КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тематика лекций. Направление подготовки: 040200 Социология
Тула 2010 г. Демография КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ по дисциплине
Направление подготовки: 040200 Социология Специальность: 030201 Социология Формы обучения (очная, заочная)
Рассмотрено на заседании кафедры протокол № 4 от "21" апреля 2005 г. Зав. кафедрой________________ И.А. Батанина
Рассмотрено на заседании кафедры протокол № 12 от "23" сентября 2008 г. Зав. кафедрой________________ И.А. Батанина
Рассмотрено на заседании кафедры протокол № 1 от "31" августа 2009 г. Зав. кафедрой________________ И.А. Батанина
Рассмотрено на заседании кафедры протокол № 10 от "03" марта 2010 г. Зав. кафедрой________________ И.А. Батанина
Рассмотрено на заседании кафедры протокол № 1 от "31" августа 2010 г. Зав. кафедрой________________ И.А. Батанина
Тематика лекций по курсу «Демография» (объем – 34 часа)
Лекция 1. Предмет демографии (Введение в демографию)
Наш гений А.С.Пушкин писал: Увы! На жизненных браздах Мгновенной жатвой поколенья, По тайной воле провиденья, Восходят, зреют и падут; Другие им вослед идут… («Евгений Онегин» – 2, ХХХУШ, 1829-31). Наукой, изучающей жизнь и смерть поколений, является демография. К раскрытию ее мы приступаем. 1. Определение демографической науки. 2. Система демографических наук. 3. Категории, законы, метод демографии. 1. Наукой, изучающей народонаселение, является демография. Всплеск интереса к демографической науке в мире связан с неоднозначными процессами развития народонаселения – бурным его ростом в странах Азии, Африки, Латинской Америки и замедлением этого роста в странах так называемого «старого мира», интерес к демографической науке в России связан с развитием демографического кризиса, появлением ряда массовых изданий по проблемам развития населения в стране. Росту популярности демографии содействовали публикации ранее неизвестных материалов. Одновременно у большинства людей представления о демографических процессах формируются на основе обыденного сознания, далекого от научного. В то же время в науке появились новые концепции, отражающие связь демографических процессов с экономикой, социальной жизнью, традициями. Под эгидой ООН проведены две Всемирные конференции по народонаселению (последняя в 1994 г., Каир, прошедшая под девизом «Народонаселение и развитие» и подводившая итоги Всемирного плана действий в области народонаселения (с 1974 года)); принята новая, 20-летняя программа. Хотя в России за минувшее десятилетие практически перестали широко издавать учебную и учебно-методическую литературу, особенно зарубежную (в том числе научно-популярную), в конце ХХ столетия все-таки наметились некоторые сдвиги. Последние капитальные учебные курсы по демографии изданы под редакцией А.Я. Боярского (1906 – 1985 гг.) в 1985 г.; учебное пособие под редакцией Д.И. Валентея в 1991 г. Как дополнение – о современных процессах – «Современная демография»/ под ред. А.Я. Кваши, В.А. Ионцева. – М., 1995. В сентябре 1997 г. Центром по изучению проблем народонаселения МГУ совместно с Комиссией по вопросам женщин, семьи и демографии при Президенте РФ, другими организациями и объединениями была проведена Международная научная конференция «Народонаселение: современное состояние и перспективы научного знания». К ней были подготовлены и опубликованы материалы с таким же названием. Вышел и учебник – «Демография. Современное состояние и перспективы развития»/ под ред. проф. Д.И. Валентея. – М., 1997, рекомендованный в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений. Демография – наука, изучающая народонаселение. В широком смысле народонаселение – совокупность людей, проживающих на определенной территории. Территория – от земного шара до небольшого района (региона). Термин «народонаселение» в демографической науке близок к обиходному употреблению (говорим: «населенная территория»). Синоним – «население», хотя не совпадают полностью. Население изучается многими науками: социально-гуманитарными, медицинскими и др., – но у каждой из них есть своя специфика, свой «угол зрения». В русском языке слово «народонаселение» (как и «население») появилось впервые в начале Х1Х века, в 1806 г. в «Статистическом журнале». Оно явилось аналогом французскому «population», утвердившемуся в науке в ХУШ в. Объектом демографии является численность, территориальное размещение, состав населения, взятые не в статике, а в динамике. Отсюда: демография – наука, изучающая закономерности воспроизводства населения, его численность, структуру и расселение, изменения, происходящие в них, причины и последствия этих изменений. Термин «демография» образован из двух слов греческого происхождения: «демос» (demos) – народ и «графо» (grapho) – пишу, описываю, то есть «народоописание». Термин введен в науку французским ученым Ж.К.А. Гийяром (1799 – 1876) в работе «Элементы статистики человека, или Сравнительная демография» (1855 г.). Немецкий статистик Э. Энгель предложил в 1871 г. отличать демографию от «демологии» (logos – слово, учение), так как первая означает описание населения, а демология раскрывает сущность процессов народонаселения. Демография дает количественную и качественную характеристики структуры населения по признакам: - пола - возраста - семейного состояния - рода занятий - этничности - родного языка - образования и т.д. Итак, демография – это исторически сложившаяся наука, изучающая закономерности воспроизводства народонаселения в их социально-экономической и естественно - исторической обусловленности. 2. Объект демографии – народонаселение – изучается различными науками, отсюда – появление «стыковых» наук, которые входят в демографию и становятся все более самостоятельными направлениями. Включение демографических процессов в сложную сеть социальных процессов и отношений позволяет давать им различную интерпретацию: - экономическую - социально-психологическую - социологическую - географическую - политическую, юридическую - экологическую - этническую и т.д. Структура демографических наук формировалась постепенно. Долгое время существовало деление на: структурную демографию – состав населения и его изменения; рождаемость, плодовитость; смертность – причины смертности, состояние здоровья; миграция – внутренняя, внешняя, международная; воспроизводство населения – смена поколений, их возобновление. Далее произошло становление демографии как системы демографических наук, что отразило качественно новый уровень ее развития к середине ХХ века. Существует деление демографии на два слоя: демография (формальная, «жесткое биологическое ядро») и проблемы населения («мягкое социальное окружение») – на Западе; у нас – «узкое» и «широкое» понимание воспроизводства населения. Основано на междисциплинарном подходе, отсюда несколько эклектично. По классификации Д.И. Валентея (1922 – 1994), в систему демографических наук входят: 1. Теоретические науки: - теоретическая демография («чистая демография»): методологические вопросы (metodes – путь) - история демографии – развитие народонаселения - описательная (дескриптивная) демография – эмпирическая - экономическая демография – связь с экономикой - историческая демография – как развивалась наука - этническая демография – обусловленная этническим составом населения - моделирование социально-демографических процессов 2. Источники данных о населении и методы изучения: - демографические методы - статистические методы - математические методы - социологические методы - графо - аналитические методы - картографирование населения. 3. Региональная демография. 4. Прикладные демографические исследования. 5. Социально-демографическое прогнозирование (греч. рrognos – предсказание, предвидение). 6. Теоретические основы демографической политики. Эти направления находятся во взаимосвязи. Одновременно эти направления входят в другие науки или создают пограничные науки. Можно отразить это на схеме:
Отсюда – связь демографии с другими науками: - со статистикой: возникла вначале как статистика; ее данные - источниковая база; - с математикой: использует математические методы; - с экономической наукой: как экономические условия влияют на народонаселение. Демографическое поведение населения зависит от общего уровня развития страны, соотношения отраслей хозяйства; - с географией: при изучении миграций, перемещения по территории Земли; - с социологией: при выяснении соц.факторов населения (группы, слои, равенство, семья), использует социологические методы (опросы); - с историей: как развивалось население Земли, всего Земного шара, в разных странах. Пример семьи: от полигамной, парных браков к моногамной и т.д.; - с медицинскими науками (смертность, рождаемость), связь с социальной гигиеной, геронтологией, педологией; - с экологией: влияние окружающей среды, состояния атмосферы, НТР; - с правовыми науками: связь с законами; - с антропологией: как развивался человек, первые общества людей; - с этнологией: связь с этносами; - с психологией: как влияют традиции на воспроизводство населения. Каждый «стык» дает пограничную науку, которая является одновременно частью демографии и самостоятельной наукой (например, история народов, экологическая демография и т.д.). Таким образом, постепенно демография превратилась в систему взаимосвязанных специализированных направлений, развивающихся на основе общей теории народонаселения. 3. Рассмотренная общность складывается на основе: - развития демографической реальности; - усиливающегося единства мирового развития (объективный фактор); - развития процесса познания демографических процессов – то есть науки. Это отражается на законах, категориях, методах демографии. Законы как отражение внутренней, необходимой, существенной связи между явлениями в развитии народонаселения делятся на: - общесоциологические, действующие на протяжении всей истории человечества; - характерные для нескольких общественно-экономических формаций, стадий развития человечества, цивилизаций; - законы конкретного периода жизни общества. Притом все они имеют специфические особенности в различных странах, регионах, материках. Главным, всеобщим законом народонаселения является то, что люди, население, выступают как предпосылка развития человеческой истории, так и постоянный ее продукт, ее результат. Население воспроизводит себя и весь окружающий социальный мир, говоря словами Ф. Энгельса, люди осуществляют производство вещей и производство людей. Открытие законов невозможно без использования понятий, категорий науки (греч.«categoria» - высказывание). В категориях отражается единство объективного (отражает реальные демографические процессы) и субъективного (возникает в науке как продукт человеческой мысли, познания). Центральная категория – «народонаселение». Важнейшие - воспроизводство, рождаемость, смертность, брачность, городское и сельское население, поколение, когорта, статистика населения, гипотетическое население и т.д. Наряду с этим употребляются смежные с другими науками термины, например, «жизнь – смерть», употребляемые в медицине; «город – село», используемое в географии, социологии. Методы, применяемые демографией, различны (греч.metodes – путь исследования, способ построения системы знаний). Это общенаучные методы – анализ, синтез, имеющие общетеоретический характер; исторические – изучение, как развития народонаселения, так и самой науки об этих процессах. Кроме этого используются специфические демографические методы. Это: - метод статистический, или демографической статистики. Использует известные приемы: относительные и средние величины, индексы, вероятностные характеристики. Собственные методы демографии: демографические таблицы – система вероятностных характеристик повозрастных интенсивных явлений; - использование математических моделей; - использование социологических методов; - использование аналитических и картографических методов возрастных пирамид. Это, наконец, использование когортного метода, двух основных методических подходов к изучению демографических явлений: 1. Метода реального поколения, или продольного анализа. 2. Метода условного (гипотетического) поколения, или поперечного анализа. Подводя итог рассмотрению предмета демографии, отмечаем, что это наука о народонаселении, которая имеет комплексный характер. Это проявляется как в структуре демографических наук, так и в методах, ими применяемых.
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 603; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |