Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эволюция бюджета




История свидетельствует, что бюджет не является институтом, который существовал в государстве на всех этапах его развития. Значительное время государство не имело своего бюджета. Однако во всех европейских странах и в России (в состав которой входила Украина) государством формировались доходы и осуществлялись расходы, то есть существовала основанная на юридических нормах система доходов и расходов. Однако бюджет появляется не тогда, когда государство осуществляет расходы и формирует необходимые для этого доходы, а когда оно вводит в свою финансовую деятельность плановое начало, то есть, составляет смету доходов и расходов на определенный период.

Немецкий экономист К. Рау утверждал, что основателем бюджета является француз Сюлли: он первым составил в 1601 году сметы для разных отраслей управления. В Германии в начале 18-го века Секендорф, Гассер, Юсти и Зонненфельс, стремились довести необходимость бюджета и разработали правила для его составления.

Во Франции, исторически впервые понятие закона о финансах (бюджет) встречается в Декларации прав Человека и Гражданина от 26 августа 1789 года, в соответствии с которой все граждане обязаны, с одной стороны, принимать участие в расходах на содержание государственной власти и администрации –т.е. в соответствии с их возможностями платить налог, а, с другой стороны, имеют право устанавливать, следить за выполнение и определять направления использования этого общественного налога.

Так постепенно были выработаны правила составления смет и был определен порядок их утверждения. Появился так называемый бюджет.

В России первый государственный бюджет был составлен в самом начале Х1Х-го века (в 1803 г.) и после этого началось регулярное составление государственного бюджета. Состояние государственных финансов было нестабильное. Государственные расходы в среднем на треть превышали государственные доходы. Источником покрытия бюджетного дефицита были эмиссия денег и займы государственных кредитных учреждений.

Термин «бюджет» заимствован из английского языка («budget»), дословно переводится как кожный мешок, сумка, бумажник. Когда палата общин в Англии в ХV1- ХV111 веках утверждала субсидии королю, то перед окончанием заседания канцлер казначейства (министр финансов) открывал портфель, в котором хранился документ с соответствующим законопроектом. Это называлось открытиям бюджета. В дальнейшем с конца ХV111 века термин «бюджет» был распространен и на сам документ, являвшийся планом сбора доходов и осуществления расходов государства, который утверждался парламентом.

Однако четкого определения термина «бюджет» в то время не было. На протяжении Х1Х-го века происходило формирование этого термина в относительно доступное для всех понятие. На протяжении ХХ века определения этого понятия стали более четкими.

Наиболее общепринятым является следующее определение бюджета:

«Бюджет – это фонд финансовых ресурсов, который находится в распоряжении органов исполнительной власти определенного уровня и используется для выполнения возложенных на них функций, предусмотренных Конституцией».

Одним из первых плановую природу бюджета отметил немецкий финансист Шанц. Весомый вклад в финансовую науку внесли И.Х.Озеров, С.Ю.Витте, Д. Боголепов, М.И. Фридман, М.И.Туган-Барановский, И.И.Янжул, М.М. Алексеенко и др. Среди современных украинских ученых – это: С.Буковинский, О.Василик, В.Геец, В.Глущенко, К.Павлюк, С.Юрий и другие.

Бюджетное право в России основывалось на вдух основных принципах – секретность и бесконтрольность, что порождало неэффективное использование государственных средств. До 1862г. государственный бюджет не публиковался и утверждался царем в секретном порядке.

В 1862 г. Правительство провелофинансовую реформу, в соответствии с которой внедрялись принципы единства и гласности бюджета, система государственного контроля, замена винных откупов акцизом на вино.

Бюджет России во второй половине Х1Х века характеризовался постоянным ростом абсолютных размеров, что соответствовало мировым тенденциям, однако этот рост был формальным. В этот период составлялись два бюджета: обычный и чрезвычайный.

Чрезвычайный бюджет формировался за счет займов и использовался на военные цели, строительство железных дорог, сверхсметные расходы ведомств. Бюджет в период 1862 -1897 гг. исполнялся с дефицитом, который покравался из чрезвычайного бюджета.

В начале ХХ в. государственные финансы России были неустойчивыми. Государственные расходы постоянно возрастали, а доходы не поступали в запланированных объемах.

Бюджетная система СССР постоянно реформировалась.

Этапы реформирования:

1. В 1921г. из общегосударственного бюджета были выделены местные бюджеты;

2. С созданием в декабре 1922г. СССР, бюджетная системасостояла из:

· Союзного бюджета;

· Государственных бюджетов союзных республик в составе которых учитывались местные бюджеты.

3. В 1924г. - сформирована система местных бюджетов, к которым принадлежали:

· регулирующие (губернские, областные, республиканские, окружные);

· городские;

· низовые (волостные, районные, сельские).

В последующие годы наблюдался существенный рост доходов и расходов государственного бюджета СССР. В военные годы (ВОВ) бюджет был дефицитным. Дефицит бюджета покрывался в основном за счет займов.

Украина, как независимое государство, строит свою бюджетную систему, начиная с 1991 г. Государственный бюджет занимает центральное место в Сводном бюджете. Бюджетная система состоит из государственного и местных бюджетов. Бюджетные отношения регулируются Бюджетным кодексом (2001г. и 2010 г). Более детально эти вопросы бюдут изучаться в последующих темах этого курса.

Исторический характер развития финансов Украины приведен на рис.2.1.

 

 

I

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 628; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.