КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основы геополитики России
План Лекция №6. Геополитика на территории бывшего СССР
В.1. Основы геополитики России. В.2. Геополитика западных стран ближнего зарубежья. В.3. Геополитические отношения в Закавказье и Средней Азии. В.4. Политика России в полярных областях.
1) Географически Россия занимает на евразийском континенте Восточную Европу и Северную Азию. В ее нынешней форме и границах страна существует менее 20 лет и является остатком, как считается, последней на планете территориальной (классической) Российской империи. Для того, чтобы верно оценивать сегодняшнее геополитическое положение нашей страны, необходимо представлять ее историю, которая насчитывает более тысячи лет. В 5 веке н.э. в конце Великого переселения народов на территорию будущей Руси с Восточной Европы переселились славяне. Первые протогосударства славян (княжества) начали образовываться здесь ок. 9 в. вокруг торгового пути с севера на юг Восточной Европы (от Балтики и Финского залива до Черного моря). Основными центрами т.н. Древнерусского государства были Киев на юге и Новгород на севере. В 12 в. это слабое государство опять распалось на отдельные княжества. Уже в 13 в. с юго-востока на них стала осуществляться периодическая экспансия кочевников монгольской Орды. Западную же половину русских княжеств захватила Литва; здесь стали складываться народности белорусов и украинцев. Центром нового государства постепенно стала Москва, входившая во Владимиро-Суздальское княжество. 14 и 15 века оно накапливало силы, пока в конце века не провозгласило формальной независимости от Орды. В это время Русь (Россия) все еще оставалась примерно в пределах Владимиро-Суздальского княжества; в 16 в. произошел территориальный «взрыв». К сер. 16 в. она увеличилась вдвое за счет западных и северных бывш. русских земель (выйдя на северный Урал), а затем, на фоне распада Орды, началось стремительное движение ее на восток, в Азию. К к. 16 в. она выросла территориально еще вдвое. Таким образом, Россия зародилась и на протяжении примерно 8 веков оставалась европейским (а не евразийским) государством. Титульный этнос нации (80%) – русские – принадлежит к восточным славянам (и ныне заселяющим всю Восточную Европу) – и расово (генетически), и религиозно, и культурно (в т.ч. по языку и письменности). Во 2 пол. 16 – н. 17 вв. (за 60 лет) Россия «пробежала» всю свою практически незанятую азиатскую часть, увеличившись еще более чем в 2 р. и достигнув Тихого океана и Северной Америки. В остальных частях (на западе и юге) она почти не прирастала, достигнув «естественных» геополитических рубежей. 18 в. (Петр 1, Екатерина 2) отмечен изменением «геополитического вектора» и устремлением на запад, с завоеванием земель пришедшей в упадок Речи Посполитой – Прибалтики, Белоруссии, западной Украины. Россия окончательно оформилась как империя, расширение ее затормозилось, ее «пассионарный скачок» закончился.
Пика могущества Российская империя достигла к началу 19 вв., после чего начался ее постепенный закат. Тем не менее путем, как правило, долгих и кровопролитных войн она еще продолжала расширяться на юго-восток, юг, частично запад, увеличившись по площади с 16 до почти 26 млн. км2. Однако параллельно с процессом приращения уже начался обратный – утраты земель. Во второй пол. 19 в. Россия продала САСШ «лишние» Аляску и Алеутские острова, далее по договору уступила Японии Курильские острова, а в нач. ХХ в. потеряла в войне с ней южный Сахалин и китайские колонии (Манчжурию и Корею). Позже Россия как одна из крупнейших мировых держав вступила в 1 мировую войну, которая привела к ее краху (как и ряда других империй – Германской, Австро-Венгерской, Османской). Перехватившие власть в распадающейся стране большевики ценой огромных усилий и жертв (ок. 26 млн. погибших в гражданских войнах и репрессированных в ленинско-сталинский период) сумели сохранить большую часть страны, дав ее окраинам ряд привилегий. Тем не менее, первоначально был утрачен западный пояс: земли Финляндии, Прибалтики, Польши, Бессарабии, а также достаточно быстро возвращенные азиатские уделы (Хива, Бухара, Тува). Через 20 лет СССР сумел вернуть Прибалтику, восточную часть Польши и Бессарабию (попытка захватить Финляндию не удалась). Вслед за этим страна вступила во Вторую мировую войну, в которой потеряла еще 27 млн. чел. По итогам войны Сов. Союз вернул от Японии земли на востоке и захватил у Германии Восточную Пруссию (Калининградскую обл.) и Галицию. Площадь страны составила 22,5 млн. км2. Но главное – ей удалось не только вырваться из международной изоляции, но и создать целую сеть государств-союзников – т.н. «мировой лагерь социализма». На полвека СССР стал одной из двух ведущих мировых держав, поделив мир условно на две половины – Восток и Запад. Однако долго такую нагрузку страна нести уже не могла, и в к. ХХ в. наступил второй, – видимо, окончательный крах и распад Российской (Советской) империи. Держава распалась на 15 государств; попытки восстановить ее хотя бы в урезанном виде (ССР и СНГ) не удались. Политически окраины все более отдаляются от российского центра. В настоящее время к правительству и населению пришло осознание окончательности произошедшего, хотя рецидивы имперского сознания еще имеют место. Наступило время осмысления нового положения России – в т.ч. геополитического. В отношении зарубежных стран вновь все большее значение приобретает географический фактор, т.е. близость их к российским границам. Так, на суше Россия граничит с 16 (18) государствами (соседями 1 порядка). Морских границ у нашей страны почти в 2 р. больше, чем сухопутных (38 против 20 тыс. км), однако в силу того, что большинство их – северные, замерзающие почти круглый год, или мало освоенные восточные, Россию уверенно можно отнести к континентальным державам. Территориально Россия вернулась к границам 17 в., основанным на пределах проживания русского этноса. Исключения – северные, почти необжитые, территории Сибири и Д.Востока и юг, за принадлежность которого к стране пришлось снова, как и в 19 в., воевать, и который остается спорной и проблемной частью территории. Страна сохранилась от дальнейшего распада благодаря следующим факторам: - этнической однородности большей части заселенной территории; - зависимости многих дотационных регионов от центра; - наличию естественных монополий; - жесткой политике нового президента; - незаинтересованности в таком распаде со стороны Запада. Исаев и Лукьянович видят в истории России 4 волны, имеющих возвышение и спад мощи и влияния страны: 1) от Олега до Ярослава Мудрого и от него до Орды; 2) от Москвы до Ивана Грозного и от него до Смуты; 3) от первых Романовых до Александра 1 и от него до 1917 г.; 4) от Ленина до конца правления Сталина и от него до 1991 г. Сейчас должна начаться 5-я волна.
2) Распад в начале 1990-х империи СССР произошел по комплексу внутренних и внешних причин: - первая группа причин связана с историко-географическим фактором. Это, в первую очередь, сравнительно недавно (в 16-19 вв.) приобретенные огромные территории страны, на которую не хватало населения. Создание инфраструктуры по европейским стандартам обходилось СССР из-за протяженности и климата многократно дороже; - вторая группа причин связана с экономическими факторами. Сюда можно отнести неэффективную форму государственной экономической централизации, стремление к созданию монополий в промышленности, экстенсивный путь хозяйствования, ориентированный, в основном, на сырье; - третья группа причин связана с политическими факторами: это тоталитарное управление страной, зависимость ее развития и положения от линии одной партии и ее лидера. Утраты России: - отторгнуто более 5 млн. км2 (24%) территории, в т.ч. ряда экономически важных регионов; - на утраченных территориях осталась половина (49%!) населения СССР. Т.о., от России отошли наиболее густонаселенные (и, следовательно, развитые) области. Плотность населения страны упала; - в военных конфликтах было убито примерно ½ миллиона человек, что сравнимо с «нормальной» гражданской войной; - возникло ок. 5 млн. беженцев; - русская нация вошла в число «расчлененных» народов, за рубежом до сих пор находятся около 25 млн. русских; - потеряны удобные выходы к Балтийскому и Черному морям; - утрачены большие части шельфов трех самых удобных морей; - произошел территориальный сдвиг страны на север и восток; - потеряны прямые сухопутные выходы к Центральной и Западной Европе; РФ удалилась от ряда мировых транспортных путей; - Россия потеряла 2 «защитные оболочки»; - Россия получила необустроенные границы и эксклав в виде Калининградской области; - на границах России появился ряд ослабленных соседей, в том числе «горячие точки»; - последствия распада СССР продолжились в попытках разделения России; - экономика страны практически полностью переориентировалась на экспорт сырья; - произошло падение промышленного производства в 10 раз (последствия, сравнимые с двумя мировыми войнами), а также сельского хозяйства (импортируется почти полвина продовольствия); - произошла «утечка умов», сокращение числа научных работников на две трети; - усилились региональные контрасты; возникли депрессивные регионы. Сейчас лишь 12 субъектов федерации из 83 являютсядонорами; - произошла утрата имиджа великой державы. ВВП России составляет 3-3,5% от мирового. Боевой потенциал в 3 р. меньше, чем у НАТО. Потенциалы России: - 17 млн. км2 суши (1/8 часть мира); - более 140 млн. чел. населения (в основном, титульной нации); - на территории остались лучшие естественные (в т.ч. аграрные) ресурсы; - остался основной промышленный потенциал бывшего СССР; - сохранены выходы к морям; - Россия сохранила контакты с развитыми странами; - страна остается транзитным коридором через Евразию.
3) Крах и распад СССР привел к существенным изменениям в мировой расстановке геополитических сил, где наше государство опустилось с верхней строки в середину списка и продолжает опускаться. Сейчас Россия занимает уже не 2-е (как во времена СССР), а 7-е место в рейтинге потенциала международного влияния (после США с их гигантским отрывом, Китая, Японии, Германии, Франции и Великобритании). По ВВП Россия еще находится примерно на 10 месте в мире. В то же время по ИРЧП страна уже 5 лет располагается на 66-м месте (0,75, после Ливии), характерными ее соседями в социально-экономических рейтингах являются Мексика, Панама, Чили, Узбекистан и т.п. страны. (ИРЧП в СССР составлял 0,92 (ок. 25-го места в мире (?)). Россия в 1992 г. занимала 52-е место с индексом 0,85.) Современные характеристики России весьма противоречивы. Часть населения и элиты все еще предпочитает называть ее «великой державой» - хотя бы в силу того, что и в настоящем виде она является крупнейшей страной мира по занимаемой территории (почти 13%) и обладает примерно 20% ресурсов Земли.. Однако в то же время по численности населения этот показатель составляет 2%, Россия опустилась по нему с 3 на 9 место в мире и продолжает опускаться. М.Ломоносов писал: «Полагаю самым главным делом сохранение и размножение российского народа, в чем состоит величество, могущество и богатство всего государства, а не в обширности, тщетной без обитателей». Средняя плотность населения составляет в России 8,5 чел. на 1 км2, что более чем в 4 раза ниже среднемирового показателя. Причем если в европейской части страны плотность населения сравнительно высока (около 27 человек на 1 км2) и сравнима со средней плотностью населения в таких регионах мира, как Африка и Америка, то в азиатской части она является крайне низкой (2,5 человек на 1 км2), - а это ¾ территории страны. Средняя плотность в странах Зап. Европы – 100-300 чел./км2. 45% территории России занята лесами. В южной части страны (26% территории) проживает более 95% населения, а в северной (3/4 территории) – менее 5%. К 2025 г. в Сибири останется менее 18 млн., т.е. по сравнению с 1991 г. население сократится почти на 20%. Еще более тяжелая демографическая ситуация складывается на Дальнем Востоке, где за 15 лет число жителей уже сократилось больше чем на 16%. Будучи подвержена, как и страны Европы, тенденции старения населения, Россия существенно отстает от них по продолжительности жизни - на 15-19 лет для мужчин и на 7-12 лет для женщин. При этом российские мужчины в трудоспособном возрасте умирают чаще европейских в 10 раз, а женщины – в 4 раза.
Вторым аргументом в пользу статуса великой державы обычно называются природные ресурсы России. Действительно, страна занимает 1 место в мире по разведанным запасам газа, железной и медной руд, калийных солей и апатитов, алмазов (а т.ж. торфа, янтаря), 2 место – по запасам угля и золота, выделяется запасами многих цветных металлов. Россия занимает 1 место в мире по общим земельным и лесным площадям, запасам древесины, 2 место – по запасам водных ресурсов и пресной воды, гидроэнергопотенциалу рек, третье место – по площади обрабатываемых земель. Однако главным недостатком данного фактора является неравномерность распределения этих ресурсов по ее территории и вызванная все той же протяженностью страны огромная удаленность их от центра. При этом большая часть наиболее значимых ресурсов находится в наименее освоенной азиатской части страны. Кроме того, Россия не обладает ни одним ресурсом, ни одной отраслью, которые были бы стратегически значимы для мировой экономики – даже в сырьевой сфере. Таким образом: 1) фактически можно говорить лишь о потенциальном богатстве России природными ресурсами; 2) огромные территории России по многим факторам являются скорее ее недостатком, чем достоинством; 3) богатство природными ресурсами порождает сырьевую ориентацию экономики России, что характерно лишь для неразвитых стран (т.н. «сырьевое проклятие»). Кроме всего сказанного, необходимо учитывать широтное расположение России. Она относится к северным странам, причем в целом ее природные условия оцениваются как мало- и неблагоприятные для проживания и жизнедеятельности. Естественно-природные особенности остаются причиной краткости сезона полевых работ. На северо-западе (Санкт-Петербург) он длится 4 месяца, в центральных областях (в районе Москвы) - 5,5, в степи - 6 месяцев в году. В Западной Европе полевые работы продолжаются 8-9 месяцев. Большую часть территории России с полным основанием можно отнести к зоне рискованного земледелия. Это обусловливало низкую урожайность сельскохозяйственных культур: средняя урожайность в России равна 20 центнерам с гектара против 70-80 центнеров в Англии, Голландии и Швейцарии. Неразвита инфраструктура. Даже в европейской части России более 1/3 населенных пунктов не связаны с районными центрами дорогами с твердым покрытием. В Орловской, Тульской, Ярославской областях без такой связи в начале XXI в. остается более половины сел и деревень. Доля энергетической и транспортной составляющей в себестоимости продукции выше, чем в Европе. Это автоматически снижает размер оплаты труда. По мнению некоторых ученых, «Россия из геополитической реальности медленно, но неуклонно становится национальной пустыней» (Н.Козин, 2006), «российское общество напоминает рассыпающийся песок» (ВЦИОМ, 2006), у граждан страны «нет ни общей идеологии, ни общих целей и интересов» (ИС РАН, 2008).
Главная геополитическая проблема самоопределения России в том, что она евразийская держава только с географической и политической т.зр., а с демографической, культурно-конфессиональной и экономической – европейская. В то же время по данным опроса 2007 г., ¾ россиян считают, что Россия – евразийское государство с собственным историческим путем развития, и примерно по 10% определяют ее как западное или восточное государство. В настоящее время в российском обществе существует множество точек зрения относительно сущности и будущего страны: - Россия должна возродиться как сильная военная империя в границах бывшего СССР (империалисты); - Россия должна стать государством, вокруг которого сложится новый добровольный союз бывших советских республик (объединители); - Россия должна быть сильной военной державой (державники); - Россия как евразийская держава (евразийцы); - Россия должна быть государством русского народа (русские националисты); - Россия должна быть многонациональным государством равноправных народов (интернационалисты); - Россия должна вернуться к социалистическому строю (социалисты-реставраторы); - Россия должна стать государством с рыночной экономикой, демократическими свободами и соблюдением прав человека (демократы-западники); - Россия должна стать государством, сила и могущество которого обеспечиваются благодаря росту благосостояния граждан (постсоветские индивидуалисты); - Россия должна стать христианской православной страной (православные христиане). Одна из самых трудных внутренних проблем России заключается в незавершенности формирования государственной системы, начиная с административно-территориального устройства. По данному вопросу существует широкий спектр взглядов, которые можно объединить в четыре основных варианта административно-территориальной трансформации страны: - унитарная авторитарная империя; - федеративное государство. - конфедерация, раскол России на две-три части; - распад РФ по аналогии с СССР. Имперский вариант натолкнется на антироссийские блоки у границ и вряд ли осуществим мирным путем. 3-й вариант (З.Бжезинского) – распад Хартленда и неизбежная активизация нестабильности на его территории. Что касается 4-го варианта, то в 2004 г. ЦРУ сделало доклад о возможном распаде РФ на 8 независимых государств. Наиболее предпочтительным выглядит второй вариант. По Р.Мухаеву, возможны 5 сценариев дальнейшего геостратегического развития России: 1) «униженный, нестабильный гигант», с нарастающими националистическими, фашистскими тенденциями; 2) союз с Западом, с вступлением в большинство блоков; 3) антизападное самоутверждение, возрождение как наследника СССР; 4) союз с Китаем (и другими восточными гигантами) против США (другими авторами предлагается и союз с мусульманским миром); 5) объединение в рамках союза славянских постсоветских республик, в дальнейшем – СНГ.
4) Геопространство, согласно Н.Крондо, включает в себя 4 пояса: ядро, срединную зону, внутреннюю и внешнюю периферии. Ядро российского пространства – Московский регион. Его территориальное расположение не изменилось, но геополитическое стало иным. Со смещением страны на север и восток Москва уже не является естественным центром России, управление страной из Москвы неудобно. Также западное расположение столицы символизирует ориентацию страны на Запад. В социально-экономическом и политическом отношении Москва стала, по сути, анклавом (наличие внутренних анклавов является особенностью развивающихся стран). В нем аккумулируются 70-80% всех финансовых потоков бывшего СССР, здесь самый высокий уровень жизни, сюда направляются основные инвестиции, основные политические события происходят только здесь. Наметилась тенденция к самозамыканию столичного региона. Наконец, в роли распределителя богатств всей страны Москва не может выполнять функцию нравственно-духовного центра государства. Срединная зона России – это пространство (треугольник) между Санкт-Петербургом, Ростовом н/Д и Кузбассом (Кемерово). Срединная зона, следуя за периферией, начинает разрываться в широтном направлении, и ее необходимо укреплять. Внутренняя периферия охватывает территории, расположенные между срединной зоной и госграницами. Компактность России за счет внутренней периферии снизилась после распада Союза: появился эксклав и южный выступ в виде Северного Кавказа. Внешняя периферия включает, в 1 оч., все республики бывшего СССР. Оси развития России деформированы, западная и южная утрачены.
Геоположение России в мире можно представить в виде сетки секторально-поясной модели. При этом пространство вокруг страны можно радиально разделить на 4 основных сектора (Север, Запад, Юг, Восток), а их – на подсектора (н-р, Запад Северный и Запад Южный – и т.д.). По признаку географической близости к России можно выделить 5 ее поясов («геооболочек»). 1-й пояс – очевидно, страны бывшего СССР, а теперь – ближнее зарубежье России, плюс Финляндия, Япония, США и другие ее соседи. 2-й пояс – уровень Северной и Восточной Европы, Ближнего Востока и Средней Азии. 3-й – Средняя Европа, Северная Африка, Южная и Юго-Восточная Азия. 4-й – Атлантика и Северная Америка, неарабская Африка, Индийский океан, Австралия. 5-й сектор – Латинская Америка, Южный океан и Антарктида.
Первостепенное значение для геостратегии России имеет периметр границ бывшего Советского Союза. Это обусловлено рядом причин, в первую очередь, большой значимостью ближнего зарубежья для безопасности России, а во-вторых, в силу разделения русской нации. Западные аналитики отмечают, что сейчас Россию окружают уже более динамично развивающиеся государства. Пояс стран-соседей России является зоной международной конкуренции, которая временами приобретает особую остроту в связи с энергосырьевыми, военно-политическими, а иногда и территориальными проблемами. Даже при урегулировании Россией в 2000-х гг. ряда территориальных споров со странами Балтии, Норвегией, Китаем, они остаются в той или иной форме в отношениях с Японией, Украиной, США, Финляндией, Германией, Китаем, странами Балтии. Кроме того, в этом поясе остаются очаги нерешенных территориальных споров между новыми странами. Нагорный Карабах, Южная Осетия, Абхазия и Приднестровская Молдавская Республика в той или иной степени являются объектами экономического субсидирования со стороны России. Сейчас уже очевидно разделение стран БЗ на три группы: 1) активно отторгающие отношения с Россией (Прибалтика, Грузия, частично Украина); 2) стремящиеся частично сохранить специфику связей с Москвой при сохранении свободы внешнеполитического маневра (Молдавия, Азербайджан, Узбекистан, Туркменистан, Киргизия, Таджикистан); 3) согласные с принадлежностью к ядрам ориентированных на Россию интеграционных процессов (Казахстан, Белоруссия, Армения). Русский язык используется как второй государственный лишь в Белоруссии и Киргизии.
Национальные интересы (важнейшие потребности) России на постсоветском пространстве заключаются в следующем: - дружественной позиции б. союзных государств (пояс безопасности); - в их внутренней стабильности и отсутствии конфликтов между ними; - предотвращении транснациональных угроз. Предпринятая с распадом СССР попытка сохранить его территории в виде даже не конфедерации, а хотя бы союза (Содружество независимых государств), в целом, не удалась. В СНГ отказались вступать 3 страны Прибалтики, Грузия позже вышла из него. Сейчас СНГ существует, в основном, формально (по Путину, «форма цивилизованного развода»), он расколот как экономически, так и политически. Содружество фактически распалось на несколько локальных экономических блоков: Центрально-Азиатское экономическое сообщество (Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан), Евразийское экономическое сообщество (Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан), Таможенный союз (Белоруссия, Казахстан, Россия), Союзное государство Белоруссии и России, Содружество демократического выбора (Прибалтика, Украина, Молдавия, Грузия и три балканские страны). Надвое раскололось и его военно-стратегическое пространство: на Организацию договора о коллективной безопасности и ГУАМ. Из ОДКБ вышли 3 страны (Грузия, Азербайджан, Узбекистан). За постсоветский период доля стран СНГ во внешнеторговом обороте России упала с 55 до 20%. Из 10 стран СНГ у России лишь 5 формальных союзников, входящих в Организацию Договора о коллективной безопасности и Евразийское экономическое сообщество: Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия и Таджикистан. Попытки России сохранить интерирующие возможности СНГ ложатся тяжелым бременем на ее бюджет. На страны ближнего зарубежья наша страна расходует столько же, сколько на национальную оборону и здравоохранение. С нач. 2000-х гг. фокус внимания российских политиков стал перемещаться на возможности наладить в СНГ не всеобъемлющее, а «избирательное» сотрудничество интеграционного типа. Политический прагматизм России в ближнем зарубежье возможен и в форме отказа от сохранения любой ценой СНГ и Союзного государства РБ («цивилизованный развод»). Более целесообразным может оказаться создание новых структур из числа членов СНГ. Наиболее перспективна для интеграционного сближения организация Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Локомотивом выступают Россия, Казахстан и Белоруссия, которые создали 2011 г. Таможенный союз.
В 1990-2000-е гг. на территории ряда приграничных России постсоветских государств при всей легитимности политических процессов произошли государственные перевороты – т.н. «цветные («оранжевые», «бархатные») революции». Это: Узбекистан, Киргизия, Украина, Грузия, где пришли к власти проамериканские режимы. Технологии инспирирования этих процессов таковы: - поощрение этносуверенитета, национального нигилизма; - «развращение свободой» по-американски; - подкуп элит; - поощрение русофобии; - культурная экспансия, вестернизация; - политизация экономики; - захват решающих областей экономик; - разрушение дееспособных политических и эконом. структур; - поддержание перманентной реформы госвласти, достижение безвластия; - приучение к зависимости извне. Тем не менее, во 2 пол. 2000-х этот процесс стал встречать противодействие со стороны стран СНГ. Так, произошло смещение проамериканских правительств в Украине и Киргизии. Неудачей закончились попытки «цветных» революций в Узбекистане, Казахстане, Азербайджане, Молдове, Белоруссии и в самой России.
Чрезвычайно важным и перспективным является встраивание России в Европу. По мнению ряда ученых, эта интеграция более важна, чем в СНГ. Успех реализации этого направления во многом зависит от адаптации России к европейским условиям, к рыночному хозяйству, гражданскому обществу, демократии и правовому государству. В интересах России стремиться к связующей роли Восточной Европы между нашей страной и Западной Европой. Участие ЕС в обновлении России произвело бы предотвращение перемещения росс. капитала на Восток. Среди важнейших приоритетов России особое место занимает формирование партнерства с США. Со своей стороны США будут нуждаться в партнерстве с Россией для нейтрализации влияния Китая. В любом случае Россия должна превращаться в один из центров сил на мировой арене. Условием ее эффективности должен быть многовекторный внешний курс. Это предполагает и инициирует сотрудничество с Японией и Китаем, со странами Латинской Америки, Африки. Однако последние еще долгое время останутся на периферии интересов России. В интересах России способствовать укреплению глобальных и региональных структур, ставящих своей целью обеспечение мира, безопасности и сотрудничества ООН и G20.
5) В настоящее время в России действует Военная доктрина, принятая в начале 2010 года. В качестве внешних военных опасностей она называет следующие: 1) глобализация НАТО и ее приближение к границам России; 2) дестабилизации обстановки в приграничных России странах, применение в них военной силы; 3) военное присутствие других государств и их групп вблизи границ с Россией, в т.ч. систем ПРО; 4) территориальные претензии к России, нарушение договоров с ней; 5) распространение ОМП и терроризма и др. Президент указывает на то, что у России должны быть вооруженные силы, способные одновременно вести борьбу на региональном, глобальном, и, если потребуется, в нескольких локальных конфликтах. Россия не может вновь вступить в гонку вооружений. По его мнению, мы должны давать асимметричные ответы на вызовы других стран. В то же время в целом, в отличие от СССР, геополитика России носит оборонительный характер. (Произведена перестройка военных округов РФ. Приоритетным направлением военного строительства Президент назвал формирование профессиональных частей постоянной готовности. Это возможно в условиях контрактной службы с сокращением срока службы по призыву. Важна централизация управления военными силами в каждой физической сфере: воздушно-космическое пространство, сухопутные войска, военно-морской флот. Необходимо увеличить расходы на вооружение в 1,5 раза, доведя их до 4% от ВВП.) При этом доля современных образцов вооружений и техники в Российской армии имеет тенденцию снижения с 30% в 1995 г. до 10% в 2000-м и 5% к 2005 г. (в армиях стран - членов НАТО этот показатель составляет около 60%).
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 1038; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |