Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Восприятие. Вопрос 2: Развитие познавательных процессов

Вопрос 2: Развитие познавательных процессов.

Помимо речи и предметных действий, в раннем детстве развиваются и другие психические функции – восприятие, мышление, память, внимание и др. Раннее детство интересно тем, то среди всех этих взаимосвязанных функций доминирует восприятие. Доминирование восприятия означает определенную зависимость от него остальных психических процессов.

Эту зависимость можно увидеть в эксперименте. Пример: эксперименты Курта Левина. Взрослые в течение 15 минут находились в пустой комнате, ожидая, когда за ними зайдут. Каждый взрослый человек, оказавшись в такой ситуации, начинал рассматривать окружающие его вещи, и его действия определялись тем, что он видит: часы – смотрели, сколько времени, письмо на столе – посмотреть адресата и т.д. Вещи как бы притягивали к себе, обусловливая поведение, которое К.Левин назвал полевым. И лишь один пожилой профессор не проявил полевого поведения, поглощенный своими мыслями, он сел в кресло, достал рукопись и погрузился в чтение. Что касается детей раннего возраста, то они максимально связаны наличной ситуацией – тем, что они непосредственно воспринимают. Все их поведение является полевым, импульсивным, их не привлекают вещи, которые лежат за пределами наличной ситуации. В эксперименте К.Левина с маленькими детьми было показано, что до 2 лет ребенок вообще не может действовать без опоры на восприятие. Поставленная перед ребенком задача – сесть на большой камень, лежащий на лужайке, – оказалась трудновыполнимой, поскольку сначала ребенок должен отвернуться от камня и, следовательно, перестать его видеть. Дети по многу раз обходили валун, гладили его, отворачиваясь, подкладывали руку, чтобы, по крайней мере, ощущать его тактильно. Одному мальчику удалось сохранить опору на зрительное восприятие: он сильно наклонился, перегнувшись в поясе, и, глядя на камень между широко расставленными ногами, продвинулся к нему и, наконец, сел.

Полезависимость определяет важнейшую характеристику восприятия в раннем возрасте – его аффективную окрашенность. Воспринимаемые предметы действительно "притягивают" ребенка, вызывая у него яркую эмоциональную реакцию. Аффективный характер восприятия приводит к сенсомоторному единству. Ребенок видит вещь, она его привлекает, и благодаря этому начинает разворачиваться импульсивное поведение – достать ее, что-то с ней сделать. Л.С. Выготский так описывает это единство: "В раннем возрасте господствует наглядное аффективно-окрашенное восприятие, непосредственно переходящее в действие".

Восприятие в раннем возрасте становится более дифференцированным, однако отличается нецелостностью, недостаточной точностью и осмысленностью. Ребенок возраста раннего детства уже может подбирать предметы, соединять их части в соответствии с формой, величиной, цветом; придать взаимное положение в пространстве (матрешки, пирамидки, коробки с вырезами определенной формы). Развивается зрительное и слуховое восприятие, дифференциация отдельных звуков речи. К концу второго года дети уже воспринимают все звуки родного языка.

Около 2-х лет ребенок научается распознавать предметы и относить их к определенной категории, ориентируясь на яркие признаки (форма, размер или особые функциональные свойства которые он уже знает), то есть возникает обобщение. Если раньше ребенок видел вещь только слитно с ситуацией, теперь с возникновением обобщения малыш начинает видеть в предмете нечто большее, чем содержится в зрительном образе.

К 3-м годам ребенок в состоянии сначала зрительно оценить ситуацию, а затем произвести действие (например, сопоставить предмет с выемкой для него). Он может распознавать окружающие предметы по их форме и называть их известными именами (как морковка, как мяч).

Рекомендации по развитию. Ребенок особенно восприимчив к внешним воздействиям. Игрушки должны быть сложной формы. Ребенок – существо действующее. Дети в этом возрасте все кинестетики – ребенок должен двигаться, все трогать руками. Пример: подход к детям актрисы Светланы Крючковой – всю квартиру проползала на коленях, чтобы понять, что видит ребенок с позиции его роста и развесила картины, расставила предметы так, чтобы они были доступны для восприятия ребенка.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Овладение предметной деятельностью | Мышление
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 596; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.