КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Краткий исторический экскурс
Учет населения с древнейших времен существовал как часть хозяйственной статистики и совершенствовался вместе с ней. Так, учеты фискального характера проводились еще в Древнем Египте (2800- 2250 гг. до н.э.), Древней Иудее, Месопотамии, Индии и других странах. В Китае первый учет населения был проведен в 2238 г. до н.э. В Древней Греции учеты населения (взрослых мужчин) известны с конца IV в. до н.э. В средние века нехозяйственные переписи и писцовые книги получили повсеместное распространение в государствах Западной Европы (а с XV в. и в России). Наряду с описанием земель и имуществ в них имелись сведения и о населении. Сведения эти были скудными, в них, как правило, указывалось только число хозяйств (или семей). Установить же численность населения, а тем более его структуру можно было лишь с большим трудом, путем косвенных расчетов, определяя по различным источникам средний размер хозяйства (семьи) и затем умножая этот средний размер на число хозяйств (семей). В качестве примера можно привести т.н. «Книгу страшного суда» (Doomsday Book), содержащую описание 34 графств Англии, проведенное в 1086 г. по приказу Вильгельма Завоевателя. В более позднее время учеты населения проводились в отдельных городах (Нюрнберг, 1449; Страсбург, 1473), а затем и в странах (кантон Цюрих, 1567)23. Становление капиталистических отношений, складывание в Европе централизованных государств потребовали наличия точных и надежных данных обо всех социально-экономических процессах, в т.ч. и о населении. Как реакция на эту потребность в странах Европы и в США стала складываться система государственной статистики, был поставлен вопрос о проведении основанных на новых принципах переписей населения. С 1749 г. начинают регулярно проводить учеты населения в Швеции, где созданная в этом году специальная «табельная» комиссия периодически проверяла и исправляла текущие списки населения. Но это еще не были переписи населения в их современном понятии. История регулярных всеобщих переписей населения начинается с переписи 1790 г. в США и с переписи населения, проведенных в 1801 г. одновременно в Англии, Шотландии, Франции, Дании и Норвегии. Однако они оставались еще долгое время весьма несовершенными: насчитывали всего 2-4 вопроса в программах, проводились в течение длительного срока, не будучи приуроченными к точному моменту времени, без четко определенных правил. Они учитывали весьма ограниченный набор признаков, страдали огромным недоучетом, не были привязаны к какому-либо конкретному моменту времени, отсутствовали строгие правила их проведения, обработка их результатов длилась много лет. Однако в первые десятилетия XIX в. постепенно накапливался опыт, закладывались основы организации переписей населения, принципы формирования их программ. Первой действительно научной была бельгийская перепись населения, проведенная в 1846 г. под руководством крупнейшего ученого-статистика Адольфа Кегле (1796-1874). Ее особенность состояла в том, что она была однодневной и учитывала наличное население, т.е. фактически проживавшее в том месте, где его застала перепись, а не юридическое, т.е. числящееся по документам, которое только и учитывалось прежними переписями. Новшеством также было и проведение этой переписи специально подготовленными регистраторами, а не административными чиновниками, как это было ранее. Бельгийская перепись стала поворотным пунктом в переходе к современным переписям населения. Ее опыт послужил научной основой проведения переписей населения в других странах, в т.ч. и в России. В последующие десятилетия методологию проведения переписей населения развивали Международные статистические конгрессы, регулярно проводившиеся с 1853 г. по 1876 гг., Международный статистический институт, основанный в 1885 г., а затем, уже в наши дни, Статистическая комиссия ООН. Большое значение для развития методологии переписей имели международные статистические конгрессы, один из которых состоялся в Петербурге в 1872 г. по инициативе и под председательством замечательного российского статистика, географа и путешественника Петра Петровича Семенова-Тян-Шанского (1827-1914). На этих конгрессах были выработаны основные принципы проведения переписей населения, которые в основном продолжают применяться и в настоящее время. В частности, Петербургский конгресс рекомендовал всем странам проводить всеобщие переписи населения регулярно, не реже, чем через 10 лет, в годы, оканчивающиеся на 0, или близкий к нему, учитывать фактическое, а не юридическое (приписное) население и относить все собираемые при переписи сведения В России. В нашей стране начало учетов населения, имевших фискальные цели, относится к IX в. (Киевская Русь, Новгородская республика). В период монголо-татарского ига в отдельных русских княжествах проводились учеты населения с целью определения размера ясака (дани). С целью сбора дани татарские ханы провели переписи населения в 1246 г. в Киевской Руси, в 1255-1256 гг. в Суздальской земле, в 1256-1259 гг. - в Новгородской. Меняющийся характер единиц обложения («со двора», «с мужа», «с дыма», «с плуга» и т.д.) отражался на характере собираемых сведений. Переписи не были всеобщими, т.к. они не включали часть населения, освобожденную от обложения. С XIV в. объектом обложения становятся земельные угодья - соха, четверть, десятина.Поэтому документы, в которых содержалось описание податной единицы, назывались сошными письмами, а сводные результаты записывались в писцовые книги. В этих книгах можно найти информацию о численности населения, о положении крестьян и выполняемых ими обязанностях. Писцовые книги. Охват явлений хозяйственной жизни был очень широк – от сведений о башнях городских кремлей до известий о породах промышляемой в озерах рыбы. Тем не менее писцовые описания все же не были учетами населения. В ходе их выявлялись только владельцы дворов. Данные поземельных описей могли служить лишь временными источниками определения обложения. Торговые и промысловые занятия оставались при такой системе без обложения, что было не выгодно государственному фиску и обуславливало необходимость отыскивания новых единиц обложения. Такой единицей в XVII в. стал двор. В XVII в. единицей налогообложения становится хозяйство («двор»), а учеты населения именуются подворными переписями. Хотя такие описания проводились часто, но они носили географически ограниченный характер, охватывали небольшую территорию и определялись задачами локального порядка. Уже тогда глубокий кризис хозяйства, оскудение казны и крайняя неравномерность податного обложения в различных частях страны вызывала мысль о производстве переписи во всех частях государства по единому образцу. Идея эта не была осуществлена, хотя попытки предпринимались в конце 20-х и 40-х годов XVII столетия. Было проведено 4 общероссийских подворных переписи (в 1646, 1678, 1710 и 1716-1717 гг.), за проведение которых отвечал особый Счетный приказ. Особенно крупными были подворные переписи 1646 и 1678 гг., охватившие почти всю территорию государства. В соответствии с налоговыми целями они охватывали только податное, в основном мужское население. Однако в некоторых подобных переписях учитывались и женщины, и часть неподатного населения, давалось распределение по возрастным группам, брачному состоянию, иногда указывались даже род занятий, чин и профессия. Была подана челобитная в 1645 году на имя 16-летнего царя Алексея Михайловича, которая сыграла важную роль в истории переписей. Составлявшие ее дворяне, конечно, меньше всего думали о переписных делах. Заботило их совсем другое – то, что они «от служеб обедняли, и от олжали великими долги и коньми опали, а поместья их и вотчины опустели и домы их оскудели и разорены без остатку от войны и от сильных людей». Случилось, однако, так, что челобитная эта послужила поводом для серьезных изменений в организации учета населения. «Сильные мира», о которых говорилось в челобитной, были наиболее крупными землевладельцами – боярами, владевшими порой тысячами крестьянских дворов. Они нередко захватывали и укрывали крестьян, принадлежавших их более слабым соседям, а по прошествии «урочных лет» - искового срока давности в отношении сыска беглых – записывали крестьян за собой. Перепись 1646 г. в отличие предыдущих писцовых описаний была прежде всего учетом населения. Переписчики записывали всех облагаемых податями лиц мужского пола, включая детей (последних – указанием возраста). Результаты переписи сослужили тогда двойную службу – стали юридической основой для еще большего закрепощения крестьян и базой для взимания налогов. Следующая перепись была проведена в 1676-1678 годах. Перепись велась прежде всего силами писцов и подьячих, служивших в московских приказах – органах центральной власти, ответственных за тот или иной участок государственных дел. Наиболее высокопоставленные подьячие занимали важные административные должности, обязанностью остальных было составление многочисленных приказных бумаг. Для проведения переписи в том или ином уезде туда направлялся писец и несколько его помощников – подьячих, которые делились на «старых» (старших) и молодых. Работа писца была сложной, требовала специальных знаний. Поездка ожидалась длительная, и к ней серьезно готовились. Прежде всего, писец снабжался наказом – инструкцией о том, как проводить перепись. Кроме того, ему вручались «приправочные книги» - копии материалов предыдущих описаний местности, в которую направлялся писец. В качестве «приправочных» во время переписи 1676-1678 годов использовались, например, переписные книги 1646 года. Понятно, что «приправочные книги» служили для писца большим подспорьем – они были и своеобразным путеводителем по местности, и образцом составления новых книг, и, наконец, средством сопоставления получаемых результатов с данными прошлых лет, а, следовательно, орудием контроля. Местный воевода обязан был содействовать переписчикам, прибывшим в его уезд, назначить им помощников из числа местного населения и обеспечить всем необходимым, начиная с продовольствия. В 20-е годы XVII века переписной комиссии полагалось, например, выдавать «по туше бараньей, по куренку, да луку, чесноку, яиц и масла в скоромный день, а в постный… где какая рыба лучится». Непосредственная работа переписчиков начиналась с того, что, приехав в станы и волости, в монастырские вотчины и поместья, они должны были «в тех вотчинах и поместьях… государев указ (о переписи) вычитать… чтоб дворяне и дети боярские и их приказчики и старосты и целовальники приносили к ним сказки…». «Сказками» в данном случае называли отчеты о численности крестьян в крепостнической вотчине или посадских людей на тяглом дворе. Но сказки зачастую не отражали объективной картины, их составители сознательно искажали истинное положение дел. Тяглое население, разумеется, пыталось всеми силами уменьшить размер податей, которыми оно облагалось на основе результатов переписи. Для обмана переписчиков существовали различные способы, и они были хорошо известны, перечислялись в наказах писцам, но это мало помогало. Самый простой способ, позволявший «дворы жилые писать пустыми», заключался в том, что посадские люди на период переписи просто уходили к своим родственникам или вообще на время уезжали из города, оставляя двор пустым. Что касается дворян, то в принципе они, конечно, не могли не поддерживать проведение переписей, однако, когда дело доходило до их собственных поместий, ситуация резко менялась. Чтобы уменьшить число дворов, облагаемых податью, крестьян «из многих дворов в один переводили», огораживали два двора одной изгородью, а иногда просто скрывали дворы от переписчиков. Подворные переписи были чрезвычайно ограничены по кругу регистрируемых признаков и не имели определенной формы и единообразных понятий не только для счета населения, но и для имущественного и хозяйственного положения лица. Длились они от года до десяти лет, производились иногда лицами совершенно не грамотными, сопровождались поборами и порождали массовые утайки, искажения и бегство от регистрации. К этому присоединялись систематический недостаток в писцовых книгах и отсутствие единого управляющего центра деятельности писцов. Последняя подворная перепись была проведена в 1710 г. при Петре I. В ней впервые была сделана попытка учесть не только податное, но все население поголовно, включая и привилегированные слои. Перепись тянулась несколько лет и окончилась неудачей: все население она учесть не смогла. Число дворов по этой переписи оказалось почти на 20% меньше по сравнению с 1678 г., тогда как ожидалось их увеличение. Петр I не принял результаты переписи 1710 г. и приказал провести новую перепись в 1716-1717 гг. (известную под именем «ландратской» (по имени должностных лиц, стоящих во главе губернии). Однако эта новая перепись показала еще худшие результаты: число дворов уменьшилось по сравнению с 1678 г. на одну треть. Такие результаты отчасти отражали действительное сокращение численности населения России вследствие войн и разорительных условий жизни, но в большей степени были результатом неверных сведений. Многие помещики старались приуменьшить число дворов, объединяя по нескольку податных дворов в один. Сама перепись предопределяла резко отрицательное отношение со стороны населения и даже жесточайшие наказания за утайку не давали правительству желаемых результатов. Множество ошибок происходило из-за невежества и небрежности переписчиков, а также из-за взяток переписчикам за пропущенные дворы. С другой стороны, за недачу взятки пустые дворы записывались как жилые, были случаи пропусков целых деревень или одно и тоже село переписывалось дважды. Фискальная цель переписи и злоупотребления писцов приводили иногда к восстаниям, например, в 1678 г. в «украйных» городах. Поэтому подворное налогообложение было заменено подушным, и соответственно были преобразованы и переписи. Реформа налоговой системы Петра I знаменовала переход от налогообложения дворов к обложению душ, т.е. лиц мужского пола. Вследствие этого на место подворных переписей пришли переписи подушные. Первая из них, согласно указу Петра I от 26 ноября 1718 г., была проведена в 1719-1724 гг. Всего их было 10, последняя - в 1857-1860 гг. При этом, начиная со второй переписи, они стали называться ревизиями, а документы, в которых записывались сведения о податном населении, ревизскими сказками. Ревизии были единственным источником сведений о населении страны на протяжении всего периода с 1719 по 1860 г. Любопытно, что вопросы роста населения интересовали великого М.В. Ломоносова. В 1761 г. он написал фавориту императрицы Елизаветы Петровны графу Шувалову письмо «О сохранении и размножении народа». В этом занимательном трактате он высказал озабоченность высокой смертностью и малой продолжительностью жизни русских людей. В своем письме Ломоносов детально разбирал отдельно факторы, которые тормозили рост населения и одновременно с этим предлагал различные мероприятия для устранения вредного влияния этих факторов. Во-первых, он обращал внимание на разность возрастов супругов. Он считал, что брак между ровесниками снижает рождаемость. По мнению ученого, «невеста не должна быть старее разве только двумя годами, а жених старее может быть 15-ю летами... Женщины родят едва далее 45 лет, а мужчины часто и до 60 лет к плодородию способны: всего сходнее, если муж жены старее от 7 до 10 лет». Далее Ломоносов отмечал вред браков, которые совершались принудительно без желания вступающих в брак. Придавая большое значение брачности, Ломоносов предлагал также отменить запрещение вступать в брак в 4-ый раз и разрешить молодым овдовевшим священникам вступать в брак вторично. Затем Ломоносов переходил к изложению вопросов, связанных со смертностью в России. Он очень детально и обстоятельно излагал необходимые меры снижения смертности. Прежде всего он отмечал «детское душегубство», то есть убийство матери своего дитя, чтобы скрыть свой позор. С целью снижения этого «душегубства» Ломоносов предлагал учредить специальные дома, которые принимали бы «зазорных» детей. Отмечая высокую смертность в России, М.В. Ломоносов давал советы для решения этой проблемы. Он предлагал позаботиться о том, чтобы способы лечения и лекарства можно было отыскать и применить везде в России, «ибо у нас дело обстоит плохо». Ломоносов возмущался церковными обычаями, приносящими вред здоровью человека. «Таких упрямых попов, кои хотят насильно крестить холодною водою, почитаю я, полагали затем, что желают после родин и крестин вскоре похорон для своей корысти». Детская смертность в ту пору была чрезвычайно высока. Ломоносов отмечал много случаев, когда из 10-15 детей у матери в живых ни одного не осталось. Однако Ломоносов не ограничивался изложением борьбы с детской смертностью. Он уделял много внимания и смертности населения старшего возраста. Он полагал, что готовясь к воздержанию большого поста, во всей России много людей так заготавливаются, что и говеть времени не остается. Мертвые по кабакам, по улицам и дорогам и частые похороны доказывают это ясно. Ломоносов отмечал далее, что на Пасху люди объедаются и спиваются и в результате - чрезмерная смертность. Затем он предлагал сдвинуть масленицу на май, «сохранение жизни столь великого множества людей того стоит». В заключение Ломоносов останавливается на миграционных процессах, называя жителей России, уходящих за границу «живыми покойниками», Он считал, что необходимо принять меры по возвращению людей из-за границы, так как Россия «в состоянии вместить в свое безопасное недро целые народы». Таким образом, Ломоносов в своем письме охватывал широкий круг проблем естественного и механического движения населения в России. Однако его письмо в ту пору не имело последствий, поскольку граф Шувалов, которому оно было адресовано, вскоре потерял при дворе свое влияние и был вынужден уехать за границу. Подушные переписи были еще далеки от современных переписей населения и по охвату населения, и по методам проведения. Их объектом в основном было только податное население, они учитывали приписное (юридическое), а не фактическое население, проводились подолгу, собранные сведения не относились к одному моменту времени. Поэтому даже общую численность населения по данным ревизий можно определить только приближенно, с дорасчетами. Поскольку ревизии были связаны с налоговым обложением, население относилось к ним неприязненно, старалось уклониться от переписи. Помещики и другие лица, ответственные за составление «сказок», приуменьшали число податных душ. Чиновники, проводившие ревизии, также допускали злоупотребления. Тем не менее исследователи высоко оценивают данные, которые собирались в ходе ревизий. По всеобщему признанию, они были большим шагом вперед в развитии статистического учета населения России. Они позволяют не только дать оценку общей численности населения, но и определить его возрастно-половой состав, социальную (сословную) структуру. Материалы ревизий также дают возможность оценить характер и интенсивность основных демографических процессов в стране. В целом, ревизские сказки являются важнейшим источником изучения демографической и социально-экономической истории России. В шестидесятые-семидесятые годы XVIII века произошли серьезные сдвиги в экономической, политической и культурной жизни России. В царствование Екатерины II (1762-1796) наступило время «просвещенного абсолютизма». Екатерина II провела ряд реформ, упразднений и преобразований, в том числе это коснулось и статистики. В ней стали проявляться черты орудия социального познания. Появился новый тип статистических работ направленных на получение разнообразных статистических данных о состоянии социально-экономической жизни, - возникла так называемая познавательная статистика. На одном из заседаний Сената, Екатерина подняла вопрос о численности населении России, но мужы сенатские помялись и ответа не дали. Царица воскликнула: «великое государство не может без учета населения жить... Этак-то устойчивых финансов у нас и не будет, ибо копейка от человека исходит, к нему же она и возвращается. Как же мне, женщине слабой, государством управлять, ежели даже в Сенате не ведают, сколь душ у меня верноподданных?». И решила Екатерина ревизию провести. Оказалось, что народ ревизий не любит, бежит с оседлых мест с детьми, скотиною и пожитками. А бежит народ, потому, что для проведения ревизии сначала в провинции засылают команды воинские, которые силой удерживают людей на местах, а уж потом наезжают чиновники и начинают перепись. И Екатерина догадалась, что оттого и бежит народ, что команды воинские да чиновники мучают людей поборами да побоями... «Я бы на их месте тоже бежала!». Понапрасну волновать народ ревизией она не хотела. Решила, что лучше через публикации оповестить власть в губерниях и провинциях, чтобы, без посылки военных и без разведения страхов, с каждой деревни собрать в письменном виде данные о наличном числе жителей. Полученные реестры послать в канцелярии воевод, воеводы - в губернские канцелярии, а губернаторы - в Сенат, где господа высокие сенаторы, общую калькуляцию и выведут. Однако, несмотря на благородные намерения Екатерины, народ еще долго боялся переписи и не доверял ей. Отмена крепостного права в 1861 г. означала, помимо прочего, что ревизии потеряли свое значение как средство учета податного населения. И потому они больше не проводились. Бурное развитие капитализма, социально-экономические реформы, последовавшие за отменой крепостного права, вызвали острую потребность в получении достоверных и надежных данных о населении страны, которые могла обеспечить только всеобщая перепись, проведенная в соответствии с научными принципами. Вопрос о необходимости проведения такой переписи был впервые поставлен еще в Указе императора Николая I от 16 июня 1833 г. о начале очередной ревизии. Идею всеобщей переписи населения буквально с момента своего основания в 1845 г. пропагандировало Русское географическое общество. Однако особенно активно общественное внимание к необходимости проведения всеобщей переписи населения стало привлекаться накануне и после крестьянской реформы 1861 г. Выдающуюся роль в этом отношении сыграл уже упоминавшийся П.П. Семенов-Тян-Шанский. На протяжении более чем 30 лет, занимая различные высокие посты, он последовательно отстаивал необходимость проведения всеобщей переписи населения. По его инициативе и при активном участии в 1870 г. в Петербурге прошел первый российский статистический съезд, обсудивший основные вопросы проведения переписи. Он был и инициатором проведения Международного статистического конгресса и приглашения на него А. Кетле. В 1874 г. он, будучи главой Центрального статистического комитета, представил проект всеобщей переписи населения России, который через 20 с лишним лет был положен в основу программы Первой российской переписи 1897 г. Таким образом, вопрос о смене переписных методов стоял тогда очень остро. Поэтому после отмены в 1861 г. крепостного права в отдельных городах и даже целых губерниях Российской Империи начали проводиться учеты населения. Практиковавшиеся с петровских времен ревизии давали очень неточные сведения о населения и учитывали только «приписных» из податных сословий. Несовершенство этих ревизских сказок было притчей во языцах и послужило основой для сюжета гоголевских «Мертвых душ». Между тем, большая часть проводившихся тогда переписей населения в отдельных городах и даже целых губерниях представляла собой казенные полицейские «народосчисления», при которых у домохозяев просто собирали сведения о числе даже не проживающих, а прописанных в их домах жителей. Таких местных переписей было проведено не менее 200, но материалы многих из них не были опубликованы, и о некоторых неизвестно ничего, кроме года переписи. Позднее переходят к научно организованным переписям, которые регулярно проводились в Москве (1871, 1882, 1902, 1912 гг.), Петербурге (1862, 1863, 1864, 1869, 1881, 1890, 1900, 1910, 1915 гг.) и других городах.
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 651; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |