Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Задачи развития в старости




Вопрос 3: Особенности развития личности в геронтогенезе.

Вопрос 2: Изменение психофизиологических функций в процессе старения

Вопрос 1: Общая характеристика периода старости.

Лекция: Особенности протекания эволюционно-инволюционных процессов в Период геронтогенеза

 

1. Общая характеристика периода старости.

2. Изменение психофизиологических функций в процессе старения.

3. Особенности развития личности в геронтогенезе.

 

 

Старость – заключительный период человеческой жизни, условное начало которого связано с отстранением человека от непосредственного участия в производительной жизни общества.

Согласно Международной классификации, выделены три градации периода геронтогенеза: пожилой возраст для мужчин 60-74 года, для женщин — 55-74 года, старческий возраст — 75-90 лет, долгожители — 90 лет и старше.

Границы, конечно же, условны – индивидуальные особенности, состояние общественно–исторического развития той или иной культуры играют важную роль на сроки перехода того или периода и на качество его проживания. Пример: Иван Моисеевич писал в ЦК, чтобы отодвинули срок выхода на пенсию, т.к. считал, что люди рано заканчивают производительную деятельность, хотя у них есть еще силы, и они могут быть полезны.

 

Общие характеристики:

  • Постепенное снижение функциональных возможностей организма;
  • Ослабление здоровья;
  • Упадок физических сил.

 

Изменение психофизиологических функций в процессе старения подробно описаны Е.Ф. Рыбалко, которая опиралась на работы Б. Г. Ананьева, Д. Б. Бромлея, М. Д. Александровой, А. И. Устиновой. Изменение хода онтогенетической эволюции зависит от степени зрелости человека как личности и субъекта деятельности. «Влияние жизненного пути человека и меры его активности на ход онтогенетической эволюции в период старения неизмеримо больше, чем в ранние годы», — отмечал Б. Г. Ананьев (3, С.121). Д.Бромлей в описании процесса старения представил совокупность негативных изменений в психике при одновременном выключении личности и субъекта деятельности из общественной и трудовой деятельности.

Между тем имеются многочисленные данные о сохранении высокой работоспособности не только в пожилом, но и в старческом возрасте. М. Д. Александровой дается обзор работ советских и зарубежных ученых о влиянии образования; общих и специальных способностей, интересов и рода занятий на сохранность и развитие разных сторон интеллекта в период геронтогенеза. От уровня образования зависит успешность ответов по вербальным тестам (словарный запас, информированность, общая осведомленность). При высоком уровне образования не наблюдается спада вербальных функций до глубокой старости. Тесно с уровнем образования связаны показатели скорости речи, эрудиции и логического мышления.

Важным фактором жизнеспособности человека является не только уровень образования, но и род занятий. Лица пенсионного возраста характеризуются высокой сохранностью тех функций, которые выступали у них в качестве существенного психического фактора профессиональной деятельности. Так, у ученых не изменялись с возрастом запас слов и общая эрудиция; у пожилых инженеров — многие невербальные функции; старые бухгалтеры выполняли тест на скорость и точность арифметических действий так же хорошо, как и молодые. В результате экспериментальных исследований М. Д. Александрова пришла к выводу о том, что острота зрения и поле зрения сохраняются на высоком уровне до глубокой старости у водителей, моряков, летчиков. Между тем у лиц, у которых основу профессиональной деятельности составляет восприятие не дальнего, а ближнего пространства (механики, чертежники, швеи), острота зрения с возрастом может значительно снижаться. Высокая сохранность глазомерной функции у престарелых людей определенных профессий является итогом аккумуляции прежнего опыта зрительно-моторной координации. Те функции, которые являются главными компонентами трудоспособности, сенсибилизируются в процессе трудовой деятельности. А. И. Устинова, изучавшая чувствительность анализаторов у 185 командиров и вторых пилотов самолетов в возрасте от 25 до 54 лет, наблюдала у них устойчивость цветоощущения, ночного зрения, глубинного глазомера и т. д. Из всего комплекса сенсорных функций ею было обнаружено постепенное снижение с возрастом лишь остроты зрения из-за аномалий рефракции и ослабления аккомодации. Это частичное снижение не сказывалось на общей трудоспособности пилотов (по 83).

В геронтогенезе эволюционно-инволюционные процессы, характерные для всего периода онтогенеза, подчиняются законам неравномерности и гетерохронности развития – постепенное неизбежное угасание одних функций поддерживается другими, длительно остающиеся сохранными, эти процессы обеспечивают активность и жизнеспособность стареющего человека.

В первую очередь нас интересуют процессы, происходящие в ЦНС, начиная с биохимического клеточного уровня. Разными темпами происходит снижение энергетического потенциала в различных отделах мозга. Значительные изменения характерны для ствола мозга, меньшим изменениям подвержены мозжечки и оба полушария, т.е. эта относительная, конечно же, стабильность позволяет сохранить способность передавать, сохранять и перерабатывать полученную информацию. Чем сложнее нервная структура (т.е. чем больше нервных связей осуществилось в процессе жизненного пути индивида), тем больше возможностей для ее сохранности, тем, соответственно, дольше будет активная сознательная жизнь)

Индивидуализация возрастных изменений, их разнонаправленность – одна из главных черт геронтогенеза. Индивидуальные особенности играют огромную роль.

Об этом свидетельствуют многочисленные экспериментальные данные о речевых реакциях, о речемыслительной деятельности вообще (приведены данные Е.Ф. Рыбалко). Изучалось изменение латентного периода в ассоциативном эксперименте. Оказалось, что, не смотря на тенденцию регрессивных изменений в этом периоде, много людей, у которых такие изменения не наблюдаются или протекают менее интенсивно. Сохранность этих показателей (в ряде случаев на уровне нормы молодого возраста) обеспечивается информированностью, большим словарным запасом.

Изучая слух, Андреев экспериментально показал, что начиная с 40 лет происходит снижение громкостной чувствительности в высокочастотном звуковом диапазоне (4.000-16.000 Гц). Изменения в среднем диапазоне – незначительны. Наиболее замедлена инволюция в низкочастотном диапазоне. Таким образом, явно заметна избирательность в инволюционных процессах, очевидно, это связано с исторической природой человека и защитными функциями организма.

Снижение цветовой чувствительности – от 25 до 80 лет происходит тоже неравномерно. Чувствительность к желтому цвету практически не изменяется после 50 лет, к зеленому – изменяется в замедленном темпе, к красному и синему (крайние участки спектра), – зафиксировано значительное снижение чувствительности.

Исследование зрительно- пространственных функции показало, что глазомер и сенсорное поле зрения отличаются высокой сохранностью до 69 лет. Острота и объем поля зрения ухудшаются в более ранние сроки (от 50 лет). Чувствительность на разных участках тела топографически неоднородна и, зависит от жизненного значения данного органа.

Гетерохронностьпроявляется не только в возрастной динамике различных функций, но и в показателях отдельных парных органов. Так, например, вибрационная чувствительность одной стороны тела по сравнению с другой отличается разными значениями.

Лучше всего сохраняется логическая память. Образная память ослабевает быстрее, чем смысловая, механическое запечатление ослабевает еще быстрее.

 

Старость, как и предыдущие стадии жизни, состоит из последовательных изменений статуса, включая собственно наступление старости, выход на пенсию и часто — потерю супруга. Пожилым людям приходится изменять свои Я-концепции по мере того, как они теряют прежнюю автономию и становятся более зависимыми от других в удовлетворении своих повседневных нужд. Одни приспосабливаются к этому легко, другие не могут приспособиться. Индивидуальная реакция человека на старение может определять как степень последующего приспособления к нему, так и особенности развития личности в преклонном возрасте.

Одна из центральных задач развития в преклонном возрасте связана с тем, что к концу жизни люди должны отказаться от старых связей и уступить власть другим. Старики также испытывают потребность проводить много времени в размышлениях о том, как прошла их жизнь, и в попытках оценить то, что они оставят после себя людям. Еще одной проблемой является острая потребность в нахождении смысла прожитой жизни; Эриксон назвал этот последний кризис развития «эго-интеграция против отчаяния».

 

Удаление от дел является значительной переменой статуса в поздней взрослости. Реакция на уход в отставку или на пенсию зависит от таких факторов, как желание оставить работу, здоровье, финансовое положение и отношение коллег. Приспособление к выходу на пенсию часто проходит легче, если человек планировал свой уход.

Изменения статуса также сказываются на семейных и личных отношениях, когда старики учатся приспосабливаться к прекращению воспитательной деятельности в семье, к ролям дедушек (бабушек) и прадедушек (прабабушек), к осуществлению ухода за больным супругом (супругой). Такие события, как потеря супруга (супруги) и близких друзей, в старости могут вызывать чрезвычайно сильный стресс.

Трудоспособность и развитие – их взаимосвязь может быть ярко видна в этом возрасте. Страдают незрелые личности, они оказываются менее трудоспособными. Высокую работоспособность сохраняли такие творчески активные личности как Г.Галилей, И.Кант, Ламарк, И.Павлов (73 и 77 лет последние работы), Вольтер, Гюго, Микеланджело, Ренуар, Клод Мане.

Высокий творческий потенциал в старости обеспечивается всей предыдущей жизнью человека:

· широта интересов, активность, разнообразие

· самоорганизация

· критичность к своей работе

· адекватная самооценка

· креативность

· сильно выраженные созидательные мотивы

· упорство в достижении цели

· трудолюбие

 

Психологические изменения в старости описываются большинством исследователей аналогично физиологическим:

-Интеллектуальный спад;

-Эмоциональный уход «во внутренний мир», в переживания, связанные с оценкой и осмыслением прожитой жизни.

Но, кроме регрессивных явлений, старость рассматривается и как период развития (достижение мудрости, чувство удовлетворенности прожитыми годами, чувство полноты исполненного долга). Конечно, это свойственно личности, которая достигла полной интеграции, планы которой осуществлялись успешно. Если же фундаментальные задачи предыдущих лет не были осуществлены, то старость сопровождается ощущением безысходности, собственной никчемности, ненужности и отчаянием.

 

По Э. Эриксону, задача последнего периода жизни человека в интеграции, подытоживании всей прошедшей жизни. Интеграция – сложная личностная характеристика, этап в развитии личности, который определяет совокупность отношений человека к самому себе, к своей жизни, обществу и людям. Это своего рода принятие своего единственного и неповторимого цикла жизни, как чего-то такого, чему суждено было произойти. Это состояние, при котором человек полностью принимает свою жизнь как таковую, со всеми достижениями и поражениями, он испытывает удовлетворение от пройденного жизненного пути и не испытывает разочарования по поводу того, что не сможет уже прожить жизнь заново, чтобы исправить прежние ошибки. Такой человек готов защищать достоинство собственного стиля жизни, он принимает и понимает относительность и бренность всего того, что составляет его самого и его жизнь. При достижении человеком такой интеграции смерть перестает казаться страшным концом жизни и принимается как естественное событие, как завершение жизни.

Если же человек не может достичь такой интеграции, то жизнь кажется чередой нереализованных желаний и непоправимых ошибок, а смерть выступает как нечто ужасное. При этом отсутствие или утрата эго-интеграции выражается в страхе смерти. Единственный и неповторимый жизненный цикл не принимается как завершение жизни. Отчаяние выражает сознание того, что времени осталось слишком мало для того, чтобы попытаться начать новую жизнь и пройти иные пути к целостности.

Таким образом, на этой стадии развития перед человеком встает своеобразный выбор, полностью зависящий от него самого, между принятием своей жизни в том виде, как она есть, удовлетворение пройденным жизненным путем, и чувством безысходной тоски и отчаянием от невозможности ярче и богаче прожить жизнь заново.

 

Д. Бромлей выделяет следующие 5 типов приспособления к старости, которые выражаются в установках личности:

Конструктивная установка: человек внутренне уравновешен, спокоен, удовлетворен эмоциональными контактами с окружающими, критичен в отношении самого себя, терпим в общении с другими. Он принимает старость как факт, завершающий его профессиональную карьеру, рассматривает смерть как естественное явление, не выражая отчаяния и сожаления. Человек такого типа с доверием относится к окружающим и рассчитывает на их помощь.

Установка зависимости: присуща индивидам, проявляющим пассивность и склонным к зависимости от других. Люди этой категории не имеют высоких жизненных стремлений и легко оставляют профессиональные занятия. Семейная среда обеспечивает им чувство безопасности, дает ощущение внутренней гармонии, поэтому они не страдают от эмоциональной неуравновешенности и стрессов.

Защитная установка: характерна для самодостаточных людей, обладающих психологической броней, поглощенных профессиональной деятельностью. Они избегают обнаруживать собственное мнение, не любят говорить о своих проблемах. Эти люди подвержены страху смерти и маскируют свою беспомощность перед этим фактом усилением внешней активности.

Установка враждебности: присуща «разгневанным старикам», которые агрессивны, мнительны, вспыльчивы и предъявляют массу претензий к своему окружению – близким, друзьям, обществу в целом. Они неадекватно воспринимают старость, не могут смириться с неизбежными возрастными издержками, завидуют молодым, бунтуют против смерти и страшатся ее.

Установка враждебности, направленная против себя самого, характерна для лиц с отрицательным жизненным балансом, которые избегают воспоминаний о прошлых неудачах и трудностях. Они не восстают против старости, пассивно воспринимают удары судьбы. Неудовлетворенная потребность в любви и сочувствии является поводом для депрессии и острой жалости к себе, смерть рассматривается ими как освобождение от страданий.

Е.М. Храповицкая описывает некоторые признаки благополучного и неблагополучного протекания процессов старения.

Неблагополучные признаки:

  • регрессия – постоянные взывания к помощи;
  • изоляция;
  • стремление вызвать к себе интерес окружающих;
  • отчаянные попытки сохранить уходящую зрелость (это выражается в манере одеваться, сексуальном поведении и проведении досуга);
  • отсутствие интереса к новому (погруженность в воспоминания о прошлом, малоподвижный образ жизни);
  • самообвинения за упущенные возможности;
  • преувеличение эмоциональной сдержанности, демонстративно - излишняя прямолинейность;
  • неохотное принятие помощи от других;
  • чувство одиночества, ненужности;
  • страх смерти;
  • отношение к смерти, как избавление от страданий;
  • отрицание собственных недостатков и проецирование их на внешний мир.

 

Благополучные признаки:

  • сохранение позитивной, хорошо организованной идентичности;
  • уверенность в себе;
  • сохранение социальной активности;
  • способность к саморефлексии;
  • умение противостоять навязываемым ценностям;
  • самообразование, отдых, развлечения (на которые раньше не было времени);
  • забота о собственном здоровье;
  • хорошее настроение;
  • отношение к смерти как естественному событию;
  • позитивное отношение к молодежи;
  • осознание безусловного значения жизни перед лицом смерти.

 

Итак, старость, как и другие возрастные периоды, есть период развития, поэтому и в это время происходит выбор смысла и цели жизни, а, следовательно, возможности прогрессивного или регрессивного изменения личности. И в старости есть потенциальные возможности противостоять регрессу. Активность в позднем возрасте может быть направлена либо на сохранение личности, либо на обособление, индивидуализацию и «выживание» его как индивида на фоне постепенного угасания психофизиологических функций. Оба варианта старения подчиняются законам адаптации, но обеспечивают различное качество жизни и разную ее продолжительность.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 1244; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.