Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственное антициклическое регулирование

Дестабилизирующее воздействие цикличности на экономику вызывает необходимость антициклического государственного регулирования. В теории существуют два подхода: неокейнсианский и неоконсервативный.

Неокейнсианский подход исходит из поощрения государственного вмешательства и ставит своей целью регулирование хозяйства на уровне макроэкономики через активное воздействие на совокупный спрос. В качестве основного приоритета ставится налогово-бюджетная политика. Кредитно-денежная политика рассматривается как необходимое условие второго плана действий.

Неоконсервативный подход, не исключая вмешательства государства, видит главную роль в воздействии на совокупное предложение через поощрение деятельности отдельных фирм (уровень микроэкономики). Основными методами влияния называются рычаги кредитно-денежной политики, хотя не отрицаются и налогово-бюджетные факторы.

Для проведения антициклической политики правительству необходимо не только выбрать теоретические подходы, но и знать момент начала осуществления тех или иных мер. Сигналом к действию могут служить различные показатели. Ряд макроэкономических данных в своей динамике может предсказать наступление кризиса, их называют опережающими,другие следуют за уже начавшимся кризисом — это запаздывающие показатели.

Среди опережающих показателей можно назвать рост объема товарно-материальных запасов, снижение загрузки производственных мощностей, падение индекса акций ведущих предприятий, сокращение размера доходов, снижение темпов инвестиций и др. В этой ситуации очень важен факт достоверности статистических данных и профессионализм их оценки.

В условиях спада правительство должно проводить стимулирующую политику, направленную на активизацию совокупного спроса (кейнсианский подход). Оно может широко использовать свой бюджет и увеличить закупки перепроизведенной продукции. Для снижения безработицы и активизации рыночной конъюнктуры оно может повысить государственные расходы и снизить налоги.

В условиях подъема государство должно проводить сдерживающую политику, чтобы не допустить «перегрева» экономики. Здесь используются аналогичные методы.

 

 


 

6.2. Государственные финансы и государственный бюджет: доходы и расходы

В финансовой системе особое место занимают финансы государства. Это определяется двумя факторами. Во-первых, в любом обществе, как уже отмечалось, приходится решать социально-экономические проблемы, которые нельзя реализовать на основе финансов предприятия, — необходимы общие условия. Во-вторых, государство никогда не отказывалось от своего вмешательства в экономику, а для этого оно должно иметь не только особые инструменты, но и необходимые денежные средства.

Можно сказать, что государственные финансы — это специфические денежные отношения по формированию и использованию денежных ресурсов, находящихся в распоряжении правительства, для решения социально-экономических, культурных и политических задач.

Субъектами государственных финансовых отношений являются само государство в лице его органов, государственные предприятия, объединения, организации, учреждения и граждане.

Государственные финансы представлены бюджетами разных уровней управления (федеральные, республиканские, местные), валютными резервами государства, внебюджетными фондами, финансами государственных предприятий.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные формы кризисов | Доходы и расходы государственного бюджета
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 855; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.