Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы и методы приватизации




Вопросы.

Тема 4. Приватизация государственной собственности

 

  1. Разгосударствление и приватизация: сущность, цели и задачи.
  2. Формы и методы приватизации.
  3. Субъекты и объекты приватизации, источники средств для приватизации государственной собственности. Организация и порядок проведения приватизации государственного имущества на предприятии
  4. Методы оценок стоимости объектов приватизации. Имущественный метод.
  5. Метод оценки стоимости предприятия по доходам. Оценка стоимости предприятия, метод аналога.
  6. Социально-экономическая эффективность приватизации государственной собственности. Методы определения и проблемы.

 

1. Разгосударствление и приватизация: сущность, цели и задачи.

 

Разгосударствление – это передача от государства физическим и юридическим лицам частично либо полностью (в том числе и посредством приватизации) функций непосредственного управления хозяйствующим субъектом. Разгосударствление представляет собой процесс децентрализации экономики и может происходить без изменения форм собственности.

Цель разгосударствления – создание условий для построения рыночных отношений.

Направление разгосударствления экономики:

- расширение самостоятельности хозяйствующих субъектов путем передачи государством основных функций по управлению предприятиями;

- разгосударствление собственности на основе разрушения монополизма государственной собственности.

Задачи разгосударствления экономики:

1. Обеспечение экономической свободы граждан

2. Повышение экономической ответственности товаропроизводителей

3. Передача функций непосредственного руководства хозяйственной деятельностью предприятием

4. Сокращение государственных расходов на поддержку низкорентабельных и убыточных предприятий.

За период с 1991г (время начала реформы) по 2005 г реформировано 4100 предприятий. Среди них 543 (13,2%) - объекты промышленности, 292 (7,1%) - строительства, 81 (2%) – транспорта и связи, 1521 (37,1%) – торговли и общественного питания, 459 (11,2%) – бытового обслуживания населения, 763 (18,6%) - строительного комплекса, 441 (10,8%) – прочих отраслей народного хозяйства. Численность рабочих на реформированных предприятиях – 958,9 тыс. человек или более 22,3% от количества занятых в экономике республики.

Приватизация – это приобретение физическими и юридическими лицами права собственности на объекты, принадлежащие ранее государству. Это наиболее радикальное направление разгосударствления государственной собственности.

На основании опыта приватизации в разных странах с рыночной экономикой, можно выделить важнейшие принципы приватизации (см. табл.1):

Таблица 1 – Важнейшие принципы приватизации

Принцип приватизации Сущность принципа, его особенности
Сочетание возмездного и безвозмездного способов приватизации Одна часть государственного имущества, подлежащего приватизации, передается в собственность граждан Республики Беларусь бесплатно, а другая продается физическим и юридическим лицам, основанным на негосударственной форме собственности.
Право каждого гражданина на часть безвозмездно передаваемой государственной собственности Вытекает из общенародного характера государственной собственности, практически реализуется путем выдачи именных приватизационных чеков «Имущество» на сумму, зависящую от возраста гражданина и его трудового стажа.
Дифференциация методов, форм и процедур приватизации Предполагает использование различных способов, методов и процедур при приватизации конкретных предприятий. Необходимость соблюдения принципа обусловлена отраслевыми, территориальными и другими особенностями каждого предприятия. Приватизируемые объектов различаются размерами производства, значимостью и конкурентоспособностью продукции, уровнем технической оснащенности, финансовым положением и т.д. Эти факторы предопределяют специфику приватизации каждого из них. Практически данный принцип реализуется путем разработки индивидуальных проектов приватизации каждого предприятия.
Разграничение компетенции по осуществлению приватизации между органами государственной власти и управления различных уровней Предопределяется делением государственной собственности на республиканскую и коммунальную, а также масштабами процесса приватизации. В соответствии с этим принципом приватизация объектов республиканской собственности осуществляется Министерством экономик и территориальными органами, а реформированием объектов коммунальной собственности занимаются местные органы управления.
Предоставление определенных гарантий членам коллективов приватизируемых предприятий Обеспечивает защиту прав и интересов наемных работников при смене собственника в результате приватизации и касается прежде всего трудовых отношений. Работникам приватизированных предприятий даются следующие гарантии: деятельность предприятия не может быть приостановлена на период подготовки и осуществления приватизации; до завершения приватизации ответственность по обязательствам, вытекающим из трудовых отношений, несет государство. С момента завершения приватизации эти обязательства переходят к новому собственнику. Он выполняет их до истечения ранее установленного срока действия трудовых отношений. После этого взаимоотношения между работниками и собственником регулируются действующим законодательством.
Контроль за осуществлением приватизации со стороны государства. Работа по приватизации осуществляется под контролем государства. Уполномоченные государством органы устанавливают предприятия, подлежащие приватизации; проводят оценку стоимости этих объектов, определяют способы приватизации и т.д. Контроль за осуществлением приватизации позволяет предотвратить нарушение законодательных актов и защитить интересы трудящихся.
Обеспечение широкой гласности процесса приватизации Предполагает освещение средствами массовой информации условий и хода приватизации; регулярное ознакомление граждан с перечнем приватизируемых объектов; создание комиссии по преобразованию предприятия с участием членов трудового коллектива; предоставление возможности всем заинтересованным лицам в случае ущемления их прав при приватизации обращаться в суд, арбитраж и другие органы. Соблюдение принципа гласности не только позволяет привлечь для участия в приватизации широкие слои населения, но и обеспечить контроль за ее ходом.
Постепенность и поэтапность Реформирование государственной собственности осуществляется не разово, а в течение определенного периода времени. Необходимость обусловлена сложностью процесса приватизации, охватом большого количества предприятий и их многообразием, экономической ситуацией в стране.
Соблюдение законности В правовом государстве является обязательным при решении любых задач. Особое значение оно приобретает в процессе приватизации, которая затрагивает имущественные интересы всех граждан и государства в целом.

 

Осуществление принципов приватизации предполагает наличие определенных организационно-экономических условий:

- наличие потенциально свободного капитала;

- наличие необходимого пакета законодательных и нормативных актов;

- наличие обоснованной программы приватизации

- инвентаризация всей государственной собственности

- кадровое обеспечение профессиональным менеджментом

- оценка стоимости приватизируемых объектов госсобственности

- информированность.

Контроль за разработкой и координацией программ разгосударствления и приватизации объектов государственной собственности осуществляет в каждой стране определенный государственный орган.

В Республики Беларусь разработана Государственная программа приватизации государственной собственности, контроль за исполнением которой возложен на Министерство экономики. Вместе с тем в соответствии с этой программой ежегодно разрабатывается Правительством и утверждается Президентом Республики Беларусь «Программа разгосударствления и приватизации объектов, находящихся в республиканской собственности». Программы разгосударствления и приватизации объектов коммунальной собственности разрабатываются местными органами власти и утверждаются соответствующими Советами депутатов.

Важным, основополагающим принципом при разработке программ приватизации является необходимость признания того, что приватизация неконечная цель обновления общества и экономики. Она является одним из условий (важнейшим) – формирования рыночного механизма управления экономикой предприятий основанного на конкуренции товаропроизводителей.

 

 

В мировой практике приватизации государственной собственности известны две формы ее осуществления:

1. Возмездная, путем выкупа государственной собственности

2. Безвозмездная, путем бесплатной передачи имущества в собственность трудовым коллективам или гражданам при помощи приватизационных чеков.

Например, концепция чешской приватизации преполагала сочетание платной и бесплатной (чековой) приватизации. Быстрая приватизация в Чехии за деньги предприятий сферы обслуживания, магазинов и т.д. позволила стимулировать экономический рост в этом секторе экономики. Крупная промышленность приватизировалась в основном за чеки. Одновременно крупным инвесторам, в основном иностранным, продавались акции приватизируемых предприятий за деньги. Таким образом, в экономику страны через приватизацию было привлечено более 2,5 млрд. долларов.

Приватизация на возмездной основе методом купли-продажи:

1. Обеспечивает реальную смену собственников и изначально утверждает действие законов рыночной экономики.

2. Свидетельствует об определенной мотивации покупателя в приобретении собственности и повышении ответственности хозяина за ее использование.

3. Уменьшает свободные деньги, дает антиинфляционный эффект.

4. За счет торгов, представляет возможность продать тому, кто больше заплатит и пополнить бюджет.

Безвозмездная форма приватизации государственной собственности вызывает положительное отношение населения, снижает социальную напряженность, но уравниловка никогда не являлась двигателем рыночной экономики, из-за отсутствия у населения заинтересованности в накоплении.

Приватизация государственной собственности в Республики Беларусь в настоящее время осуществляется в основном следующими методами:

1. Посредствам выкупа арендованного имущества арендным предприятием или арендатором

2. По средствам продажи акций принадлежащих государству

3. Продажа госсобственности на аукционе

4. Передача госсобственности по конкурсу

5. Безвозмездная передача части госсобственности (например, жилые дома, профилактории и т.п., находящиеся на балансе предприятия передаются новому собственнику безвозмездно без права распоряжения и с условием сохранения их целевого использования)

Из всех способов рыночного реформирования государственной собственности и смены собственника акционирование является приоритетом и чаще всего единственно возможным для средних и крупных предприятий республики. Акционерные общества имеют ряд преимуществ и перед другими формами хозяйствования, их создание позволяет ввести на предприятии корпоративное управление, а акции, выпускаемые на сумму уставного капитала, позволяют сделать его фонды достаточно гибкими для функционирования в условиях рынка.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 6028; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.