КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенности организации финансов фермерских хозяйств
Одним из направлений реформирования сельского хозяйства Республики Беларусь является совершенствование традиционных форм хозяйствования. Государственная политика в этом вопросе предусматривает становление новых организационных структур, в большей степени адаптированных к рыночной экономике: кооперативов, акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью, фермерских хозяйств, аграрных холдингов и т. п. Сегодня реформы в сельском хозяйстве связаны, главным образом: • с развитием малых предпринимательских структур, т. е. фермерских хозяйств; • развитием крупных корпоративных образований, т. е. аграрных производственных холдингов, аграрных финансово-промышленных групп. Первые фермерские хозяйства появились в Республике Беларусь в 1991 г. с принятием Закона Республики Беларусь «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Названный закон определил фермерство как разновидность предпринимательской деятельности, основанную на принципах экономической выгоды и направленную на получение прибыли. Как любая предпринимательская деятельность фермерство осуществляется на риск предпринимателя и на его имущественную ответственность. Закон наделяет фермера исключительным правом самостоятельно определять направления своей деятельности, структуру и объемы производства, каналы реализации полученной продукции и уровень реализационных цен. Все денежные средства фермера хранятся на его банковских счетах. Списание средств со счета и иное распоряжение ими возможно только с согласия фермера. Конечный финансовый результат деятельности фермерского хозяйства измеряется валовым доходом. Валовой доход фермерского хозяйства является материальной основой его расчетов с финансовой системой государства, источником инвестиционных ресурсов и источником личных доходов фермера. В зависимости от формы расселения в Республике Беларусь распространение получили два типа фермерских хозяйств. 1. Хозяйства хуторского типа — организации, возникающие на землях специального фонда земельного запаса. Такой тип расселения предполагает необходимость больших объемов капитальных вложений не только на производственные нужды фермера, но и на социальное благоустройство этих территорий: подведение дорог, электрификация, телефонизация, водоснабжение и т.п., поскольку фермеры начинают свое благоустройство с нуля. 2. Интегрированные фермерские хозяйства — организации, создаваемые на базе действующего колхоза или госхоза, посредством выхода фермера из их состава. Интегрированные хозяйства, в отличие от «хуторских», имеют стартовый капитал в виде имущества и земельного надела, причитающихся работнику при выходе из сельскохозяйственной организации. В этом случае фермер может пользоваться уже существующей сельской инфраструктурой. В ходе практической реализации Закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» в Республике Беларусь в 1992г. была разработана Государственная программа поддержки фермерства, которая предусматривала комплекс мер по финансовой и организационной поддержке нового для национальной экономики уклада. Финансовое обеспечение программы осуществлялось за счет средств республиканского бюджета (около 1% от общей суммы его расходов). На этапе становления фермерства эти средства обеспечили: • льготное кредитование фермеров по ставкам одного процента, не превышающим 50% от действующих базовых ставок рефинансирования Национального банка Беларуси; • предоставление фермерам беспроцентных ссуд сроком на 5 лет на производственное строительство, закладку многолетних насаждений, приобретение сельскохозяйственной техники, организацию производства товарной рыбы, закладку пчелопасек, формирование основного стада в объемах, покрывающих 50—100% сметной стоимости этих мероприятий; • налоговые льготы фермерам по их сельскохозяйственной деятельности в первые три года становления фермерского хозяйства; • обучение фермеров современному бухгалтерскому учету, налогообложению, растениеводству, животноводству, менеджменту, маркетингу на базе Белорусского учебного центра при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия; • возможность стажировок фермеров за рубежом; • организацию подготовки фермеров в отдельных среднеспециальных учебных заведениях сельскохозяйственного профиля Республики Беларусь (техникумах); • поддержку Белорусского союза фермеров и, в частности, оказание им информационных и консалтинговых услуг фермерам. В настоящее время удельный вес фермерства, как экономического уклада, в ВВП Республики Беларусь составляет менее 1%, а в валовом объеме производства сельскохозяйственной продукции — 1,3%. Во владении фермеров находится около 80 тыс. га земель сельскохозяйственного назначения и 60 тыс. га пашни, что составляет менее 1% от общей площади сельскохозяйственных земель в республике. Они производят 1,9% овощей, производимых в Беларуси, 0,3% молока, 0,5% мяса. На одно фермерское хозяйство в Беларуси приходится в среднем 34 га земли, что в 3 раза меньше установленной законом нормы ее выделения фермеру. Показателен потенциал фермерства в деле возрождения эффективного производства в убыточных колхозах и совхозах. В республике хорошо известен положительный опыт фермерского хозяйства «Дубрава» Витебского района, которое взяло в аренду убыточный колхоз этого же района. Только за счет перемены формы хозяйствования и эффективной реализации «чувства хозяина», при прежних объемах и качестве земли, при прежнем поголовье скота, среднегодовой удой молока от одной коровы увеличен на 42%, среднесуточный привес скота возрос более чем на 60%, урожайность зерновых практически удвоилась. Фермерское хозяйство ежегодно продает государству зерна, молока и мяса примерно в 2 раза больше расформированного колхоза. Таким образом, перспективы этого уклада необходимо рассматривать в контексте общей концепции развития сельского хозяйства Республики Беларусь как крупнотоварного производства. Для республики наиболее приемлем опыт создания фермерских хозяйств на базе трансформируемых убыточных колхозов и госхозов. Такой подход к созданию фермерских хозяйств позволяет сохранить от дробления сложившуюся материальную базу, объемы землепользования колхозов и госхозов, приспособленные к крупно товарному производству. Он минимизирует распыление государственных средств, выделяемых на поддержку фермерства, повышает их адресность и отдачу. При названном обустройстве фермерское хозяйство сможет воспользоваться уже наработанными хозяйственными связями трансформируемой сельскохозяйственной организации, а также услугами действующих агросервисных служб. Крупные масштабы сельскохозяйственной деятельности таких фермерских хозяйств позволяют сохранить отраслевую структуру и специализацию упраздняемых колхозов, госхозов или пересмотреть ее с учетом рыночной конъюнктуры, на основе тщательно разработанных бизнес-планов.
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 1101; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |