КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Использование метода аналога для определения оценочной стоимости предприятия
Метод аналога является одним из методов оценки стоимости предприятия, базирующимся на рыночном подходе. Это метод, при котором оценочная стоимость предприятия (пакета акций) определяется на основе рыночной цены схожих предприятий (или пакетов их акций). «Оценка стоимости предприятия по методу аналога проводится в несколько этапов. 1. Выбор предприятий-аналогов. В качестве аналогов используются предприятия той же отрасли, что и оцениваемое, выпускающие аналогичные виды продукции. При идентификации учитываются уровень специализации и диверсификации производства и продукции, степень зрелости предприятия (стадии развития), географическое размещение, размеры, стратегия деятельности, а также финансовые характеристики (рентабельность, рост и т. п.). Несмотря на внешнюю схожесть (принадлежность к одной отрасли, выпуск однородной продукции и др.), предприятия могут отличаться внутренней организацией. Это предопределяет различия в структуре активов и пассивов, издержках и доходности и вызывает необходимость финансового анализа как оцениваемого предприятия, так и его аналогов. 2. Финансовый анализ и сопоставление предприятий. На этом этапе осуществляются оценка ликвидности, анализ структуры капитала и денежного потока, а именно: прибылей, убытков, амортизационных отчислений, оценка доходности, прогнозирование роста. Важнейшими показателями, на основе которых осуществляется идентификация предприятий в процессе финансового анализа, являются: коэффициенты собственных и заемных средств, которые характеризуют структуру капитала; коэффициент собственных оборотных средств, отражающий ликвидность; рентабельность продаж и удельный вес амортизационных отчислений в объеме продаж, которые характеризуют денежный поток; рентабельность капитала, характеризующая его доходность. В процессе финансового анализа могут рассчитываться и другие показатели. Сопоставление перечисленных показателей позволяет из множества предприятий-аналогов отобрать такие, финансовые показатели которых в наибольшей степени приближаются к показателям оцениваемого предприятия. Вместе с тем абсолютная идентификация предприятий практически невозможна. Оцениваемое предприятие может отличаться от аналога величиной денежного потока, массой прибыли, стоимостью чистых активов и другими ценообразующими параметрами, которые выявляются в процессе сопоставления и служат основой для определения оценочных мультипликаторов. 3. Выбор и расчет оценочных мультипликаторов. Оценочный мультипликатор (множитель) - коэффициент, равный цене единицы конкретного параметра предприятия-аналога, который используется для определения оценочной стоимости. В практике оценки предприятий наибольшее распространение в качестве мультипликаторов получили: коэффициент цена/прибыль (Ц/П), равный цене, приходящейся на один рубль прибыли. Для расчета этого показателя может использоваться как балансовая, так и чистая прибыль. Пример. Предприятие-аналог продано за 360 млн руб. Его балансовая прибыль составляет 40 млн руб., а чистая - 28 млн руб. Коэффициент цена/ прибыль, рассчитанный по балансовой прибыли, составит: 360/40 = 9, (а по чистой прибыли: 360/28 = 12,9 %. Коэффициент показывает, что цена предприятия превышает его годовую балансовую и чистую прибыль соответственно в 9 и в 12,9 раза. Мультипликатор цена/прибыль позволяет определить величину стоимости собственного капитала; коэффициент цена/денежный поток (Ц/ДП) равен цене предприятия в расчете на 1 р. денежного потока. При этом под денежным потоком понимается сумма чистого дохода и амортизации.
Пример. Если годовые амортизационные отчисления по предприятию-аналогу, приведенному выше, составляют 22 млн руб., то коэффициент цена/ денежный поток будет равен 360/50 = 7,2. Это означает, что цена предприятия превышает его годовой денежный поток в 7,2 раза. Мультипликатор цена/денежный поток, как и коэффициент цена/ прибыль используется для определения величины стоимости собственного капитала. При этом ценообразующим фактором является не прибыль, а денежный поток; коэффициент цены инвестированного капитала равен цене инвестированного капитала, приходящейся на 1 р. прибыли до вычета износа, уплаты процентов и налогов. Под инвестированным капиталом понимается сумма собственного капитала и задолженности. Пример. Инвестированный капитал предприятия-аналога составляет 500 млн руб. Тогда коэффициент цены инвестированного капитала составит: 500/(40+22)≈7,6. Показатель свидетельствует, что цена инвестированного капитала в 7,6 раза превышает годовую прибыль до вычета износа, процентов и налога. Этот мультипликатор используется для определения цены инвестированного капитала; коэффициент цена/балансовая стоимость (Ц/БС) равен цене предприятия, приходящейся на один рубль чистых активов. Пример. Допустим, предприятие-аналог продано по цене 500 млн руб. При этом его чистые активы составляют 200 млн руб. Коэффициент цена/балансовая стоимость составит: 500/200 = 2,5, т. е. цена в 2,5 раза превышает чистые активы предприятия. Этот мультипликатор используется для определения стоимости собственного капитала, при этом ценообразующим фактором является стоимость чистых активов. Выбор мультипликатора основан на сопоставлении ценообразующих параметров оцениваемого предприятия и аналога. В качестве мультипликатора используется, как правило, коэффициент, базирующийся на параметре, значения которого у оцениваемого предприятия и аналога существенно отличаются. Мультипликатор, рассчитанный по данным аналога, используется для определения стоимости оцениваемого предприятия. 4. Определение оценочной стоимости предприятия. Оценочная стоимость предприятия по методу аналога ОЦа определяется как произведение мультипликатора М на значение соответствующего параметра оцениваемого предприятия ЦП по формуле ОЦ = М • ЦП.
Пример. Допустим, по данным предприятия-аналога мультипликатор цена/балансовая прибыль составляет 9. Балансовая прибыль оцениваемого предприятия - 60 млн руб. Его оценочная стоимость составит: 9 * 60 = 540 млн руб. В табл. 5. приведены формулы расчета оценочной стоимости предприятий при использовании различных мультипликаторов.
Таблица 5 - Формулы расчета оценочной стоимости предприятия и зависимости от используемого мультипликатора
Метод аналога является единственным методом, базирующимся на рыночных данных стоимости предприятий-аналогов, что позволяет определить реальную оценочную стоимость предприятия с учетом рыночной конъюнктуры. Однако его использование.сопряжено с рядом трудностей. Для определения оценочного мультипликатора необходима значительная выборка сопоставимых предприятий. Кроме того, для проведения финансового анализа требуется наличие необходимых данных не только по оцениваемому предприятию, но и по аналогам. Метод аналога целесообразно использовать в том случае, если ценообразующие параметры (прибыль, денежный поток, чистые активы) -достаточно значительные положительные величины (но не отрицательные или незначительные положительные). При этом ожидается, что текущие прибыли или денежные потоки оцениваемого предприятия будут примерно равны соответствующим величинам в будущем. Кроме трудностей, связанных с получением данных по сопоставимым предприятиям, недостатком метода аналога является то, что он базируется на прошлых событиях. При этом в расчет не принимаются будущие ожидания. Широкое использование метода аналога возможно в условиях развитого рынка недвижимости, на котором происходят регулярные продажи и покупки конкурентоспособных объектов.
6. Социально-экономическая эффективность приватизации Основными проблемами при оценке эффективности реформирования (приватизации) государственной стоимости являются следующие:
Существуют два основных подхода к оценке влияния реформирования собственности на деятельность предприятия: синхронный и исторический. Синхронный основан на сравнении деятельности государственных и частных фирм. Он позволяет получить обоснованные оценки только в том случае, если сравниваются два совершенно идентичных предприятия, которые работают в одних и тех же условиях, одно из которых государственное, а другое – приватизированное. Однако найти такие практически невозможно. Всегда есть различие в мощности, оборудования, технологии, снабжении, каждое предприятие находится на своем этапе развития. Существуют свои территориальные особенности, экономическая среда. Рассмотренного недостатка не имеет исторический подход, при котором производится сравнение результатов работы одного и того же субъекта хозяйствования до и после приватизации. Он дает возможность оценить, как изменились результаты работы после приватизации, но не позволяет отделить этот фактор от других (отделить инфляцию, падение платежеспособного спроса, неплатежи, налоговый пресс и т.п.) тоже повлиявших на результаты работы предприятия Исследования российских экономистов Перевалова Ю.В. и др. 20 промышленных предприятий Свердловской области показали, что приватизация оказывая положительное влияние на их деятельность, улучшая такие показатели, как объем реализации продукции, рентабельность производства, но это нивелируется негативным воздействием переходных процессов. Многие экономисты считают допустимым оценивать эффективность приватизации в виде отношения результатов работы предприятия (прибыли, дохода) к затратам на его реформирование. Очевидный недостаток этого подхода, в том, что он получение результатов связывает с реформированием, тогда как они (результаты) создаются всей производственной деятельностью предприятия, но учесть их влияние по отдельности не представляется возможным. Затрудняет количественную оценку приватизации государственной собственности необходимость разделения (различения) экономического и социального эффекта приватизации. Эти два эффекта неразрывно связаны между собой, увеличение прибыли, дохода предприятий, определяет решение социальных нужд коллективов, государства в целом. Хотя в отдельных случаях, при отсутствии контроля или прямом попустительстве государства, за ходом приватизации между экономическим и социальным эффектом могут быть расхождения, т.е. экономический эффект от продажи государственной собственности может привести к социальным издержкам. О чем свидетельствует опыт Российской Федерации, где произошло реальное обогащение небольшой доли и обнищание основной массы населения, растущая добыча и продажа природных ресурсов и сопряженное с этим процессом ухудшение экологических параметров. На наш взгляд, показатели эффективности приватизации государственных предприятий может быть положительная динамика изменения показателей реализации продукции, чистой прибыли, стоимости чистых активов после реформированного предприятия в сравнении с периодом до реформирования. Контрольные вопросы: 1. Что понимается под приватизацией государственной собственности? 2. В чем сущность разгосударствления? 3. Основные принципы организации процесса приватизации государственной собственности. 4. Каковы цели приватизации государственной собственности? 5. Для чего нужна программа приватизации? 6. Кто может быть субъектом приватизации в Республике Беларусь? 7. Что относится к объектам приватизации? 8. Вся ли государственная собственность выступает объектом приватизации? 9. Сущность методов и способов приватизации государственной собственности 10. Какие подходы к оценке стоимости предприятий существуют, основные различия между ними. 11. Оценка стоимости объекта приватизации имущественным методом. 12. Оценка стоимости объекта приватизации методом дохода и аналога 13. Проблемы оценки социально-экономической эффективности приватизации предприятия.
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 388; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |