КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Создание и политическое развитие Киевской Руси
Тема 1. Введение. Зарождение цивилизации на территории Украины. Киевская Русь. Галицко-Волынское княжество Белгород 2009 КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ Кафедра украиноведения ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОУ ВПО «БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
«История Украины»
Специальности: ___________________________________________
Составитель:___Олейник Н.Н._____________________ ___Олейник А.Н._____________________ Славяне – большая группа европейских народов, объединенных близостью языков и общим происхождением. В территориальном и языковом отношении славяне делятся на восточных (украинцы, россияне, белорусы), западных (поляки, чехи, словаки) и южных (болгары, македонцы, хорваты, словенцы, боснийцы, черногорцы, сербы). Вопрос о происхождении славян до конца не раскрыт. Ученые продолжают спорить и выдвигают различные гипотезы относительно территории, которую первоначально занимали славяне. Большинство археологов считает, что древнейшие славяне были потомками скотоводческо-земледельческих племен культуры шнурковой керамики, которые на рубеже III-II тыс. до н. э. занимали территорию Северного Причерноморья, Восточного Прикарпатья, Центральной и Восточной Европы. Некоторые ученые считают, что появление древних славян произошло значительно позже на территории западной Польши. Следствием расселения славян на огромных территориях стало постепенное исчезновение единства их этнической и языковой общности, что, в конечном счете, привело к созданию грех славянских групп – восточной, западной и южной. На территории современной Украины жили восточные славяне. Они объединялись в 14 крупных племенных союзов и заселяли земли не только Украины, но и Белоруссии и России. На Украине наиболее развитым были племена полян (в Центральной Украине на берегах Днепра), древляне, северяне, уличи и другие. Именно от этих племен берет начало украинский народ. Восточнославянские племена имели общий язык, единую веру (язычество). Центрами племен становились города, окруженные многочисленными селами. Одним из наиболее крупных городов был Киев. У восточных славян государственность создавалась на протяжении длительного времени. Этот процесс начался задолго до создания Киевского государства. Так, еще в VIII-IХ веках новой эры в трудах арабских и персидских географов встречаются упоминания о государственных образованиях восточнославянских племен – Артания (Арсания, Арта), Куявия (Куяба, Куябия) и Славия (ас-Славия). Эти государства торговали с мусульманским востоком. Артавию часть историков связывает с землями антов, другая часть – с Тмутараканью, Черниговом, Рязанью. В IX в. крупнейшими и наиболее значительными центрами восточных славян были Киев и Новгород. Объединение их во второй половине IX в. положило начало единому раннефеодальному государству на Руси.
Летописец свидетельствует о том, что в 882 г новгородский князь Олег со своей дружиной (войском) спустился вниз по Днепру, захватил Смоленск, Любеч, подошел к Киеву, убил киевского князя Аскольда и стал править в Киеве, превратив его в центр русского государства. Князь Олег (882-912) был выдающимся правителем Киевского государства, именно он начал собирать восточнославянские земли вокруг Киева. Он присоединил к Киеву соседние славянские племена – древлян, северян, радимичей, создав могущественное государство вокруг водного торгового пути «из варяг в греки». Во главе многочисленного войска князь Олег осуществил поход на Византию, победил и заставил византийского императора заключить очень выгодные для киевского князя торговые соглашения. К тому же византийский император вынужден был заплатить Олегу большую контрибуцию – 48 тыс. гривен золота. После смерти Олега в Киеве стал править Игорь (912-945), положивший начало правлению на Руси династии Рюриковичей. Он старался закрепить достижения своего предшественника, но не всегда удачно. В войне с Византией он потерпел поражение, потерял флот. В 945 году Игорь вынужден был заключить с Византией новый договор. Согласно этому договору киевский князь не должен был нападать на владения Византии вКрыму, терял право держать военные гарнизоны в дельте Днепра. Оба государства обещали предоставлять друг другу военную помощь, если в этом возникнет необходимость. В 913 и 943 годах Игорь осуществил два похода на Кавказ, расширив, таким образом, возможности для торговли с восточными странами. Во времена правления Игоря на Русь впервые напали печенеги (кочевые племена из Азии). С ними был заключен мир. В 945 году Игорь погиб от рук восставших древлян, и Киевской Русью от имени малолетнего сына Святослава стала править жена Игоря Ольга (945-964гг). Согласно языческим законам, княгиня Олега жестоко расправилась с древлянами за смерть своего мужа, сожгла их главный город Искоростень. Часть горожан были убиты, другие превращены в рабов. В то же время Ольга урегулировала сбор дани, определив её размеры и место сбора. В 957 Году Ольга посетила Константинополь, где приняла христианство. Значительно расширились границы, возросло могущество и международный авторитет Киевской Руси во времена княжения сына Игоря и Ольги Святослава (964-972), который по свидетельству летописца, был храбрым и справедливым князем и воином. Всю жизнь Святослав провел в походах и боях. Святослав покорил славянские племена вятичей (в бассейне р. Оки), нанес поражение волжским болгарам, а в 965 году разгромил Хазарский каганат и разрушил его столицу Итиль. На Северном Кавказе Святослав победил племена ясов и косогов, закрепил власть Киевской Руси на Таманском и Керченском полуостровах, создав там Тмутараканское княжество. В 967 году князь начал поход против Болгарии и подчинил себе почти всю территорию этого государства. В город Переяславец на Дунае планировал перенести столицу Киевской Руси. Новый поход Киевского князя на Балканы оказался менее удачным, чем предыдущий. В июле 971 года Святослав вынужден был подписать с Византией мирный договор, по которому он отказывался от придунайских земель. Весной 972 года Святослав с дружиной, возвращаясь Киев, попал в засаду, организованную печенегами. В ходе боя князь погиб. В результате в состав Киевской Руси вошли низовье Дона, Северный Кавказ и Восточный Крым. Дружины Святослава воевали против хазар, но ослабление Хазарского каганата обернулось новой бедой для Руси: открылся путь для наступления на Украину кочевых народов Азии. Со смертью Святослава заканчивается первый период Киевского государства – период объединения.восточных славян в крупное государственное образование, получившее название Русь. Власть в этом государстве принадлежала князю, который опирался на войско (дружину). Дружина была постоянной военной силой княжества. Члены дружины принимали участие в управлении княжеством и личным хозяйством князя. Дружинники за службу получали от князя содержание натурой или землями. Княжеская дружина делилась на две группы: старшую дружину и младшую дружину. Старшая дружина состояла в основном из знатных дружинников – бояр, которые были одновременно и советниками князя в военных и административных вопросах. Сосредотачивая в своих руках большие земельные наделы и власть, старшие дружинники постепенно превращались в крупных землевладельцев – феодалов. Ядро княжеского войска составляла младшая дружина. Она возглавляла народное ополчение, охраняла князя, его имущество, княжеский двор, выполняла различные судебно-административные и хозяйственные поручения. С этой части дружины формировалась служилая аристократия – шляхта (дворянство). Высшего могущества и расцвета Киевское государство достигло во времена правления князя Владимира Святославовича (980-1015 гг.). Продолжая политику своего отца, и опираясь на дружину и феодальную знать, Владимир укреплял свою власть и расширял границы государства. В конце X вв. границах Киевской Руси были объединены все восточнославянские и многие неславянские племена. Владения Владимира были самыми большими в Европе, занимая около 800 тыс. квадратных километров. С целью укрепления безопасности своего государства и защиты его от кочевников (печенегов, черных клобуков) Владимир приказал создать укрепленную линию с городами-крепостями по рекам Стугна, Десна, Ирпень, Трубеж и Суда. Укреплялась великокняжеская власть, вместе с ней рос и креп класс феодалов. Новое состояние общества требовало новой идеологии. Язычество уже не отвечало требованиям нового классового общества. Владимир решил ввести на Руси единую государственную религию. Он остановил свой выбор на христианстве в его византийской разновидности (православии). Такой выбор объяснялся, прежде всего, политическими причинами – стремлением Владимира породниться с Византийскими императорами, укрепить политические и экономические связи с Византией и Европой. Крещение Руси – важнейшее достижение Владимира – имело огромное политическое значение. Более тесными стали международные связи Киевского государства. Русь на равных вошла вкруг европейских страд. Князь Владимир развивал политико-экономические и культурные связи с Византией, Польшей, Венгрией, Чехией, западноевропейскими странами. Принятие христианства имело положительные последствия и во внутренней жизни страны. Так как византийская церковь поддерживала право монарха на власть, киевские князья нашли в христианстве ту идеологическую опору, которой раньше они не имели. Новая религия способствовала культурному развитию страны. Изменились обычаи и традиции населения, отношение к бедным и рабам, женщине и её положению в семье. Принятие христианства повлияло на развитие и обогащение русской литературы, стало более интенсивным распространений письменности и образования. Во времена Владимира Святославовича Киев вырос, его территория была защищена новыми валами и каменными башнями. В Киеве была построена Десятинная церковь, каменный княжий дворец и другие сооружения. Владимир начал чеканить монеты с изображением трезубца, который стал приобретать значение государственного герба. После смерти князя Владимира на протяжений четырех лет продолжалась междуусобная борьба между его сыновьями (Владимир имел 12 законных сыновей) за киевский престол, пока, наконец, в 1019 г. великим Киевским князем не стал Ярослав, прозванный в народе Мудрым. Годы правления Ярослава Мудрого (1019-1054) стали апогеем могущества Киевской Руси. Ярослав продолжал расширять границы своих и без того огромных владений, отвоевал земли у поляков, покорил новые прибалтийские племена и окончательно разбил печенегов. Возрос международный престиж Киевского государства. Ярослав укрепил свои отношения с европейскими монархами, вступая с ними в родственные связи. Жена Ярослава была шведской принцессой, одна из ее сестёр была женой польского короля, другая – женой византийского царевича. Трое из его сыновей были женаты на европейских принцессах, а три дочери вышли замуж за французского, норвежского и венгерского королей. Все европейские государства стремились к установлению дружественных отношений с Киевской Русью. Большое внимание Ярослав уделял внутреннему устройству своего государства. Он расширил и укрепил Киев, воздвиг вокруг него стену, построил множество церквей с золотыми куполами, дворцы. Киев превратился в один из красивейших городов мира. Расширялись старые, строились новые города в русских землях. Заботился князь Ярослав о развитии образования, основывая школы при храмах и монастырях. При соборе святой Софии в Киеве была создана библиотека. При Ярославе был основан Киево-Печерский монастырь – центр монашества и летописания. Ярослав свёл все общепринятые на Руси законы в единый сборник «Русская правда», ставший правовым кодексом всей страны и отражавший правовые нормы раннефеодальной эпохи. Пытался Ярослав решить проблему престолонаследования, избежать междоусобных войн за киевский престол, которые, как правило, начинались после смерти князя-отца между его сыновьями. В 1054 году князь ввел «горизонтальную» практику наследования великокняжеского престола, которая давала возможность всем сыновьям киевского князя побывать на киевском престоле. В годы правления Ярослава Мудрого Киевская Русь достигла наибольшего развития. Политическая и административная система Киевской Руси базировалась на княжеско-дружинном устройстве. Во главе государства был князь, – который сосредотачивал в своих руках всю полноту законодательной, исполнительной, судебной и военной власти. Князь опирался на постоянную военную организацию – дружину. Управлять государством князю помогали многочисленные управители – посадники, тысячники, дворецкие, тиуны и др. В Киевском государстве не было специальных судебных органов, судебные функции исполняли представители администрации и сам князь, шествовали специальные должностные лица, которые помогали князю осуществлять правосудие. Судебные функции исполняли и церковные органы.Существовал также вотчинный суд – право феодала самому судить зависимых от него людей. После смерти Ярослава Мудрого Киевское государство ослабевает и дробится на мало или совсем не связанные между собой феодальные княжества. Некоторые киевские князья (Владимир Мономах и его сын Мстислав) на какое-то время восстановили и укрепили великокняжескую власть, но остановить распад Киевской Руси не смогли. В начале второй половины XII в. могущественное Киевское государство (в результате развития феодальных отношений и укрепления местных феодальных центров) окончательно распалось на отдельные феодальные княжества. Однако политическая раздробленность не означала полной экономической самоизоляции княжеств и упадка экономики. И в период политической раздробленности продолжали развиваться ремесла, оживленно велась внутренняя и внешняя политика, торговля, росли города.
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 685; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |