Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тематика лекций. Направление подготовки: 040200 Социология




Тула 2010 г.

Демография

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

по дисциплине

 

 

Направление подготовки: 040200 Социология

Специальность: 030201 Социология

Формы обучения (очная, заочная)

 

 


 

Рассмотрено на заседании кафедры

протокол № 4 от "21" апреля 2005 г.

Зав. кафедрой________________ И.А. Батанина

 

Рассмотрено на заседании кафедры

протокол № 12 от "23" сентября 2008 г.

Зав. кафедрой________________ И.А. Батанина

 

Рассмотрено на заседании кафедры

протокол № 1 от "31" августа 2009 г.

Зав. кафедрой________________ И.А. Батанина

 

Рассмотрено на заседании кафедры

протокол № 10 от "03" марта 2010 г.

Зав. кафедрой________________ И.А. Батанина

 

Рассмотрено на заседании кафедры

протокол № 1 от "31" августа 2010 г.

Зав. кафедрой________________ И.А. Батанина

 

 

 

 

Тематика лекций по курсу «Демография» (объем – 34 часа)

 

Тема   Объем часов  
1.Предмет демографии     2час.
2. История демографической мысли. Демография в России 4 час.
3. Источники данных о населении 2 час.
4. Основы демографического анализа 2 час.
5. Народонаселение: основные закономерности развития 2 час.
6. Воспроизводство населения 2 час.
7. Качество населения 2 час.
8. Брачность и разводимость 2 час.
9. Рождаемость 2час.
10.Смертность, продолжительность жизни, самосохранительное поведение 2 час.
11. Семья – объект демографии 2 час.
12.Миграция населения 2 час.
13.Эволюция и перспективы развития демографических процессов в России 2 час.
14. Основы моделирования и прогнозирования демографических процессов 2 час.
15. Демографическая политика 2 час.
16. Развитие населения – глобальная проблема населения 2 час.
Общий объем аудиторных часов  

Лекция 1. Предмет демографии (Введение в демографию)

 

Наш гений А.С.Пушкин писал:

Увы! На жизненных браздах

Мгновенной жатвой поколенья,

По тайной воле провиденья,

Восходят, зреют и падут;

Другие им вослед идут…

(«Евгений Онегин» – 2, ХХХУШ, 1829-31).

Наукой, изучающей жизнь и смерть поколений, является демография. К раскрытию ее мы приступаем.

1. Определение демографической науки.

2. Система демографических наук.

3. Категории, законы, метод демографии.

1.

Наукой, изучающей народонаселение, является демография. Всплеск интереса к демографической науке в мире связан с неоднозначными процессами развития народонаселения – бурным его ростом в странах Азии, Африки, Латинской Америки и замедлением этого роста в странах так называемого «старого мира», интерес к демографической науке в России связан с развитием демографического кризиса, появлением ряда массовых изданий по проблемам развития населения в стране. Росту популярности демографии содействовали публикации ранее неизвестных материалов. Одновременно у большинства людей представления о демографических процессах формируются на основе обыденного сознания, далекого от научного. В то же время в науке появились новые концепции, отражающие связь демографических процессов с экономикой, социальной жизнью, традициями.

Под эгидой ООН проведены две Всемирные конференции по народонаселению (последняя в 1994 г., Каир, прошедшая под девизом «Народонаселение и развитие» и подводившая итоги Всемирного плана действий в области народонаселения (с 1974 года)); принята новая, 20-летняя программа.

Хотя в России за минувшее десятилетие практически перестали широко издавать учебную и учебно-методическую литературу, особенно зарубежную (в том числе научно-популярную), в конце ХХ столетия все-таки наметились некоторые сдвиги.

Последние капитальные учебные курсы по демографии изданы под редакцией А.Я. Боярского (1906 – 1985 гг.) в 1985 г.; учебное пособие под редакцией Д.И. Валентея в 1991 г. Как дополнение – о современных процессах – «Современная демография»/ под ред. А.Я. Кваши, В.А. Ионцева. – М., 1995.

В сентябре 1997 г. Центром по изучению проблем народонаселения МГУ совместно с Комиссией по вопросам женщин, семьи и демографии при Президенте РФ, другими организациями и объединениями была проведена Международная научная конференция «Народонаселение: современное состояние и перспективы научного знания». К ней были подготовлены и опубликованы материалы с таким же названием. Вышел и учебник – «Демография. Современное состояние и перспективы развития»/ под ред. проф. Д.И. Валентея. – М., 1997, рекомендованный в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений.

Демография – наука, изучающая народонаселение. В широком смысле народонаселение – совокупность людей, проживающих на определенной территории. Территория – от земного шара до небольшого района (региона).

Термин «народонаселение» в демографической науке близок к обиходному употреблению (говорим: «населенная территория»). Синоним – «население», хотя не совпадают полностью.

Население изучается многими науками: социально-гуманитарными, медицинскими и др., – но у каждой из них есть своя специфика, свой «угол зрения».

В русском языке слово «народонаселение» (как и «население») появилось впервые в начале Х1Х века, в 1806 г. в «Статистическом журнале». Оно явилось аналогом французскому «population», утвердившемуся в науке в ХУШ в.

Объектом демографии является численность, территориальное размещение, состав населения, взятые не в статике, а в динамике. Отсюда: демография – наука, изучающая закономерности воспроизводства населения, его численность, структуру и расселение, изменения, происходящие в них, причины и последствия этих изменений.

Термин «демография» образован из двух слов греческого происхождения: «демос» (demos) – народ и «графо» (grapho) – пишу, описываю, то есть «народоописание». Термин введен в науку французским ученым Ж.К.А. Гийяром (1799 – 1876) в работе «Элементы статистики человека, или Сравнительная демография» (1855 г.).

Немецкий статистик Э. Энгель предложил в 1871 г. отличать демографию от «демологии» (logos – слово, учение), так как первая означает описание населения, а демология раскрывает сущность процессов народонаселения.

Демография дает количественную и качественную характеристики структуры населения по признакам:

- пола

- возраста

- семейного состояния

- рода занятий

- этничности

- родного языка

- образования и т.д.

Итак, демография – это исторически сложившаяся наука, изучающая закономерности воспроизводства народонаселения в их социально-экономической и естественно - исторической обусловленности.

2.

Объект демографии – народонаселение – изучается различными науками, отсюда – появление «стыковых» наук, которые входят в демографию и становятся все более самостоятельными направлениями.

Включение демографических процессов в сложную сеть социальных процессов и отношений позволяет давать им различную интерпретацию:

- экономическую

- социально-психологическую

- социологическую

- географическую

- политическую, юридическую

- экологическую

- этническую и т.д.

Структура демографических наук формировалась постепенно. Долгое время существовало деление на: структурную демографию – состав населения и его изменения; рождаемость, плодовитость; смертность – причины смертности, состояние здоровья; миграция – внутренняя, внешняя, международная; воспроизводство населения – смена поколений, их возобновление.

Далее произошло становление демографии как системы демографических наук, что отразило качественно новый уровень ее развития к середине ХХ века. Существует деление демографии на два слоя: демография (формальная, «жесткое биологическое ядро») и проблемы населения («мягкое социальное окружение») – на Западе; у нас – «узкое» и «широкое» понимание воспроизводства населения. Основано на междисциплинарном подходе, отсюда несколько эклектично.

По классификации Д.И. Валентея (1922 – 1994), в систему демографических наук входят:

1. Теоретические науки:

- теоретическая демография («чистая демография»): методологические вопросы (metodes – путь)

- история демографии – развитие народонаселения

- описательная (дескриптивная) демография – эмпирическая

- экономическая демография – связь с экономикой

- историческая демография – как развивалась наука

- этническая демография – обусловленная этническим составом населения

- моделирование социально-демографических процессов

2. Источники данных о населении и методы изучения:

- демографические методы

- статистические методы

- математические методы

- социологические методы

- графо - аналитические методы

- картографирование населения.

3. Региональная демография.

4. Прикладные демографические исследования.

5. Социально-демографическое прогнозирование (греч. рrognos – предсказание, предвидение).

6. Теоретические основы демографической политики.

Эти направления находятся во взаимосвязи. Одновременно эти направления входят в другие науки или создают пограничные науки. Можно отразить это на схеме:

Сферы общественной жизни Изучаются науками Аспект демографии (системный элемент)
Экономическая Экономические науки Экономическая демография
Социальная Социология, этнология Историческая демография, этнодемография, социальная демография
Политическая Политология Теоретические основы демографической политики; политическая, юридическая демография
Духовно-идеологическая Психология, философия Теоретическая демография

 

Отсюда – связь демографии с другими науками:

- со статистикой: возникла вначале как статистика; ее данные - источниковая база;

- с математикой: использует математические методы;

- с экономической наукой: как экономические условия влияют на народонаселение. Демографическое поведение населения зависит от общего уровня развития страны, соотношения отраслей хозяйства;

- с географией: при изучении миграций, перемещения по территории Земли;

- с социологией: при выяснении соц.факторов населения (группы, слои, равенство, семья), использует социологические методы (опросы);

- с историей: как развивалось население Земли, всего Земного шара, в разных странах. Пример семьи: от полигамной, парных браков к моногамной и т.д.;

- с медицинскими науками (смертность, рождаемость), связь с социальной гигиеной, геронтологией, педологией;

- с экологией: влияние окружающей среды, состояния атмосферы, НТР;

- с правовыми науками: связь с законами;

- с антропологией: как развивался человек, первые общества людей;

- с этнологией: связь с этносами;

- с психологией: как влияют традиции на воспроизводство населения.

Каждый «стык» дает пограничную науку, которая является одновременно частью демографии и самостоятельной наукой (например, история народов, экологическая демография и т.д.).

Таким образом, постепенно демография превратилась в систему взаимосвязанных специализированных направлений, развивающихся на основе общей теории народонаселения.

3.

Рассмотренная общность складывается на основе:

- развития демографической реальности;

- усиливающегося единства мирового развития (объективный фактор);

- развития процесса познания демографических процессов – то есть науки. Это отражается на законах, категориях, методах демографии.

Законы как отражение внутренней, необходимой, существенной связи между явлениями в развитии народонаселения делятся на:

- общесоциологические, действующие на протяжении всей истории человечества;

- характерные для нескольких общественно-экономических формаций, стадий развития человечества, цивилизаций;

- законы конкретного периода жизни общества.

Притом все они имеют специфические особенности в различных странах, регионах, материках.

Главным, всеобщим законом народонаселения является то, что люди, население, выступают как предпосылка развития человеческой истории, так и постоянный ее продукт, ее результат. Население воспроизводит себя и весь окружающий социальный мир, говоря словами Ф. Энгельса, люди осуществляют производство вещей и производство людей.

Открытие законов невозможно без использования понятий, категорий науки (греч.«categoria» - высказывание). В категориях отражается единство объективного (отражает реальные демографические процессы) и субъективного (возникает в науке как продукт человеческой мысли, познания).

Центральная категория – «народонаселение». Важнейшие - воспроизводство, рождаемость, смертность, брачность, городское и сельское население, поколение, когорта, статистика населения, гипотетическое население и т.д.

Наряду с этим употребляются смежные с другими науками термины, например, «жизнь – смерть», употребляемые в медицине; «город – село», используемое в географии, социологии.

Методы, применяемые демографией, различны (греч.metodes – путь исследования, способ построения системы знаний).

Это общенаучные методы – анализ, синтез, имеющие общетеоретический характер; исторические – изучение, как развития народонаселения, так и самой науки об этих процессах.

Кроме этого используются специфические демографические методы. Это:

- метод статистический, или демографической статистики. Использует известные приемы: относительные и средние величины, индексы, вероятностные характеристики. Собственные методы демографии: демографические таблицы – система вероятностных характеристик повозрастных интенсивных явлений;

- использование математических моделей;

- использование социологических методов;

- использование аналитических и картографических методов возрастных пирамид.

Это, наконец, использование когортного метода, двух основных методических подходов к изучению демографических явлений:

1. Метода реального поколения, или продольного анализа.

2. Метода условного (гипотетического) поколения, или поперечного анализа.

Подводя итог рассмотрению предмета демографии, отмечаем, что это наука о народонаселении, которая имеет комплексный характер. Это проявляется как в структуре демографических наук, так и в методах, ими применяемых.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 575; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.259 сек.