Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Внешний долг и проблемы его обслуживания. Внешняя задолженность - это сумма финансовых обязательств страны иностранным кредиторам, подлежащая погашению в обусловленные сроки




 

Внешняя задолженность - это сумма финансовых обязательств страны иностранным кредиторам, подлежащая погашению в обусловленные сроки. Наиболее остро проблема внешней задолженности стоит перед развивающимися странами и переросла ныне в проблему кризиса задолженности.

Кризис задолженности обусловлен, на первый взгляд, движением заемного капитала, кредитных средств, выданные промышленно развитыми странами молодым государствам. На самом деле его причины намного глубже. Они охватывают все систему отношений хозяйственного общения между партнерами по поводу движения капиталов, товаров и услуг. Поэтому по своей политико-экономической природе кризис задолженности должен трактоваться не проста как кризис финансово-кредитных отношений развитых стран с молодыми государствами, а как наиболее обобщенное проявление кризиса всей системы мирохозяйственных отношений между ними. И если это так, то и выход из него в рамках существующей системы неравноправных отношений невозможен. Таким образом, ситуация требует коренных изменений этих отношений, их перестройки на справедливой демократической основе, установления нового международного экономического порядка.

Общий объем внешней задолженности развивающихся стран на конец 90-х годов превышал 2 трлн. долл. США. Тем не менее, груз задолженности определяется не столько абсолютным объемом долга, сколько суммой платежей по его погашению, их отношением к ВНП и экспорту.

Ухудшение условий кредитования молодых государств последними десятилетиями сопровождался более быстрыми темпами увеличения выплат по обслуживанию долга, особенно процентов, чем рост самого долга. Именно это обстоятельство в соединении с резким сокращением экспорта, ухудшением условий торговли, ростом масштабов неэквивалентности в обмене и усилением протекционистских действий ТНК не позволяют развивающимся странам своевременно выплачивать задолженность. Проблема внешнего долга переросла в кризис задолженности.

Задолженность развивающихся стран, составила млрд. долл. США: 1955 году - 37,1 млрд. долл. США, 1965 - 72,9; 1975 - 335,0; 1985 - 1186; 1990 - 1500,0; 1995 - 2000,0.

С каждым годом молодые государства вынуждены тратить все большую часть своих экспортных поступлений на компенсацию долга и оплату процентов, что значительно ограничивало возможность импорта необходимых этим странам производственного оборудования и технологий и негативно отражается на перспективах ее экономического развития. Так, если в 1975 году развитые стран тратили на возмещение долгов и оплату процентов 13% своих экспортных поступлений, то с 1986 года - более 30%, что значительно превышает критическую черту 25%. В Латинской Америке и Африке на юг от Сахары отношения платежей по долгу к сумме экспорта составляют соответственно 41 и 25%.

В некоторых развивающихся странах, платеже по долгам даже превышают экспортные поступления. Груз платежей по долгам настолько значителен, что не позволяет поддерживать даже тот каждодневный уровень потребления в большинстве из них, достигнутого в 70-е годы. Все это тормозит и даже парализует экономический прогресс развивающихся стран, блокирует повышение жизненного уровня населения, отбрасывая его на много лет и даже десятилетий назад.

Развивающиеся страны, экономично не могут платить огромные долги и проценты по ним. Они оказались в своеобразной западне. Одновременно сложившаяся ситуация реально угрожает и кредиторам, так как может вызвать цепную реакцию банкротства, практический развал всей финансово-кредитной системы, а поэтому вынуждает правительства и руководителей международных финансовых кругов применять определенные меры по либерализации финансово-кредитных отношений с развивающимися странами. Окончательно преодолеть кризис задолженности не возможно без принятия глобальных и вместе с тем кардинальных политических решений, которые учитывали бы интересы молодых государств и не подрывали функционирование всемирного хозяйства, всей системы мирохозяйственных связей.

Термин "кризис задолженности" целиком пригоден и для характеристики состояния внешней задолженности некоторых стран Восточной Европы, и прежде всего Польши. Так, на протяжении 1971-1987 годов эта страна, получившая кредитов на сумму 47 млрд. долл. США выплатила за них в счет погашения своей задолженности 50 млрд. долл. и осталась еще должна 40 млрд. Правда, кредиторы Польши в последние годы подарили ей значительные суммы долга, что привело к существенному уменьшению внешней задолженности. Так, по некоторым подсчетам внешний долг Польши на начало 1992 года составлял только 23 млрд. долл. США.

Страны с развитой рыночной экономикой также имеют внешние долги (а некоторые и значительные), тем не менее в связи с их относительно экономической стабильностью внешняя задолженность не имеет такой остроты, как для развивающихся стран и стран Восточной Европы.

По данным МВФ, валовой (внутренний и внешний) долг всех вместе взятых индустриально развитых стран вырос с 40% размера суммарного валового внутреннего продукта (ВВП) в 1978 году до приблизительно 70% в 1994 году. США, например, имея наибольший в мире размер ВВП, крупнейшие объемы инвестиций, наибольшую массу своей валюты за пределами страны является одновременно и крупнейшим в мире должником.

При подобных обстоятельствах развитым страна надо было бы бить тревогу, однако ни у одной из них проблема задолженности не стояла и не стоит на переднем плане, поскольку государственный долг, если он по своим размерам не выходит за принятые параметры макроэкономики, не является чем-то угрожающим. Кроме того, у высокоразвитых стран, как правило, большому меньшому государственному долгу противостоит больший меньший долг других стран дебиторов.

В случае, если экономические условия благоприятны, государственный долг даже работает на государство. В конце 19 века в России за счет выпуска и размещения за рубежом государственных облигаций, то есть фактически за счет внешнего долга, были основаны многочисленные казенные заводы, построены железные дороги и другие важные объекты.

Если государственный долг растет быстрее, чем растет ВВП, то обслуживание государственного долга может осуществляться и за счет накопления и потребления, то есть за счет снижения жизненного уровня населения.

Если государственный долг растет в условия прекращения роста ВВП или его падения, то последствия для страны-должника могут быть более негативными. Когда долги накапливаются из года в год, то это может привести к постепенному сползанию в долговую кабалу и даже поставить на повестку дня вопрос о будущей экономической независимости и утрату политических позиций в мировом сообществе.

Достаточно неоднозначна ситуация с внешней задолженностью сложилась на сегодня в Украине, государственный долг которой перед иностранными кредиторами составил на конец 2000 года 10, 324 млрд. долл. США, из которых почти 4,288 млрд. долл., то есть примерно 41,5% составила задолженность перед международными финансовыми институтами.

Международная платежеспособность Украины характеризуется несколькими макроэкономическими показателями, среди которых объем государственного долга, соотношение между внутренней и внешней его составляющей, экспортный потенциал экономики, состояние платежного баланса и обеспечение внешнего долга валовыми валютными резервами НБУ.

Это обусловлено разными факторами, в том числе дефицитностью государственного бюджета и платежного баланса, высокой зависимостью от импорта энергоресурсов, неэффективным использованием привлеченных кредитов и отсутствием надлежащего контроля за этим процессом (в первую очередь - относительно займов, полученных под государственные гарантии), неблагоприятным инвестиционным климатом. В наибольшей степени формирование долга было связано с бюджетным дефицитом, который имел место до 2000 года. Принятие бездефицитного государственного бюджета на 2000 и 2001 годы стабилизировало ситуацию. Так, в 2000 году общая сумма государственного долга уменьшилась на 2,113 млрд. долл. Но основные причины и источники дефициту, прежде всего несбалансированность государственного потребления и финансовых возможностей, остались. Это может в перспективе привести к дальнейшему росту государственного долга. Вместе с тем уровень государственного долга Украине не является критическим. Согласно международных стандартов (например Маастрихтского соглашения) критическими считаются долговые обязательства государства которые превышают 60% от ВВП.

Что до управления государственным внешним долгом, то существенной проблемой тут является высокий уровень валютного риска, что обусловлено значительной долей внешнего долга в общей задолженности государстве (70%). В зависимости от ситуации на внутреннем и международном финансовом рынках следует использовать возможность взвешенного трансформирования внешнего долга во внутренний, что в свою очередь требует от правительства и НБУ внедрения эффективных мероприятий по радикальному усовершенствованию внутреннего финансового рынка. Это возможно только при соответствующей ликвидности государственных ценных бумагах и высоком уровне их капитализации.

В системе управления плато способностью Украины при условии финансового кризиса важную роль играет лимитирование внешних займов.

Этот механизм также может быть полностью прозрачным - от стадии рассмотрения целесообразности займов до остаточного долга. Укрепление платежеспособности Украины лежит в плоскости общего ускорения социально-экономического развития, эффективного использования собственных материальных и финансовых ресурсов, углубление процессов рыночной трансформации экономики, а также ее детенизации. Укрепление финансовых позиций Украинского государства могут также служить легализация и возвращение в Украину вывезенных средств, усовершенствование внешнеэкономической деятельности, ее географическая диверсификация, улучшение условий международной торговли.

Оценивая платежеспособность отдельных стран, используются показатели нормы обслуживания государственного долга (НОД), определяемый как соотношение суммы платежа, который страна должна выплатить иностранным государствам за определенный период (СП), к сумме иностранной валюты, полученной от экспорта товаров и услуг (СВ):

НОБ = СП:СВ х 100%.

 

В международной практике принято считать, что НОБ превышающий 20% - страна является неплатежеспособной.

Показателем оценки общего состояния совокупной платежеспособности стран мира или отдельного региона является показатель международной валютной ликвидности (МВЛ), который определяется соотношением золотовалютных резервов центральных банков стран мирового сообщества (ВР) к общей сумме годового импорта товаров и услуг (ГИ):

МВЛ = ВР:ГИ х 100%.

 

Структура международной ликвидности включает в себя такие компоненты: официальные валютные резервы стран, официальные золотые резервы, резервную позицию в МВФ, расчеты в СДР и евро.

Основную часть международной валютной ликвидности составляют официальные золотовалютные резервы - запасы золота, принадлежащие государству (в виде слитков и монет) и иностранной валюты в центральном банке, другие финансовых органах страны, в международных и региональных валютно-кредитных и финансовых организациях, предназначенных для международных расчетов.

К иностранной валюте в данном случае относятся прежде всего свободно конвертируемые национальные валюты стран, где нет валютных ограничений по текущим операциям платежного баланса. К категории свободно используемые валюты МВФ относятся доллар США, японская йена, английский фунт стерлинг. Центральные банки стран имеют, как правило, достаточное количество валюты иностранных государств для осуществления внешнеэкономических расчетов, носящих название официальные резервы.

Страны при формировании своих официальных резервов выходят из того, что валюта должна быть резервной относительно национальной. Так, поскольку английский фунт считается резервной единицей к другим европейским валютам, то страны Европы, выбирая резервную валюту, отдают преимущество именно английскому фунту. В свою очередь, Великобритания соответственно выбирает как резервную валюту доллар США. Со совей стороны, США формирую валютные резервы, отдают преимущество деньгам более высокого порядка - золоту, благодаря чему собственный удельный вес валютной части резервов США меньше ее золотых запасов.

Ныне в структуре международной ликвидности выросла доля валютного компонента, что отражает закономерную тенденцию в условиях демонетизации золота к замещению его иными функциональными формами мировых денег, прежде всего национальными кредитными деньгами.

Резервная позиция в Международном валютном фонде - особая часть активов, которая означает право страны-члена МВФ автоматически получать от Фонда безусловно кредиты в иностранной валюте в рамках 25% квоты, а также сумму, которую страна раньше предоставила в долг МВФ. Доля этого компонента в ликвидных резервах незначительна и достигает 6%.

Что касается структуры СДР и евро, то их удельный вес в ликвидных резервах пока еще значительно меньший резервной позиции в МВФ.

Кроме собственных резервов (безусловная ликвидность), существуют заемные резервы (условная ликвидность). В состав последних входят кредиты иностранных центральных и частных банков, МВФ, использование которых связано с выполнением отдельных требований кредитора.

Состояние международной ликвидности выражается такими показателями:

- качество резервов, определяемая долей золота в ликвидных резервах, темпами обесценивания резервных валют, динамикой их курса и предложения на них на мировых рынках, внешняя задолженность стран-эмитентов резервных валют;

- соответствие объему резервных валют потребностям в них, определяемых количеством ликвидных валют по сравнению с объемом международных операций определенных стран, сальдо платежного баланса, в том числе текущего, внешним долгом, движением краткосрочных и долгосрочных капиталов.

Международная ликвидность выполняет такие основные функции:

- выступает средством международных платежей, используемые главным образом для покрытия дефицита платежного баланса;

- являются средством валютных интервенций.

Особое место в международной валютной ликвидности занимает золото используемое как чрезвычайный способ покрытия международных обязательств путем продажи на золотых аукционах за необходимую иностранную валюту или путем передачи кредитору как залога для получения иностранных займов.


Тема 6. Определяющая роль валютного курса в системе международных финансов.

 

6.1. Экономические функции валютного курса.

6.2. Методика определения валютных курсов. Фиксированный и плавающий валютные курсы.

6.3. Конвертируемость валюты.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 798; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.