Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 3. Влияние институтов на эффективность экономической системы




Влияние институтов на эффективность экономической системы.

Каким же образом можно выделить основные для развития экономической системы институты? Одним из способов является определение их эффективности. Согласно Д. Норту, все институты являются эффективными в том смысле, что оказывают влияние на развитие обществ и, в частности, экономических систем.

Существующая в обществе институциональная система может состоять из институтов как повышающих, так и снижающих эффективность экономической системы. То есть в обществе можно наблюдать одновременно наличие институтов как способствующих экономическому росту, так и тормозящих его. Здесь важна роль «институционального остатка», который складывается в конечном результате и оказывает решающее воздействие на развитие экономической системы.

Что же ведет к созданию более эффективных систем? Д. Норт сравнивает два различных подхода к проблеме развития сферы образования в Соединенных Штатах и странах «третьего мира», эффективность созданных институтов и последствия их влияния на прогресс и развитие экономики в долгосрочной перспективе. Так, крупные инвестиции в образовательную сферу в США в конце XIX в. привели к формированию системы образования, которая обеспечила в дальнейшем полноценное развитие экономики, обеспечив ее хорошо подготовленными кадрами и заложив базу для развития научно-технического потенциала. В свою очередь, недооценка роли и соответственно «остаточное финансирование» сферы образования в странах «третьего мира» явилось причиной дефицита квалифицированных специалистов в экономике этих стран. Таким образом, недопроизводство отдельных институтов и стало причиной формирования недостаточно эффективной экономической системы. Согласно оценкам ряда специалистов, увеличение продолжительности образования в США на один год ведет к увеличению ВВП на 5—15 %. Отдача от вложений в образование в развивающихся странах еще выше: инвестиции в начальное образование в странах с низким доходом обеспечивают рост ВВП в среднем на 23 %.

Таким образом, существует зависимость эффективности экономической системы от эффективности ее институциональной основы.

Рассмотрим данный эффект с помощью графика (рис. 3.2).

Точка Е лежит на кривой потребительских возможностей, демонстрирующей уровень развития экономики с недостаточно эффективной институциональной системой, для которой характерно недопроизводство или отсутствие отдельных институтов, позволяющих сократить трансакционные издержки ее функционирования.

Своевременное развитие отдельных институтов позволило бы повысить эффективность институциональной системы, а следовательно, и экономической. Графически это показано смещением кривой потребительских возможностей вправо на рис.3.2.

Однако помимо фактора недопроизводства отдельных институтов необходимо учитывать то, что в различных условиях одни и те же институты могут оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на развитие экономики. Так, например, ограничение конкуренции рассматривается как один из способов повышения эффективности за счет снижения трансакционных издержек для отдельных экономических агентов путем договорных обязательств сторон, и в то же время в результате договоренности цены теряют свою основную роль регулятора между спросом и предложением, что ведет к росту трансакционных издержек в целом.

Действие различных групп институтов представлено на рис. 3.3.

Все институты можно разделить на три группы — институты, повышающие эффективность экономической системы, нейтральные институты и институты, снижающие эффективность экономической системы.

Результатом действия институтов, повышающих эффективность экономической системы, является улучшение по Парето — то есть снижение трансакционных издержек экономической системы, что приводит к увеличению доходов всех членов общества. Графически улучшение по Парето показано на рис. 3.3 стрелкой: смещение из точки Е в точку А, лежащую на кривой потребительских возможностей.

 

Роль нейтральных институтов заключается в снижении трансакционных издержек для одной группы экономических агентов и одновременном их росте — для другой. Такое перераспределение не приводит к повышению эффективности экономической системы в целом. Графически роль нейтральных институтов показана смещением из точки Е в точку В.

И, наконец, развитие институтов, снижающих эффективность институциональной системы из-за несовершенства «правил игры» и роста неопределенности, приводит к усложнению процесса обмена, росту трансакционных издержек экономической системы, что показано на графике стрелкой: перемещение из точки Е в точку С.

Если продолжить этот анализ, то становится правомерной постановка вопроса: как объяснить выживание обществ и экономик с устойчиво низкими параметрами функционирования?

Один из ответов дает теория эволюционных изменений. С течением времени неэффективные институты отмирают, а эффективные выживают, и поэтому происходит постепенное развитие более эффективных форм экономической, политической и социальной организации.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 890; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.