КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Экономическое и социально-политическое развитие Украины
Утверждение политической независимости невозможно без создания высокоэффективной национальной экономики, ориентированной на удовлетворение повседневных потребностей людей. Ухудшение экономического положения неизбежно ставит под угрозу политическую независимость государства. Создание своей экономики Украина начала как одна из наиболее высокоразвитых республик бывшего Советского Союза. Однако в процессе строительства независимого государства она встретилась со многими трудности как объективного, так и субъективного характера. Прежде всего, были переоценены возможности украинской экономики, плохо осознана ее тесная взаимосвязь с экономикой других государств бывшего СССР и, прежде всего с Россией. В течение длительного периода не была разработана программа экономических реформ. Продолжал сохраняться крупный, плохо контролируемый государственный сектор и централизованное управление экономикой, что тормозило проведение реформ. Одной из причин катастрофического положения в экономике Украины следует также назвать неспособность руководителей разных уровней (многие из которых принадлежали к старой коррумпированной партийно-государственной номенклатуре) решать назревшие проблемы и, что самое главное, не хотели отдавать власть. Они не имели представления, что такое рынок и Демократия и поэтому стремились приспособить неуклюжую государственную экономику к новым условиям, целенаправленно и последовательно подавляя частное предпринимательство. Названные тенденции перерастали в национальную катастрофу, что наиболее заметно проявлялось в спаде промышленного производства, выпускающего товары народного потребления. Уже в 1992г, за чертой бедности оказались 64% населения страны. Все это вызывало критическое отношение у людей к независимости Украинского государства. В 1990-1994 гг. национальный доход Украины уменьшился на 57,8%. В результате в Украине был установлен наиболее высокий в мире налог с прибыли граждан – 90 %. Это вело к быстрому росту «теневой экономики» и дальнейшему свертыванию производственной и коммерческой деятельности.
В таких условиях делались первые шаги на пути реального реформирования экономики страны и были достигнуты определенные успехи. В частности, произошла финансовая и ценовая стабилизация. Если в 1993 г. инфляция составляла более 10000% в год, то в мае 1995 г. – лишь 4,6%. Начиная с 2000 г. начался постоянный рост экономики Украины. Это связано как с улучшение общей экономической ситуации, так и с действиями украинских правительств, которые были в данный период. Таким образом, после десяти лет поисков оптимальной программы реформирования, апробации разных ее вариантов, в экономике Украины позитивные тенденции и процессы переплетаются с негативными. Про определенное оздоровление экономического сектора страны свидетельствует сокращение бюджетного дефицита, структурные изменения, оживление в некоторых отраслях промышленности. Но в то же время сохраняются и негативные тенденции. Одним из первых документов в котором определялись основные принципы политики Украины являлась Декларация о государственном суверенитете Украины (июль 1990 г.), где провозглашался демократический и миролюбивый характер внешней политики страны, были сформулированы ее стратегические направления. Провозглашение политической независимости Украины вызвало активизацию ее международной деятельности. Первым шагом в этом направлении стало признание Украины странами мирового сообщества. К началу 1993 г. Украину в качестве независимого государства признали 132 страны мира.
2 июля 1993 г. Верховный Совет одобрил «Основные направления внешней политики Украины». Этот документ еще раз подтвердил миролюбивый характер международной деятельности Украинского государства, соблюдения им норм международного права, невмешательство во внутренние дела других стран. Среди приоритетов внешней политики было определено участие в общеевропейском процессе, сотрудничество в рамках СНГ и развитие двусторонних отношений с новыми независимыми государствами, сотрудничество с государствами Европейского содружества и НАТО, активное участие в деятельности ООН и других международных организаций. Указанные направления реализуются по следующим направлениям: 1. Участие в общеевропейском процессе, главное содержание которого состоит в интеграции и многостороннем политическом и экономическом сотрудничестве, недопущение локальных войн, преодоление экономического спада в странах Центральной и Восточной Европы, отказ от пересмотра границ. Историческое событие для Украины состоялось 9 ноября 1995 г., когда комитет Министров Совета Европы утвердил решение Парламентской Ассамблеи Совета Европы о вступлении Украины в эту организацию. Украина поддерживает конструктивные отношения с рядом международных организаций, таких как Западно-Европейский Союз, Центрально-Европейские Инициативы, Черноморское экономическое сотрудничество и др. Особенно следует отметить сотрудничество с Организацией по Безопасности и Сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Однако в последние годы сотрудничество Украины с различными международными организациями складывалось не совсем успешно, что являлось следствием крайне медленного проведения экономических реформ. 2. Второе направление внешней политики Украины – сотрудничество со странами СНГ. Здесь приоритетными были признаны отношения с Россией. В мае 1997 г, между странами был подписан Договор о дружбе, партнерстве и сотрудничестве. В феврале 1998 г. президенты Украины и России подписали Программу долгосрочного экономического сотрудничества на 1998-2007 гг. Определенные успехи были достигнуты в двусторонних отношениях с Азербайджаном, Молдавией, Туркменистаном и другими государствами.
3. Третье направление – сотрудничество с европейскими странами и НАТО. Здесь Украина также добилась существенных результатов. В 1997 г. была подписана специальная Хартия «Об особом партнерстве между НАТО и Украиной» 4. Еще одно внешнеполитическое направление – участие Украины в деятельности ООН, ЮНЕСКО и Других международных организаций. Отказ от статуса ядерного государства вывел Украину из состояния международной изоляции. Осенью 1994 – весной 1995 г. Международный валютный фонд, Мировой банк подписали ряд договоров с украинским правительством о финансовой помощи. Таким образом, в процессе становления суверенной независимой Украины можно отметить как определенные достижения, так и серьезные трудности, ощутимые упущения и неиспользованные возможности.
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 358; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |