КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Морских транспортных судов
Технико-эксплуатационные характеристики
Морские транспортные суда отличаются друг от друга размерами, конструкцией корпуса, скоростью хода, планировкой грузовых помещений, конструкцией, расположением главных и вспомогательных механизмов и т.д. Все эти особенности определяют район плавания каждого судна, а также род его перевозок. Внутреннее устройство грузовых помещений, их расположение и объем, оснащенность судна грузовыми средствами, количество и размеры люков, число и площадь палуб, степень их загроможденности различными механизмами и устройствами, а также другие особенности влияют на эксплуатационные показатели и экономическую эффективность работы судна. Основными технико-эксплуатационными характеристиками судна являются линейные, весовые, объемные характеристики, скорость хода, нормы расхода топлива, воды и смазки. К линейным характеристикам судна относятся:
Длина наибольшая.………… ……………………………………Lmax Ширина наибольшая………………………….…………….…….Вмах Высота борта……………………………….………………….......Н Осадка ……………………………………..………………………..Т Высота надводного борта………………………………………...F
Линейные характеристики определяют возможность захода судна в порты, прохода каналами, плавания в тех или иных районах.
К весовым характеристикам судна относятся:
Водоизмещение в полном грузу………………………………..D Водоизмещение судна порожнем……………………………....D0 Валовая или полная грузоподъемность (дедвейт)…………….Dw Чистая грузоподъемность……………………………………….Dч Водоизмещение судна порожнем D0 – масса судна, готового для выхода в море со всем снабжением, водой в главных механизмах, котлах, конденсаторах и их трубопроводах, но без груза, пассажиров, экипажа, багажа, топлива, воды, масла и всех других расходных запасов. Водоизмещение в полном грузу D – водоизмещение судна при наибольшей допустимой осадке по грузовую марку, включающее в себя водоизмещение порожнем и массу груза, пассажиров, экипажа, багажа, расходных запасов, топлива, воды и масла. Дедвейт, или полная грузоподъемность судна Dw – разность между водоизмещением в полном грузу и водоизмещением порожнем т.е. DW = D – D0 Чистая грузоподъемность судна – максимальное кол-во тонн груза, которое может быть принято на судно к перевозке. Величина Dч судна – одна из важнейших эксплуатационных характеристик судна, так как по ее значению определяют транспортную работу, которую может выполнить судно. Величина Dч судна представляет собой разность между валовой грузоподъемностью и количеством рейсовых запасов: Dч = DW – Gзап К объемным характеристикам судна относятся грузовместимость и регистровая вместимость. Грузовместимость судна Wс – объемное кол-во грузов в кубометрах, которое может быть погружено в грузовые помещения судна до полного использования их вместимости. Регистровая вместимость является условным показателем вместимости судна. За ед. измерения регистровой вместимости принята регистровая тонна, которая равна 2,83 м3, или 100 фут3. Различают два вида регистровой вместимости: полную или валовую (брутто-регистровый тоннаж), и чистую (нетто-регистровый тоннаж). Регистровая вместимость используется для установления тождественности судов, статистики тоннажа, сравнения величины судов, взыскания с судов всевозможных сборов. В валовую регистровую вместимость включают объемы всех помещений под главной палубой и в надстройках, за исключением: помещений для вспомогательных механизмов, расположенных на верхней палубе; помещения рулевой рубки; если ее объем не превышает нормальных размеров; объемов танков двойного дна, если они не используются для перевозки топлива или грузов; помещений камбуза, если его объем не превышает нормальных значений; помещений гальюнов на верхней палубе из расчета одного на 50 чел, но не более 12; объемов световых люков, тамбуров и тамбурных пространств грузовых люков, если их объем не превышает 0,5% полной регистровой вместимости, а если больше, то излишек не исключается; объемов др. крытых помещений, не вполне защищенных, от воздействия непогоды. Чистая регистровая вместимость получается из валовой регистровой вместимости после общих и специальных вычетов. В общие вычеты включают объем жилых и бытовых помещений для команды; крытых и огороженных помещений для вспомогательных механизмов и котлов, расположенных не на верхней палубе, но если они не являются частью машинного отделения; помещений штурманских рубок и помещений, в которых хранятся карты, навигационные и сигнальные приборы, шкиперские запасы, помещений водяного балласта, расположенных вне двойного дна, при условии, что они используются только для балласта; помещений, в которых находятся механизмы, служащие для управления рулем, для уборки и подъема якорей, если они не находятся на верхней палубе. Скорость – одна из важнейших технико-эксплутационных характеристик судна, так как от ее величины зависит его провозная способность и скорость доставки грузов и пассажиров Скорость хода оказывает влияние на величину расходов, связанных с эксплуатацией судна. Сдаточная скорость судна Vсд – максимальная скорость, которую развивает судно на ходовых испытаниях после его постройки. Техническую скорость Vтех судно должно развивать в течение длительного периода при нормальном режиме работы главных механизмов на обычном для них сорте топлива. Техническую скорость судна устанавливают для всех режимом его движения: в грузу Vгр и в балласте Vбал. Техническую скорость определяют в результате теплотехнических испытаний, проводимых службой судового хозяйства пароходства. Значение скорости, полученной в результате теплотехнических испытаний, заносят в паспорт судна. Поэтому ее называют паспортной скоростью и используют при техническом планировании судна. Средняя эксплутационная скорость судна Vэкс получается делением всего пройденного судном расстояния на время, затраченное на переход (за вычетом времени стоянки в пути с неработающей машиной). Важной характеристикой судна являются нормативы расходов топлива, воды и смазки. Общий расход топлива на судах зависит от: типа и мощности судовой силовой установки и ее технического состояния; коэффициента использования мощности силовой установки; вида топлива и его калорийности; скорости хода судна. Нормативы расхода топлива устанавливают теплотехническим и испытаниями для каждого судна на всю установку в сутки, отдельно на период нахождения судна на ходу и на стоянке и обозначают соответственно через gт.х. и gт.ст. Стояночный норматив расчленяется на стояночный расход топлива с применением грузовых судовых средств и расход топлива без применения грузовых средств. Запасы топлива, воды и смазки зависят от продолжительности рейса, возможности пополнения их в промежуточных портах захода, трассы рейса и вида топлива. Для приема топлива, воды и смазки на судах имеются основные и запасные бункеры и цистерны.
Морское транспортное судно является основной производственной единицей морского транспорта, осуществляющего перевозки грузов в различных видах плавания. Поэтому является центральным объектом планирования, который определяется как законченный цикл перемещений грузов судном. Рейс – это транспортный процесс перевозки грузов или пассажиров, за определённый интервал времени между определенными географическими пунктами или районами. Рейс состоит из технологических процессов, основными из которых являются: а) обработка и обслуживание судна в порту; б) перемещение судна по морским путям. В свою очередь технологические процессы состоят из технологических операций, которые рассматриваются как элементы производственного процесса или рейса. К операциям, выполняемым в порту, относятся: погрузка, выгрузка (грузовые операции), бункеровка, подача воды (операции снабжения) и т.д. К операциям, выполняемым судном напереходе, относятся: маневрирование, прохождение каналов, узкостей и др. Рейсы могут иметь сложную структуру и содержать несколько из перечисленных пунктов. Началом рейса считается момент полной передачи судном груза и завершения оформления грузовых документов, связанных с предыдущим рейсом. Окончанием рейса является момент фактического окончания выгрузки и оформления грузовых документов по данному рейсу. Морское транспортное судно является основной производственной единицей морского транспорта, осуществляющего перевозки грузов в различных видах плавания. Поэтому является центральным объектом планирования, который определяется как законченный цикл перемещений грузов судном. Рейс – это транспортный процесс перевозки грузов или пассажиров, за определённый интервал времени между определенными географическими пунктами или районами. Рейс состоит из технологических процессов, основными из которых являются: а) обработка и обслуживание судна в порту; б) перемещение судна по морским путям. В свою очередь технологические процессы состоят из технологических операций, которые рассматриваются как элементы производственного процесса или рейса. К операциям, выполняемым в порту, относятся: погрузка, выгрузка (грузовые операции), бункеровка, подача воды (операции снабжения) и т.д. К операциям, выполняемым судном напереходе, относятся: маневрирование, прохождение каналов, узкостей и др. Рейсы могут иметь сложную структуру и содержать несколько из перечисленных пунктов. Началом рейса считается момент полной передачи судном груза и завершения оформления грузовых документов, связанных с предыдущим рейсом. Окончанием рейса является момент фактического окончания выгрузки и оформления грузовых документов по данному рейсу. Рейсовый план содержит основные производственно-финансовые показатели работы судна в условиях конкретного рейса. Эксплуатационные и экономические показатели необходимы для планирования, анализа и оценки работы каждого транспортного судна или определенной группы и серии судов, а также работы отдельных видов флота. По составу эксплуатационные и экономические показатели подразделяют на количественные и качественные. Количественные показатели определяют общий объем выполняемой транспортной работы и абсолютные размеры произведенных затрат судна, денежных средств и труда (контингент работников плавсостава) на выполнение этой работы. К количественным (объемным) показателям относят затраты судна в тоннаже-сутках и тоннаже-милях, объем перевозок в тоннах, грузооборот в тонно-милях, общие расходы и доходы по судну а в целом по флоту. Качественные показатели выявляют качество использования судна по нагрузке, скорости, времени и производительности. К этой группе показателей относят себестоимость единицы транспортной продукции, фондоотдача, рентабельность, производительность, эффективность. Перечень основных показателей приводятся в Таблице 1.
Таблица 1
Основным показателембюджета времени судна является календарный период (плановый показатель) Тк = Тэ + Твнеэксп
Тк - судо-сутки календарные - определенный период (месяц, квартал, год.), когда судно находится в составе транспортного флота судоходных компаний и производится учёт его работы; ТЭ - судо-сутки в эксплуатации - время транспортной работы судна.
Тк.м.ч. + Тотст + Трем = Твнеэксп
Трем. - время ремонта, сут. Тк.м.ч. - время котло-мото чистки, сут. Тотст.- время межнавигационного отстоя, сут. Бюджет времени судна представлен на рисунке 1.
Бюджет времени судна.
Транспортные издержки судна - это совокупные затраты, связанные с производственными услугами, предоставленными судовладельцем с целью перевозки грузов или пассажиров. Распределение расходов в зависимости от их отношения к элементам времени рейса – ходовому и стояночному времени делит их на постоянные и переменные. Расходы, которые распределяются между движением и стоянкой судна пропорционально числу суток или часов каждого из этих элементов времени рейса, называются постоянными. Расходы, меняющиеся в зависимости от того, находится судно на ходу или на стоянке, называется переменными. К этой группе относятся расходы на топливо и смазку. Все остальные эксплуатационные расходы судов относятся к постоянным.
Доходы – сумма средств, получаемых предприятиями морского транспорта за выполнение работ и услуг: перевозки грузов и пассажиров, погрузочно-разгрузочные, аварийно-спасательные, подводно-технические работы и др. Основные доходы морской транспорт получает за перевозки грузов и пассажиров в каботажном и заграничном плавании.
Доходы судна состоят в основном из платы за перевозку. Другие статьи доходов судна – штрафы за сверхнормативный простой, участие экипажа в грузовых работах и т.д. – не играют существенной роли в общей сумме доходов.
Доходы судна рассчитывают по формуле:
где fij –тарифная (фрахтовая) ставка за перевозку i-гo груза на j-м направлении; Qij - количество i-гo груза, перевезенного судном (за рейс, год) на j-м направлении. В ряде случаев вместо тарифов или фрахтов могут быть приняты в расчёт средние доходные ставки, установленные по отчетным данным. Тариф – заранее установленная провозная плата, опубликованная для всеобщего сведения, обязательная для транспорта и взимаемая одинаково со всех клиентов. Фрахтовая ставка – провозная плата устанавливаемая в каждом отдельном случае перевозки по соглашению судовладельца с грузовладельцем в зависимости от того, на каком судне и между какими портами совершается перевозка, в каком количестве предъявлен груз, какие расходы должно оплатить судно и какие нормы грузовых работ в портах гарантирует фрахтователь. Каботажные тарифы предусматривают разделение тарифной ставки провозной платы на две составные части: движенческую и стояночную. Движенческая тарифная ставка возмещает расходы судна по движению судна. Её размер установлен в зависимости от загрузки судов, которая определяется удельным погрузочным объёмом груза. Движенческие тарифные ставки установлены в копейках на 1 тонно-милю. Стояночная тарифная ставка возмещает расходы судна за стоянку его в портах погрузки и выгрузки. Размер этой ставки установлен в копейках за 1 тонну погруженного или выгруженного груза в зависимости от трудоёмкости последнего, дифференцирование по портам и морским бассейнам. Финансовый результат рейса:
F = Добщ – Rобщ
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 2546; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |