КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Первая мировая война
В целом военно-медицинская служба русской армии оказалась не в состоянии обеспечить организацию медицинской помощи и эвакуацию раненых и больных — не хватало кадров, имущества, лечебных учреждений. Началась массовая подготовка сестер милосердия на краткосрочных двухмесячных курсах. В конце 1914 г. в России было уже 150 школ при общинах Общества Красного Креста, где обучались более 10 тыс. учащихся. Социальный состав обучающихся на курсах сестер милосердия был самый разнообразный — женщины из трудовой среды, дворянского происхождения и даже женщины из рода Романовых. Когда началась война, императрица Александра Федоровна вместе со старшими дочерьми Ольгой и Татьяной поступили на кратковременные курсы обучения уходу за ранеными. В качестве сестер милосердия они ежедневно трудились в Царскосельском лазарете. В сохранившихся дневниках Великой княжны Ольги Николаевны, в письмах ее сестер и матери постоянно упоминается о работе в лазарете, которая вызывала у них интерес и сострадание к людям. Младшая сестра Николая II Великая княгиня Ольга Александровна, одетая как простая сестра милосердия, занимала с другой сестрой скромную комнату. Начинала работать в 7 часов утра и часто не спала несколько ночей подряд, если необходимо было перевязывать вновь прибывших раненых. Раненые с трудом верили, что сестра, которая за ними ухаживала, была дочерью Александра III. В 1916 г. на фронте трудились почти 25 тыс. сестер милосердия Общества Красного Креста, около 6 тыс. которых были из общин милосердия. После революции 1917 г. Российское общество Красного Креста было объявлено государственной собственностью. 27 декабря 1919 г. были утверждены положения «О курсах красных сестер (помощниц сестер милосердия)» и «О курсах красных санитарок». На курсы принимались коммунистки и сочувствующие им из среды рабочих, имеющие рекомендацию партийных органов. По окончании двухмесячного обучения, сдачи экзаменов и получения свидетельства сестры направлялись на фронт. По своим правам красные сестры приравнивались к сестрам милосердия. Только в 1920 г. было подготовлено 2442 сестры и 1923 санитарки. Красные санитарки обучались в течение 4 недель и после сдачи зачетов по анатомии, физиологии, гигиене, заразным болезням, дезинфекции и дезинсекции, хирургии и практическим навыкам получали свидетельство, звание красной санитарки и также направлялись на фронт. В период гражданской войны в Красной Армии служили 66 тыс. женщин, в том числе 10 тыс. сестер милосердия. После гражданской войны многие сестры милосердия Общества Красного Креста приняли участие в борьбе с голодом. На Волгу, в Киргизию, Сибирь и Туркестан были направлены врачебно-питательные отряды, которые на средства, собранные в стране и за границей, ежедневно кормили и оказывали медицинскую помощь более чем 120 тыс. человек. При ликвидации последствий голода в 1922—1923 гг. Советский Красный Крест проводил работу в двух направлениях: учреждения общества продолжали оказывать врачебно-питательную помощь детям — наиболее пострадавшей от голода части населения; в наиболее пострадавших от голода районах впервые были организованы сельские аптеки-амбулатории. К началу 1925 г. в стране сформировались следующие типы средних медицинских учебных заведений. 1. Фельдшерско-акушерские школы со сроком обучения 4 года. В них принимали лиц, закончивших 4 класса. На территории России таких школ было 10. 2. Школы по подготовке медицинских сестер по уходу за больными (переименованные затем в курсы медицинских сестер) со сроком обучения 2 года. В школу принимались лица с 4-классным образованием. 3. Техникумы, школы и курсы с различными сроками обучения для сестер-воспитательниц, сестер по охране материнства и младенчества. 4. Профилактические техникумы, срок обучения в которых составлял 4 года. 5. Вечерние школы медицинских сестер со сроком обучения 3 года. 6. Двухгодичные курсы санитарных помощников. 7. Курсы переобучения военных (ротных) фельдшеров для работы в школах; срок обучения — 3 года. В 1926 г. сестер милосердия стали называть медицинскими сестрами, в 1927 г. были созданы первые санитарные дружины. Необходимо отметить, что в новых учебных планах, как и в измененных в 1919 г., предусматривалась подготовка медицинских сестер, владеющих четко отработанными техническими навыками и являющихся помощниками врача. Предлагалось заменить термин «медицинская сестра» на термины «помврача» или «замврача», которые казались более соответствующими ее назначению. Единая система среднего медицинского образования была создана в 1936 г. и подчинялась Наркомздраву СССР. Медицинские техникумы были вновь реорганизованы в медицинские школы по подготовке фельдшеров, медицинских сестер, фармацевтов, зубных врачей, а также в акушерские школы и курсы медицинских лаборантов и зубных техников. Причиной реорганизации системы среднего медицинского образования было интенсивное строительство новых больниц и поликлиник. Так, к 1940 г. число больничных коек в стране превысило 790 тыс. против 208 тыс. в предреволюционные годы. В то же время повысилась обеспеченность населения специалистами со средним медицинским образованием и достигла показателя 24 на 10 тыс. жителей, что в 8 раз превышало дореволюционный уровень. В период Великой Отечественной войны потребность в медицинских сестрах для нужд фронта и тыла резко возросла, поэтому были приняты меры по их ускоренной подготовке. Только за первые 6 месяцев войны Обществом Красного Креста было подготовлено 106 тыс. медсестер и 100 тыс. сандружинниц. А за весь период войны организации Красного Креста подготовили более 280 тыс. медицинских сестер, около 500 тыс. сандружинниц и 36 тыс. санитарок. В рядах Советской Армии дорогами войны прошли 200 тыс. врачей, 300 тыс. медсестер и более 500 тыс. сандружинниц. Типичной в этом плане является судьба медицинской сестры батальона морской пехоты Екатерины Деминой. Девушка участвовала в освобождении Венгрии, Австрии и Югославии. Спасла жизнь 150 раненым, уничтожила 59 фашистов, трижды была ранена. Награждена двумя орденами Красного Знамени. После войны окончила медицинский институт, в течение многих лет работала врачом в Москве и Подмосковье. Саша Серебровская — дочь известного советского биолога А. С. Серебровского — перед войной окончила Московский университет, работала на кафедре генетики. В начале войны после обучения на курсах медсестер добровольцем ушла в армию. Осенью 1941 г. девушка была направлена в осажденный Ленинград. Зимой 1942—1943 гг. А. А. Серебровская служила санинструктором (медсестрой) в батальоне автоматчиков морской бригады, которая держала оборону на льду Финского залива. Во время боев ей приходилось оказывать медицинскую помощь бойцам под непрерывным артиллерийским обстрелом. При высадке десанта 26 апреля 1945 г. в районе г. Пилай (ныне — г. Балтийск) Саша Серебровская была в рядах штурмовавших город, шла в атаку по пояс в ледяной воде. На берегу, когда она оказывала помощь раненому, осколком разорвавшейся мины была смертельно ранена. Моряки похоронили ее на высоком холме, могилу обнесли стальной цепью, снятой с боевого корабля. В г. Балтийске улица Нижняя была переименована в честь Саши Серебровской. Посмертно Саша была награждена орденом Отечественной войны I степени. Во время исторической Сталинградской битвы сержант медицинской службы В. Кащеева самоотверженно оказывала помощь раненым, без сна и отдыха, отправляла их на другой берег. Она была награждена орденом Красной Звезды, а позднее за героизм и отвагу при оказании помощи раненым во время форсирования Днепра получила звание Героя Советского Союза. Когда начались уличные бои в городе, 3 тыс. жительниц города стали санитарками и связистками. В. Пахомова оказала помощь более чем 100 раненым, вынесла их с поля боя. Л. Нестеренко делала перевязки раненым гвардейцам, когда была ранена сама. Истекая кровью, она умерла с бинтом в руке возле раненого. Нельзя забыть и о подвиге санитарки Натальи Качуевской. Она находилась в стрелковой роте, ведущей бой. 20 раненых вместе с оружием вынесла с поля боя девятнадцатилетняя девушка. Когда враги окружили блиндаж, девушка меткими выстрелами убила двух гитлеровцев, но и сама была смертельно ранена. Однако, собрав последние силы, она вставила запалы в несколько гранат и подорвала их в тот момент, когда фашисты подходили к ней. Валерия Гнаровская, жительница Ленинградской области, в 1942 г. в возрасте 18 лет добилась добровольной отправки на фронт и служила санинструктором. Во время боевых действий спасла жизнь более 300 раненым рядовым и офицерам. Только в одном из боев она вынесла с поля боя 47 раненых вместе с их оружием. 23 сентября 1943 г. немецкие танки «тигр» прорвали оборону советских войск, пошли в направлении части, где служила Гнаровская, и приблизились к группе раненых. Когда танки были в 50—60 метрах от раненых, Валерия схватила связку гранат и бросилась под гусеницы вражеского танка. Раздался взрыв, и «тигр» был уничтожен. Второй танк был подбит из противотанкового ружья, остальные повернули обратно. Гнаровской было присвоено звание Героя Советского Союза. Орденами Славы всех трех степеней были награждены 18 медицинских работников и среди них одна женщина—санинструктор Матрена Семеновна Нечипорчукова-Ноздрачева. В августе 1944 г. за 2 дня боев она оказала помощь 26 раненым; под огнем противника, рискуя жизнью, вынесла в безопасное место раненого офицера и эвакуировала его в тыл. За эти подвиги она была удостоена ордена Славы III степени. Орденом Славы II степени Матрена Семеновна была награждена за спасение жизни раненым зимой 1945 г. Двое суток она охраняла более 30 раненых, кормила и поила их, делала перевязки и лишь на третий день эвакуировала в госпиталь. 24 апреля 1945 г. М. С. Нечипорчукова-Ноздрачева была награждена орденом Славы I степени за бесстрашие, проявленное ею на поле боя при спасении под обстрелом противника 78 раненых бойцов и офицеров. Опыт Великой Отечественной войны показал, что медицинские сестры могут работать самостоятельно, особенно при проведении профилактических, противоэпидемических и реабилитационных мероприятий. Медицинские сестры находились ближе к больным и раненым, именно они чаще находились на поле боя. Поэтому не случайно среди медицинских работников, удостоенных высшей правительственной награды — звания Героя Советского Союза, было больше медицинских сестер, чем врачей. В 1946 г. Министерство здравоохранения СССР утвердило новые учебные планы, которые предусматривали более глубокое преподавание теоретических дисциплин и улучшение практической подготовки выпускников медицинских школ. В 1953 г. в соответствии с решением Министерства здравоохранения СССР была проведена реорганизация медицинских школ в медицинские училища. В 1963 г. был решен вопрос о целесообразности открытия медицинских училищ при крупных многопрофильных больницах, являющихся одновременно клиническими базами. В этом же году стали создаваться курсы повышения квалификации для средних медицинских работников при крупных лечебно-профилактических учреждениях. Социально-экономические реформы, начавшиеся в стране в конце 80-х годов, потребовали реорганизации системы оказания медицинской помощи. Согласно ВОЗ, сестринское дело является самостоятельной дисциплиной. Такой подход к сестринскому делу, принятый в развитых странах, требует и подготовки специалистов — медицинских сестер с высшим образованием. К сожалению, на протяжении нескольких десятилетий в России вопросам сестринского дела не уделялось должного внимания. Развитие сестринских технологий с учетом современной науки в развитых странах привело к отставанию сестринского дела в России. Предпосылками реформы сестринского дела, его развития, являются: негативные медико-демографические процессы, в особенности снижение рождаемости и старение населения, ухудшение здоровья населения, хронизация патологических процессов в организме, распространение новых заболеваний, таких как ВИЧ, увеличение стоимости медицинских услуг. Постепенно снижается обеспеченность лечебно-профилактических учреждений сестринским персоналом. Двухступенчатый метод обслуживания больных (врач, медицинская сестра) привел к снижению профессиональной компетенции медицинских сестер, выполнению не свойственных им функций. Реформа сестринского дела в нашей стране началась в 1993 году. На международной конференции «Новые сестры для новой России» была принята философия сестринского дела, положившая начало этому процессу. К 1994 году в России сформировалась многоуровневая система сестринского образования (училище, колледж, ВСО). Первый выпуск специалистов с высшим сестринским образованием состоялся в 1995 году. К 2002 году число российских вузов, в которых открыты факультеты высшего сестринского образования, составило 34, а общее количество выпускников - свыше 2,5 тысяч менеджеров в области сестринского дела. 5 ноября 1997 г. постановлением Правительства России была одобрена «Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации», в соответствии с которой развитие первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) является одним из основных направлений в совершенствовании организации оказания медицинской помощи. Лидером сестринского дела, инициатором создания факультета высшего сестринского образования в Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова является Г.М. Перфильева, профессор, декан факультета высшего сестринского образования.
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 940; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |