Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Зрелость (средний возраст, средняя взрослость)




Хронологически средний возраст охватывает отрезок жизни примерно от 40 до 60-65 лет, но специалисты значительно расходятся в определении начала и конца среднего возраста. Многое зависит от стадии жизни, которую проживает в это время конкретный человек (родился ли ребенок в 41, курсы переподготовки) [с. 745].

1. Древняя китайская классификация: от 40 до 50 лет – познание собственных заблуждений [с.9].

2. Средний (зрелый) возраст, второй период – 36-60 для мужчин, 36-55 для женщин. Возрастная периодизация, принятая Международным симпозиумом по возрастной периодизации в г. Москве в 1965 году.

3. Периодизация Дж. Биррена: 25-50 – зрелость.

4. Возрастная периодизация Д.Б.Бромлей: 40-55 – поздняя взрослость.

5. Стадии развития личности по Э. Эриксону: 40-45 – 60 – средняя взрослость.

6. Схема В.В.Бунак: зрелый период, второй возраст – 46-55 лет для мужчин, 41-50 лет для женщин [с.9-13].

 

Средний возраст – это промежуточный период, своего рода мостик между двумя поколениями. Достигшие середины жизни сознают свою обособленность не только от молодых людей, но и от тех, кто вышел на пенсию и дожил до старости. Другие признаки являются физическими и биологическими. Существуют и психологические признаки; большая их часть связана с вопросами преемственности и изменением жизни [с. 745].

Обычно люди склонны отмечать начало среднего возраста в соответствии с классическим семейным циклом, - когда их дети начинают покидать родной дом или, если они бездетны, когда те сделали бы это, будь они у них. Определяющие признаки могут быть связаны и с профессиональной карьерой: люди более не продвигаются по службе [с. 745].

Психологи, социологи и сами представители этой возрастной группы расходятся во мнении о том, может ли человек рассматривать этот жизненный этап как время реализации своих возможностей, стабильности или потенциального лидерства или же для него это период неудовлетворенности, внутреннего смятения и депрессии [с. 746]. Одни способны принимать решения с такой легкостью и уверенностью в своих силах, которые ранее им были недоступны. Вот почему возрастную категорию 40 – 60-летних называют поколением руководителей и вот почему большинство людей, ответственных за принятие решений в правительстве, в промышленных корпорациях и обществе в целом, принадлежит к этой возрастной категории [с. 746]. Другие чувствуют, что они не в состоянии распорядиться собственной жизнью, не то что управлять другими. По-видимому, некоторые люди после 40 лет начинают утрачивать свою жизненную энергию. Френкель – Брунсвик, например, не считает людей среднего возраста «поколением руководителей». Она рассматривает этот период жизни как фазу снижения жизненной активности, наступление которой, приходящееся примерно на 48-летний возраст, бывает обычно отмечено как психологическими, так и биологическими кризисами. Левинсон (Levinson, 1978) и его коллеги также полагают, что «переход середины жизни – это время умеренного или даже тяжелого кризиса» [с. 746].

Большинство людей двояко относится к среднему возрасту (Chiriboga, 1981; Sherman, 1987). Средний возраст может быть периодом расцвета применительно к семейной жизни человека, его карьере или творческим способностям, но при этом люди все чаще задумываются о том, что они смертны и что их время уходит. Некоторых людей в середине жизни начинают беспокоить вопросы реализации своего творческого потенциала и необходимости передать что-то следующему поколению, мучить опасения по поводу стагнации и упущенных возможностей, одолевать заботы о том, как сохранить близкие отношения с родными и друзьями. Каждое значительное событие – рождение ребенка, смерть, перемена работы, развод – заставляет взрослого человека посмотреть на свою жизнь под новым углом зрения (Sherman, 1987). Для некоторых девизом в этот период становятся слова: «Все свои дела мы должны успеть сделать сейчас» (Gould, 1978). То, как люди относятся к этому настоятельному внутреннему зову, наряду с происходящими в их жизни событиями, определяет, станет ли средний возраст этапом плавного перехода и переоценки ценностей или же периодом кризиса середины жизни [с. 746 - 747].

Миф о кризисе середины жизни

Хотя некоторые исследователи полагают, что средний возраст воспринимается взрослыми людьми, как тот «период, когда рушатся надежды, а многие возможности кажутся упущенными навсегда» (Clauser, 1986), значительная часть исследований убедительно доказывает прямо противоположное. Собранные данные показывают, что большинство взрослых переживают середину жизни как годы перехода, наполненные как позитивными, так и негативным событиями, связанными с процессом старения. В то время как модель кризиса привязывает нормативные возрастные изменения, имеющие место в этот период, к предсказуемым кризисам, модель перехода отвергает представление о том, что кризис середины жизни – это нормативное, связанное с возрастным развитием событие (Hunter,& Sundel, 1989) [с. 747].

Согласно модели перехода, развитие человека характеризуется последовательностью ожидаемых важных событий в его жизни, которые можно предвидеть и в отношении которых можно строить планы. Хотя переход, связанный с этими событиями, и может вызывать немалые трудности как в психологическом, так и в социальном плане, большинство людей успешно к нему приспосабливается благодаря знанию того, что эти события неуклонно приближаются. Благодаря антиципаторной социализации они могут спланировать эти жизненные события и избежать кризиса середины жизни (Clauser, 1986; Troll, 1985) [с. 747].

Например, в своем исследовании представителей сильного пола Левинсон и его коллеги (Levinson, 1978) обнаружили, что примерно в 40-летнем возрасте мужчина может подвергнуть сомнению или, по меньшей мере, начать осмыслять с разных сторон ценность той «управляемой обстоятельствами» жизни, которую он вел. Если ему раньше удавалось добиваться своих целей, он может внезапно задаться вопросом: «Стоили ли они потраченных усилий?» Если же он не сумел добиться в своей жизни того, чего хотел, он может теперь со всей ясностью осознать, что у него осталось не так уж много возможностей, чтобы что-то изменить. Он начинает подвергать сомнению все стороны своей жизни, включая работу и семейные отношения (Levinson, 1986) [с. 748].

Таким образом, середина жизни – это то время, когда люди критически анализируют и оценивают свою жизнь. Одни могут быть удовлетворены собой, считая, что они достигли пика своих возможностей возрасту (Chiriboga, 1981). Для других анализ прожитых лет может стать болезненным процессом. Хотя нормативные возрастные факторы в сочетании с ненормативными событиями, например разводом или потерей работы, способны ввергнуть человека в кризис, вероятность возникновения кризиса середины жизни заметно уменьшается, если любые из предсказуемых влияний возраста антиципируются или рассматриваются как нормальные моменты жизни (Neugarten, 1980) [с. 748].

Некоторые очевидные биологические проявления, такие как снижение остроты зрения, менопауза и т.д. могут потребовать от человека внести изменения в Я-образ или в свои занятия и должны быть включены в структуру удовлетворительного образа жизни (Newman, 1982) [с. 749].

Кесслер и другие исследователи считают, что кризис середины жизни – это скорее исключение, чем правило. У подавляющего большинства людей переход в средний возраст происходит незаметно и плавно, по мере того как на смену юношеским мечтам о славе, богатстве, личных свершениях и красоте приходят более реалистичные ожидания. Кесслер считает, что средний возраст – это своего рода переходный период, связанный с переопределением целей. Подобная переориентация предполагает сравнение себя с людьми, которые ставят перед собой аналогичные цели и добиваются схожих результатов [с. 750].

Кризис середины жизни грозит в первую очередь тем, кто склонен избегать самоанализа и использует защитный механизм отрицания, стараясь не замечать перемен, происходящих в его организме и в его жизни (Gallagher, 1993) [с. 751].

Ведь это то время, когда приходится переопределять цели, приспосабливаться к меняющимся внутрисемейным ролям, уступать место более молодым или справляться с первыми признаками биологического старения [с. 765].

Поскольку средний возраст – это как раз то время, когда люди теряют своих супругов вследствие их смерти, развода или решения жить порознь, и в их жизни происходят такие неприятные события, как досрочный выход на пенсию или болезни, - то нетрудно понять, что этот период жизни обладает чрезвычайно высоким потенциалом для развития стресса [с. 765].

Окажется ли средний возраст временем перехода в новое состояние и дальнейшего роста или периодом кризиса середины жизни, зависит от того, как люди реагируют на его наступление. Те, кто рассматривает средний возраст как период перехода в новое состояние, воспринимают процесс развития как ряд ожидаемых важных событий в жизни, тогда как склоняющиеся к модели кризиса воспринимают нормативные возрастные изменения в виде предсказуемых кризисов. Исследования показывают, что модель перехода применима в отношении подавляющего большинства людей средних лет [с. 779].

 

Зрелому человеку необходимо, чтобы в нем нуждались, и зрелость ведома природой того, о чем следует заботиться. Тогда генеративность – это прежде всего забота о становлении следующего поколения. Существуют, конечно, люди, которые, по несчастью ли или потому, что врожденно наделены талантами в других областях, не обращают эту потребность на своих собственных отпрысков, а реализуют ее в иных формах альтруистической заботы и творчества, которые могут вобрать в себя их тип родительской потребности. И безусловно, концепция генеративности подразумевает включение продуктивной и творческой деятельности, ни одна из которых, однако, не может заменить ее в качестве обозначения кризиса в развитии. Там, где такого обогащения не происходит, его место занимает регресс к навязчивой потребности в псевдоинтимности, часто пропитанной чувством стагнации, скукой и оскудением межличностных контактов [с.149-150].

 

Эриксон Э. Детство и общество/Пер. с англ. – СПб.: ИТД «Летний сад», 2000. – 416с.

Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ. – М.: Издательская группа «Прогресс», 1996. – 344 с. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 992с. – (Серия «Мастера психологии»).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 1590; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.