КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Формы финансовой деятельности государства
Особенности финансовой деятельности государства ИНВЕСТИЦИИ И ЧИСТЫЙ ЭКСПОРТ В условиях закрытой экономики источниками инвестиций являются сбережения населения и часть прибыли предприятий. Иная ситуация складывается в открытой экономике. Активное сальдо первого раздела платежного баланса — счет текущих операций — делает страну нетто-кредитором, т. е. чистым инвестором по отношению к остальному миру. Если же сальдо счета текущих операций отрицательное, то растет внешняя задолженность страны. Это состояние можно отразить следующей записью: NX = (I – SN) = 0,
где NX — чистый экспорт; I — частные инвестиции; SN — величина национальных сбережений. Эта запись показывает, что существует связь между внешнеторговыми потоками товаров и услуг и финансовыми потоками на рынке капиталов. Если национальные сбережения превышают внутренние инвестиции (SN > I), то избыточные сбережения инвестируются за рубеж, если же ситуация такова, что внутренние инвестиции превышают национальные сбережения (I > SN), то стране приходится прибегать к внешним займам или обеспечивать дополнительный приток капитала из-за рубежа. На мировой арене страна будет выступать в качестве должника, поскольку чистый экспорт будет отрицательной величиной (NX < 0). Общий вывод состоит в том, что чистый экспорт оказывает существенное воздействие на макроэкономическое равновесие в открытой экономике и на материальное благосостояние населения, превращая страну в чистого должника или чистого кредитора.
I. разновидность экономической деятельности государства II. разновидность управленческой деятельности государства правовая и неправовая (исполнительная) принятие НПА реализация НПА на практике Методы финансовой деятельности – это конкретные приемы и способы, посредством которых государство осуществляет формирование, распределение и использование денежных фондов: МОБИЛИЗАЦИИ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ Мобилизации: v налоговый метод* v взимание пошлин v гос. страхование v взносы во внебюджетные фонды v добровольные взносы денежных средств. Распределения: v финансирование – безвозмездность, плановость, целевое назначение, срочность (в течение определенного времени) v кредитование – возвратная основа v выплаты страховых возмещений v социальные выплаты v расчеты с держателями акций, облигаций и др. ценных бумаг
Принципы осуществления финансовой деятельности: Общие и специфические 1) строго целевое расходование денежных средств – на основании финансовых планов. 2) принцип режима экономии – бережное расходование денежных средств. Использование денежных средств с максимальной пользой для субъекта финансовой деятельности. 3) принцип накопления – непрерывность функционирования субъектов финансовой деятельности. Золотовалютный фонд, Резервный фонд. 4) строгий учет и отчетность. 5) тщательный подбор и расстановка кадров. 3.- Финансовая система государства – совокупность финансовых институтов, с помощью которых осуществляется финансовой деятельности государства, финансовых органов, которые в пределах своей компетенции осуществляют финансовую деятельность. финансовые институты – это экономическая категория, каждая из которых представляет систему определенных однородных экономических отношений: банковская система, фонды, бюджетная система, финансы субъектов хозяйствования, страхования, гос. кредит. Ст. 132 Конституции: финансово-кредитная система РБ включает бюджетную, банковскую систему, а так же финансовые средства внебюджетных фондов, предприятий, учреждений, организаций и граждан. финансовые органы -
ТЕМА: ФИНАНСОВОЕ ПРАВО РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 1. Финансовое право как отрасль 2. Источники Ф.П. 3. Ф.П. в системе права РБ, его связь с другими смежными отраслями
1.- Финансовое право – самостоятельная отрасль права, которая представляет собой систему правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе мобилизации и распределения государством денежных средств, необходимых для осуществления задач и функций, стоящих перед государством. Комплексная дисциплина. Предмет – общественные отношения, складывающие в процессе осуществления финансовой деятельности. Специфика: - исключительно в области финансовой деятельности - со строго определенными целями - возникают, существуют и урегулированы в интересах государства - неравенство сторон, но нет власти и подчинения. Объект – всегда являются деньги или денежные обязательства. Метод властных предписаний, императивные нормы. Систему финансового права составляют: общая и особенная части Нормы общей части закрепляют основные начала, задачи, формы, методы, осуществления финансовой деятельности, круг и компетенцию деятельности гос. органов. Нормы особенной части регулируют конкретные группы финансовых отношений, вкл. в себя подотрасли и правовые институты. Подоотрасли: бюджетное и налоговое право. Институты: правовое регулирование гос. расходов, кредитные правоотношения, гос. страхование, денежные обращения и ремиссия денег, правовое регулирование валютных операций.
2.- Конституция – ст. 56 – участие в финансировании. Путем выплат налоговых платежей. Законы – О республиканском бюджете на очередной финансовый год, местном управлении, самоуправлении, об аудите и др. Кодексы Банковский, Налоговый, Бюджетный. Подзаконные акты – Указ № 510 О совершенствовании контрольной и надзорной деятельности РБ, Указ О некоторых мерах по упорядочению расчетов в РБ, Пост. Решения местных советов, исполкомов. Конвенции и др м/н договоры, ратифицированные в РБ.
3.- Гражданское право - общность – основа денежные обязательства, денежные эквиваленты. Административное – императивный метод, субъекты – обязат. государство. Отличие – предмет регулирования.
ТЕМА: Финансово-правовые нормы и финансовые правоотношения 1. Понятие, виды и особенности финансовых норм 2. Понятие финансовых правоотношений, их виды и особенности 3. Субъекты финансовых правоотношений
1.- Финансовая норма – установленная государством и обеспеченная мерами гос. принуждения правило поведения в отношениях, возникающих в процессе образования, использования и распределения финансовых фондов государства. Признаки: устанавливается государством правила общего характера формальной определенности
Особенности: целевое назначение нестабильность 1
ТЕМА: Финансовый контроль 1. Понятие, цели и задачи финансового контроля 2. Виды финансового контроля 3. Формы и методы финансового контроля
1.- Контроль – одна из объективно-необходимых функций управления. Финансовый контроль - деятельность специально - уполномоченных органов, осуществляемая с помощью определенных форм и методов, урегулированная нормами права в целях установления законности и достоверности финансовых операций, объективной оценки экономической финансовой деятельности, а также увеличение доходных поступлений в бюджет и сохранность государственной собственности. Деятельность могут осуществлять не только гос органы, в отношении широкого круга лиц. Задачи: · соблюдение законности · устранение и предупреждение нарушений финансовой дисциплины – соблюдение финансовых обязательств перед государством всеми субъектами, целевое использование кредитов и бюджетных средств, возврат и своевременное и полное погашение кредитов, соблюдение правил хранения и инкассации денежный средств, соблюдение правил ведения кассовых операций.
2.- ВИДЫ: В зависимости от органов и их компетенции: 1. государственный вневедомственный – спец. уполномоченными гос. органами на объектах, не находящиеся в их подчинении – КГК, Мин Фин, Мин По налогам и сборам, Нац Банк, 2. государственный ведомственный – спец. уполномоченными гос. органами на объектах, находящиеся в их подчинении. 3. независимый вневедомственный – независимыми контролирующими органами на объектах, не находящиеся в их подчинении – аудиторские кампании, коммерческими банками. 4. внутрихозяйственный – на любом предприятии, любом субъекте хозяйствования, т.е. силами самого предприятия – бухгалтером, начальником и др. 5. общественный – проф.союз.
3.- Формы: От времени финансового контроля: 1. предварительный 2. текущий (оперативный) 3. последующий Методы: ü проверка (ревизия) ü обследование – в строительстве.
УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 16 октября 2009 г. N 510 О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ КОНТРОЛЬНОЙ (НАДЗОРНОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ Совокупность мероприятий, проводимых контролирующими надзорными органами в отношении проверяемых субъектов для оценки соответствия требованиям законодательства, осуществляемых ими деятельности, в том числе совершаемых финансово-хозяйственных операций, действия / бездействия должностных лиц и других работников. - это способ контроля, в процессе которого устанавливается законность, достоверность и экономическая целесообразность совершаемых хоз операций по одном или нескольким взаимосвязанным направлениям фин - хоз деятельности субъекта предпринимательской деятельности.
Виды проверок: A. по периодичности и основания назначения проверки: · плановые – по закрепленному плану · внеплановые – по поручению Президента, гос преследования, Нац банка B. по содержанию · документальная - на основании представленных документов · фактическая – выезд на место C. по объему проверки: · сплошная · тематическая (выборная) D. по очередности исследования одних и тех же вопросов · первичные · контрольные (повторные) · дополнительные E. По органам, осуществляющим проверку · налоговая · др F. по количеству органов · индивидуальная – Нац. банк, Мин-во по налогам и сборам · совместная – КГК и налоговая инспекция G. По любым основаниям · встречная – в рамках проводимых контрольных мероприятий · рейдовая – в местах деятельности субъекта, без предварительного предупреждения H. Комплексная – включает все предыдущие проверки.
Основания назначения плановых и внеплановых проверок 5. Группы риска: высокая, средняя, низкая.
Критерии отнесения проверяемых субъектов к группам риска и основания назначения плановых и внеплановых проверок
К высокой группе риска относятся: - Организации, которые осуществляют свою деятельность за счет бюджетных средств. - Субъекты, где осуществляется оборот наличных денежных средств. - Которые уже однажды несли ответственность. - Обнаружение фактов неуплаты налоговых платежей. - При осуществлении банковской, страховой, лотерейной деятельности, в сфере ЦБ, игорный бизнес, алкоголь, табак, международные перевозки, оптовая торговля техникой и древесиной.
К средней группе риска относятся: - Деятельность в сфере общепита, риелторская, туристическая, аудиторская, драгметаллы… - Неоднократный учет и постановка на учет в разных налоговых органах (миграция между нал. органами) – 2 и более раза в течение 3 лет
Плановые налоговые проверки: Основание – отнесение субъекта к той или иной группе риска - высокая (не чаще 1 раза в течение календарного года, ели все удачно, то следующая минимум через два года) - средняя (не чаще 1 раза в три года, если удачно – следующая минимум через 5 лет) - низкая (по мере необходимости, но не реже 1 раза в 5 лет)
п.4 510 Указа – не проводят финансовые проверки в течение 2 лет с момента регистрации (за исключением реорганизации), с момента присвоения учетного номера налогового плательщика, представительств иностранных организаций, с момента первоначальной выдачи лицензии на осуществление нотариальной деятельности, с момента первой уплаты сбора за осуществление ремесленной деятельности, а также в сфере агро-эко-туризма.
Права и обязанности контролирующих органов – не исчерпывающий перечень в 510 Указе. Права должностных лиц контролирующих органов: § при предъявлении удостоверения и предписания на проведение проверки иметь свободный доступ в жилые помещения, в административные помещения, служебные, торговые; § в соответствии с выданным предписанием получать от субъекта всю необходимую инфу § привлекать экспертов, использовать технические средства § на время проведения внеплановых тематических проверок (в рамках рейдовых или оперативных) приостанавливать розничную торговлю до 2 суток § изымать у проверяемого субъекта подлинники документов, имеющих отношение к нарушениям § требовать устные и письменные объяснения от проверяемых субъектов и иных лиц § получать от банков и других кредитно-финансовых организаций сведения о счетах и вкладах проверяемых субъектов, в тч и иную инфу, составляющую банковскую тайну § проверять фактическое наличие денег и других материальных ценностей
Обязанности: § проводить проверки в соответствии с действующим зак-вом § до начала проверки предъявлять служ. удостоверение + предписание § внести в книгу учета проверок соответствующие сведения § проводить проверки в рабочее время проверяемого субъекта § требовать от проверяемых суб. только те сведения, которые закреплены в предписании § соблюдать права и законные интересы проверяемых субъектов § при проведении проверок соблюдать служебную этику § ознакомить представителя проверяемого субъекта с результатами проверки § заблаговременно путем уведомления вызывать представителя § соблюдать тайну (налоговую, банковскую, коммерческую, государственную) § требовать устранения выявленных нарушений, принимать необходимые меры по пресечению и предупреждению фактов нарушения зак-ва § принимать меры по возмещению вреда, причиненного гос-вом § передавать материалы в суды, органы уг. преследования § другие обязанности
ТЕМА: Бюджетное право Республики Беларусь. 1. Понятие, сущность и значение бюджета 2. Понятие, предмет и метод Бюджетного Права (БП) РБ 3. Бюджетные правоотношения и их особенности 4. Субъекты бюджетного права 5. Бюджетные права субъектов бюджетных правоотношений 6. Сбалансированность бюджета. Дефицит, профицит бюджета.
1.- Бюджет – центральная ключевая категория ФП. Независимо от уровня формирования бюджета, бюджеты могут рассматриваться в следующих аспектах: 1. правовая категория – основной финн план образования, формирования и распределения, использования и перераспределения централизованного ден. фонда на определенной территории утвержденные специально уполномоченными гос. органами. ст. 2 БК Бюджет – план формирования и использования ден. средств для обеспечения выполнения целей и задач. Бюджет, утвержденный (принятый в установленном порядке), является основным финансовым планом государства. Признаки бюджета: ü универсальность плана ü координирующий по отношению к другим ü материализованное воплощение – закон или решения местных советов о бюджете. 2. С экономической точки зрения – система экономических (денежных) отношений, возникновение и реализация которых связана с формированием, распределением и использованием бюджетных фондов различных уровней. 3. В материальном смысле – централизованных денежный фонд, формируемый на том или ином государственном уровне для обеспечения функций соответствующих органов. 4. В политическом аспекте – своеобразный политический акт, если принимается сразу – своеобразная форма доверия, если нет – то форма недоверия путем внесении поправок.
2.- Бюджетное право – система правовых норм, регулирующих общественные отношения по поводу бюджетного устройства РБ, структуру и порядок распределения доходов и расходов между отдельными звеньями бюджетной системы, компетенцию государства, специально уполномоченных государственных органов, порядок осуществления бюджетного процесса. Предмет – включает группы: · отношения, возникающие по поводу установления бюджетного устройства и бюджетной системы государства. · отношения, возникающие по поводу закрепления структуры доходов и расходов бюджетной системы РБ, распределением их между различными звеньями бюджетной системы. · отношения, определяющие роль и компетенцию субъектов БП. · отношения, возникающие в рамках бюджетного процесса.
3.- Бюджетные правоотношения – урегулированные нормами БП общественные отношения (связанные с бюджетным устройством), участниками которых выступают субъекты БП. Особенности бюджетных правоотношений: · ограниченный субъектный состав · цикличность, временный характер (ограниченный срок действия) · специфический объект – деньги
4.- Группы: Ø государство (РБ, АТЕ) Ø органы в лице исполнительно-распорядительных органов – Президент, Нац. Собрание, Сов. Мин, Мин Фин, Мин Экономики, По налогам и сборам, Гос. таможенный комитет, КГК, Ø Нац. банк Ø Бюджетные организации Характерной особенностью правоспособности субъектов бюджетных правоотношений является то, что в их компетенции права субъектов одновременно являются их обязанностями.
3.- Бюджетные права: РБ Местных советов
РБ самостоятельно определяет и проводит бюджетно - финансовую политику на территории всей РБ, определяет бюджетное устройство государство, закрепляет культурную политику государства, определяет денежную единицу, формирует бюджетное законодательство. Имеет право на свой независимый бюджет, на составление проекта бюджета, его рассмотрение, принятие, исполнения, утверждения отчета (стадии бюджетного процесса). Права РБ: Право разграничивать доходы и расходы. Право на закрепление и установление межбюджетных отношений. Право образовывать или формировать в бюджете оборотной кассовой наличности. Право иметь резервные и целевые фонды. Право на передвижение бюджетных средств в рамках одного раздела бюджетной классификации. Право установления единой бюджетной отчетности. Право на финансовый контроль.
Права местных советов: право на независимый бюджет право на бюджетный процесс право на нормотворческую деятельность (принятие решений) этого права нет у РБ право на получение источников дохода через закрепленные и регулирующие виды доходов. право на реализацию межбюджетных отношений право образовывать оборотную кассовую наличность внебюджетные фонды устанавливать дополнительные источники доходов компенсацию увеличенных расходов из бюджета. право на финансовый контроль.
ТЕМА: Бюджетная система и бюджетное устройство РБ – тетрадь. 2 ТЕМА: Бюджетный процесс в РБ 3 … 3. участники бюджетного процесса – тетрадь. иные организации и физические лица.
4. Порядок составления проекта бюджета Цель – определение объема денежных средств, необходимых для выполнения функций гос. органов и органов м/у и с/у для экономического и социального развития. Субъекты: - Правительство (функции: определяет и утверждает порядок составления бюджета, рассматривает и одобряет проект бюджета, представляет и передает проект Президенту) - Министерство Финансов (методологическое руководство, готовит указания о порядке и сроках предоставлении материалов для составления бюджета, производит рассмотрение собранных материалов, разрабатывает проект бюджета, после одобрения проводит до осведомления всех лиц) - Нац. банк РБ
- др министерства и ведомства Составление проекта Респ бюджета осуществляется правительством в соответствии с бюджетным кодексом, не позднее, чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года (не позднее 1го марта).
5. – Рассмотренный и одобренный проект Правительство передает Президенту не позднее 1го сентября. Документы: o основные направления o оценка ожидаемого выполнения бюджета o пояснительная записка o показатели взаимоотношений Республиканского и местного бюджетов o прогнозные расчеты доходов и расходов
Субъекты: è Президент (до 1 сентября) è Палата Представителей (до 1 ноября) è Совет Республики è Совет Министров
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 740; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |