Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ




ПРАВОВАЯ ПРИРОДА АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РФ

В условиях создания правового государства и становления рыночной экономики определение правовых основ аудиторской деятельности имеет большое значение. Аудит дает большие возможности для экономико-правового развития, контроля за деятельностью экономических субъектов.

История аудита показывает, что его развитие было вызвано разделением интересов руководителей предприятия (администрации) и инвесторов. Поэтому возникновение института независимых аудиторов устраняет проблему не совпадения интересов составителей информации и пользователей приводящие к необъективной информации.

Таким образом, аудит устраняет возможность принятия хозяйственных решений основанных на недостоверной информации, что может повлечь для субъектов предпринимательства отрицательные экономические последствия. Кроме того, деятельность аудиторов в России снимает проблему, связанную с необходимостью специальных знаний для оценки достоверности полученной информации, какими не обладают пользователи информации.

Именно лица, аттестованные в качестве аудиторов обладают необходимыми познаниями, а также материалами для непосредственной оценки информации и ее качества.

Одной из предпосылок создания аудиторской службы в России является изменение структуры управления народного хозяйства: ликвидация отраслевых министерств, система ведомственного контроля. Другой предпосылкой является процесс разгосударствления экономики и переход к рыночным отношениям.

В условиях рынка и реальной конкуренции вмешательство государственных органов в финансовую деятельность предприятия ограничено.

Аудиторская деятельность в России организуется с учетом опыта, сложившегося в мировой практике. В мировой практике можно выделить две различные концепции регулирования аудиторской деятельности.

Первая из них получила распространение в таких европейских странах, как Австрия, Испа­ния, Франция, ФРГ, в которых аудиторская деятельность строго рег­ламентируется централизованными органами. На них фактически возлагаются функции государственного контроля за аудиторской де­ятельностью.

Вторая концепция развита в англоязычных странах (США, Великобритания), где аудиторская деятельность в некоторой степени саморегулируется. Аудит в этих странах ориентирован в основном на потребности акционеров, инвесторов, кредиторов и других хозяйст­вующих субъектов. Аудиторская деятельность в этих странах регули­руется преимущественно общественными аудиторскими объедине­ниями.

В России система нормативного регулирования аудиторской деятельности находится в стадии становления. Происходит процесс опре­деления прав и обязанностей органов, регулирующих аудиторскую де­ятельность, роли и функций государственных и общественных ауди­торских организаций.

Среди представленных концепций и систем регулирования наиболее целесообразной нам представляется много­уровневая система нормативного регулирования аудиторской деятель­ности.

Эта система включает 4 основных уровня:

1. Первый (верхний) уровень. Онвключает Федеральный закон «Об ауди­торской деятельности». Федеральный закон определяет место аудита в финансово-хозяйственной деятельности в качестве ее необходимого равноправного элемента. Для РФ это особенно важно, поскольку исторически государственный финансовый контроль превалировал над другими видами контроля. Именно принятие закона позволяет считать, что становление аудита в РФ состоялось.

2. К документам второго уровняотносятся подзаконные нормативные акты и федеральные правила(стандарты). В настоящее время утвержде­но 23 федеральных стандартов и другие подзаконные нормативные акты. До их полной разработки действуют российские правила (стандарты). Они определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятель­ности, обязательные для исполнения субъектами рынка.

3. Третий уровеньвключает внутренние стандарты профессиональ­ных аудиторских объединений, а также нормативные акты мини­стерств и ведомств, устанавливающие правила организации аудитор­ской деятельности и проведения аудита применительно к конкретным отраслям, организациям и по отдельным вопросам налогообложения, финансов, бухгалтерского учета, хозяйственного права.

4. Четвертый уровень включает внутрифирменные стандарты ауди­торской деятельности, которые разрабатывают аудиторские организации, и индивидуальные аудиторы на базе федеральных правил (стан­дартов) и практики аудита. Содержание и форма таких документов яв­ляются прерогативой аудиторских фирм, их ноу-хау. Именно они во многом определяют качество и престиж аудиторских фирм.

22. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «ОБ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Аудиторская деятельность, аудит - предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Для целей федерального закона под достоверностью понимается степень точности данных финансовой отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения. Аудиторские организации и предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица (индивидуальные аудиторы), могут оказывать сопутствующие аудиту услуги. Аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания сопутствующих ему услуг.

Аудитором является физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным уполномоченным федеральным органом, и имеющее квалификационный аттестат аудитора. Аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность в качестве работника аудиторской организации или в качестве лица, привлекаемого аудиторской организацией к работе на основании гражданско-правового договора, либо в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица Индивидуальный аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность, а также оказывать сопутствующие аудиту услуги. Индивидуальный аудитор не вправе осуществлять иные виды предпринимательской деятельности.

Аудиторская организация - коммерческая организация, осуществляющая аудиторские проверки и оказывающая сопутствующие аудиту услуги Аудиторская организация может быть создана в любой организационно - правовой форме, за исключением открытого акционерного общества. Не менее 50 процентов кадрового состава аудиторской организации должны составлять граждане РФ, постоянно проживающие на территории РФ, а в случае, если руководителем аудиторской организации является иностранный гражданин, - не менее 75%. В штате аудиторской организации должно состоять не менее 5 аудиторов.

Обязательный аудит - обязательная ежегодная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя.

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны хранить тайну об операциях аудируемых лиц и лиц, которым оказывались сопутствующие аудиту услуги.

Аудиторское заключение - официальный документ, предназначенный для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц, составленный в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности и содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения его бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

Заведомо ложное аудиторское заключение - аудиторское заключение, составленное без проведения аудиторской проверки или составленное по результатам такой проверки, но явно противоречащее содержанию документов, представленных для аудиторской проверки и рассмотренных аудиторской организацией или индивидуальным аудитором в ходе аудиторской проверки. Заведомо ложное аудиторское заключение признается таковым только по решению суда. Составление заведомо ложного аудиторского заключения влечет ответственность в виде аннулирования у индивидуального аудитора или аудиторской организации лицензии на осуществление аудиторской деятельности, а для лица, подписавшего такое заключение, также аннулирование квалификационного аттестата аудитора и привлечение его к уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При проведении обязательного аудита аудиторская организация обязана страховать риск ответственности за нарушение договора.

Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности - проверка квалификации физических лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью. Аттестация осуществляется в форме квалификационного экзамена. Лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен, выдается квалификационный аттестат аудитора. Квалификационный аттестат аудитора выдается без ограничения срока его действия.

Аудиторские организации и их руководители, индивидуальные аудиторы, аудируемые лица и лица, подлежащие обязательному аудиту, несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Федеральным Законом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 670; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.