Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Направления структурной перестройки экономики




Сущность и значение структурно-инвестиционной политики на макроуровне. Ее содержание, инструменты и проблемы реализации в РФ.

Основные направления структурной перестройки национальных экономик в современном мире: «деиндустриализация», «диверсификация», «интернационализация», «глобализация». Сущность и значение структурно-инвестиционной политики на макроуровне. Ее содержание, инструменты и проблемы реализации в Российской Федерации. Концепция долгосрочного развития Российской Федерации до 2020 года.

Деиндустриализация - процесс, через который страна избавляется от устаревших и ресурсозатратных производств, а также модернизирует свою экономику через введение капиталоёмких отраслей. Деиндустриализация экономики многих стран мира связана с тем, что увеличился сектор услуг, а также многие производства были переведены на автоматизированный уровень, что повысило общий уровень жизни населения, а значит, для владельцев предприятий стало выгодно вывести свои предприятия в зоны с более низкой оплатой труда и сырья.

Несмотря на то, что первое приводит к быстрому и значительному росту безработицы, второе способствует развитию не только новых технологий и видов деятельности, но и росту малого и среднего бизнеса, что в свою очередь благоприятно влияет на рост экономики в целом.

Таким образом, старые производства либо модернизируются, либо переносятся в страны, где все еще не произошел переход к постиндустриальной экономике.

Диверсификация - расширение сферы производства или торговли производителем или торговцем за счет включения в нее новых продуктов.Это рассредоточение капитала между различными объектами вложений с целью снижения экономических рисков.

Являясь инструментом устранения диспропорций воспроизводства и перераспределения ресурсов, диверсификация производства и предпринимательской деятельности преследует различные цели и определяет направления реструктуризации экономики. Диверсификация – основа структурной модернизации экономики России

Интернационализация экономики - процесс экономического сближения стран современного мира, основанный на углублении связей в производстве, на быстром росте международной торговли и повышении роли внешнего рынка, росте международной миграции капитала, расширении международных связей в банковской и страховой сферах, интернационализации финансовых и фондовых рынков, развитии международной миграции рабочей силы. Интернационализация экономики оказывает большое влияние на международные политические процессы, а также находит отражение в интернационализации науки, образования, культуры. Центральное место в процессах интернационализации занимает интернационализация производства, которая представляет собой установление непосредственных более или менее устойчивых производственных связей между предприятиями различных стран, вследствие чего производственный процесс в одной стране становится частью процесса, протекающего в интернациональном или мировом масштабе.

Глобализацию можно охарактеризовать как усиление взаимозависимости и взаимовлияния различных сфер и процессов мировой экономики, выражающееся в постепенном превращении мирового хозяйства в единый рынок товаров, услуг, капитала, рабочей силы и знаний.

Профессор социологии Калифорнийского университета (США) М.Кастельс определил глобализацию как «новую капиталистическую экономику», перечислив в качестве основных ее характеристик следующие: информация, знания и информационные технологии являются главными источниками роста производительности и конкурентоспособности; эта новая экономика организуется преимущественно через сетевую структуру менеджмента, производства и распределения, а не отдельных фирм, как раньше; и она является глобальной.

Глобализацию ряд специалистов представляет как достаточно узкое понятие: процесс сближения потребительских предпочтений и универсализация ассортимента предлагаемой продукции по всему миру, в ходе которого всемирные продукты вытесняют местные.

Структурная политика – составная целостная часть социально-экономической политики, выражающая отношение государства к структуре и структурным преобразованиям как средству решения стратегических и тактических задач в экономике и социальной сфере. Структурная политика определяет цели и задачи, направления и механизм деятельности органов государственной власти в установлении наиболее оптимальных пропорциональных зависимостей и структурных связей между различными подсистема и элементами в ее сферах, уровнях, воспроизводственных стадиях и процессах.

Структурная политика является составной частью социально-экономической политики страны и получает свое развитие и конкретизацию в других видах политик. Особая взаимосвязь складывается между структурной, инвестиционной и инновационной политиками. Так как без инвестиций и инноваций в современных условиях невозможно осуществлять изменения основных компонентов каждого структурного элемента.

Основное внимание должно быть сосредоточено на распределении инвестиций по сферам, отраслям, регионам, на соотношении технологических укладов, на соотношении малых, средних, крупных производственных форм.

Структурная политика должна способствовать прогрессивным изменениям в структуре НЭ, которые должны быть связаны:

1. с возможностью более полного удовлетворения потребностей населения страны;

2. с обеспечением национальной безопасности;

3. с созданием предпосылок устойчивого экономического роста.

Структурные преобразования могут реализовываться в рамках базовых стратегий.

1. Развитие высокотехнологичных наукоемких производств и видов деятельности (инновационная модель развития). Реализация: предполагается развитие рынков этой продукции, защита интеллектуальной собственности, увязка инвестиций с НИОКР. РФ имеет возможность реализации этой стратегии, т.к. сохранен потенциал обрабатывающей промышленности, существует емкий внутренний рынок, в стране сложилось уникальное сочетание значительного научно-инновационного потенциала и высококвалифицированной и относительно дешевой рабочей силы.

2. Топливно-сырьевая модель предполагает обеспечение стабильного развития энерго-сырьевых производств с целью удовлетворения потребностей внутреннего рынка и притока валюты в страну.

1. Реструктуризация экспортно-ориентированного сектора (программно-системное обеспечение экспортной политики и обеспечение функций экспорта).

2. Реструктуризация внутри-ориентированного сектора (удовлетворение потребительского спроса за счет импортозамещения, переориентация импорта на инвестиционные цели, защита отечественного производителя от внешней конкуренции, обеспечение функций импорта), способствующие оптимизации пропорций международного обмена, повышению конкурентоспособности национальной экономики, ее экономическому росту.

Предлагаемые меры должны улучшить для России пропорции международного обмена в неэнергетическом секторе, вовлечь во внешнеэкономические связи новые предприятия и регионы, сглаживая различия в уровнях их развития. При этом локомотивом экономического роста и устойчивого развития России должен оставаться ее внутренний рынок при сохранении его единства и сокращении межрегионального неравенства.

Совокупность форм и методов реализации государственной структурной политики по критерию преимущественной направленности воздействия на тот или иной объект можно условно разделить на 4 блока.

1 блок – макроэкономический: прогнозирование, программирование, нормативно-правовые, протекционистские меры, дифференцированное налогообложение, государственные инвестиции, прямые субсидии и другие методы государственной инвестиционной политики, дифференцированные таможенные тарифы, концентрация и координация экспорта, ограничения импорта, государственные гарантии и инвестиционное страхование, государственные субвенции, целевые кредиты.

2 блок – региональный: сосредоточены методы, позволяющие государственным органам федерального центра формировать экономическую базу субъектов РФ, выравнивая их социально-экономический уровень развития. К числу основных методов регионального блока реализации структурной политики следует отнести: прогнозирование, программирование, правовая база развития федерализма в РФ государственные инвестиции, поддержание уровня занятости, меры повышения мобильности рабочей силы и капиталов, структурирование собственности, создание свободных экономических зон.

3 блок – методы, связанные с повышением экономической устойчивости, особой активности во всех процессах основных субъектов рынка. Относят: программирование, индикативное планирование, налогообложение, прямые субсидии, государственные субвенции, меры антимонопольной деятельности, свободные экономические зоны, национализация, регрессивные импортные пошлины, скупка иностранных предприятий, целевые международные кредиты, нормативы, ускоренная амортизация, госзаказ, меры по формированию и развитию конкурентоспособного финансового сектора, административно-правовые методы.

4 блок – институциональный: методы этого блока тесно связаны с методами третьего блока. В число институциональных методов включают: дифференцированные методы стимулирования отдельных видов труда, методы поддержания занятости, государственные гарантии, информационное обеспечение, набор методов развития инновационного предпринимательства, методы стимулирования инновационной и инвестиционной деятельности

Процесс формирования структурной политики в рамках стратегического планирования осуществляется поэтапно в определенной последовательности:

· целеполагание;

· диагностика (выявление и анализ) факторов;

· формирование стратегических альтернатив;

· обоснование выбора приоритетов;

· установление приоритетов;

· выбор оптимальной стратегии;

· определение путей и средств реализации стратегии;

· разработка программы мероприятий;

· формирование системы управления осуществлением мероприятий;

· формирование механизма реализации программных мероприятий;

· формирование системы мониторинга реализации мероприятий и достигнутых результатов;

· разработка процедур корректировки стратегии и программы мероприятий;

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 701; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.