Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теоретические основы региональной экономики




Лекция №2

1. Зарубежные теории размещения производств

2. Развитие отечественной школы региональных исследований

3. Теории абсолютных преимуществ А. Смита и относительных преимуществ Д. Рикардо и их развитие шведскими учеными

 

Проблема создания всеобъемлющей теории рационального размещения экономики по территории страны пока не решена. Предпринимаются лишь отдельные попытки учесть фактор размещения при налаживании рациональных экономических связей.

В процессе выбора рационального варианта использования наличного производственного потенциала страны решается задача определения наиболее рационального местонахождения предприятий. Обоснование разумного размещения отраслей и производств базируется на анализе потребностей страны в целом и отдельных районов в определенных видах продукции, наличия производственных мощностей, сырьевых, топливно-энергетических и трудовых ресурсов.

Размещение производства представляет собой географическое расположение объектов производства и сбыта, выбираемое фирмой для выполнения своих экономических функций.

Факторы размещения производства. Выбор подходящего размещения зависит от многих факторов, из которых можно выделить два наиболее важных:

а) природные условия и характеристики производственной деятельности фирмы (добыча полезных ископаемых или выращивание сельскохозяйственных культур, производство промежуточных или конечных продуктов, предоставление услуг);

б) относительные затраты на производство на различных территориях, скорректированные с учетом сбытовых затрат, а также транспортных расходов при доведении продукции до потребителей как основа создания относительных преимуществ перед остальными конкурентами.

Оптимальное размещение ресурсов достигается, когда пропорции, в которых сочетаются факторы при производстве товаров и услуг, отражают их относительные затраты таким образом, что стоимость производства минимальна, и когда выпуск товаров и услуг полностью отражает соотношение потребительских предпочтений в отношении этих товаров и услуг.

 

 

1. Зарубежные теории размещения производств

Первый опыт региональных научных исследований связан с именами Й.Тюнена, В.Лаунхардта, А.Вебера. Их работы оказали значительное влияние на последующее формирование теорий пространственной и региональной экономики.

Теория сельскохозяйственного штандорта Й.Тюнена. Становление теории размещения (локализации) принято связывать с именем немецкого экономиста Й.Тюнена. Главным содержанием его научных трудов было выявление закономерностей размещения сельскохозяйственного производства.

В своих исследованиях Й.Тюнен предполагал наличие экономически изолированного от остального мира государства, в пределах которого имеется центральный город, являющийся единственным рынком сбыта сельскохозяйственной продукции и одновременно источником обеспечения промышленными товарами. Цена каждого продукта в любой точке пространства отличается от его цены в городе на величину транспортных затрат, которые принимаются прямо пропорциональными весу груза и дальности перевозки. Критерий оптимизации размещения в работах Й.Тюнена — минимизация транспортных затрат. На пути сопоставления транспортных затрат на перевозку продукции от места производства до рынка, выявляются зоны, наиболее благоприятные (с точки зрения минимизации транспортных затрат) для размещения в них тех или иных видов сельскохозяйственного производства.

Кольца Тюнена. Й.Тюнен доказал, что оптимальная схема размещения сельскохозяйственного производства (в рамках сделанных им допущений) — это система концентрических кругов (поясов) разного диаметра вокруг центрального города, разделяющих зоны размещения различных видов сельскохозяйственной деятельности. Чем выше урожайность (продуктивность), тем ближе к городу должно размещаться соответствующее производство, и чем дороже тот или иной продукт на единицу веса, тем дальше от города целесообразно его размещение. В результате интенсивность ведения хозяйства снижается по мере удаления от города. Основываясь на условиях ведения хозяйства в своем имении в Мекленбурге, Й.Тюнен выделял шесть поясов (колец) размещения сельскохозяйственной деятельности. В качестве таковых выступают:

• высокопроизводительное пригородное хозяйство;

• лесное хозяйство;

• выгонное хозяйство;

• поля трехпольного севооборота;

• зона скотоводческого производства.

Одновременно Й.Тюнен обосновал основные положения теории земельной ренты по местоположению. Определенный продукт продается по одной и той же цене независимо от места своего производства. Земельная рента равна величине экономии на транспортных издержках в хозяйствах, расположенных относительно близко к центру. Она максимальна в первом кольце и падает по мере удаления земельного участка от центра. В наиболее удаленном кольце, где еще ведется сельское хозяйство, величина ренты равна нулю. Минимум транспортных затрат на доставку сельскохозяйственных продуктов соответствует максимуму земельной ренты.

Рациональный штандорт промышленного предприятия В.Лаунхардта. Главное открытие немецкого ученого В.Лаунхардта — метод нахождения пункта оптимального размещения отдельного промышленного предприятия относительно источников сырья и рынков сбыта продукции. Для решения этой задачи В.Лаунхардт разработал метод весового (или локационного) треугольника.

Решающим фактором размещения производства у В.Лаунхардта, так же как и у Й.Тюнена, являются транспортные издержки. Производственные затраты принимаются равными для всех точек исследуемой территории. Точка оптимального размещения предприятия находится в зависимости от весовых соотношений перевозимых грузов и расстояний. Оптимальным вариантом размещения завода будет тот пункт, в котором транспортные затраты минимальны. Однако искомый пункт размещения может не совпадать ни с одной из вершин локационного треугольника, а находиться внутри него в некоторой точке.

Теория промышленного штандорта А.Вебера. Немецкий экономист А.Вебер поставил перед собой задачу создать общую ≪чистую≫ теорию размещения производства на основе рассмотрения изолированного предприятия. Он сделал существенный шаг вперед по сравнению с Й.Тюненом и В.Лаунхардтом, введя в анализ новые факторы размещения производства в дополнение к транспортным издержкам и ставя более общую оптимизационную задачу по минимизации общих издержек производства, а не только транспортных.

Фактором размещения А.Вебер назвал экономическую выгоду, которая выявляется для хозяйственной деятельности в зависимости от места, где осуществляется эта деятельность. Эта выгода заключается в сокращении издержек по производству и сбыту определенного промышленного продукта и означает, следовательно, возможность изготавливать данный продукт в одном каком-либо месте с меньшими издержками, чем в другом месте.

Отсеивая элементы производственных издержек, не зависящие от местоположения, А.Вебер оставил три фактора:

1) издержки на сырье;

2) издержки на рабочую силу;

3) транспортные издержки.

Однако первый из них, как считает А.Вебер, можно выразить в виде различий в транспортных издержках, исключив тем самым его в качестве самостоятельного фактора. Остальные же условия, влияющие на размещение предприятий, он предлагал рассматривать как некоторую «объединенную агломерационную силу», или как третий штандортный фактор. В конечном счете в расчет принимаются три фактора: транспорт, рабочая сила, агломерация.

Дальнейший анализ проводился последовательно по трем факторам. Соответственно выделяются и три основные ориентации в размещении: транспортная, рабочая и агломерационная.

Транспортная ориентация. Согласно А.Веберу, величина транспортных издержек зависит от веса перевозимых грузов и расстояния перевозки. Под влиянием транспортных издержек промышленное предприятие будет притягиваться к тому пункту, в котором с учетом местоположения потребительского центра и источников сырья имеет место минимальная величина транспортных издержек. Этот пункт есть транспортный штандорт (транспортный пункт). Для нахождения этого пункта используется весовой (локационный) треугольник ВЛаунхардта. При этом важную роль играют два показателя: материальный индекс и штандортный вес.

Рабочая ориентация. Далее, учитывая различия издержек на рабочую силу (рабочих издержек), определяется рабочий пункт, т.е. пункт с наиболее низкими рабочими издержками. Рабочий пункт будет притягивать производство к себе, в результате чего производство либо останется в транспортном пункте, либо переместится в рабочий пункт. Такое перемещение может произойти тогда, когда экономия на рабочих издержках в данном пункте перекрывает перерасход в транспортных затратах из-за перемещения производства.

Для определения промышленного штандорта с учетом совместного влияния факторов транспортных издержек и рабочей силы А.Вебер прибегает к построению так называемых изодапан — линий, соединяющих эти пункты одинаковых издержек отклонения.

Поскольку приросты транспортных затрат, обусловленные перемещением производства из транспортного пункта в рабочий, увеличиваются с удалением от транспортного пункта, причем более или менее равномерно в любом направлении удаления, в каждом направлении должны существовать такие пункты, для которых приросты транспортных затрат (или издержки отклонения) будут одинаковыми.

Агломерационная ориентация. Анализ влияния агломерационных факторов на размещение промышленного предприятия А.Вебер строит на основе оценки изменений, вызываемых процессами агломерации, в оптимальной схеме размещения производства, полученной на основе транспортной и рабочей ориентации. Для этого он ввел дополнительное понятие — индекс сбережений.

Для определения места размещения агломерированного производства вокруг транспортных пунктов проводятся изодапаны, среди которых выделяется критическая изодапана, т.е. геометрическое место точек, в котором перерасход транспортных затрат равен экономии от агломерации производства.

А.Вебер утверждал, что отклонение изолированных производств от их транспортных пунктов имеет смысл только тогда, когда все отклоняющиеся производства, не выходя за пределы своих критических изодапан, соединятся в каком-то одном месте. Таким местом является площадь общего сегмента, образованного пересекающимися критическими изодапанами, так как только внутри этого сегмента издержки отклонения для каждого производства не превышают той выгоды, которая получается от соединения, т.е. не превышают агломерационных сбережений.

Агломерируемые производства должны размещаться в заштрихованном сегменте. Выбор точки размещения внутри сегмента осуществляется с учетом транспортного фактора. В более общем случае несколько предприятий образуют не один, а несколько сегментов.

А.Веберу первому удалось разработать многофакторную теорию размещения промышленного предприятия, опирающуюся на методы количественного анализа (математическое моделирование). Однако А.Вебер, так же как и его предшественник В.Лаунхардт, не вышел за рамки проблемы размещения отдельного предприятия.

Теория центральных мест Кристаллера представляет собой первую теорию о размещении системы населенных пунктов (центральных мест) в рыночном пространстве.

Центральными местами В.Кристаллер называет экономические центры, которые обслуживают товарами и услугами не только себя, но и население своей округи (зоны сбыта). Согласно В.Кристаллеру, зоны обслуживания и сбыта с течением времени имеют тенденцию оформляться в правильные шестиугольники (пчелиные соты), а вся заселенная территория покрывается шестиугольниками без просвета (кристаллеровская решетка). Благодаря этому минимизируется среднее расстояние для сбыта продукции или поездок в центры для покупок и обслуживания.

Теория В.Кристаллера объясняет, почему одни товары и услуги должны производиться (предоставляться) в каждом населенном пункте (продукты первой необходимости), другие — в средних поселениях (обычная одежда, основные бытовые услуги и т.п.), третьи — только в крупных городах (предметы роскоши, театры, музеи и т.п.). Каждое центральное место имеет тем большую зону сбыта, чем выше уровень иерархии, к которому оно принадлежит. Кроме и продукции, необходимой для зоны своего ранга (своего шестиугольника), центр производит (предоставляет) товары и услуги, типичные для всех центров низших рангов.

Тип иерархии определяется по числу центральных мест следующего, более низкого уровня иерархии, подчиненных одному центральному месту данного уровня. Число подчиненных центральных мест, увеличенное на единицу, обозначается буквой К. Любой центр всегда имеет зависимое от него одинаковое количество поселений, занимающих более низкую ступень.

Теория центральных мест В.Кристаллера хотя и носит крайне абстрактный характер, но позволяет сформулировать общие представления о целесообразности расселения на той или иной территории. Ее можно рассматривать как теорию, дающую эталон системы расселения, с которым следует сравнивать складывающиеся в реальности системы расселения с целью выявления направлений их совершенствования. Известны также примеры практического применения теории центральных мест к решению конкретных проблем территориальной организации хозяйства и расселения в различных странах.

 

2. Развитие отечественной школы региональных исследований

Особенности России — ее огромная территория и разнообразие природно-экономических, социальных и других условий - безусловно требовали развития региональных исследований и децентрализации самой науки. Проблемам территориального экономического устройства государства уделили внимание великие русские ученые М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев, К.И. Арсеньев, Д.И. Менделеев, Н.Г. Чернышевский и многие др.

В XIX — начале XX в. региональные исследования в России концентрировались главным образом на изучении естественных производительных сил, социально-экономической географии, природном и экономическом районировании, региональной статистике, проблемах региональных рынков (здесь следует напомнить о работе В.И. Ленина «Развитие капитализма в России»).

Региональные экономические исследования в СССР развивались под сильным воздействием государства, и с конца 20-х гг.

XX в. они были жестко ориентированы на цели и задачи планового управления'. Это предоставляло принципиально новые возможности для научно обоснованного размещения производительных сил в масштабе всего народного хозяйства.

Теоретические и методологические исследования по региональной экономике в СССР до перехода к рыночным отношениям концентрировались вокруг трех проблем:

• выявление закономерностей, принципов и факторов размещения производительных сил;

• формирование теории экономического районирования;

• создание методологии планирования и регулирования территориального и регионального развития.

Выявление закономерностей и основ размещения производительных сил. Закономерности размещения производительных сил представляют собой выявленные тенденции в размещении производства, обусловленные системой социально-экономических отношений, стадией экономического развития, научно-техническим прогрессом, требованиями экономической рациональности.

В соответствии с парадигмой традиционной советской политической экономии закономерности являются конкретикой, частными случаями или следствиями объективных экономических законов.

К. числу важнейших закономерностей, например, относят:

1) рациональное, наиболее эффективное размещение производства; 2) комплексное развитие хозяйства экономических районов, всех субъектов Федерации; 3) рациональное территориальное разделение труда между регионами и в пределах территории; 4) выравнивание уровней экономического и социального развития регионов.

Принципы размещения производительных сил отражают те основы, на которых базируется размещение производства в стране, они конкретизируют, дополняют и отчасти дублируют закономерности.

В число наиболее часто называемых принципов входят:

• приближение производства к источникам сырья, топлива, энергии и местам потребления готовой продукции;

• равномерное размещение производства по территории страны;

• специализация хозяйства отдельных регионов с целью максимального использования эффекта территориального разделения труда;

• комплексное развитие хозяйства регионов;

• укрепление обороноспособности страны и т.п.

Создание теории экономического районирования. Принципы размещения производительных сил конкретизируют и дополняют выявленные закономерности. Теоретические обоснования экономического районирования и связанного с ним формирования региональных хозяйственных комплексов получили наибольшее развитие в работах Н.Н. Колосовского. Он исходил из того, что «правильное» разделение страны на крупные экономические районы будет способствовать их комплексному развитию (путем развития внутренней кооперации), усилит их специализацию в экономике страны.

Основные положения теории экономического районирования сводятся к следующему:

• вся территория страны делится на экономические районы, образованные по производственным признакам и представляющие в своей совокупности законченную систему региональных сочетаний производительных сил;

• каждый экономический район является всесторонне развитой в экономическом отношении территорией, объединяющей природные ресурсы, производственный аппарат, население с его трудовыми навыками, транспортные коммуникации и другие материальные ценности наиболее выгодным образом в виде производственно-территориального сочетания;

• выполнение основной экономической задачи приводит к специализации каждого экономического района на тех отраслях производства, которые в нем могут быть развиты наиболее полно и выгодно, включая все необходимые промышленные, энергетические и транспортные звенья. Обмен между районами ограничивается строго необходимыми количествами продуктов при отказе от излишне дальних и встречных перевозок. Каждый район осуществляет комплексное развитие хозяйства на своей территории для наиболее полного удовлетворения местных производственных и потребительских нужд за счет местных источников сырья и энергии.

Для каждого экономического района устанавливаются три категории производств:

а) районного значения (продукция потребляется внутри экономического района);

б) межрайонного значения (для группы экономических районов);

в) общестранового значения.

При этом развитие каждого района осуществляется в такой форме, чтобы способствовать материальному и культурному развитию населения страны и региона.

Начиная с 1920-х гг. комиссии ведущих ученых разрабатывали сетку экономического районирования страны, которая использовалась в плане ГОЭЛРО и пятилетних планах развития народного хозяйства СССР.

Наиболее сильной стороной отечественной школы региональной экономики были исследования, обеспечивающие планирование размещения производительных сил и разработку методов территориального развития.

Эти исследования были направлены на осуществление радикальных сдвигов в размещении производительных сил (движение на восток и север), разработку региональных программ, крупных инвестиционных проектов, создание методических основ системы территориального планирования и управления (в особенности новых форм территориальной организации хозяйства).

Проблема рациональной территориальной организации хозяйства имеет свою историю. У ее истоков стояли такие ученые, как Н.Н. Колосовский, Н.Н. Некрасов, B.C. Немчинов и др.

Российские ученые внесли существенный вклад в теорию территориального разделения труда, производственной специализации регионов и их комплексного развития, в становление теории формирования территориально-производственных комплексов, промышленных узлов и систем расселения населения, исследование территориальных закономерностей циклов производства, моделирование развития экономики региона, разработку схем и прогнозов развития и размещения производительных сил и др.

Заметными достижениями отечественной школы регионалистики начиная с 20-х гг. явились: план ГОЭЛРО, разработка регионального разреза первого пятилетнего плана, проекты Урало-Кузнецкого комбината, Ангаро-Енисейской программы, программы «Большая Волга» и др. Создавались специализированные научные коллективы, входившие в систему Госплана СССР и Академии наук СССР, а также высших учебных заведений. Головной научной организацией по региональным исследованиям с 1930 г. стал Совет по изучению производительных сил (СОПС).

Наиболее серьезные научные достижения в отечественной регионалистике, не уступающие мировому уровню, связаны с разработкой и применением методов прогнозирования и планирования.

Были развернуты исследования по моделированию развития и размещения отраслей и многоотраслевых комплексов, построению региональных межотраслевых балансов, моделям регионального развития и формирования территориально-производственных комплексов, различным типам межрегиональных моделей, методологии разработки региональных программ и схем развития и размещения производительных сил.

С 60-х гг. прошлого века стала разрабатываться Генеральная схема развития и размещения производительных сил СССР, а с 70-х гг. параллельно с ней стал разрабатываться другой предплановый синтетический документ — Комплексная программа научно-технического прогресса (включавшая разделы по союзным республикам и сводный «региональный» том). Последняя Генеральная схема охватывала горизонт до 2005 г., а последняя Комплексная программа — до 2010 г.

Территориально-производственный комплекс (ТПК) — совокупность экономически и технологически взаимосвязанных предприятий независимо от их форм собственности и ведомственной подчиненности, находящихся на ограниченной территории, использующих ее ресурсы и общую инфраструктуру. ТПК включает специализированные предприятия, дополняющие производства (обеспечивающие рациональное использование трудовых и других ресурсов), объекты.

Основной задачей формирования ТПК является достижение целей, предусмотренных территориальной программой или схемой развития производительных сил, с получением дополнительного экономического эффекта за счет:

• рационального подбора предприятий в состав ТПК;

• оптимальных уровней производства на специализированных предприятиях;

• пропорциональности между отраслями специализации и дополняющими производствами, между производством и инфраструктурой, производством и транспортом;

• рационального использования всех видов ресурсов, а также хорошо продуманного и обоснованного размещения на территории ТПК строящихся предприятий;

• асинхронного ввода в действие взаимосвязанных объектов.

Можно выделить три основных типа ТПК:

1) районные, на базе которых формируются экономические районы страны;

2) внутрирайонные (в пределах экономических районов);

3) локальные (промышленные, агропромышленные) в городах и сельской местности.

В СССР были приняты и разработаны ТПК: Западно-Сибирского (северо-запад Сибири), Саянского, Канско-Ачинского и Южно-Якутского ТПК и сводные планы капитального строительства по зоне Курской магнитной аномалии, Тимано-Печорскому ТПК.

Еще одной формой организации производства на территории является промышленный узел. Промышленный узел — группа предприятий с общими объектами: вспомогательными производствами и хозяйствами, инженерными сооружениями и коммуникациями (общеузловые объекты)'. В состав промышленного узла включаются как вновь строящиеся, так и расширяемые и реконструируемые предприятия независимо от формы собственности и подчиненности. Для каждого промышленного узла составляется схема генерального плана, в которой определяются головной застройщик общеузловых объектов и их генеральные проектировщики, содержатся материалы и предлагаемые решения по вопросам транспорта, водоснабжения и канализации, снабжения электроэнергией, теплом, газом и т.д.

На территории промышленного узла отдельные предприятия должны размещаться на кратчайших расстояниях друг от друга при соблюдении санитарно-гигиенических и других требований и норм. Общеузловые объекты сооружаются предприятиями, входящими в узел на долевых началах пропорционально потребности в услугах (обеспечение водой, паром и т.д.).

При размещении предприятий в промышленном узле экономия земельной площади составляет 9—10%, капитальных вложений — около 3%.

 

3. Теории абсолютных преимуществ А. Смита и относительных преимуществ Д. Рикардо и их развитие шведскими учеными

Теоретические основы производственной специализации регионов и межрегиональной торговли формально были впервые исследованы в рамках теорий международных экономических отношений.

Межрегиональное разделение труда и межрегиональная торговля — это процессы, происходящие в рамках различных частей единого экономического пространства, которое характеризуется одной таможенной территорией, одной валютной системой, единым рынком труда и капитала. В межрегиональной торговле, как правило, отсутствуют административные, таможенные, политические, языковые и другие барьеры, в той или иной степени сохраняющиеся в международных экономических отношениях, несмотря на превалирующую тенденцию либерализации и глобализации.

Классики политической экономии были идеологами свободной торговли (фритредерства), противостоящими сторонникам экономического меркантилизма.

Международная (межрегиональная) торговля рассматривалась ими как способ получения выгоды для каждого участника.

А.Смит полагал, что международное разделение труда целесообразно осуществлять с учетом тех абсолютных преимуществ, которыми обладает та или иная страна (или регион). Каждая страна (регион) должна специализироваться на производстве и продаже того товара, по которому она обладает абсолютным преимуществом.

Основные выводы «международных» теорий А.Смита — Д.Рикардо получены в системе постулатов межрегиональных отношений, несмотря на то, что их авторы в своих поясняющих ситуациях упоминают об Англии, Шотландии, Португалии и приводят другие «международные» примеры.

Если страна (регион) сконцентрирует свои ресурсы на производстве только таких товаров и откажется от производства других, по которым она (он) не обладает абсолютными преимуществами, то это приведет к увеличению объемов производства и потребления товаров в сотрудничающих странах (регионах).

Д.Рикардо продвинулся в теории существенно дальше А.Смита. Он доказал, что абсолютные преимущества представляют лишь частный случай общего принципа рационального разделения труда. Главное — не абсолютные, а относительные (сравнительные) преимущества. Даже страны (регионы), имеющие более высокие производственные издержки по всем товарам, могут выиграть от специализации и обмена благодаря «игре» на разнице издержек.

Из анализа, проведенного Д.Рикардо, следуют два вывода:

1) выигрыш при обмене происходит не из абсолютного преимущества, а из того, что соотношения издержек в разных регионах различны;

2) производство и потребление всех товаров может быть увеличено, если регионы будут специализироваться на производстве и торговле теми товарами, по которым они обладают сравнительными преимуществами.

К сожалению, имеется масса свидетельств того, что обыденное экономическое мышление по-прежнему тяготеет к представлениям А.Смита, а не Д.Рикардо.

В теориях классиков политической экономии главным фактором, определяющим рациональную структуру производства и обмена, являются трудовые издержки. Шведские экономисты Э.Хекшер и Б.Олин в 30-х гг. XX в. развили теорию еждународного (межрегионального) разделения труда, введя в рассмотрение соотношения основных взаимозаменяемых факторов производства (труда, капитала, земли и др.).

Теоретические положения Хекшера—Олина сводятся к следующему:

1) страны (регионы) должны вывозить продукты интенсивного использования избыточных (относительно недефицитных) факторов производства и ввозить продукты интенсивного использования дефицитных для них факторов;

2) в международной (межрегиональной) торговле при соответствующих условиях осуществляется тенденция выравнивания «факторных цен»;

3) вывоз и ввоз товаров могут заменяться перемещением факторов производства.

Хекшер и Один обосновывали целесообразность либерализации не только торговли, но и международного (межрегионального) перемещения факторов производства.

Из исследований Хекшера—Олина следует, что отсталые илиразвивающиеся страны (регионы), имеющие, как правило, сильный дефицит капитала и избыток рабочей силы, должны специализироваться на производстве и вывозе трудоемкой продукции. Развитые же страны (регионы), накопившие большие массы функционирующего капитала (в том числе научно-технического), должны стремиться к вывозу капиталоемкой продукции. Страны (регионы), обладающие большими площадями сельскохозяйственных угодий и относительно низкой плотностью населения, заинтересованы в расширении вывоза сельскохозяйственной продукции.

Основные допущения и интерпретации теории Хекшера—-Олина подвергались проверке и корректировке в последующие десятилетия. В частности, было установлено, что для выбора целесообразной структуры вывоза и ввоза товаров необходимо принимать во внимание не только прямые затраты производственных факторов, но и косвенные — сконцентрированные в потребляемом сырье и материалах.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 859; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.076 сек.