Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государство и право России, в годы первой русской революции 1905-1907

5.12.2012

2.Источники права, кодификация Сперанского. В 18 веке не однократно совершались попытки упорядочить законодательство, но ни чего не получалось. К началу 19 века российское законодательство пребывало в запущенном состоянии. С момента последней систематизации законодательства 1649 СУ, было принято с выше 2 тыс. нормативно правовых актов, указов. Инструкций, положений, большинство из которых даже не было укомплектовано. Действовавшие нормативные акты зачастую противоречили друг другу, это порождало проблемы в области право применения, прежде всего в работе судов. Требовали законодательного закрепления развивающиеся буржуазные отношения.Все это требовало упорядочивания законодательства. 1801, году образована комиссия по составлению нового уложения. Работа комиссии стала продуктивной, с момента включения в состав Михаила Михайловича Сперанского (Третьяков), в 1810 возглавил ее. Под его руководством был составлен прогрессивный проект Гражданского Уложения, который не был утвержден, по причине его схожести с кодексом Наполеона. Уложение не было утверждено, Сперанский выведен из состава комиссии и сослан в Пермь по объявлению в шпионаже в пользу Наполеона. С 1819 – 1821 генерал губернатор Сибири. Провел реформ управлением населения, сделал большие сдвиги инфраструктуре, заботился о промышленности, культуры. 1826 году кодификационные работы были продолжены вторым отделением императорской канцелярии. Сперанский вновь был привлечен к работе и фактически руководил кодификацией. Он предлагал образовать с гос.советом государственную думу. К 1830 году было подготовлено полное собрание законов Российской Империи. 1649 – 1825. Нормативные акты располагались в хронологической последовательности, насчитывало 46 томов. На ряду с полным собранием был подготовлен свод законов Российской Империи. В отличии от полного собрания, он включал только действующие нормативные акты, которые были изложены по предметному или отраслевому порядку. Издание 1832, 1842, 1857 насчитывали 15 томов, а в1885 был включен в свод законов 16 том, содержавший процессуальное законодательство. Тома делились на книги, книги на разделы, разделы на главы, те в свою очередь на отделы. Все свод законов насчитывал 42 тыс.статей.

3.Гражданское право по своду законов Российской империи. Гражданское правовые нормы были в 10 томе свода законов. Право собственности, в первые в законе оно было дано. Это право «исключительно» и независимо от лица постороннего владеть, пользоваться и распоряжается имуществом вечно и потомственно. Имущество различалось во первых недвижимое: а) родовое, владеть таким имуществом и распоряжается им можно было только в пределах рота, при отчуждении родового имении, за родственниками сохранялось право выкупа на срок до трех лет. Б) Благоприобретенное, распоряжаться таким имуществом можно было по собственному усмотрению. Во вторых: движимое. Право на полное распоряжение имуществом наступало по достижении возраста совершеннолетия – 21 год. Распоряжаться имуществом в возрасте от 17 до 21 года допускалось, но с согласия попечителя. На ряду с правом собственности закреплялось и право владения, различалось владение добросовестное и не добросовестное. Обязательственное право, существовали обязательства из договоров, а так же из причинения вреда, предметом договора могли быть действия лиц, а так же определенное имущество. Договоры заключались только по взаимному соглашению сторон. По своду законов, договоры могли заключаться как в письменном праве, так и в устном. Письменная форма предусматривалась трех видов: 1) крепостная, составлялся документ в присутственном месте и так же регистрировался. 2) Явочная, не требовалось нотариальной форме, договор принадлежал регистрации в правительственном учреждении. 3) Домашняя, предполагалось составление простого документа, без составления учетной записи. Развивается институт обеспечивания сделок, договоров: неустойка, задаток, поручительство, залог недвижимости, заклад движимого имущества. Виды договоров: 1) мена, допускалась в отношении движимых вещей, хотя в исключительных случаях допускалась мена недвижимости, например городам и посадам разрешалось менять казенные земли на помещичьи для получения земель более удобных для городских нужд. 2) купля-продажа, любое имущество, при том сам договор мог заключаться не только собственником, но и лицом действующим по доверенности от собственника. 3) заем, максимальная процентная ставка 6% годовых до 1930 года. 4) личный наем, разрешалось наняться в услужение на сроком до 5 лет, требовалось согласии лица поступавшего в наем, в ряде случаев и других лиц, в частности помещичьи крестьяне должны были получить согласие своих господ. 5) имущественный наем, заключался на срок до 12 лет, в отношение найма движимого имущества предусматривалась устная форма договора, а недвижимая – письменная. 6) за продажа, поставка с предоплата, по договору одна сторона была обязана продать другой стороне определенное имущество по заранее определенной цене. При неисполнение выплачивалась неустойка. 7) Товарищество, понималась группа лиц (товарищей) объединившихся для занятия деятельность в определенной сфере, торговля, перевозка и действующих под одни общим именем. Различалось три вида: а) полное – два или более товарищей объединивших капиталы и отвечающих по обязательству товарищества всем своим имуществом, б) на вере, такое товарищество на ряду с полными товарищами включало так же участников, вкладчиков, которые вверяли полным товарищам свои капиталы, но по долгам товарищества отвечали только в пределах вкладов. В) по участкам (компания на акциях), это товарищество участники которого создавали складочный капитал в виде акций и отвечали по обязательствам только своими вкладами в виде тех же акций. Наследственное право. Существовало наследование по завещанию и по закону. Завещание оформлялись письменно, не имели право составлять завещания умо лешенные, несовершеннолетние, монахи, а так же лица лишенные судом право распоряжаться имуществом. Как правило не допускалось составление завещаний отношении родового имущества. Исключением была бездетность собственника родового имения, тогда он мог завещать имущество кому-либо из близких или дальних родственников. При наследование по закону устанавливалось три очереди наследников, нисходящие родственники. Вначале наследовали сыновья, а если их не было наследовали дочери. Вторая очередь боковые родственники, сперва братья, а при их отсутствие сестра. Третьи, это восходящие родственники (отец и мать). Вдова получала из недвижимого имущества одну седьмую часть, а из движимого одну четвертую в качестве обязательной доли. Если у умершего наследников не было вовсе или они не заявляли о своем праве в течении 10 лет с момента открытия наследства, то имущество считалось выморочным и отходило в казну. Семейное право. Единственной формой брака был брак церковный. Для его заключения требовалось согласие лиц вступающих в брак и в ряде случаев согласия других лиц: родителей, опекунов, попечителей, вышестоящего начальства, государственный служащий, помещика. Брачный возраст 16 лет для невесты, 18 – для жениха. Существовало несколько препятствий: исповедование разных религий, духовный сан, состояние в другом браке, близкое родство и свайство. Нельзя было вступать обычным и духовным. Осуждение на безбрачие: брак в четвертый раз, достижение 80 лет. В семейных отношениях муж юридически являлся главой семьи, жена должна была: пребывать к нему в любви, почтении, неограниченном послушании, оказывать ему всяческое угождение. При перемене места жительства мужа, жена обязана была следовать за ним. Муж не имел право наказывать жену. Муж не имел право присваивать имущество своей супруги. Поводы к разводу: прелюбодеяние кого либо из супругов, поступление в монашество, безвестное отсутствие супруга в течении более 5 лет, лишение по суду всех прав состояния. Статус детей: различались дети рожденные в браке и рожденные в не брака. Не в браке дети не имели право на фамилию отца и наследование его имущества. Родители имели право применять любые воспитательные методы в отношении детей, на что детям нельзя было жаловаться. Родители могли даже обратиться в суд с просьбой о помещении детей за непослушание в тюрьму на срок от двух до четырех месяцев. Дети могли обратиться в суд с жалобой на родителей, только тогда когда родители совершали над детьми преступление: убийство, искалечивание.

4.Уголовное право по уложению о наказаниях уголовных и исправительных. 15 том, вместе с тем отдельно комиссия под руководством Сперанского осуществлялась подготовка отдельного уголовного кодекса, а именно Уложение о наказаниях уголовных и исправительных. Оно было принято в 1845 году, являлось самым масштабным уголовным законом в России 2224 статьи. В соответствии со статьей 4 преступление рассматривалось как «самое противозаконное деяние, так и не исполнении того, что по страхом наказания законом уголовным и исправительным предписано»: возраст уголовной ответственности остался с 7 лет, преступление делились на умышленные и не умышленные. Выделяются формы умысла, заранее обдуманный и по внезапному побуждению. В уложении сделана попытка отграничить преступления от административных проступков, по объекту посягательства, развитие получил институт соучастия. Две формы по договоренности и без таковой. В зависимости от таких форм определялись и виды: организатор, исполнитель, пособник и др. Наказание устанавливалось в зависимости от формы соучастия и роли соучастника. Различалось 4 стадии преступления: 1. обнаружение умысла, 2. приготовление к преступлению, 3. покушение на преступление, 4 оконченное деяние. Виды преступлений: 1. против веры и церкви, мера наказания смягчается. Состав: богохульство, чародейство, идолопоклонство (лишение всех прав состояния и каторжными работами до 15 лет), 2.государственные: а) покушение на жизнь и здоровье императора – смертная казнь б) государственная измена – смертная казнь, в) бунт – лишение всех прав состояния и каторжные работы с выше 10 лет. 3) против порядка управления и суда: казнокрадство, взяточничество, служебный подлог, превышение власти, лжеприсяга и т.д. 4. против личности: убийство различалось на умышленное: простое, наказывалось каторжными работами до 15 лет и квалифицированное – это убийство господина, священника, офицера, родителей, по найму, из корыстных побуждений, способом опасным для жизни - лишение всех прав состояния, каторжные работы от 15 лет. Неумышленное наказывалось тюремным заключением. К преступлениям против личности относились: увечий, нанесение побоев, оскарбление, клевета. 5) Имущественные: разбой, грабеж, мошенничество, поджог, порча межевых знаков. 6) против семьи и нравственности: двоеженство, изнасилование, принуждение ко вступлению в брак и др. Система наказания. Уголовные, имели карательное значение и исправительные. Цели наказания: изоляция преступника от общества, использование труда осужденного, предупреждение совершения преступлений как самим преступником, так и другими лицами, пополнение казны, исправление преступника. Виды: а) уголовные: 1) смертная казнь, двумя способами – подвешивание и расстрел; 2) ссылка на каторжные работы. Можно было и по жизненно, 3) лишение всех прав состояния – это лишение всех сословных прав и привилегий, прав на имущество, родительских прав, расторжение брака. 4) Битье кнутом или плетью. 5) клеймение, писали кат, на лопатке. Б) исправительные, поставить на путь истинный: 1) тюремное заключение, 2) ссылка на поселение: Сибирь, Закавказье. 3) отдача в арестантские роты. 4) лишение всех особенных прав и приемущест, это лишение чинов, званий, санов. Титулов, право поступать на государственную службу, право записываться в гильдии. 5) денежный штраф, 6) общественное порицание или замечание, 7) выговор в присутствие суда. Всего по уложению насчитывалось 12 родов наказаний разделенных на 35 ступеней.

 

 

1.государственный строй, статус органов власти. 23 апреля 1906 года были утверждены основные государственные законы, состояли из двух разделов, 17 глав, насчитывали 223 статьи. В них подробно регламентировался статус главы государства, взаимоотношения монарха с другими государственными органами, а так же права и обязанности русских поданных. Органы власти: 1) император, согласно ст.4 основных ОЗ «Императору всероссийскому принадлежит верховная самодержавная власть». по ст. 5 особой его величество священно и неприкосновенно. Законодательные полномочия царя были отчасти ограничены, существовали государственной думы и государственного совета, так согласно ст.7 «государь император осуществляет законодательную власть в единение с государственным советом и государственной думой». Царю в полном объеме принадлежала исполнительная власть, царь руководил внешними сношениями, назначал и смещал высших должностных лиц в государственном аппарате, являлся верховным главнокомандующим вооруженными силами. Согласно ст.22 судебная власть в стране осуществлялась от имени государя установленные законом судами. Формами осуществления полномочий царя, было издание указов (манифестов), согласно ст.87 различалось два вида указов: а) чрезвычайные, они имели силу закона и издавались в основном в период прекращения работы государственной думы, б) обычные (текущие). Ни какие царские указы не могли вносить изменения в основные государственные законы и положения о выборах в государственную думу и государственный совет. 2) Гос.дума, в июле 1905 министерством внутренних дел по руководством А.Г.Булыгина был разработан проект «Положение о выборах в гос.думу». проект обсуждался в сложной обстановки, т.к. нагнеталась революционная ситуация. 6 августа 1905 императором подписан манифест об учреждение Гос.Думы и положение о выборах в гос.думу. предусматривалось, что дума будет наделена законно совещательными полномочиями. Булыгинская дума не была созвана по причине возрастания революционного движения. От 17 октября 1905 манифест «об усовершенствование государственного порядка». В соответствии с положением манифеста, гос.дума становится законодательным органом. Выборы в думу проводились по весьма сложной и запутанной системе, сперва на уровне уездов образовывались три избирательных курии (группы): 1) съезд уездных землевладельцев, его образовывали лица владевшие на праве собственности землей в размере от 125 до 800 десятин. От съезда избиралось 34 % выборщиков, 2) съезд городских избирателей, в него входили лица обладающие в городе имуществом с которого в год удерживался налог не менее 1,5 тыс.руб, а так же квартира наниматели уплатившие квартирный налог не менее 1,350 рублей - 24 % выборщиков 3) съезд уполномоченных от волостей, это крестьянская курия, его образовывали делегаты от волостных сходов по два от каждого. Выборы членов гос.думы осуществлялись губернским избирательным собранием в состав которого входили выборщики от курий, голосование было тайным. Кто лишался избирательного права: женщины, те мужчины которые не достигли 25 лет, военнослужащие, рабочие, учащиеся, иностранцы, бродящие инородцы. 11 декабря 1905 царь издал указ об изменении положения о выборах в гос.думу. Изменения: 1) по земледельческой курии, к выбором были допущены управляющие дворянскими имениями, купцы, кулаки имевшие купчие на земли в размере не ниже 110 от установленного ценза; 2) по городской курии, к выборам допускались все владельцы недвижимости и плательщики государственного квартирного налога; 3) была создана рабочая курия, А) сначала избирались уполномоченные по расчету 1 от предприятия с числом работающих мужчин от 50 до 1000 чел. а по крупным предприятиям 1 от каждой полной тысячи. Б) Уполномоченные на съезде избирали выборщиков. В) Выборщики в составе губернского избирательного собрания избирали членов думы. Так же без работные и трудящиеся мелких предприятий с числом работающих мужчин до 50 чел не избирались. Ценз оседлости: для рабочих 6 месяце, для крестьян – 1 год. Члены гос.думы избирались сроком на 5 лет. Ежегодно члены думы собирались на занятия (сессии) продолжительность которых определялась царем. В компетенцию гос.думы входило разрешение следующих вопросов: 1) принятие законов, внесение в них изменений и дополнений; 2) рассмотрение государственного бюджета, 3) заслушивание отчета об исполнение бюджета, 4) утверждение уставов акционерных обществ, 5) рассмотрение вопросов о финансирование из казны строительства путей сообщения, 6) рассмотрение вопросов о местном налогообложение в тех районах где не были созданы земские учреждения. Структура дума: 1) общее собрание депутатов, оно избирало председателя, формировало отделы и комиссии; 2) канцелярия гос.думы занималась делопроизводством. Император обладал правом роспуска гос.думы в любое время по поводу и без него. Первая дума открылась 27 апреля 1906 года и распущена была 8 июля 1906 года. Дума второго созыва, начала работу 20 февраля 1907 и распущенна 3 июня 1907. 3 июня 1907 года на ряду с манифестом о роспуске гос.думы, царь утвердил новое положение о выборах в думу, хотя не имел на это право согласно ст.87 основных законов. Новое положение предусматривало следующие изменения: 1) было существенно сокращено представительство крестьян в думе за счет сокращения числа выборщиков по крестьянской курии до 22%, 2) было сведено к минимуму представительство национальных окраин в думе, считалось, что дума должна быть русскую по духу. 3) по городской курии список избирателей был разделен на два разряда, в первый вошли владельцы крупной недвижимости и крупных торгово-промышленных заведений, по второй все остальные избиратели, при этом кол-во избирателей по второму разряду было в 6 раз меньше чем по первому. 4) уменьшилось общие число членов думы. Было 524, а стола 442. сформировано по новому уложению третья гос.дума просуществовала 1 ноября 1907 по 9 июня 1912 года. 3) Государственный совет. 20 февраля 1906 был издан манифест «О переустройстве учреждения государственного совета». В соответствии с ним гос.совет наделялся законодательными полномочиями, всякий закон не мог иметь силы без одобрения его государственным советом. Появляется вторая законодательная палата, верхняя законодательная палата. Реорганизация гос.совета с одной стороны ограничивала власть царя в сфере законодательств, но с другой существенно урезала права думы. Состоявший в основном из представителей дворянства государственный совет препятствовал любому решению думы не желательному для правящего режима. В состав гос.совета входили: 1) лица назначенные царем, 2) выборные члены, избирались сроком на 9 лет, при том каждые три года 13 выборных переизбиралась. Избрание осуществлялось по 5 куриям: 1) духовенство, 2) губернские земские собрания, 3) дворянские общества; 4) академия наук и университеты; 5) совет торговли и промышленности, биржевые комитеты и купеческие управы. Ежегодно императором назначался председатель и вице председатель гос.совета. при гос.совете действовала государственная канцелярия во главе с государственным секретарем. 4) Совет министров. 19 октября 1905 года был издан манифест о мерах по укреплению единства и деятельности министерств и главных управлений, в соответствии с ним на совет министров возлагалось руководство и координация деятельности всех министерств и ведомств, таким образом совет министров из органов совещательных становится органом правительственным. Возглавлялся председателем назначаемым царем из числа министров и других лиц. В состав входили министры, руководители ведомств, государственный контролер и обер-прокурор синода. Ведение совета министров перешли многие вопросы относившиеся к компетенции комитета министров, а последний 1906 году был упразднен.

 

12.12.2012

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Государство и право России в период зрелого абсолютизма, первая половина 19 века | Административное законодательство в годы революции
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 1254; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.