Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Усилить роль гос-ва в экономике




Обеспечить финансовую безопасность и финансовый суверенитет страны.

Финансовая безопасность- это такая деят-ть институтов власти, которая гарантирует защиту национальных интересов, достаточный оборонный потенциал, устойчивость финансовой системы, устойчивость денежно-кредитной системы и социальную защиту всех граждан.

Финансовая безопасность- это безопасность гос-ва, выраженная в деньгах.

Меры по обеспечению финансовой безопасности:

1. Рост бюджетных доходов (т.к.основной кошелек гос-ва-бюджет. Наш бюджет в 10 раз меньше бюджета США.)

2. Достижение сбалансированности предпринимательских финансов (через налоговую систему)

3. Повышение эффективности функционирования банковской системы (монопольные банки-Сбер,Альфа-банк и т.д., уменьшение их кол-ва)

4. Стабилизация валютного рынка (у нас ранок нестабилен, зависит от ЦБ, на рынке и бирже участвует только 1 покупатель и продавец- ЦБ)

5. Уменьшение разрыва между богатыми и бедными (с богатых брать налог на недвижимость, ввести прогрессивную ставку подоходного налога: президент в Австрии на велосипеде, безопасность граждан)

6. Борьба с коррупцией (нет родственных связей и пр.)

Стали говорить после кризиса. Мы, чтобы залить кризис потратили весь резервный фонд- был очень большой.

В современной рыночной экономике усиливается роль гос-ва, которая вынуждена брать на себя не только регулирование экономических и социальных процессов, но и вынуждено поддерживать бизнес в период кризисов. Это связано с тем, что гос-ва во всем мире боятся социальных взрывов и готово решать экономически проблемы за счет бюджетных средств. Современный кризис мировой показал, что у предпринимателей нет достаточного кол-ва средств для преодоления кризиса, и поэтому гос-во вынуждено брать риски на себя, т.е. выделять деньги из бюджета.

Доля гос-ва во всех странах при распределении ВВП после кризиса, стала расти. В настоящее время через бюджетную систему европейских стран(Германия, Великобритания, Швеция) перераспределяется до 55% ВВП, до кризиса было 15%. В США до 40%.

 

Типы финансовой политики

Тип финансовой политики зависит от роли гос-ва в экономике страны.

Финансовая политика делится на 3 типа:

1. Классическая

Смит и Рекардо. Гос-ву отводилась роль ночного сторожа;

Основа- полная свобода рыночных отношений. Рынок- основной регулятор, гос-во должно помогать рынку издавать законы, нормы; бюджет гос-ва должен быть минимальным, гос.расходы сокращались. Все решал рынок и частные предприниматели.

2. Регулирующая

А. Кейнсианская теория

Б. Неокейнсианская

Согласно этой теории, гос-во должно вмешиваться в экономику с помощью налогов, расходов бюджетов, процентных ставок. Основным инструментом вмешательства в экономику является гос. расходы. По их теории за счет роста гос.расходов, формируется дополнительный спрос. Растут гос.расходы, увеличивается спрос, появляются новые рабочие места.

Главным механизмом регулирования становится подоходный налог (сейчас ставка 13%).

Большое внимание уделялось системе гос.кредита, т.е. гос-во получило возможность занимать у населения на долгосрочный период и краткосрочный гос.ц/б.

3. Планово-директивная теория.

При социализме. Гос-во присутствовало везде, устанавливались плановые показатели, которые должны были выполняться, частного предпринимательства не было. Исп. Япония.

 

По территориальному признаку:

1. Территориальная (обеспечение, выполнение функций гос-ва)

2. Региональная (поддержание экономики региона)

3. Местная (обеспечение кач-ва жизни каждого человека)

 

По временному критерию:

1. Финансовая стратегия (рассчитана на перспективу)

Финансовая стратегия- это крупномасштабные задачи и реализация этих задач носит долгосрочный характер. Например, проведение налоговой реформы, проведение пенсионной реформы, реформы гос.долга.

2. Финансовая тактика (бюджетное послание президента)

Финансовая тактика- это краткосрочные изменения. Например, изменение размера страховых взносов, изменение налога на прибыль, изменение ставки НДС.

 

Направления финансовой политики.

По направлениям выделяется:

1. Бюджетная политика (политика в области расходом бюджета)

2. Налоговая политика (политика в области доходов бюджета)

3. ДКП

4. Таможенная политика

5. Инвестиционная политика

 

Лекция 11.10.12

 

Направления финансовой политики.

По направлениям выделяется:

1. Бюджетная политика (политика в области расходов бюджета)

2. Налоговая политика (политика в области доходов бюджета)

3. ДКП

4. Таможенная политика

5. Инвестиционная политика

 

Бюджетная политика- это политика в области доходов бюджета, политика в области расходов бюджета и политика в области межбюджетных отношений. В соотв. С Конституцией и БК, приоритеты в разработке бюджетной политики принадлежит президенту, который ее оглашает в бюджетном послании. Разрабатывает МИНФИН.

Задачи:

· Грамотное взаимодействие бюджетов всех уровней в доходной и расходной части

· Реформирование бюджетного учета и перевод его на международные стандарты (МСФО)

· Переход к программно-целевым методам формирования бюджета

· Соблюдение принципов бюджетного федерализма

 

Налоговая политика- это политика в области доходов бюджета. Ей занимается МИНФИН

Задачи:

1. Упрощение налоговой системы

2. Снижение налогового бремени

3. Сокращение количества налогов при одновременном повышении ответственности налогоплательщиков

4. Усиление налоговой нагрузки на добычу полезных ископаемых.

 

ДКП- формируется ЦБ совместно с Правительством. Основные направления ДКП разрабатывает ЦЙБ, подписывает Президент.

Направления:

1. Сохранение инфляции на заданном уровне

2. Стабилизация нац.валюты

3. Создание новых платежных систем, основанных на расчетов в реальном времени

 

Финансовый механизм

 

Финансовый механизм- это система установленных гос-вом видов, форм и методов орг-и финансовых отношений. А также, способы их количественного измерения.

Гос-вом устанавливаются конкретные виды налоговых платежей (налог на прибыль, НДФЛ), конкретные виды неналоговых поступлений (% по бюджетным кредитам, дивиденды),

конкретные виды бюджетных расходов, в предпринимательских финансах устанавливаются затраты, которые входят в себестоимость.

В финансовый механизм входит инфраструктура.

Инфраструктура- это правовое обеспечение (законодательные акты), нормативное обеспечение (инструкции, ставки).

Методы организации формирования финансовых ресурсов:

1. Финансовый метод

2. Метод кредитования

3. Налоговый метод

4. Страховой метод

Финансовый метод- это формирование финансовых ресурсов на безвозмездной и безвозвратной основе. Пример: формирование амортизационных отчислений, формирование прибыли, формирование финансовых ресурсов организации.

Метод кредитования- при этом методе финансовые ресурсы предоставляются на условиях возвратности, срочности и платности. На макроуровне этот метод используется когда выдаются бюджетные кредиты и бюджетные ссуды. На микроуровне- когда предприятие получает кредиты в банках.

Налоговый метод- это аккумулирование денежных средств для финансового обеспечения деят-ти гос-ва и муниципальных образований. Эти средства аккумулируются на обязательной, принудительной и безвозмездной основах.

Страховой метод- предполагает поступление финн.ресурсов за счет страховых взносов. На макроуровне- это формирование гос.внебюджетных фондов, на микроуровне- это страхование имущества предприятий, основных оборотных средств, ответственности и т.д.

 

Участие финансов в процессе распределения

Участие финансов в процессе распределения связано с распределительной функцией.

Связано с:

1. Обеспечение финн.ресурсами всех секторов экономики

2. В регулировании экономики с помощью финансов.

Во всех странах гос-во активно вмешивается в социально-экономические процессы. Объект- финн.отношения, субъект- гос-во.

Финансовое рег-е необходимо для предотвращения диспропорций в экономике, когда отдельные сегменты развиваются более быстрыми темпами, а другие отстают.

Финансовое регулирование- это воздействие на экономические и социальные процессы, направленное на предотвращение или устранение имеющихся диспропорций в экономике, на обеспечение развития передовых технологий и укрепление социальной стабильности. Это регулирование происходит путем концентрации финансовых ресурсов в одних сегментах рынка и к сокращению их в других сегментах рынка.

Основные методы возд-я на экономику со стороны гос-ва это бюджетный метод и налоговый метод.

Основные объекты гос.рег-я:

1. Отраслевая структура экономики

2. Территориальные пропорции

3. Социальные структуры

 

Регулирование отраслевых пропорций:

Задачи:

1. Изменение отраслевой структуры (увеличение доли от перерабатывающих в сравнении с добывающей)

2. Гос.поддержка малого бизнеса (что изменяет структуру экономики)

3. Поддержание развития сельского хозяйства

Методы:

1. Бюджетное регулирование (финансирование гос.программ -по поддержке малого бизнеса, с/х)

2. Налоговое регулирование (изменение состава налогов, изменение налоговых ставок, изменение состава налогоплательщиков, изменение налогооблагаемой базы)

3. Амортизационная политика (тесно связано с налоговым регулированием, т.к. она влияет на налогообложение прибыли и имущества. Может влиять на отраслевые пропорции через метод ускоренной амортизации.)

4. Таможенное регулирование (При снижении таможенных пошлин на соответствующий импортный товар, этот импортный товар вытесняет наших производителей на рынке)

 

Территориальные пропорции:

Необходимость рег-я территориальных пропорций актуальная для стран с большими территориями, неравномерными климатическими условиями, неравномерным размещением природных ресурсов, неравномерным рассредоточением населения. Занимается гос-во.

Методы:

1. Основной метод- бюджетный. Применяется механизм межбюджетного рег-я. (Через дотации, субсидии, субвенции, бюджетные кредиты, бюджетные ссуды.

2. Применяется финансирование целевых программ

3. Применяется методика создания свободных экономических зон

4. Можно влиять на территориальную структуру через изменение состава налогов. Например, в 2008 г был отменен налог с продаж, заменен на НДС- сократились доходы Молсквы и Питера.

 

Социальное выравнивание:

Целью соц.выравнивания является уменьшение полярности между богатыми и бедными и создание среднего класса.

Методы рег-я в мире:

1. Прогрессивная ставка подоходного налога-НДФЛ

2. Высокий уровень ставок на наследство и недвижимость

3. Льготы по налогам, которые выплачивают ФЛ

4. Различные льготы и преференции малообеспеченными слоям

Ключевое направление- повышение уровня и качества жизни.

Задачи:

1. Повышение общего уровня жизни

2. Достижение социальной справедливости

3. Обеспечение прожиточного минимума

4. Стимулирование трудовой и деловой активности

Методы воздействия на соц.процессы:

1. Финансирование гос-вом пенсий, пособий, стипендий и т.д.

2. Финансирование льгот отдельным категориям граждан при получении товаров и услуг (льготный проезд, бесплатные лекарства)

3. Гос.поддержка отраслей экономики, ориентированных на производство товаров первой необходимости и услуг первой необходимости.

4. Бюджетное финансирование соц.сферы- здравоохранение, культура

5. Финансовое стимулирование создание новых рабочих мест и малых предприятий

6. Гос.рег-е рынка жилья

7. Содействие развитию финансового рынка, ориентированного на мелких инвесторов

 

Бюджет.

Понятие о бюджетном устройстве бюджетной системе России.

 

Бюджетное устройство любого гос-ва зависит от государственного устройства.

При унитарном гос-ве двухуровневая бюджетная система- федеральные и местные бюджеты. Франция.

В федеративных гос-вах, бюджетная система состоит из 3 уровней: федеральные,региональные и местные бюджеты.

Бюджетное устройство- это принципы организации и построения бюджетной системы.

Бюджетная система- это совокупность всех бюджетов.

Современная бюджетная система включает федеральный бюджет, 89 региональных, 55 краевых и областных, 2 бюджета Москвы и Питера, 29000 местных бюджетов (районные, городские, сельские), так же входят гос.внебюджетные фонды (пенс.фонд, соц.страх.фонд, ФФОМС, террит.фонды ОМС)

Бюджеты, которые входят в бюджетную систему, самостоятельные и не включаются друг в друга.

Принципы функционирования бюджетной системы:

1. Принцип единства бюджетной системы

2. Разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы

3. Самостоятельность бюджетов всех уровней

4. Полнота отражения доходов и расходов бюджетов и бюджетов гос.внебюдж.фондов

5. Сбалансированность бюджета

6. Эффективность и экономность использования бюджетных средств

7. Общие положения бюджета

8. Гласность

9. Достоверность бюджета

10. Адресность и целевой хар-р использования бюджетных средств.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 217; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.053 сек.