КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 5. Общие закономерности онтогенеза многоклеточных
1. Провизорные органы зародшей позвоночных или зародышевые оболочки Следует различать яйцевые и зародышевые оболочки. 1-е предохраняют яйцо от неблагоприятных воздейсвтий окружающей среды, вторые обеспечивают развитие зародыша (дыхание, питание, выделения), развиваются из клеточного материала уже сформировавшихся зародышевых листков.. Рассасываются или отбрасываются как только органы зародыша становятся способны к выполнению своих функций. Амфибии: органы дыхания, пищеварения и движения, приспособленные к водному образу жизни. Пресмыкающиеся и птицы: развитие на суше, потребность в защите от высыхания, формиуются амнион, хорион, желточный мешок и аллантоес. Млекопитающие: в яйцеклетке очень мало желтка, провизорные органы начинают образовываться в период гаструляции. Желточный мешок (происхождение эктодермы и мезодермы) у животных, яйцеклетки которых богаты желтком, служит для переработки желтка, первый орган кроветоворения. Амнион (экто- и мезодерма). Продуцирует жидкость, в которой развиваются зародыши наземных животных. Главная роль амниона защита зародыша от высыхания и механических повреждений. В акушерской практике — амниатическая жидкость называется воды. По наличию амниона позвоночных делят на 2 группы: амниоты (первичноназемные, развиваются на суше. Нуждаются во внутреннем осеменении и зародышевые оболочки) и анамнии (первичноводные, развиваются в воде. Не нуждаются в доп. Зародышевых оболочках. Круглороты, рыбы и земноводные) У рептилий и птиц имеется еще аллантоис (энтодерма + спланхноплевра). Мочевой мешок, служит для сбора продуктов диссимиляции. Имеется и серрозная оболочка (серроза). Функции: защита зародыша, участие в газообмене и утилизация белка. У млекопитающих и человека желточный мешок на ранних этапах играет роль кроветворного органа, это место образования первичных половых клеток. Впоследствии редуцируется и входит в состав плаценты. Аллантоис не развит, входит в состав пупочного канатика. Функции серрозы выполняет хорион или ворсистая оболочка, происхождение хориона (энтодерма, саматодерма). Место большего ветвления хориона и тесного контакта со слизистой оболочкой матки называется детское место или плацента. КРОВЬ МАТЕРИ НЕ СМЕШИВАЕТСЯ С КРОВЬЮ ПЛОДА, ОНА ЛИШЬ ОМЫВАЕТ ВОРСИНКИ ХОРИОНА. Плацента состоит из 2 частей: плодная часть (ворсинчатый хорион) и материнская часть (гипертрофированная слизистая оболочка матки). Через плаценту плод снабжается пит вещ-вами, кислородом и освобождается от продуктов диссимиляции. Плацента является барьером, потому что в норме микроорганизмы и ряд вещ-в из кровотока матери не проходят в кровь плода. Но барьер не универсален, наркотики, алкаголь, промышл и пищевые яды, чужеродные белки и антетела, некоторые орг, такие как малярийный плазмодий, токсаплазма, вирусы могут проникнуть к плоду приводя к патологии беременности. 2. механизмы регуляции развития на разных этапах онтогенеза Единой теории онтогенеза еще не создано. Многие из предлагавшихся теорий отражали уровень развития науки и мировоззрение их авторов. Такие теории: преформизм и эпигенез. Еще Гиппократ полагал, что в яйце или теле матери находится маленький, но полностью сформированный организм (преформизм). Аристотель высказал взгляды: организм развивается из бесструктурной гомогенной массы (эпигенез). Биология развития стремится выяснить степень и конкретные пути контроля со стороны генома и одновременно уровень автономности онтогенетических процессов, исследуя конкретные онтогенетические механизмы. Механизмы онтогенеза: 1. пролиферация или размножение клеток 2. миграция или перемещение клеток 3. сортировка клеток, те скопление лкеток только с определенными клетками 4. запрограммированная гибель клеток — апоптоз 5. дифференцировка клеток или специализация. Клетка преобретает свои морфологические и функциональные особенности 6. контактные взаимодействия: индукция и компетенция 7. дистантное взаимодействие клеток, тканей и органов Все эти процессы протекают в определенных пространственно-временых рамках, подчиняясь принципу целотности развивающегося организма. 1. Пусковое действие генов. Уже в зиготе имеется вся информация об особенностях будущего организма. В период дробления формируются абсолютно равнозначные или тотипотентные бластомеры. Они обладают всей генетической информацией о будущем организме и могут ее реализовать. Подтверждение этого механизма — наличие монозиготных близнецов. Чем обусловлена дифференцировка клеток во время развития? Для объяснения использована гипотеза дифференциальной активности (экспрессии) генов. «В разные этапы онтогенеза, а также в различных частях зародыша функционируют то одни гены, то другие». Считают, что регуляция генной активности зависит от взаимодействия ДНК и гистоновых и негистоновых белков. Гистогны блокируют транскрипцию. На них могут действовать негистоновые белки, а также различные вещ-ва, поступающие из цитоплазмы в ядро. Они могут освобождать определенные участки ДНК от гистонов, т.е вкл и выкл гены. Экспрессия генов - признак сложный этапный процесс, включает внутриклеточные и тканевые процессы. Процесс онтогенза представляет собой цепь реакций, регулирующихся по принципу обратной связи. Накопление в этой цепи вещ-в образующихся в результате деятельности генов может либо тормозить, либо стимулировать экспрессию генов. Большая часть 9/10 мРНК ОДИНАКОВА по составу в клетках разных стадий онтогенеза. Он необходима для обеспечения жизнедеятельности клеток и считывается с генов «дом. Хоз-ва». 1/10 — мРНК специфичные для тканей, т.е определяют специализацию клеток, они определяются уникальными нуклеотидными последовательностями, которые называются генами роскоши и кодируют уникальные белки, белки роскоши. 2. Взаимодействие частей развивающегося зародыша. Эмбриональная индукция. Э.и. - это такое явление, когда эмбриональные закладки предопределяют закладку и развитие других тканей и органов зародыша. Хорошо иллюстрируют опыты Шпемана. Этодерма, находящаяся на спинной стороне зародыша при обычном эмбриогенезе дает начало нервной системе. 1) если в ранней стадии удалить эктодермальный участок верхней губы бластопора, то нервная трубка не образуется. 2) если верхнюю губу бластопора пересадить в любой учаток гаструлы, то здесь формируется нервная трубка. 3) если на спинную стороны норм гаструлы подсадить добавочную верхнюю губу бластопора от др зародыша, то в этом участке образуется доп нервная трубка, а затем и весь комплекс осевых органов. Было выяснено, что в зародыше появляются участки, которые оказывают определенное организующее влияние на окружающие их части и обуславливают необходимую последовательность развития. Эти участки были названы организационным центром или индуктором. Осуществление индукции возможно лишь при условии, что клетки реагирующей системы СПОСОБНЫ ВОСПРИНЯТЬ ВОЗДЕЙСТВИЕ, т.е являются компетентными. В этом случае они отвечают образованием соответствующих структур. Компетенция возникает на ОПРЕДЕЛЕННЫХ стадиях развития и сохраняется ограниченное время, затем может появиться компетенция к другому индуктору. Развитие зародыша рассматривается, как система взаимодействия зачатков. КАК КАСКАДНЫЕ, ИЕРАРХИЧЕСКИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ. Индукция многих структур зависит от предшествующих индукционных событий. 3. постэмбриональное развитие. Биологические аспекты репродукции человека Постэмбриогенез начинается при внутриутробном онтогенезе с рождения, при нелечиночном с выхода из зародышевых оболочек, при личиночном с выходом из яйцевых оболочек (лягушка, головастик). Разделяется на периоды: 1) ювенильный. До полового созревания 2) зрелый. Взрослое половозрелое состояние 3) период старости. Заканчивается естественной смертью Эмбриогенез — самостоятельно! Биологические аспекты репродукции человека. 1) развитие человека: прямое, внутриутробное 2) в женском организме формируется плацента 3) половая зрелость наступает к 15-18 годам 4) плодовитость невысока, редкая смена поколений 5) наблюдается многоплодие, созревает несколько яйцеклеток 6) полиэмбриония, однояйцовые близнецы формируются в результате расхождения бластомеров 7) размеры сперматозойдов: 20 мкм в длину и 2 мкм в толщину, в сутки формируется более 120лн, для нормальной репродукции более 50% должно быть без аномалий. Аномалии вызываются повреждающими факторами от высокой температуры (плотная одежда). 8) Яйцеклетка, диаметр 100-150 мкм, окружена 3 оболочками 9) Овогенез начанается на 3 мес эмбрионального развития. К моменту рождения формируется примерно 1 млн первичных фолликулов, в которых находятся овоциты 1 порядка на стадии профазы 1. Процессы останавливаются на 10-ки лет до полового созревания или созревания фолликула. К моменту полового созревания в яичнике примерно 300-400 тыс фолликулов, за весь репродуктивных период созревает около 500 яйцеклеток, второе деление мейоза 2 продолжается до метофазы 2. На этой стадии овоцит 2 порядка выходит из яичнака в брюшную полость — овуляция. Затем захватывается ворсинками яйцевода. Анафаза 2 наступает после оплодотворения в верхней трети яйцевода. Последняя стадия овогенза может воспроизводиться вне организма женщины. 1978 — первый ребенок из пробирки. Более миллиона человек зачато в пробирке. 4. критические периоды развития. Влияние условий жизни матери на развитие зародышей и плода Критические периоды развития — это периоды в развитии зародыша, когда он особенно чувствителен к повреждающим факторам, которые могут нарушить норм развитие. Критические периоды совпадают с активной морфологической дифференцировкой с перехода с одного периода к другому. С изменением условий существования зародыша. У человека выделяют общие критические периоды: 1) период имплантации. 6-7 сут после оплодотворения. 2) Период плацентации. Конец 2 недели 3) Частные критические периоды. Время закладки отдельных систем органов. Первые два месяца беременности 4) Роды. Изменяется среда обитания. Влияние условий жизни матери на развитие зародыша Многие неблагоприятные факторы, которым подвергался материнский организм, иногда задолго до беременности и даже полового созревания могут оказать влияние на развитие зародыша и плода. Первичные овоциты образуются до рождения или после него. Неблагоприятные факторы действующие на женский организм могут нарушить нормальное строение и стать причиной мутаций или аномалий развития. Большое влияние имеет возраст женщины, чем старше, тем больше вероятность аномалий развития. Различные нарушения в обмене вещ-в, недостаток или избыток некоторых витаминов, стрессы, инфекционные болезни могут вызвать нарушения эмбриогенеза. Прием хинина, алкоголя, отравления токсическими вещ-вами, недостаток кислорода нарушает развитие органов и нервной системы. гомеостаз — самостоятельно!
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 2041; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |