Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Финансовый контроль как один из основных финансовых методов




При составлении и исполнении финансовых планов, а также по окончании определенных плановых периодов проводится финансовый контроль.

Он направлен на проверку правильности стоимостного распределения и перераспределения ВВП и целевого использования средств соответствующих фондов, сравнение финансовых результатов от использования финансовых ресурсов с плановыми и выявление резервов их увеличения. Финансовый контроль - целенаправленная деятельность уполномоченных органов относительно обеспечения законности и целесообразности проведения финансовых операций и реализации на этой основе задач финансовой политики.

Рис.4.3. Оперативноеи стратегическое финансовое управление.

Финансовый контроль – это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.

Основная цель финансового контроля:

· соблюдение действующего финансово-хозяйственного законодательства в процессе осуществления финансовой деятельности;

· реализация стратегии финансирования, т.е. предусмотрение изменений условий финансовой деятельности и своевременное приспособление к ним.

Финансовый контроль проводится как на макроуровне (на уровне государства), так и на микроуровне (уровень субектов хозяйствования).

На макроуровне:

· объект финансового контроля – финансово-хозяйственные операции, связанные с формированием и использованием государственных финансовых ресурсов;

· субъекты – государственные органы власти и управления в лице постоянных комиссий ВРУ, НБУ, органы налоговой, казначейской службы, государственная финансовая инспекция, аудиторсткие фирмы и др.

На микроуровне:

· объект финансового контроля финансово-хозяйственная деятельность предприятий, организаций, учреждений;

· субъекты – финансовые менеджеры, руководители предприятий, учредители, независимые аудиторские организации и др..

Мировое сообщество на основе многолетнего опыта разработало основные принципы организации финансового контроля. К ним относятся такие принципы:

- независимость - не учитываются материальная или моральная

заинтересованность проверяющего;

- гласность - результаты проверок публикуются для широкой общественности;

- превентивность финансовый контроль имеет предупредительный характер;

- действенност ь – по результатам контрольной проверки всегда принимаются соответствующие меры;

- регулярность - контроль проводится с определенной периодичностью;

- объективность контроль проводится согласно требованиям действующего законодательства;

- всеобъемлемый характер при возможности финансовый контроль должен охватывать все стороны финансово-хозяйственной деятельности.

Финансовый контроль классифицируется по определенным признакам (рис.4.4.).

В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, онделится на такие виды финансового контроля: государственный( включаетобщегосударственный и ведомственный), общественный, внутрихозяйственный и аудиторский.

Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовойполитики государства. Его осуществляют органы государственной власти и управления (ВРУ, КМУ). Он подразделяется на общегосударственный и ведомственный.

Общегосударственный финансовый контроль осуществляют специальные государственные органы контроля. Он направлен на объекты, которые подлежат контролю независимо от их ведомственной подчиненности. Субъектами общегосударственного финансового контроля являются: Министерство финансов Украины, Счетная палата ВРУ, Государственный департамент финансового мониторинга, Государственная налоговая служба, Государственная финансовая инспекция Украины, Государственная казначейская служба Украины, Государственная таможенная службаи др.

Ведомственный финансовый контроль осуществляют контрольно-ревизионные службы отраслевых министерств, ведомств, концернов и других органов управления. Его объектом является производственная и финансовая деятельность подведомственных предприятий, учреждений. Функциямиведомственного финансового контроля являются: проверка законности хозяйственных и финансовых операций; контроль использования материальных и финансовых ресурсов; проверка сохраности денежных средств и материальных ценностей; правильность постановки бухгалтерского учета, а также достоверность бухгалтерской отчетности; проведение проверок на подведомственных предприятиях и в организациях.

Общественный финансовый контроль осуществляют общественные организации (партии, движения, профсоюзные организации, которые следят за выполнением условий трудового договора), средства массовой информации, отдельные специалисты (физ. лица) на условиях добровольности и безоплатности. Он заключается в выявлении и предупреждении различных нарушений в финансовой деятельности предприятий, организаций и учреждений, по инициативе органов местного самоуправления или отдельных групп граждан.

 


 

Рис.4.4. Классификация финансового контроля.

 

 

Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется экономическими службами предприятий, организаций и учреждений (бухгалтерии, финансовые отделы, служба финансового менеджера). Объектом здесь выступает производственная и финансовая деятельность самого предприятия, а также его структурных подразделений (цехов, отделов, филиалов ). Он направлен на проверку своевременности зачислений средств на счета в банковских учреждениях, правильность составления и ведения финансовой отчетности и др. В акционерныхобществах внутрихозяйственный контроль осуществляют контрольно-ревизионные комиссии.

Независимый (аудиторский) финансовый контроль осуществляют аудиторские фирмы и службы. Аудит – это независимый финансовый контроль, который осуществляется на коммерческих началах. В Украине аудит как вид финансового контроля функционирует с апреля 1993 г. когда был принятый закон «Об аудиторской деятельности». Он определил правовые основы осуществления аудиторской деятельности и был направлен на создание системы независимого финансового контроля с целью защиты интересов собственника. Закон определяет аудит как проверку публичной бухгалтерской отчетности, учета, первичных документов и другой информации относительно финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования с целью определения достоверности их отчетности, учета, его полноты и соответствия действующему законодательству и установленным нормативам.

Аудиторская проверка осуществляется независимыми лицами- аудиторами или аудиторскими фирмами. Сертификацию и лицензирование аудиторской деятельности в Украине осуществляет Аудиторская палата. Аудит может быть обязательным и инициативным.

По сферам финансовой деятельности финансовый контроль можно условно разделить на: бюджетный, налоговый, валютный, кредитный, страховой, инвестиционный, контроль за денежной массой.

В зависимости от времени проведения выделяют такие формы финансового контроля.

· Предварительный финансовый контроль проводится до осуществления финансовой деятельности с целью недопущения незаконных финансовых операций. Он осуществляется на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов предприятий, смет доходов и расходов учреждений и организаций, проектов бюджетов. Он способствует предотвращению неправильного, нерационального расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, а также негативных финансовых результатов в целом. Эта форма финансового контроля позволяет предупредить нарушение законов и нормативных актов.

· Текущий финансовый контроль проводится в процессе выполнения финансовых планов, в ходе осуществления хозяйственно-финансовых операций, когда проверяется соблюдение норм и нормативов расходования товарно-материальных ценностей и денежных средств. Эта форма финансового контроля заключается в системном факторном анализе деятельности предприятий и организаци й. Большое значение текущий финансовый контроль имеет в изыскании внутрихозяйственных резервов роста накоплений. Он проводится повседневно финансовыми службами для исключения нарушений финансовой дисциплины.

· Последующий финансовый контроль осуществляется путем анализа и ревизии бухгалтерской финансовой отчетности по окончании отчетного периода (месяца, квартала, года).Предназначен он для оценки результатов хозяйственной деятельности и обобщения результатов выполнения финансовых операций, а также для разработки финансовой стратегии на будущее.

В зависимости от цели и задач финансового контроля выделяют такие его формы:

1).Мониторинг – система мероприятий, осуществляемых субъектами финансового контроля, связанная с наблюдением за финансовыми явлениями и процессами и используемая для принятия оперативных решений.

2). Внутренний аудит - форма контроля, обеспечивающая функционально независимую оценку деятельности органов государственного сектора и дающая уверенность центральным финансовым органам исполнительной власти, руководству органов государственного сектора в том, что система государственного управления функционирует таким образом, чтобы максимально снизить риск мошенничества, расстрат, допущения ошибок или нерентабельности.

3). Инспектирование - последующий контроль за выполнением законодательства органами государственного сектора при использовании и распоряжении финансовыми и материальными ресурсами, формировании бюджетных обязательств, ведении бухгалтерского учета и составлении финансовой отчетности. Инспектирование проводится в форме ревизий и проверок.

Методами финансового контроля являются конкретные приемы проведения финансового контроля. Их подразделяют на:

· натуральные, когда проверяется наличие товарно-материальных ценностей и их соответствие документам (инвентаризация, лабораторный анализ, контрольный замер, проверка фактически выполненных работ и др.);

· документальные, когда контроль осуществляется по наличным документам (ревизии, проверки).

1)Проверка проводится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности предприятий или их подразделений на основе отчетных, балансовых и расходных документов. Выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по устранению их негативных последствий. Результаты проверки оформляются справкой или докладной запиской.

2).Ревизия - метод документального контроля за финансово хозяйственной деятельностью предприятия, организации, учреждения, соблюдением законодательства по финансовым вопросам, достоверностью учета и отчетности, способ документального раскрытия недостач, расходов, присвоений и денежных средств и материальных ценностей, предупреждения финансовых злоупотреблений.

Ревизии проводят государственные и негосударственные органы финансового контроля.

Ревизии бывают:

1. плановые и внеплановые;

2. комплексные и тематические (в зависимости от организации их проведения), которые охватывают все стороны деятельности предприятия или их часть;

3. полные и частичные, когда охватывают лишь отдельные стороны деятельности;

4. тематические ревизии (одновременно проводятся в однотипных учреждениях по определенному перечню вопросов);

5. сплошные, выборочные и комбинированные ревизии (в зависимости от полноты привлеченных документов);

6. документальными и фактическими. По характеру материала, на основе которого проводятся ревизии, они разделяются на документальные (проверка достоверности отчетных документов и записей в учетных регистрах) и фактические (проверка наличия денежных средств и материальных ценностей в натуре).

По результатам проведенной ревизии составляется акт, на основе которого разрабатываются мероприятия, направленные на устранение выявленных недостатков.

Все проверки и ревизии должны быть тщательно подготовленными. По результатам подготовительной работы составляется программа ревизии и на ее основе разрабатывается рабочий план.

Проведение ревизии осуществляется в такой последовательности:

1) представление полномочий;

2) проведение организационного собрания с соответствующими работниками предприятия;

3) проведение инвентаризации (установление соответствия материальных ценностей и денежных средств их документам);

4) личное ознакомление с объектом ревизии;

5) предварительный анализ хозяйственной деятельности;

6) непосредственно документальная ревизия или проверка;

7) систематизация материалов ревизии или проверки;

8) составление акта или справки ревизии;

9) реализация материалов ревизии или проверки;

10) проверка устранения выявленных недостатков.

 

Существенные отличия между аудитом и ревизиями, проверками:

- аудиторская деятельность направлена на защиту интересов клиентов, а ревизионная – прежде всего защищает интересы государства;

- при аудите – связи между аудитором и объектом контроля – горизонтальные и осуществляются на добровольной основе; при ревизии - связи вертикальные, т.е. осуществляются в порядке административногоназначения;

- аудиторские услуги оплачивает в основном клиент, а ревизии оплачиваются вышестоящим органом или государством;

- результаты аудиторской проверки отражаются в аудиторском заключении и рекомендациях дляклиента; по результатам ревизии составляется акт, имеющий организационные выводы, обязательные указания, выполнение которых контролируется;

- аудиторы обязаны обеспечивать конфиденциальность полученной информации и результаты аудита; ревизоры имеют право предъявить их общественности.

Финансовое обеспечение и финансовое регулирование являются обобщающими методами финансового механизма, так как включают в себя отдельные частичные методы финансового влияния на социально-экономическое развитие.

Эти два метода тесно взаимосвязаны между собой и взаимодополняют друг друга. Вчастности, установление системы финансового обеспечения требует соответствующего финансового регулирования.

4. Финансовое обеспечение как метод финансового механизма это формирование целевых денежных фондов субъектов хозяйствования в достаточном размере и их эффективное использование.

Основными элементами финансового обеспечения субъектов хозяйственной деятельности являются:

· самофинансирование;

· кредитование;

· бюджетное финансирование (предоставление средств из бюджета на безвозвратных основах);

· аренда (передача имущества в пользование а определенный срок и за определенную плату);

· инвестирование (вложение средств в определенные объекты с целью получения прибыли или социального эффекта).

 

5. Финансовое регулирование как метод финансового механизма метод финансового влияния, связанный с регулированием экономических процессов. Финансовое регулирование осуществляется через систему норм и нормативов, лимитов и финансовых резервов.

Основные элементы финансового регулирования:

· налогообложение (изъятие части доходов предприятий и населения в бюджет и государственные целевые фонды);

· бюджетные трансферты ( выделение средств на безоплатной и безвозвратной основе: дотации, субъвенции, субсидии).

II. Финансовые рычаги и инструменты – приемы действия финансовых методов, конкретные формы распределения и перераспределения ВВП.

К финансовым рычагам принадлежат:

Ø доходы и накопления;

Ø налоги и обязательные платежи;

Ø неналоговые поступления;

Ø межбюджетные трансферты;

Ø расходы и издержки;

Ø финансовые резервы;

Ø финансовые стимулы;

Ø финансовые санкции.

III. Финансовыми инструментами являются:

ü ставки налогов и обязательных платежей;

ü налоговые льготы;

ü нормы амортизации;

ü нормы расходов в бюджетных учреждениях;

ü финансовые нормативы;

ü процент за пользование кредитом;

ü ставки арендной платы;

ü штрафы, пеня, лимиты;

ü ставки заработной платы, пенсий, стипендий; др.

IV. Нормативно-правовое обеспечение. Оно необходимо для нормального функционирования финансового механизма и представлено:

ü Конституцией Украины;

ü многочисленными законами;

ü подзаконными нормативным актами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 422; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.066 сек.