих в определённых местностях или за границей и других.

 

Особенности правового регулирования труда при совмещении профессий и должностей и совместительстве.

Глава 44 Трудового Кодекса РФ.

Совмещение профессий и должностей – это выполнение работником наряду со своей основной работой по профессии или должности, определённых трудовым договором, дополнительной работы по той же или другой профессии или должности, у того же работодателя в течение установленной для него продолжительности рабочего дня (смены).

Совмещение допускается с соблюдением следующих правил:

1. Имеется письменное согласие работника на совмещение.

2. Работа производится у одного и того же работодателя.

3. Работа производится в течение рабочего дня/смены, установленной для конкретного работника.

4. Она производится параллельно с основной работой.

5. Размер дополнительной оплаты труда устанавливается по соглашению сторон.

6. Каждая из сторон вправе досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, предупредив об этом другую сторону за три рабочих дня.

 

Расширение зоны обслуживания. Здесь тоже по соглашению, без заключения нового трудового договора. Должно быть соглашение сторон.

 

Совместительство – это выполнение работником, состоящим в трудовых отношениях с работодателем, другой работы на основании нового трудового договора с тем же или другим работодателем.

То есть различается внутреннее и внешнее совместительство.

Работа по трудовому договору считается совместительством, если она отвечает следующим требованиям:

1) Трудовой договор заключён с работником, уже состоящим в трудовых отношениях с тем же или с другим работодателем.

2) По этому трудовому договору выполняется другая работа помимо основной.

3) Выполняемая по другому трудовому договору работа является регулярной и оплачиваемой.

4) Работа выполняется работником в свободное от основной работы время.

Выполнение работы по совместительству возможно с соблюдением следующих правил:

1. Работник вправе заключить трудовые договоры о работе по совместительству с неограниченным числом работодателей.

2. Для работы по совместительству не требуется разрешение работодателя, жены, мужа и так далее. Вообще ничьё разрешение не требуется, за исключением руководителя организации – им нужно получить согласие.

3. Совместительство осуществляется как по той же профессии (должности), так и по иной.

4. При заключении трудового договора о совместительстве в нём должно быть указано обязательно, что работа является совместительством.

5. Не разрешается работать по совместительству несовершеннолетним, работникам, работающим на тяжёлых и вредных работах, на аналогичных работах, работникам, управляющим транспортными средствами.

6. Продолжительность работы по совместительству по общему правилу не должна превышать четырёх часов в день.

7. В течение месяца не более половины месячной нормы рабочего времени. Однако эти правила не применяются к работникам, которые приостановили работу в целях самозащиты или были отстранены от работы.

8. Лицам, работающим по совместительству, предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск одновременно с отпуском по основной работе.

9. Помимо общих оснований прекращения трудового договора, предусмотренных трудовым кодексом, трудовой договор с лицами, работающими по совместительству, может быть прекращён в случае приёма на работу работника, для которого эта работа будет являться основной. В таком случае работодатель обязан предупредить работника письменно не менее чем за две недели до прекращения трудового договора.

 

1. Бродский А.К. Краткий курс общей экологии. СПб: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 1992. - 152 с.

2. Бигон М., Харпер Дж., Таунсенд К. Экология. Особи, популяции и сообщества. М.: Мир, 1989. В 2-х т. Т.1. - 667 с., Т. 2. - 477 с.

3. Владышевский Д.В. Экология лесных птиц и зверей. Кормодобывание и его биоценотическое значение. - Новосибирск: Наука, 1980. - 82 с.

4. Галковская Г.А. Основы популяционной экологии. - Минск: Лексис, 2001. - 196 с.

5. Гиляров А.М. Популяционная экология. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 184 с.

6. Груздев В.В. Экология зайца-русака. - М.: Изд-во МГУ, 1974. - 163 с.

7. Дажо Р. Основы экологии. М.: Прогресс, 1975. - 415 с.

8. Дедю И.И. Экологический энциклопедический словарь. Кишинёв: Гл. редакция Молдавской Советской энциклопедии, 1990. - 406 с.

9. Джиллер П. Структура сообществ и экологическая ниша. М.: Мир, 1988. - 184 с.

10. Долейш К. Следы зверей и птиц. М.: Агропромиздат, 1987. - 224 с.

11. Дрё Ф. Экология. Пер. с французского В.В.Алпатова. М.: Атомиздат, 1976. - 165 с.

12. Кашкаров Д.Н. Экология животных. Л.: Наука, 1944. - 316 с.

13. Кеннеди К. Экологическая паразитология. М.: Мир, 1976. - 230 с.

14. Краснощеков Г.П., Розенберг Г.С. Экология "в законе". Тольятти, ИЭБВ РАН, 2002. - 248 с.

15. Лархер В. Экология растений. М.: Мир, 1978. - 412 с.

16. Макфедьен Э. Экология животных. Цели и методы. М.: Мир, 1965. - 375 с.

17. Мантейфель Б.П. Экология поведения животных.

18. Млекопитающие Советского Союза. В 3-х т. Под ред. В.Г. Гертнера и Н.П. Наумова. М.: Высшая школа, 1966 - 1968 г.

19. Мозговой Д.П., Розенберг Г.С. Сигнальное биологическое поле млекопитающих: теория и практика полевых исследований. - Самара: Самарский ун-т, 1992. - 119 с.

20. Наумов Н.П. Экология животных. М.: "Высшая школа", 1963. - 618 с.

21. Нинбург Е.А. Введение в общую экологию (подходы и методы). - М.:ТНИКМК, 2005. - 138 с.

22. Новиков Г.А. Основы общей экологии и охраны природы. Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. - 352 с.

23. Новиков Г.А. Экология зверей и птиц лесостепных дубрав. Л.: Изд-во ЛГУ, 1959. - 352 с.

24. Огнев С.И. Жизнь леса. М., Изд-во АН СССР, 1962. - 160 с.

25. Одум Ю. Основы экологии. Под ред. Н.П. Наумова. М.: Мир, 1975. - 740 с.

26. Ошмарин П.Г., Пикунов Д.Г. Следы в природе. - М.: Наука, 1990. - 294 с.

27. Панов Е.Н. Поведение животных и этологическая структура популяций. М.: Наука, 1983. - 424 с.

28. Песенко Ю.А. Принципы и методы количественного анализа в фаунистических исследованиях. М.: Наука, 1982. - 287 с.

29. Пианка Э. Эволюционная экология. М.: Мир., 1981. - 399 с.

30. Пономарева И.Н. Эволюционная экология. Л.: Наука, 1975. - 161 с.

31. Реймерс Н.Ф. Основные биологические термины и понятия. М.: Просвещение, 1988. - 319 с.

32. Розенберг Г.С., Мозговой Д.П., Гелашвили Д.Б. Экология. Элементы теоретических конструкций современной экологии. Самара: СНЦ РАН, 1999. - 396 с.

33. Руковский Н.Н. Убежища четвероногих. М.: Агропромиздат, 1991. - 143 с.

34. Серия книг "Промысловые животные СССР и среда их обитания". Например: Колонок. Горностай. Выдра. М.: Наука, 1977. - 216 с. Песец. Лисица. Енотовидная собака. М.: Наука, 1985. - 160 с.

35. Скорик А.В. Ларина О.В. Экология. Тесты. Учебное пособие для вузов. М.: Экзамен, 2005. - 220 с.

36. Флинт В.Е. Пространственная структура популяций мелких млекопитающих. М.: Наука, 1977. - 183 с.

37. Формозов А.Н. Спутник следопыта. - М.: Изд-во МП РСФСР, 1959. - 317 c.

38. Хрестоматия по общей экологии (развитие идей). Составитель Н.А.Кузнецова. М.: Изд-во МНЭПУ, 2001. - 292 с.

39. Христофорова Н.К. Основы экологии. Владивосток: Дальнаука,1999.240 с.

40. Чернова Н.М., Былова А.М. Общая экология. М.: Дрофа, 2004. - 416 с.

41. Шварц С.С. Экологические закономерности эволюции. М.: Наука, 1980. - 278 с.

42. Шилов И.А. Экология. М.: Высшая школа, 2000. - 512 с.

43. Элтон Ч. Экология нашествий животных и растений. М.: Изд. ин. лит., 1960. - 230 с.

44. Яблоков А.В. Популяционная биология. М.: Высш. школа, 1987. - 303 с.

45. Яхонтов В.В. Экология насекомых. М.: Высшая школа, 1969. - 488 с.

Экология, в переводе с греческого, буквально означает "наука о доме" ("ойкос", или "экос" - дом, жилище, местопребывание; "логос" - наука). Термин "экология" впервые употребил Эрнст Геккель в 1866 году, но в несколько отличающемся смысле: для обозначения науки об отношении организмов к среде обитания с позиций борьбы за существование.

Экология - наука о вещественных, энергетических и информационных взаимоотношениях организмов со средой их обитания. Специфика экологии среди других биологических наук - познание не только организмов, но и условий существования организмов, то есть исследование жизни на надорганизменном уровне ее организации. Для экологии последних десятилетий подходит такое определение: "экология - наука о совокупности и структуре связей между организмами и средой, в которой они обитают".

Далее по тексту вам будет предложена выдержка из книги Г.С. Розенберга, Д.П. Мозгового и Г.Б. Гелашвили (1999), в которой содержится 64 определения понятия "экология", найденных авторами в научной литературе. Каждое из этих понятий акцентирует внимание на какой-либо стороне проблемы дисциплины "экология", или, в явной или имплицитной форме, отражает позицию, доминирующую в науке того времени, когда определение было предложено.

Принято выделять следующие разделы экологии - экологию особей ("аутэкологию"), экологию популяций и экологию сообществ (два последних раздела объединяют под обобщающим названием "синэкология") (Одум, 1975). Каждый из них имеет свою специфику, связанную с объектом исследования (как частью реальной действительности, на которую направлено внимание ученых), а также с предметом (предмет науки - круг вопросов и проблем, стоящих перед данной научной дисциплиной). Популяционная группа обладает свойствами (например, статистическими или структурными характеристиками), описывающими совокупность особей, а также исследует признаки, которые можно отнеси к "групповым особенностям" (Одум, 1975). Также экология, как комплексная дисциплина, может быть подразделена по объектам (экология растений, экология позвоночных животных, экология насекомых, птиц, паукообразных, микроорганизмов и т. д.), или в соответствии с прикладными задачами (сельскохозяйственная экология, экология акклиматизации и интродукции).

[Дополнительный материал - здесь и далее в квадратных скобках. Также следует учесть, что в русском языке в последние три десятилетия сложилась устойчивая практика использования слова "экология" не для указания на тот или иной раздел биологической науки, а для обозначения целого спектра проблем, связанных с охраной окружающей среды, рациональным природопользованием, преодолением экологического кризиса (урбоэкология, металлургическая экология и т. п.). Поскольку значение слова раскрывается через исследование способа его употребления в языке (Л. Витгенштейн), в своей речи биологу следует дифференцировать эти два значения понятия "экология", закрепившиеся в современном употреблении и множестве научных, популярных и публицистических текстов. В данном пособии под словом "экология" подразумевается значение "раздел биологической науки"].

Экология особей - раздел экологии, который изучает спектр и особенности адаптивных реакций особей на внешние факторы. Это исторически традиционный раздел экологии, наиболее широко, а зачастую, и в одиночестве представленный в биологических учебниках прошлых лет. В этом разделе традиционно изучаются следующие вопросы:

1) "жизненные циклы и поведение", как "способы приспособления к среде" (Одум, 1975);

2) воздействие физических и химических факторов среды на организмы - водно-солевой обмен, теплообмен, газообмен, давление среды, влияние света, закономерности комплексного воздействия перечисленных факторов (Кашкаров, 1944; Шилов, 1968; Бигон и др., 1989);

3) питание животных (Наумов, 1963). Рассматриваются: стенофагия (пищевая специализация, буквально - "узкое питание") или эврифагия ("многоядность"), морфологические и поведенческие приспособления животных, используемые ими для добывания корма;

4) взаимодействие животных с окружающей средой, например, с субстратом - почвой, грунтами водоемов, снежным покровом (Наумов, 1963; Яхонтов, 1969; Новиков, 1975);

5) биологические циклы и суточные ритмы животных, их связь с температурой и освещенностью, сезонная перестройка метаболизма (Кашкаров, 1944; Наумов, 1963);

6) периодичность размножения и зависимость размножения от внешних факторов (Наумов, 1963);

7) ориентация животных в пространстве (Наумов, 1963).

Базируясь на общей зоологии и физиологии животных, экология особей (аутэкология) изучает адаптивные приспособления животных, необходимые для развития, созревания и размножения особей при постоянно меняющихся и отличающихся от оптимальных условиях внешней среды.

С современных позиций, экология особей - традиционная научная абстракция, которая становится "все более абстрактной" при повышении систематического ранга животных - при переходе от беспозвоночных животных к позвоночным, от рыб к млекопитающим.

Абстракция - научная модель, подчеркивающая важность одних сторон явления (например, явления существования определенного вида животных на данной территории) и не придающая значения и обобщающая другие стороны действительности. В чем заключаются упрощения в аутэкологических моделях?

1) Рассматривая адаптивные связи особи и среды, ученые абстрагируются от того факта, что в общей зоологии (оперирующей понятием "эволюционное время жизни вида"), в отличие от физиологии животных (оперирующей понятием "продолжительность жизни особи"), адаптивность - это термин, характеризующий скорее популяцию, а не особь. Можно привести множество примеров, показывающих, что для "неограниченно" продолжительного во времени существования вида совсем не обязательно (и даже опасно), чтобы каждая родившаяся (вылупившаяся из яйца) особь выжила и оставила потомство. "Взрыв" численности приводит к истощению ресурсов и дальнейшему критическому падению численности, которое в условиях антропогенного воздействия может быть необратимым - вид исчезнет. Особь смертна, в отличие от отдельной особи адаптивная популяция практически способна существовать бесконечно, если численность особей в популяции изменяется сообразно с состоянием среды. (Пример с Лох-Несским чудовищем - длительное время в среде может существовать популяция, а не одинокая особь).

2) Фактически любое животное класса млекопитающих существует "перед лицом внешних условий" не в одиночестве, а популяции, даже если ведет одиночный образ жизни. Групповые стрессовые реакции, адаптивные поведенческие навыки, приобретаемые в онтогенезе млекопитающими, во многом более эффективны, чем морфо-физиологические адаптации. (Популяции, как особую разновидность "надорганизменного" уровня организации живых существ, "открыли" сравнительно недавно. Уильям Олли написал главу о популяциях в 1949 г., в нашей стране популяционная морфология млекопитающих начала изучаться с конца 50-х годов.

(Первоначально фенология изучала морфологические признаки, сопряженные с генетическими особенностями популяции. Фенологическими исследованиями занимались Н.П. Наумов, Н.И. Ларина, С.С. Шварц, И.А. Шилов, А.В. Яблоков. В настоящее время в Омском университете ведутся широкие исследования в сфере "этологической фенологии", в основном, на мышевидных грызунах).

Подобно тому, как среди гуманитарных наук не было до определенного времени социологии, в биологии долгое время "не замечали" существования популяций, изучая особь.

Можно сделать вывод о том, что экология особей - в той своей части, которая изучает воздействие факторов среды на организмы - аутэкология - своеобразная, переплетающаяся с зоологией отрасль экологической физиологии, интересующаяся, в основном, физиолого-биохимическими возможностями организмов при экстремальных и средних условиях (основная научная оппозиция) и законами, управляющими выживанием животных в экстремальных условиях. В 50-х - 60-х гг. в нашей стране в этой области работали, к примеру, эволюционист С.С. Шварц, эволюционист и физиолог А.Д. Слоним и др. (На популяционном уровне приспособления млекопитающих к выживанию в экстремальных условиях позже изучали С.С. Шварц, Э.В. Ивантер, В.И. Большаков и другие исследователи).

3) Для выживания популяции в целом важна разнокачественность особей, в том числе и физиологическая. Согласно положениям современной теории эволюции, сбалансированный полиморфизм популяции - залог ее эволюционной стабильности. Экология особей моделирует и изучает некую "среднюю" особь, игнорируя поведенческую разнокачественность, различный жизненный опыт млекопитающих. Этот факт нашел свое отражение в языковом употреблении: говорят, к примеру, "лисица обыкновенная обитает...", или "амурский тигр характеризуется...", хотя речь, фактически, идет о множестве особей, принадлежащих к одной или нескольким популяциям одного вида.

[Внимание к научному языку - специфическая черта науки конца ХХ века. До этого большинство ученых обычно не осознавали особенностей языкового употребления "цеховой" терминологии и семантических полей приложения базовых понятий, просто повторяя стереотипы их употребления, в соответствии с нормами той научной школы, к которой они принадлежали. Этот факт свидетельствует о повышении научными работниками уровня осознания теоретических оснований собственной деятельности, характерный для науки последнего времени. В целом, метаязыковая рефлексия (то есть внимание к особенностям своей речи и речи собеседника, как интеллектуальной деятельности) отличает грамотного человека от малограмотного].

Все эти три замечания относительно "физиологичности" научных моделей в аутэкологии в большей мере касаются изучения экологии млекопитающих. У млекопитающих, наряду с инстинктами, имеются вариативные сложные приобретенные поведенческие реакции (научение), с помощью которых животные взаимодействуют со средой обитания.

Методы экологии особей, в основном, включают наблюдение за животными в природе с последующим лабораторным измерением и искусственным воспроизведением средовых факторов. Н.П.Наумов (1963) перечисляет следующие аутэкологические методы:

1) изучение морфо-физиологических реакций животных на внешние воздействия среды в полевых условиях с параллельным лабораторным контролем;

2) сравнительно-экологический метод - изучение особенностей взаимодействия со средой различных половых и возрастных групп животных; 3

3) эколого-географический метод - выявление морфо-физиологических особенностей обитателей разных биотопов, принадлежащих к одному виду. Применяются также методы "физиологической" и "биохимической" экологии.

Экология популяций -(популяция фр. - население)изучает популяционный состав, структуру и динамику вида; образ жизни животных (одиночный, колониальный, стадный), способы использования жизненных ресурсов (прежде всего - территории). Основная проблема, решаемая экологией популяций - каковы механизмы поддержания и динамики численности популяции, позволяющие ей существовать неопределенно длительное время, сопоставимое с эволюционным временем жизни вида. (Для млекопитающих время жизни вида - 2-3 млн. лет, для амфибий - около 20 млн. лет, рекордсмен среди высших животных - пресноводный рачок-щитень, известный со времен триаса - 200 млн. лет, - утверждает Р.Кэрролл, автор книги "Палеонтология и эволюция позвоночных животных".

"Популяция как биологическая система характеризуется появлением специфических свойств, которыми не обладают отдельные организмы данного вида. Так, только на популяционном уровне выявляются такие свойства, как численность и плотность населения, половой и возрастной состав, уровень размножения и смертности и др. По этим и другим признакам популяция качественно отличается от организменного уровня организации биологических систем. Так, популяция не имеет свойственной организмам морфологической ограниченности от среды и от других популяций; в ее строении не вычленяются морфологически отличающиеся части, аналогичные физиологическим функциональным системам организма; интеграция функций отдельных особей, составляющих популяцию, осуществляется качественно иным путем, чем интеграция функций в организме. Организм, как биологическая система, относительно недолговечен, популяция же при сохранении необходимых условий практически бессмертна " (Шилов, 2000).

Основные методы популяционной экологии:

1) количественные (абсолютные) и относительные измерения плотности и численности популяции, а также выявление факторов, определяющих их динамику;

2) изучение половой и возрастной структуры;

3) миграции и распределение животных по территории;

4) наблюдение за животными в природе с целью выявления экологических особенностей: способов питания, устройства жилищ, сезонных и суточных ритмов.

Применяются: количественный учет (например, зимний маршрутный учет численности - ЗМУ), мечение и маркирование животных, исследование миграций, изучается генетический полиморфизм, исследуются особенности адаптации внутрипопуляционных группировок животных, например, половых и возрастных, сезонных и т.д.

Эколог Юджин Одум (1975) утверждает: "биология тогда становится экологией, когда задается вопросами "какие" и "сколько". "Популяция обладает "биологическими особенностями", которые она разделяет со всеми составляющими ее организмами, и "групповыми особенностями", которые служат уникальными характеристиками группы. К "биологически особенностям" следует отнести наличие жизненного цикла популяции, ее способность к росту, дифференцировке и самоподдержанию. Популяция имеет определенную структуру и организацию, которые можно описать. К "групповым особенностям" относятся такие, как рождаемость, смертность, возрастная структура популяции и генетическая приспособленность; эти признаки относятся только к популяции. Особь рождается и умирает, имеет тот или иной возраст, но применительно к особи нельзя говорить о рождаемости, смертности или возрастной структуре - характеристиках, имеющих смысл только на уровне группы"..." также популяция имеет "признаки, характеризующие генетические особенности" (Одум, 1975).

"Популяция - это то, с чем работает эколог" (Нинбург, 2005). Ее важнейшие свойства - 1) панмиксия, 2) сопряженная динамика демографических характеристик, 3) наличие какой-либо изолирующей "преграды" от свободного скрещивания особей данной популяции с представителями других популяций (С.Б. Ивницкий, лекционный курс "Эволюция популяций и видообразование", МГУ им. Ломоносова, кафедра теории эволюции).

Существует несколько определений понятия популяция, которые будут рассмотрены позже. Как на практике определить, к одной или нескольким популяциям относятся группы животных, занимающие близлежащие территории? Для начала следует определить, есть ли у них возможность к "свободному скрещиванию" (нет ли каких-либо преград для пространственного сближения самок и самцов в период размножения). Во вторых, на принадлежность к одной популяции указывает сопряженная динамика демографических характеристик. Это необходимые, но не достаточные условия принадлежности той или иной группы особей к одной популяции. Знание границ исследуемой популяции избавит эколога от "неоправданной экстраполяции полученных результатов на чересчур широкий круг объектов и явлений" (Нинбург, 2005).

Экология сообществ - биоценология. Другое название - синэкология. Изучает формирование, структуру и динамику естественных сообществ (биоценозов или более мелких совокупностей популяций продуцентов, консументов и редуцентов) и их взаимодействий со средой.

"Биотическое сообщество - это любая совокупность популяций, (включающих виды -продуценты, консументы и редуценты), населяющих определенную территорию или биотоп". Сообщества связаны в функциональное целое благодаря "метаболическим превращениям" (Одум, 1975).

Трофическая структура любого биоценоза также с необходимостью включает продуцентов, консументов и редуцентов, которые представлены популяциями многих видов. (Первый уровень - продуценты - растения создают органическое вещество; 2-ой уровень - консументы - это потребители органического вещества: животные - фитофаги и зоофаги. Животные перерабатывают биомассу (Например, возможна такая цепь питания: злаки - кузнечики - лягушки - змеи - орлы). Третий уровень - редуценты - грибы и микроорганизмы - разлагают органическое вещество в неорганическое состояние).

Понятие биогеоценоз введено ботаником В.Н. Сукачевым. По Сукачеву, биогеоценоз - участок земной поверхности (суши или водоемов), через который не проходят никакие геоморфологические, климатические, почвенные, геохимические, гидрологические, стоковые и биогеоценотические границы. Биоценозы - это многовидовые сообщества, в которых подбор видов не случаен, а определяется возможностью непрерывного поддержания круговорота веществ. Популяции эволюционируют, биогеоценозы переходят из одного состояния динамического равновесия в другое.

Понятие "биоценоз" введено в науку в 1877 г. К. Мёбиусом, при изучении населения устричной банки. Он подразумевал под этим термином устойчивую во времени экологическую систему, виды которой взаимозависимы (Нинбург, 2005). В дальнейшем, биоценозы изучались в следующих направлениях:

1. списочно-видовой подход к изучению биоценоза;

2. структурный (подвижно-равновесный);

3. биотопический (характеристика комплекса физических, химических, геологических условий) (Нинбург, 2005).

На практике, к понятию биогеоценоза прибегают при таксации лесов, землеустройстве, в заповедном деле, при составлении фитоценотических и зооцеотических карт (Нинбург, 2005).

Сообщества - организованные многовидовые системы, вне зависимости от ее ранга (сообщество - это и аквариум, и биоценоз, и биосфера. Биоценозы, в отличие от сообществ иных рангов, обычно сопоставимы с границами слагающих их фитоценозов, взятых в масштабах растительной картографии). Экосистема (термин Тэнсили, 1935), по Одуму (1975), "характеризуется наличием взаимоотношений, взаимозависимости и причинно-следственных связей, объединением компонентов в функциональное целое". При исследованиях, ведущихся на синэкологическом уровне, особенно важными становятся вопросы, связанные с балансом вещества и потоками энергии, а также с характеристиками динамики или статики (модификации) биоты. Для характеристики структуры сообщества используются такие понятия, как "пищевые связи", "метаболизм", "суммарная продукция". Устойчивость сообществ определяется с помощью понятий "экологическое доминирование", "биоразнообразие", "экологические эквиваленты".

Проблемы современной биогеоценологии: характеристики экологических ниш, изучение взаимоотношения видов (например, конкуренция и симбиоз (мутуализм), паразитизм), исследование динамики экосистем - сукцессии и климакс, распределение видов по обилию и роль редких видов и др.

Биогеоценоз = экосистема = биотоп + биоценоз

Таким образом, биоценоз - это сочетание популяций растений, животных и микроорганизмов, взаимодействующих друг с другом и со средой обитания, образующих единую функциональную систему со свойственными ей структурой, разнообразием объектов (видов), конкретными отношениями их со средой, уникальной историей развития и специфическими функциями (R. Whittaker).

Н.А. Формозов (2006) определяет ВОПРОСЫ ЭКОЛОГИИ СООБЩЕСТВ следующим образом:

1. Факторы, определяющие число совместно обитающих видов;

2. Пределы экологического сходства и способы разделения ресурсов видами, обитающими совместно;

3. Принципы функциональной организации сообществ, изучение межвидовой конкуренции;

4. Соотношение между структурной и функциональной организацией сообществ;

(По материалам книги: Розенберг Г.С., Мозговой Д.П., Гелашвили Г.Б. Экология. Элементы теоретических конструкций современной экологии. Самара, 1998.).

Первый этап - до 1866 года. (В этом году Э. Геккель дал определение экологии "как общей (общебиологической) науки об отношении организма к окружающей среде в широком смысле этого слова. Окружающая среда - это условия существования органической и неорганической природы".

Характерные черты этого этапа:

1. Отсутствие собственно экологического понятийного аппарата. Элементы экологических знаний появляются в трудах натуралистов: ботаников и зоологов.

2. Описательный характер сочинений о природе.

Ученые этого этапа, "оставившие след" в экологии:

1. Карл Линней (Швеция) - предложил в 1749 г. типологию местообитаний растений.

2. Крашенинников С.П. - сделал комплексно-экологическое "Описание земли Камчатки".

3. Паллас П.С.- "Путешествие по различным провинциям Российского государства";

4. Ламарк Ж.Б. 1809 г. заложил основы концепции биосферы в книге "Гидрогеология"; в книге "Философия зоологии" обратил внимание на взаимодействия в системе "организм-среда";

5. Ч. Дарвин. 1836 г.: наблюдения о кругосветном путешествии обобщены в "Дневнике изысканий"; 1859 г.: "Происхождение видов путем естественного отбора или Сохранение благоприятных пород в борьбе за жизнь".

6. Ник. Алексеевич Северцов, 1855 г.: "Периодические явления в жизни зверей, птиц и гад Воронежской губернии".

7. Миддендорф А.Ф. 1860 г.: "Путешествие на север и восток Сибири" - сочинение об экспедициях на Кольский полуостров, Таймыр и Якутию.

8. Нем. Ю.Либих, 1840 г. сформулировал закон минимума (закон преимущественного действия лимитирующих факторов) для растений. ("Урожай определяется тем фактором, который находится в минимуме", имел в виду неорганические вещества).

Второй этап - с 1866 г. по 1935 г., в котором было дано определение экосистемы англ. А. Тенсли.

Характерные черты этапа:

1. Исследования в области факториальной экологии (рассматривались преимущественно абиотические факторы среды).

2. Изучались преимущественно не "надорганизменные" системы (популяции, биоценозы), а организмы. По определению А.М.Гилярова, имел место "аутэкологический редукционизм".

Ученые этого этапа:

1. Англ. Уоллес А. 1868 г: предложил понятие "биологическая ниша".

2. Нем. Мебиус К. 1877 г.: ввел понятие "биоценоз".

3. Фр. Э.Реклю 1872г., австр. Зюсс Э. 1875 г. предложили, независимо друг от друга, понятие "биосфера".

4. Докучаев В.В.. 1883г. - создал учение о почвах и ландшафтах.

5. англ. Мак-Лиод Дж., 1884 г. ввел понятие о жизненных (эколого-ценотических) стратегиях у растений.

6. Нем. Пфеффер, 1885 г. -произвел деление организмов на автотрофы и гетеротрофы по способу питания.

7. В 1911 г., амер. Шелфорд В. - сформулировал "закон максимума" (толерантности): "невозможность развития экосистемы определяется не только недостатком, но и избытком фактора" (имел в виду воду, свет, тепло).

8. Алехин В.В., 1915 г. - эколого-географическое правило предварения (известно как правило Вальтера-Алехина) - по склонам наблюдаются отклонения от правил растительной зональности - по северным склонам встречаются более северные растения, а по южным - более южные растения.

9. Вавилов Н.И. 1920 г. - сформулировал закон гомологических рядов наследственной изменчивости для растениий и обосновал семь центров происхождения культурных растений.

10. Демоль Р., нем. - предложил понятие "биомасса".

11. Нем. Фрайдерикс К., 1927 г. - гипотеза регуляции численности популяций в результате совместного действия биотических и абиотических факторов на уровне биоценоза.

12. Англ. Элтон Ч., 1927 г. - книга "Экология животных". Сформулировал основные понятия популяционной экологии, предложил законы "пирамиды чисел", цепи и циклы питания, понятие "трофическая экологическая ниша".

13. США., Чемпен Р. 1928 г. Предложил понятие "биотический потенциал" для определения максимального репродуктивного усилия

14. Кашкаров Д.И., Стачинский В.В., 1929 г. - понятие "сообщество" (или биоценоз) - комплекс животных и растений, живущих совместно под влиянием одних и тех же физических условий.

Сейчас - следующие этапы (III - V). Их особенность - смена парадигм в экологии, "системная экология", развитие в период экологического кризиса. "Последняя познавательная модель в экологии по своей природе плюралистична, и предполагает не вытеснение всех предшествующих, а их активное использование. Именно в этом контексте следует понимать и пятый период развития экологии (тенденция объединения представлений детерминировано-популяционного второго периода, детерминировано-синэкологического третьега и стохастическо-популяционного четвертого), и современную парадигму экологического знания (субъективность, необъяснимость, динамичность, субъективность пространства и времени) (Розенберг и др., 1999, с. 56).

Продемонстриру-ем "эволюцию" понятия "экология" на протяжении 130 лет его существова-ния (ниже приведены 64 определения понятия "Экология". Они взяты из книги: Розенберг Г.С., Мозговой Д.П., Г елшавили Г.Б. Экология. Элементы теоретических конструкций... 1999).

01"... Под экологией мы подразумеваем общую науку об отношении организма к окружающей среде, куда мы относим все "условия существования" в широком смысле этого слова. Они частично органической, частично неорганической природы" [E.Haeckel, 1866, s. 286].

02 "...Придавая главное значение явлениям приспособления, прилаживания орга-низма к условиям его существования, мы тем самым признаем основным принципом биологического прогресса - пользу того или иного свойства, - принцип в основе эко-номический, почему Геккель и был прав, предложив для всей этой области биологии, создавшейся благодаря Дарвину, новое название - экология (выделено автором. - Ремарка наша)" [К.А.Тимирязев, 1889; цит. по: 1939, с. 217].

03 Экология - "..часть зоологии, обнимающая собой сведения касательно жи-лищ животных, то есть нор, гнезд, логовищ и т.п." [В.М.Шимкевич, 1904, с. 256].

04 "...Экология (понимаемая, прежде всего, как экология растений. - Ре-марка наша), по существу, - экспериментальная наука в противоположность гербарной таксономике с ее "средневековыми методами"; таксономист должен использо-вать статистические и экспериментальные методы, т.е. быть экологом... Для того что-бы экология стала наукой, она должна быть более экспериментальной, хорошо сис-темной и дедуктивной" [F.Clements, 1905: цит. по: Работнов, 1995, с. 37-38].

05 "...Содержание, которое вкладывается в это название (экология. - Ремарка наша), не совсем определенно, зависит от общих взглядов и претерпевает с течением времени изменения..." [К.Фридерикс, 1930; цит. по пер., 1932, с. 14].

06 "...Экология - наука о закономерностях в отношении организма как целого, как вида, к среде обитания, в комплексе" [Д.Н.Кашкаров, 1934, с. 15].

07 '...Экология изучает особенности формы, строения, химизма и всей жизни рас-тений в тесной связи и взаимодействии с определенными характерными сочетаниями окружающих внешних условий. Следовательно, экология имеет дело с характерными типами внешней среды... Советская экология растений - экология растений на осно-ве марксистско-ленинской методологии - заставляет нас очень многое старое в корне переоценить, ведет к глубоким перестройкам прежних установок и путей в этой науке и вместе с тем открывает нам очень широкие перспективы для разработки больших научных и производственных проблем нашего социалистического строительства" [Б.А.Келлер, 1934, с. 8, 10].

08 "...Экология изучает, как в природе образуется комплекс растений и животных, дающих при данных климатических и почвенных условиях максимум органического вещества, иначе максимальный урожай" [В.Л.Комаров, 1934, с. 23].

09 "...Экология растений, исследуя отношение растений к среде, изучает в конеч-ном счете приспособительные черты организации растений" [В.Н.Сукачев, 1934, с. 30].

10 "...Экологию растений можно определить как науку о жизнедеятельности расте-ний на месте их естественного обитания" [В.Н.Любименко, 1934, С. 31].

11 "...Это определение (определение "экологии" Э.Геккеля. - Ремарка на-ша) и поныне наилучшим образом вскрывает содержание экологии и является обще-принятым, если не считать определений экологии, даваемых отдельными авторами, как "науки о местообитаниях", "науки об адаптациях" (приспособлениях), "науки об отношениях организма к физическим факторам среды", - определений, охватывающих лишь часть того, что является содержанием экологии в общемировом понима-нии. Экология рассматривает адаптивные и неадаптивные отношения организма к ок-ружающему его природному комплексу, к физическим и биологическим факторам по-следнего" [Д.Н.Кашкаров, 1934, с. 3],

12 "...Содержанием экологии является изучение взаимоотношений организма (вида) со средой его обитания, изучение приспособлений и противоречий между осо-бенностями вида и элементами этой среды, именуемой факторами; задачей экологи-ческого исследования является познание "условий существования" вида, то есть тех факторов среды, которые являются необходимыми для существования вида, дабы, зная эти условия существования, управлять жизнью вида или всего комплекса" [Д.Н.Кашкаров, 1938, с. 10].

13 "...Экология может быть в общем определена как наука о взаимоотношениях между живыми организмами и их средой, включая как физическую и биотическую природу, так и важнейшие внутривидовые и межвидовые отношения... Среда какого-либо организма состоит в конечном счете из всего, что лежит вне отдельного орга-низма. Те части общей среды, которые оказывают прямое влияние на организм, от-носятся к образующим эффективную среду (выделено автором. - Ремарка наша). Отношения какого-либо организма или сообщества организмов со средой являются... 1). частными: специфическими для каждого организма; 2). постоянными: организм живет в своей среде всю жизнь; 3). взаимными: среда воздействует на организм и на-оборот, 4). нерасторжимыми: отрыв организма от среды невозможен" [W.Allee et al., 1949, p. 1].

14 "...Экология - наука, одна из биологических дисциплин, изучающая взаимо-отношения организмов и окружающей среды" [Словарь иностранных слов, 1949, с. 746].

15 "...Экология - биологическая дисциплина, изучающая взаимоотношения орга-низмов и среды, обуславливающие образ жизни: размножение, питание, выживае-мость, численность и распределение животных" [Н.П.Наумов, 1954, с. 3].

16 "...Центральной задачей экологии является установление общих принципов, со-гласно которым действуют естественные сообщества и их компоненты... современная экология занимается функциональной взаимозависимостью между живыми существа-ми и их окружением" [G.Clarke, 1954, р. 18].

17 "...Экология - это наука о взаимоотношениях организмов и образуемых ими сообществ, или биоценозов, с окружающей средой, о приспособленности организмов и биоценозов к условиям среды и о противоречиях организмов и биоценозов с окру-жающей средой (живой и мертвой)" [Л.Г.Раменский, 1956, с. 320].

18 "...Экология изучает организмы в природном или культурном биоценозе и среду их жизни, на основе чего познает динамику численности и законы управления ее че-рез изменение условий существования... Экология дает опору всем отраслям биоло-гии, но при этом не растворяется в них и не исчезает... За ней остается своя специфи-ческая область исследования - изучение образа жизни организмов, динамики числен-ности видового населения и природы биоценозов" [Б.Г.Иоганзен, 1959, с. 27, 34].

19 "...Экология изучает те стороны отношений организмов со средой, от которых зависит успешность их развития, выживания и размножения... Экология изучает не только непосредственные взаимоотношения со средой, но и исторически сложившиеся на их основе:

а). специфические для каждого вида приспособления особей, обеспечивающие раз-носторонние связи со средой, их развитие и созревание;

б). внутривидовые отношения и специфическую для вида структуру его населения...;

в). различные в разных участках земной поверхности сообщества популяций разных видов, которые связаны многими взаимными приспособлениями, обеспечивающими биогенный круговорот веществ" [Н.П.Наумов. 1963, с.7].

20 "...Главной задачей экологии и биоценологии является установление общих за-кономерностей круговорота форм, материи и энергии в живом покрове Земли с тем, чтобы выработать такие нормы воздействия на этот круговорот, при которых создава-лись бы оптимальные условия для существования живого покрова планеты и челове-чества в его составе. Естественно, что эта задача может быть решена только в ком-плексе с геофизикой, геохимией, социологией и пр." [В.Н.Беклемишев, 1964, с. 26].

21 "...Экология посвящена изучению взаимоотношений живых организмов, расти-тельных или животных, со средой; оно имеет целью выявить принципы, управляющие этими отношениями" [Э.Макфедьен, 1963; цит. по пер., 1965, с. 15].

22 "...Экология это наука об обиталищах, или, говоря более широко, об "условиях существования"... было бы правильнее придерживаться новейших идей и определить экологию как науку о строении и функциях природы (курсив автора. - Ремарка наша)" [Е.Одум, 1963; цит. по пер., 1968, с. 13].

23 "...Я утверждаю, что экология - это изучение систем на том уровне, на кото-ром индивиды (организмы) рассматриваются как элементы, взаимодействующие меж-ду собой либо с окружающей средой. Системы такого уровня называются экосистема-ми, и экология есть ничто иное, как биология таких систем" [R.Margalef, 1969; цит. по: Наумов, 1973, с. 5].

24 "...Для последних десятилетий XX в. особенно подходит одно из определений, данных в полном словаре Уэбстера, а именно: "Предмет экологии - это совокуп-ность или структура связей между организмами и их средой". Для "долгосрочных" употреблений лучшим определением этого обширного по объему понятия будет, по-видимому, наиболее краткое и наименее специальное, а именно "биология окружаю-щей среды" (environmental biology) (курсив автора. - Ремарка наша)" [Ю.Одум, 1971; цит. по пер., 1975, с. 10].

25 "...Существует довольно много определений экологии, однако подавляющее большинство современных экологов считает, что экология - это наука, изучающая условия существования живых организмов и взаимосвязи между организмами и сре-дой, в которой они обитают (курсив автора - Ремарка наша)" [Р.Дажо, 1972; цит по пер., 1975,. с. 9].

26 "...Экология - это наука о реально происходящем в природе" [Ф.Дре, 1974; цит по пер., 1976, с. 157].

27 "...Экология: этот термин стал таким же модным, как, например, окружающая среда или загрязнение. Каждый исследователь, желающий быть современным, зани-мается экологией, но проблемы, которые интересуют биолога, по содержанию отли-чаются от проблем, рассматриваемых геофизиком, социологом, юристом или эконо-мистом. Таким образом, каждый специалист придает этому термину до такой степе-ни различное значение, что неспециалисту становится трудно определить, что же та-кое "экология"" [П.Агесс, 1975; цит по пер., 1982, с. 4].

28 "...Экология - наука о биологических системах надорганизменного уровня..." [Н.П.Наумов, 1975, с. 8].

29 "...Экология - область биологической науки, изучающая живые системы в их взаимодействии со средой их обитания. Экологи исследуют живые системы высших уровней биологической организации: отдельные организмы, популяции, социэты (группы особей одного вида), сообщества (системы популяций обычно многих видов) и экосистемы" [Р.Уиттекер, 1975; цит. по пер., 1980, с. 11].

30 "...Экология как наука о жизни природы переживает сейчас вторую молодость. Возникшая более 100 лет тому назад как учение о взаимосвязи "организм - среда", экология на наших глазах трансформировалась в науку о структуре природы, науку о том, как работает живой покров Земли в его целостности. А так как работа живого все в большей степени определяется деятельностью человека, то наиболее прогрес-сивно мыслящие экологи видят будущее экологии в теории создания измененного ми-ра. Экология на наших глазах становится теоретической основой поведения человека в природе" [С.С.Шварц, 1975, с. 102].

31 "...Экология занимается изучением растений и животных, как отдельных осо-бей и как членов популяций и биологических сообществ, в их взаимодействии с окру-жающей средой, ее физическими, химическими и биологическими факторами... Экология стала настолько популярной, что под ее рубрику подводят все что угодно: строительство очистных сооружений, региональное планирование землепользования, вторичную переработку бумаги и выращивание овощей на одних лишь органических удобрениях. Вся эта деятельность, пусть необходимая, по большей части представля-ет собой просто попытки смягчить тот удар, который нанесет нам Природа своим приговором за наше вопиющее нарушение ее законов..." [Р.Риклефс, 1976; цит. попер., 1979, с. 9].

32 "...Экологию можно определить как систему научных дисциплин, изучающих жизнь на надорганизменном уровне организации... Экология имеет дело в основном с той стороной взаимодействия организмов со средой, которая обусловливает развитие, размножение и выживание особей, структуру и динамику популяций (видового насе-ления) и сообществ и их роль в протекающих в биоценозах процессах... Именно эко-логия призвана создать научную основу рациональной эксплуатации биологических ресурсов, прогнозирования изменений природы под влиянием деятельности человека и управления процессами, протекающими в биосфере, и сохранения среды обитания человека" [М.С.Гиляров и др., 1977, с. 3-5].

33 "...Современная экология изучает жизнь, интегрированную в биологические макросистемы более высокого ранга, чем организм... Экология - это наука, иссле-дующая закономерности жизнедеятельности организмов (в любых ее проявлениях, на всех уровнях интеграции) в их естественной среде обитания с учетом изменений, вно-симых в среду деятельностью человека" [В.А.Радкевич, 1977, с. 9, 11].

34 "...Объект исследования экологии - биосфера" [Г.Вальтер, 1979; цит. по пер., 1982, с. 150].

35 "...Экология - это отрасль биологии, исследующая исторически сложившиеся взаимодействия организмов с окружающей их физико-химической, биотической и ан-тропогенной средой на уровнях видов, видовых популяций, биогеоценозов и биосфе-ры для раскрытия закономерностей указанных процессов и решения актуальных задач народного хозяйства, здравоохранения, охраны природы" [Г.А.Новиков, 1979, с. 14].

36 "...Экология изучает совокупность живых организмов, взаимодействующих друг с другом и образующих с окружающей средой обитания некое единство (т.е. сис-тему), в пределах которого осуществляется процесс трансформации энергии и органи-ческого вещества" [В.Д.Федоров, Т.Г.Гильманов, 1980, с. 9].

37 "...Экологию следует рассматривать как биологическую науку, имеющую дело с тремя уровнями организации живых систем: организменным, популяционным и биоценотическим. Разделение этих уровней недопустимо, так как генеральная роль живо-го вещества в биосфере определяется их теснейшей функциональной взаимосвязью. Изучение биосферы в целом, включая исследование ее неживых компонентов и социально-экономических процессов, - задача особой комплексной науки, формирую-щейся в наши дни" [И.А.Шилов, 1981, с. 5].

38 "...Экология (от греч. oikos - дом, место и logos - учение, слово) - наука об отношениях организмов или групп организмов к окружающей среде... Объектом эко-логии являются надорганизменные системы: виды, представленные популяциями, со-общества, биоценозы, биогеоценозы, экосистемы, биосфера... Экология по своему объему шире биогеоценологии в связи с существованием экосистем, которые не яв-ляются биогеоценозами (например, кабина пилотируемого космического корабля)" [Б.М.Миркин, Г.С.Розенберг, 1983, с. 126].

39 "...В обобщенном виде экология и может быть определена как наука об экологи-ческом взаимодействии - общая теория этого взаимодействия и общая теория экологи-ческого подхода (выделено автором. - Ремарка наша" [Ю.П.Трусов, 1983, с. 85].

40 "...Экология - изучение взаимодействий, обусловленных распределением и обилием организмов" [Ch.Krebs, 1985, р. 8].

41 "...Под экологией понимается наука (или комплекс наук) о взаимодействии об-щества и природы..." [Философский словарь, 1987, с. 556].

42 "...Задачи экологии - поставлять знания, необходимые для объяснения наблю-даемого видового разнообразия экосистем и, в практическом отношении, для выра-ботки стратегий регулирования состава сообщества в конкретных природных и искусственных экосистемах" [Н.С.Абросов, А.Г.Боголюбов, 1988, с.8].

43 "...Под экологией традиционно понимается биологическое учение о взаимоот-ношениях организмов и их сообществ со средой. Такого рода организмоцентрическую экологию целесообразно более строго называть биоэкологией (выделено нами), яв-ляющейся разделом биологии. Ныне же экология выходит за пределы последней и выступает как наука о природных экосистемах, в которых интегрируются геосистемы и биосистемы как равноправные компоненты... Экология же с большой буквы объемлет не только естественные экосистемы, но и всю сферу взаимодействия природы и человечества" [И.В.Круть, И.М.Забелин, 1988, с. 8].

44 "...Первоначально этот термин (экология. - Ремарка наша) применялся то-гда, когда речь шла об изучении взаимосвязей между растительными и животными сообществами и окружающей средой. Но постепенно пришло понимание того, что и человек - его образ жизни, его судьба - так же неотделим от окружающей среды и составляет ее неотъемлемую часть. И его взаимоотношение с природой: воздействие на природу в процессе жизнедеятельности, прежде всего производственной деятель-ности и, конечно, обратное влияние оскудевающей природы на человека и развитие общества - все это должно стать предметом специального изучения. Так начала воз-никать "параллельная" наука.- экология человека" [Н.Н.Моисеев, 1988, с. 4].

45 ".. Экология - биологическая дисциплина. Однако экологические и природо-охранные задачи в настоящее время решаются преимущественно инженерными и хи-мико-технологическими методами. Поэтому экология представляет собой не только научную базу охраны природы, но и становится неотъемлемой частью технологиче-ских дисциплин" [Г.В.Стадницкий, А.И.Родионов, 1988, с. 3].

46 "...Экология - это наука о взаимоотношениях живых существ между собой и с окружающей их неорганической природой, о связях в надорганизменных системах, о структуре и функционировании этих систем... Современная экология является теоре-тической основой рационального природопользования" [Н.М.Чернова, A.M.Былова, 1988, с. 3].

47 "...Экология - старая наука биологического цикла - ныне переживает небывалый расцвет и приобретает все большую значимость, ибо становится одной из главных наук о биосфере - наукой о выживании, в частности - выживании человека в нынеш-ней экологической обстановке... Можно сказать, что глобальная экология (экология человека) - это наука о взаимодействии трех систем: природы, человеческого обще-ства и порожденной им техники" [А.И.Шалимов, 1988, с. 19].

48 "...Когда в 1866 г. Э.Геккель впервые употребил слово "экология", обозначив им биологическую науку, он, наверное, не подозревал о том, что через сто с не-большим лет слово это, многократно повторенное газетами и журналами всего мира (не говоря уже о других неведомых ранее средствах массовой информации), станет своеобразным символом своего времени. Действительно, об экологии говорят сейчас буквально все, понимая под экологией в большинстве случаев любое взаимодействие человека и природы или ухудшение качества среды, вызванное его хозяйственной дея-тельностью" [А.М.Гиляров, 1989, с. 5].

49 "...Экология, комплексная наука, изучающая среду обитания живых существ (включая человека) и их взаимоотношения с нею. В биологических науках историче-ски сложилось два направления экологии - классическое (со времен Геккеля), изу-чающее взаимоотношения со средой отдельных особей и групп организмов одного и того же вида (популяций), и сформировавшееся в 20 в. биогеоценотическое, изучаю-щее процессы, происходящие в биогеоценозах (экосистемах) и в биосфере в целом (в СССР второе направление часто выделяют в самостоятельную науку - биогеоценологию)" [Сельскохозяйственный энциклопедический словарь, 1989, с. 604].

50 "...Экология - 1) раздел биологии, изучающий взаимоотношения животных, растений, микроорганизмов между собой и с окружающей средой; экология организ-мов одного и того же вида называется аут(о)экологией, экология сообществ - синэкологией; 2) социальная экология - раздел социаологии, в котором рассматривают-ся проблемы взаимоотношений человека и среды" [Словарь иностранных слов. 1990, с. 583].

51 "...Экология:

1. часть биологии (биоэкология), изучающая отношения организмов (особей, популяций, биоценозов и т.п.) между собой и окружающей средой, включает экологию особей (аут(о)экология), популяций (популяционная экология, демэкология) и сообществ (синэкология);

2. дисциплина, изучающая общие законы функционирования экосистем различного иерархического уровня;

3. комплексная наука, исследующая среду обитания живых существ (включая человека);

4. область знаний, рассматривающая некую совокупность предметов и явлений с точки зрения субъекта или объекта (как правило, живого или с учетом живого), принимаемого за центральный в этой совокупности (это может быть и промышленное предприятие);

5. исследование положения человека как вида и общества в экосфере планеты, его связей с экологическими системами и меры воздействия на них"
[Н.Ф.Реймерс, 1990, с. 592-593].

52 "...Существенное значение в этих взаимоотношениях (человека с окружаю-щей средой. - Ремарке наша) играют контакты экологии с социальной сферой, здравоохранением и образованием. Само понятие "экология", которое совсем еще недавно трактовалось как весьма ограниченное, приобретает в настоящее время чрез-мерно широкие рамки. Возникла необходимость обозначить эти рамки хотя бы в са-мой предварительной конспективной форме, путем перечисления основных направлений и задач, входящих в компетенцию экологии" [В.Е.Соколов, В.Д.Ильичев, 1990, с. 3].

53 "...Экологию не следует отождествлять с экологическим подходом. Как следует из сказанного, экология - это конкретная биологическая дисциплина с собственными предметом и объектом исследования, методами и задачами. Экологический же под-ход вытекает из общей теории систем. Он является частной разновидностью систем-ного подхода, когда рассматриваются системы, построенные по схеме "субъект - ок-ружение"" [ГАБачинский, 1991, с. 49].

54 "...Экология - наука об экосистемах. Экология в широком смысле - междис-циплинарная отрасль знаний, "сверхнаука", ориентированная на комплексный ана-лиз" [А.М.Гродзинский и др., 1987, с. 130].

55 "...Но что такое экология? Наука? Общественное движение? Партия "зеленых"? Инстинкт самосохранения? Мистическое учение об апокалипсисе? Не бу-дем совершенно исключать из этого понятия ни того, ни другого, ни третьего - пусть все, что может в нем соединиться, соединяется, ведь разделение наших знаний о жизни на бесконечное число наук и саму нашу жизнь тоже размежевано на отдельные, изолированные друг от друга части. Но, требуя глубоких специальных знаний, эколо-гия - не только знание, но и сознание, доступное каждому. Она - сама современность и злободневность всех злободневностей" [С.Залыгин, 1992, с. 5].

56 "...Но вправду ли экология все же наука, если у нее может быть столько разных лиц, подходов, а главное - объектов?.. И вот здесь важно, что слово oikos у древ-них греков обозначало не только дом, но и родину. Вот о каком великом и вечном доме, по-видимому, идет речь. Как мы понимаем - доме всего сущего. Вспомним здесь и об ойкумене как об общечеловеческой родине, населенной Земле в понимании эллинов" [И.В.Стебаев и др., 1993, с. 4].

57 "...Экология представляет собой изучение баланса" [A.Gore, 1993, р. 18)].




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 1506; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.187 сек.