Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Причины, особенности формирования и развития абсолютной монархии в России




Отдельные черты абсолютизма в России проявлялись с середины XVII в., но только со времени правления Петра I (1689 –1725) российская монархия окончательно стала абсолютной. В 1721 г. Первым из русских царей был провозглашен императором Петр I, что символизировало как всевластие монарха, так и мировой статус его державы.

Процесс формирования абсолютной монархии в России существенно отличался от аналогичных процессов в европейских государствах. Если социальную опору западноевропейского абсолютизма составляли буржуазия («третье сословие») и часть феодалов, то абсолютная монархия в России в основном отражала интересы дворянства. Поэтому не является случайным тот факт, что, получив абсолютную власть, российские монархи не только не упразднили наиболее архаичные феодальные институты, но, напротив, значительно усилили закрепощение основной массы населения.

Установление абсолютной монархии в России сопровождалось формированием полицейского государства, которое стремилось контролировать и детально регламентировать все проявления общественной и частной жизни. Гипертрофированное вмешательство государства в социальные отношения стало реальностью еще до Петра I. Царь-реформатор только упорядочил способы государственной регламентации социальных взаимоотношений и создал приспособленный для этих целей разветвленный бюрократический аппарат. Основные кадры чиновников в этом аппарате комплектовались из числа дворян. Учитывая огромную роль бюрократии в государственном строительстве, ученые называют государственную систему, созданную в ходе реформ Петра I «чиновничье-дворянской монархией».

В годы правления Екатерины II (1762 – 1796) абсолютистское государство достигло своего расцвета. Первый период царствования Екатерины вошел в историю под именем «просвещенного абсолютизма». В идеологии просвещенного абсолютизма глава государства представлялся как «отец народа», который в равной степени заботится о всех своих подданных и правит на основании закона. Последующие события – крестьянская война Емельяна Пугачева и Великая французская революция – заставили власть отказаться от идей «просвещения» и продолжить укрепление полицейского государства. Император Александр I (1801 – 1825) вновь попытался вернуться к идеям, «просвещенной монархии», рассматривал конституционные проекты, но вынужден был отступить из-за консерватизма российского дворянства. Таким образом, к середине XIX в. в России сохранялась абсолютная монархия, опиравшаяся на сословный строй и крепостное право.

Переход к абсолютной монархии во многом объяснялся необходимостью концентрации всех сил и ресурсов для обеспечения экономической и военной безопасности. Ход российской истории в XVIII в. свидетельствует, что именно абсолютная монархия на определенном историческом этапе помогла отстоять независимость и суверенитет страны. Но по мере укрепления своего могущества абсолютистское государство само превратилось в реальную угрозу для соседних народов, демонстрируя устремления к расширению своей территории. Российские правители стремились в каждом случае найти свой подход для интеграции новых подданных в российское общество. В целом, однако, следует признать, что царское правительство в своей политике не смогло в надлежащей степени учесть многонациональный характер государства. Поэтому к глубоким социальным противоречиям добавились и национальные противоречия, что стало характерной чертой российского абсолютизма.

 

 

6.2. Завершение формирования феодальных сословий
в России, изменение их правового положения
в XVIII – первой половине XIX вв.

В XVIII в. в России завершилось формирование феодальных сословий. После налоговой реформы 1718 г. сословия подразделялись на две крупные категории – податное и неподатное население. По данному критерию привилегированные сословия (дворянство, духовенство) отграничивались от непривилегированных. Сословия отличались по объему личных и имущественных прав, возможности занимать должности в государственном аппарате, праву осуществления торговой и предпринимательской деятельности.

Высшим сословием в России было дворянство. Дворяне занимали исключительное положение в аппарате управления и армии, имели монопольное право на владение землями, населенными крестьянами. В 1785 г. Екатерина II издала наиболее важный акт, закрепивший права и привилегии дворян – «Жалованную грамоту дворянству». В ней подтверждалось освобождение дворян от обязательной службы, право собственности дворян на землю и ее недра, право на сословный дворянский суд и сословные органы самоуправления. С изданием грамоты в основном завершилось юридическое оформление статуса дворянского сословия.

Духовенство, будучи привилегированным сословием, в целом имело меньше привилегий, чем дворяне. Установление государственного контроля над церковью превратило духовенство в замкнутое (наследственное) сословие. Вступление в духовное звание и выход из него государство строго регламентировало. Только в конце XVIII в. в этом вопросе были сделаны определенные послабления, чего нельзя сказать о государственной политике в отношении имущественных прав церкви. Все церковные и монастырские вотчины окончательно были изъяты в пользу государства.

Крестьянство в России не имело единого правового статуса. По своему правовому положению различались крестьяне государственные, экономические, дворцовые, помещичьи (крепостные), посессионные (крепостные, прикрепленные к промышленным предприятиям). Общими обязанностями крестьян были уплата подушной подати и выполнение рекрутской повинности (служба в армии).

Наиболее полноправными считались государственные крестьяне. Им разрешалось защищать свои интересы в суде, заниматься торговлей и промыслами, покупать землю, учреждать фабрики и заводы. В 1837–1841 гг. по инициативе графа П. Д. Киселева была проведена реформа управления государственными крестьянами, в ходе которой было создано Министерство государственных имуществ, осуществлен перевод крестьян на денежный оброк, закреплена система органов крестьянского самоуправления.

Самой бесправной и многочисленной группой крестьян в XVIII в. были крепостные крестьяне. В первой половине XIX в. государство предприняло некоторые меры, направленные на ограничение крепостничества и облегчение положения крепостных крестьян. Указами 1803 г. «О вольных хлебопашцах» и 1842 г. «Об обязанных крестьянах» помещикам разрешалось освобождать крестьян от крепостной зависимости с соблюдением определенных условий. Эти меры привели к сокращению численности крепостных, но в целом не могли снять острых социальных противоречий, порождаемых крепостническими отношениями.

Города в этот период развивались как торговые и промышленные центры, в них создавались различные предприятия – мануфактуры, заводы, верфи и т. д. Единый сословный статус городского населения был закреплен в «Жалованной грамоте городам» (1785 г.). Городские жители (мещане) разделялись на шесть разрядов, наиболее привилегированными из которых считались купцы и именитые граждане. Горожане должны были платить подушную подать, нести рекрутскую повинность. Создавались органы городского самоуправления. В первой половине XIX в. появилась новая сословная группа – почетные граждане, которые освобождались от рекрутской повинности, телесных наказаний, подушной подати.

Таким образом, российское общество в рассматриваемый период было сословным. Однако в конце XVIII – начале XIX в. четко обозначились процессы, размывающие сословный строй. Динамично развивавшаяся капиталистическая промышленность обуславливала формирование новых социальных слоев (предпринимателей и наемных рабочих), которые не укладывались в рамки прежнего сословного деления общества. Появилась достаточно многочисленная межсословная группа разночинцев – выходцев из различных слоев общества.

6.3. Государственные реформы Петра I,
их значение для формирования абсолютизма

Реформы Петра I, затрагивавшие различные сферы общественной жизни, были так или иначе подчинены задаче создания сильного государства, обладающего серьезным военным потенциалом. Поэтому не случайно преобразования в стране начались с военной реформы. Прежние воинские формирования (стрелецкие части, дворянское ополчение) отменялись, армия стала регулярной и профессиональной. Рядовой состав комплектовался за счет рекрутских наборов.

Масштабные преобразования требовали серьезного финансового обеспечения, что обусловило кардинальную перестройку налоговой системы. В 1718 г. была проведена перепись населения и введена подушная подать – новый прямой налог.

В 1710 – 1725 гг., т. е., условно говоря, во второй половине царствования Петра I была осуществлена кардинальная перестройка органов власти и управления. Петр I учредил Правительствующий Сенат (1711), заменивший Боярскую Думу. Сенат, члены которого назначались лично царем, стал высшим правительственным учреждением, но вся законодательная власть при этом оставалась в руках монарха. В 1718 – 1720 гг. были ликвидированы старые приказы, и на смену прежней приказной системе управления пришли новые, более профессиональные, центральные органы отраслевого управления – коллегии. Для руководства делами церкви был создан Святейший Правительственный Синод (1721). Вместе с органами центрального управления претерпела изменения и система местного управления. Страна была разделена на губернии и провинции, во главе которых были поставлены губернаторы и воеводы, обладавшие весьма широкими полномочиями. В городах создавались органы самоуправления – городские магистраты.

Образование разветвленного бюрократического аппарата как в центре, так и на местах, потребовало решения проблемы кадрового обеспечения государственной службы. Важнейшим документом, определившим порядок прохождения государственной службы, стала «Табель о рангах» (1722 г.). Государственная служба стала профессиональной, а чиновники превратились в привилегированный слой населения. «Табель о рангах» с определенными изменениями действовала в России вплоть до 1917 г.

Создавая бюрократический аппарат, абсолютистское государство стремилось контролировать деятельность чиновников. Поэтому не случайно в начале XVIII в. в России впервые были созданы органы прокуратуры, призванные обеспечить соблюдение законности в деятельности аппарата управления. Усиление государства и государственного вмешательства в общественную жизнь привело к организации регулярных формирований общей полиции и органов политической полиции.

Обострение общественных противоречий, рост правонарушений потребовали соответствующей перестройки судебной системы. Зарождается отделение суда от администрации. Впервые в истории России Петр I учредил специальные гражданские судебные органы – нижние и надворные суды, – но при этом поставил их под контроль администрации (губернаторов, воевод) и сохранил судебные функции за коллегиями, как административными органами.

В результате государственных реформ, проведенных Петром I, Россия превратилась в мощное абсолютистское государство, обладающее современной армией, полицией, разветвленным бюрократическим аппаратом управления. Насилие, ставшее основным инструментом политики Петра I, и подчинение всего хода реформ одной цели – внешнему усилению государства, возрастанию его военной мощи – придали реформам противоречивый характер и обусловили полицейский характер российского государства.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 2679; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.