Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Должен уметь




Семинарское занятие № 5.

Перечень примерных вопросов и заданий для самостоятельной работы и семинарских занятий и методические рекомендации к ним.

Семинарские занятия № 1 – 2.

После изучения темы студент должен знать:

v Понятие «переписи населения», «регистры населения»;

v Основные принципы проведения переписей населения и характер включаемых в них вопросов;

v Понятия: «фактическое население», «юридическое население», «статистический факт»; «критический момент переписи населения».

Должен уметь:

v Давать сравнительный анализ различных источников информации о населении;

v Пользоваться материалами демографических сборников; знать их структуру.

ДЕ 2. Источники информации о населении и демографических процессах.

 

Методические рекомендации студентам: рекомендуется ознакомиться с теоретическим материалом, изложенным в учебниках Борисова В.А. или Волгина Н.А., обратить внимание на основные принципы переписи населения, характер включаемых в перепись вопросов в разные годы. Можно составить сравнительную таблицу основных показателей переписей в России.

 

Методические рекомендации преподавателям: обратить основное внимание на основные принципы переписей и показать, как менялись вопросы, включаемые в переписные листы на протяжении истории переписей в России. Можно показать формы переписных листов. Особое внимание уделить принципам проведения переписи 2010 г.

 

Вопросы к семинарам:

  1. Переписи населения. Знать:

v основные принципы (всеобщность; периодичность проведения; безотносительность к каким-либо конкретным частным интересам государства; индивидуальность регистрации; анонимность, одномоментность переписи (критический момент), централизованное руководство проведением переписи; анонимность сведений и др.).

v историю переписей населения в России и в мире;

v программы переписей населения, характер включаемых в нее вопросов. Какие вопросы включались в переписи, проводимые в России.

  1. текущий статистический учет. Знать:

v историю и развитие учета событий естественного движения населения: рождений, смертей, браков, разводов.

v Характер подлежащих учету данных и их значение для демографии.

текущие регистры населения (списки, картотеки);

выборочные и специальные исследования.

Термины: фактическое население, юридическое население, статистический факт; критический момент переписи населения.

Литература:

  1. Киселева Г.П., Кваша А.Я. О чем рассказывают переписи населения. М., 1983..
  2. Россия и ее регионы в ХХ веке: территория – расселение – миграции/ под ред. О. Глезер и П.Поляна. М., 2005.
  3. Судоплатов А.п. проблемы демографии в трудах западных ученых //Всемирная история экономической мысли. Т. 5. М., 1995.
  4. Этнография переписи. М., 2003.
  5. Народонаселение: Энциклопедический словарь. М., 1994.

 

 

Семинарские занятия № 3 – 4.

После изучения темы студент должен знать:

v Понятия «наличное», «постоянное» и «юридическое» население;

v Понятие «половозрастной структуры населения»; «демографическое старение населения» и др.

v Методы реального и условного поколения;

v Факторы, влияющие на половую структуру населения;

v Брачную, семейную, половозрастную и проч. структуру населения.

Должен уметь:

v Строить половозрастные пирамиды;

v На основании половозрастной пирамиды давать анализ режима воспроизводства населения;

v Давать сравнительный анализ структуры населения.

ДЕ 3. Численность и структура населения.

Вопросы к семинарам:

  1. Численность населения. Наличное, постоянное и юридическое население.
  2. структура населения по полу и возрасту. Два типа относительных показателей для характеристики соотношения полов: 1) процентная доля населения определенного пола в общей численности населения; 2)соотнесение численности населения одного пола с численностью населения другого пола с последующим умножением на 1000. Факторы, влияющие на половую структуру населения (1)соотношение полов среди новорожденных; 2) половые различия в смертности; 3) половые различия в интенсивности миграции населения). Половозрастные пирамиды.
  3. Связь возрастной структуры с режимом воспроизводства населения. Три типа такого взаимодействия: примитивный тип (высокая рождаемость и смертность); стационарный тип (низкий уровень смертности и рождаемости); регрессивный (депопуляционный) тип (снижение смертности замедляется, а снижение рождаемости продолжается, возрастная пирамида принимает вид погребальной урны, население стареет).
  4. методы реального и условного поколения. Первый характеризует интенсивность демографических процессов, происходящих в одном реальном поколении в разные периоды его жизни и заключительный итог демографической жизни поколения (число рожденных детей, браков, возраст смерти и др.). Второй – исходит из условного допущения, что наблюдаемые демографические события произошли не уразных поколений в одно время, а в разном возрасте у одного поколения, которое и называется «условным».
  5. брачная структура населения. Расчет числа лет, прожитых в браке, методом условного поколения по данным переписей населения по формуле: Т (m|x)=Ξ (ώ/16) P(mx) / P(x)* n.
  6. семейная структура населения. Понятие переписной семьи (родство, совместное проживание и бюджет). Функции семьи. Средний размер семьи. Классификация семей: полные и неполные; простые (нуклеарные) и сложные. Факторы изменения среднего размера и структуры семьи (тенденции уровня брачности и рождаемости, тенденции смертности, особенно детской, изменение традиций семейной жизни, жилищная обеспеченность). Семья и домохозяйство (общность бюджета, постоянное совместное проживание (добровольное) и питание). Типы домохозяйств (одиночные и групповые, семейные, групповые (несемейные) и смешанные, простые и сложные.

 

Термины: депопуляция, возрастная аккумуляция, половозрастная пирамида, демографическое старение населения, методы реального и условного поколения, фертильный возраст, переписная семья, семейная группа, домохозяйство.

 

Литература:

 

1. Демографический ежегодник России. М., 2005.

2. Демографическая ситуация в России: геополитические аспекты. М., 1997.

3. Саградов А.Л. Народонаселение и устойчивое развитие. М.. 1998.

 

После изучения темы студент должен знать:

v Абсолютные и относительные демографические показатели;

v Формулы, по которым рассчитываются общие коэффициенты естественного движения населения;

v Достоинства и недостатки общих коэффициентов естественного движения населения.

Должен уметь:

v Рассчитывать среднегодовую численность населения;

v Рассчитывать общие коэффициенты естественного движения населения: рождаемости, смертности, брачности, естественного прироста и др.

ДЕ 4. Показатели естественного движения населения.

Вопросы к семинару:

  1. Абсолютные (просто суммы демографических событий) и относительные (вероятности и коэффициенты) демографические показатели. Средняя численность населения.
  2. Общие коэффициенты естественного движения населения. Их достоинства и недостатки.
  3. Формулы, по которым рассчитываются общие коэффициенты естественного движения населения. Помнить принцип: прописными буквами обозначаются абсолютные показатели (N, M, EП, В, D, P, T), строчными – относительные (n,m, d, b, и др.).
  4. Выполнение заданий: расчет среднегодовой численности населения за 2009 г., общие коэффициенты рождаемости, смертности, естественного прироста, коэффициенты общего и миграционного прироста населения.
  5. Задача: общий коэффициент рождаемости в 2004 г. был равен 10,4 ‰; общий коэффициент смертности – 16,0 ‰. Рассчитайте естественный прирост (убыль) населения в 2004 г.

Семинарские занятия № 6 – 8.

После изучения темы студент должен знать:

v Основные показатели уровня рождаемости и методы их расчета;

v Индексный метод анализа динамики уровня рождаемости;

v Показатели репродуктивного поведения в переписях населения;

v Демографическую типологию семей по числу рожденных детей;

v Динамику уровня рождаемости в РФ;

v Исторические причины развития массовой малодетности семей.

v Теорию демографического перехода.

Должен уметь:

v Рассчитывать специальный, возрастные и суммарный коэффициент рождаемости;

v Анализировать динамику уровня рождаемости с помощью индексного метода.

ДЕ 5. Рождаемость и репродуктивное поведение.

Вопросы к семинару:

  1. Показатели уровня рождаемости: специальный и возрастные коэффициенты рождаемости. Суммарный коэффициент рождаемости.
  2. Рождаемость и плодовитость.
  3. Демографическая типология семей по числу рожденных детей.
  4. Динамика уровня рождаемости в мире и РФ. История исследования факторов рождаемости.
  5. Изучение репродуктивного поведения. Показатели репродуктивного поведения в переписях населения.
  6. Теория демографического перехода и интерпретация дифференциальной рождаемости. Исторические причины развития массовой малодетности семей.
  7. Практическое задание: анализ динамики уровня рождаемости с помощью индексного метода.

 

Литература:

  1. Борисов В.А. Перспективы рождаемости. М., 1974.
  2. Демографическая модернизация России. 1900 – 2000 //под ред. А.Г,Вишневского. М.. 2006.
  3. Демографическое будущее России. М, 2001.
  4. Население России. 2004. ежегодный демографический доклад. М., 2006.
  5. Пизон Ж. Все страны мира (2005)//Информац. бюллетень ИДЭЧ ИПН РАН. М., 2005, № 93.
  6. Практическая демография/под ред. Л.Л Рыбаковского. М., 2005.

Семинарские занятия № 9 – 10.

После изучения темы студент должен знать:

v Методы расчета коэффициентов младенческой смертности;

v Методы расчета коэффициентов смертности;

v Методы построения кратких таблиц смертности;

v Понятие и типы «самосохранительного поведения».

v Рассчитывать коэффициенты младенческой смертности;

v Применять индексный методы в анализе динамики общего коэффициента смертности;

v Рассчитывать коэффициенты смертности с помощью методы стандартизации коэффициентов;

v Строить краткие таблицы смертности.

ДЕ 6. Смертность, средняя ожидаемая продолжительности жизни, самосохранительное поведение.

Вопросы к семинару:

  1. Коэффициент младенческой смертности.
  2. Возрастные коэффициенты смертности.
  3. Применение индексного метода в анализе динамики общего коэффициента смертности.
  4. Практическая работа: вероятностные таблицы смертности. Расчет кратких таблиц смертности.
  5. Уровень средней ожидаемой продолжительности жизни в России и его динамика.
  6. Показатели смертности по причинам смерти. Факторы уровня смертности и средней продолжительности жизни.
  7. Самосохранительное поведение.

 

Литература:

  1. Андреев Е.М. Социальная детерминация смертности, демографическая политика и прогнозы продолжительности жизни/Методология демографического прогноза. М., 1988.
  2. Веселкова И.Н., Комаров Ю.М. Как сохранить нацию М., 2002.

Семинарские занятия № 11 – 12.

После изучения темы студент должен знать:

v Понятие и методы расчета «брутто- и нетто – коэффициентов» воспроизводства населения;

v Соотношение уровней рождаемости и смертности в динамике воспроизводства населения.

Должен уметь:

v Рассчитывать брутто- и нетто – коэффициентов воспроизводства населения.

ДЕ 7. Рост и воспроизводство населения.

Вопросы к семинару:

  1. Показатели воспроизводства населения: брутто- и нетто-коэффициенты воспроизводства населения.
  2. Соотношение уровней рождаемости и смертности в динамике воспроизводства населения.
  3. Практическая работа: расчет брутто- и нетто- коэффициентов воспроизводства населения.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 336; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.