КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Мегасити мира, 2002 г., тыс. чел
Как было сказано выше, характерной особенностью урбанизации ХХ в. является появление мегалополисов, которые образовываются благодаря встречному развитию и постепенному слиянию соседних относительно близко расположенных городских агломераций, обычно вдоль мощных транспортных магистралей. В настоящее время крупнейшими мегалополисами мира являются: · в США — Чипитс (Чикаго – Пистсбург, всего 35 агломераций, население – 35—40 млн чел.); Босваш (Бостон — Вашингтон, всего 40 агломераций, численность населения — 50 млн чел.); Сан-Сан (Сан-Франциско — Сан-Диего, численность населения около 20 млн чел.); · в Канаде — урбанизированная ось от Квебека до Виндзора (сосредоточено 55 % населения страны); · в Японии — Токайдо (самый большой в мире по численности населения – около 70 млн чел., 60 % населения страны и 2/3 ее промышленного производства); · в Европе — Лондон — Берлин — Ливерпуль — Манчестер; Рейнский; · в Китае — СЭЗ Шэньчжэнь; · в Бразилии — Сан-Паулу – Рио-де-Жанейро — Белу-Оризонте; · в Египте — Каир — Александрия; · в Индии — Калькутта — Асансол — долина реки Дамодат; · межгосударственный мегалополис: Юго-Восточная Англия, Рандстадт, Рейн — Рур, Антверпен — Брюссель — Лилль, Парижский район (около 85 млн чел. при средней плотности населения 350 чел. на кв. км) [29, 30, 44]. Современная урбанизация, как было сказано в годовом отчете Фонда ООН по народонаселению за 2001 г. «Этапы и вехи: население и экологические изменения» все чаще напоминает о себе негативными последствиями, которые можно выразить в следующем [23]: · города во многих развивающихся странах растут вдвое быстрее, чем все население этих стран. Около 160 тыс. чел. в среднем ежедневно переезжают в город из сельской местности. Этот взрывной рост зачастую происходит как в результате краха среды обитания в сельской местности, бедности, безземелья и отсутствия возможности найти работу, так и из-за наличия более хорошей работы и социальных услуг в городе. Быстрее всего растет население в небольших городах, в которых часто отсутствует инфраструктура, а также в лачужных городках и сквотерских поселениях вокруг многих крупных городов. В Африке в таких «неофициальных» поселениях живут 37 % городских жителей, в Азии 18 %, а в Латинской Америке и в странах Карибского бассейна 9 %. Во многих городах этот показатель составляет от 25 до 30 %. Все вышеперечисленные особенности урбанизации в развивающихся странах получил название «ложной урбанизации»; · быстрый промышленный рост и концентрация населения в городах вызывают усиленное загрязнение воды и воздуха. В местные водоемы вместе с канализационными нечистотами часто выбрасываются без обработки промышленные отходы; · по мере роста городского населения все большее число людей используют воду независимо от ее качества. Такие урбанистические центры, как Нью-Дели, Сантьяго и Мехико, качают воду из все более отдаленных источников. Города в северных районах Индии и Китая существенно снизили уровень грунтовых вод в окружающей их местности; · рост численности населения в городах означает рост загрязнения воздуха. В Индии уровень взвешенных частиц в воздухе в 10 крупнейших городах в три-пять раз превышает нормы ВОЗ. В Маниле гораздо выше уровень взвешенных частиц крошечных твердых частиц пестицидов, асбеста и тысяч других продуктов, чем в воздухе Нью-Йорка, Лондона или Токио; · большинство городов в мире производят больше отходов, чем они способны переработать. Только 11 % населения Большой Манилы подключено к канализационной сети. В неподключенных районах нечистоты спускаются в придорожные кюветы, открытые сточные канавы и каналы, собираются в перегруженных коллекторах и выкачиваются неочищенными в Манильский залив; · во многих городах не собирается от 30 до 50 % мусора. Даже более развитые регионы все труднее справляются с постоянно растущими отходами, которые сопровождают рост потребления. · урбанизация отнимает пригодные к обработке земли по мере строительства городов и сокращает численность фермерских хозяйств, поскольку все большее число фермеров переезжает в города. В Соединенных Штатах Америки рост городов отнимает ежегодно около 400 000 гектаров пахотной земли. В то же время люди все больше и больше выращивают продукты питания в городской местности; · в большинстве развивающихся стран быстрый рост городов за счет миграции и естественного роста населения опережает возможности обеспечения здравоохранения. По прогнозам ООН, к 2020 г. будет больше городских, нежели сельских женщин в возрасте от 15 до 30 лет. ___________________________ТЕМА 10_________________________ГЕОГРАФИЯ НАРОДОВ МИРАС ОСНОВАМИ ЭТНОГРАФИИКлючевые понятия: ЭТНОС, ЭТНОГЕНЕЗ, ЭТНИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ, ЭТНИЧЕСКОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ, ЭТНИЧЕСКАЯ ТЕРРИТОРИЯ, ЭТНИЧЕСКАЯ КОНСОЛИДАЦИЯ, АССИМИЛЯЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ, ЭТНОГЕНЕТИЧЕСКАЯ МИКСАЦИЯ, ЭТНИЧЕСКАЯ СЕПАРАЦИЯ И ПАРЦИАЦИЯ, ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ НАРОДОВ. Раздел этнической географии является самостоятельным в географии населения, который в последнее время приобретает повышенную значимость. По мнению А. Е. Слуки, этногеографическое изучение любой территории должно включать изучение следующих основных вопросов: 1) определение и анализ национального состава населения и типов народов (этносов); соотношение численности основных народов и национальных меньшинств; 2) анализ особенностей размещения народов, степени их компактности, дисперсности и т. д.; 3) характеристика состояния национального вопроса, правового и общественного положения народов, их взаимоотношений; 4) анализ динамики численности отдельных народов и населения в целом; 5) оценка перспектив развития этносов, национальных отношений, решения национального вопроса [36]. Для определения специфики национального состава населения страны или региона используется несколько количественных показателей [36]: 1. Процентное соотношение групп населения различных национальностей. 2. Индекс мозаичности: , где — удельный вес i-той национальности во всем населении, %; В = 100 % / М, причем М — общее число национальностей. 3. Индекс территориальной общности народов: , где — удельный вес этноса во всем населении данной территории, а — доля народа, живущего на данной территории, в общей численности исследуемого народа. При этногеографических исследованиях необходимо владеть специальным понятийным аппаратом, который будет рассмотрен ниже. Главным из них является этнос. Этнос (по Ю. В. Бромлею, от греч. – общество, народ, племя, группа – исторически сложившаяся устойчивая совокупность людей – род, племя, народность, нация, обладающих общими относительно стабильными особенностями культуры (в том числе языка) и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других таких же образований. Формирование этносов – это объективный, длительный процесс, проходящий ряд стадий, на каждой из которых складывается определенный тип этнической общности. В настоящее время определились четыре типа этнических общностей – род, племя, народность, нация. Первоосновой этноса являлась первобытная семья. Критерий объединения людей в первобытной семье – кровнородственные связи. При этом, браки были как экзогамные, так и эндогамные. Объединения первобытных семей привело к формированию следующей формы этноса – рода. Критерий объединения людей в роды — общие признаки хозяйственной деятельности, родовая власть, определенная территория, формирующиеся традиции, но основой остаются родственные связи. Объединения родов обусловило появление племени. Это первая ступень этнической общности, возникающая в доклассовых формациях. Племена имеют определенную территорию обитания, самосознание, общий язык и ряд общих элементов материальной и духовной культуры. Объединение племен приводит к формированию народностей. Появление первых народностей относится к рабовладельческому строю. Этот тип этнической общности имеет два значения: 1) тип этноса, занимающий промежуточное положение между племенем и нацией; отличается общностью языково-культурной связи, экономических связей, однако слабой их развитостью; 2) это современные этносы (особенно в странах Африки, Юго-Восточной Азии, Океании), утратившие черты племен, но не ставшие нациями. Для народностей характерны единая территория, культура, зачатки общности экономической жизни и государственности. Формирование народностей началось в рабовладельческих государствах и закончилось в недрах феодальной системы [10]. На базе народностей формируются нации, появление которых связано с развитием капитализма. Критерии объединения: общность экономической жизни — основа нации, развитый литературный язык, общность этнической территории, общность государственных границ, национальное самосознание, общность духовной культуры и психического склада, наличие этнического самосознания, наличие государственности. Нация —это высокоразвитая, самая зрелая форма этноса. Любая этническая общность характеризуется совокупностью признаков. К их числу относят: этническое самосознание и самоназвание, язык, территорию, особенности культуры, определенную форму социально-территориальной организации. Каждый этнос в ходе своего развития проходит стадии этногенеза. Этногенез — это процесс формирования и развития народа. Этногенез действует постоянно и протекает в двух формах: 1) эволюция этноса, т. е. медленное, постоянное изменение качественных и количественных характеристик этноса (численность, воз-растной состав, структура по полу, границы проживания); 2) трансформация этноса — это резкое изменение качественных и количественных признаков этноса вплоть до его преобразования или исчезновения. В процессе этногенеза происходит этническое объединение и этническое разделение. Преобладают в современном мире процессы этнического объединения. Различают следующие разновидности этнического объединения [4, 28]: 1) консолидация: межэтническая и внутриэтническая; 2) этническая ассимиляция; 3) меж)этническая интеграция; 4) этногенетическая миксация. Консолидация (по В. А. Тишкову) — это слияние близких по языку и культуре групп в более крупную этническую общность или включение в этническую общность близкой ему группы. Межэтническая консолидация — это слияние ранее самостоятельных, но родственных по языку и культуре народов в единый новый, более крупный этнос. В ходе этого процесса этническое самосознание изменяется. Внутриэтническая консолидация — это внутреннее сплочение более или менее крупного народа в ходе сглаживания различий между имеющимися внутри него группами без изменения этнического самосознания. Этническая ассимиляция (по В. А. Тишкову) — частичная или полная утрата культуры в пользу другой, обычно доминирующей культуры, включая и смену этнической идентичности; это процесс «растворения» ранее самостоятельного этноса или какой-то его части в среде другого, обычно более крупного этноса. Рычагом ассимиляции являются смешанные браки. Формы ассимиляции: языковая; кровнородственная. Межэтническая интеграция (по В. А. Тишкову) — форма тесных взаимодействий контактирующих этнических общностей на основе совместного или раздельного использования ресурсов, экономической и политической кооперации и культурного диалога; взаимодействие внутри государства или какого-нибудь крупного региона нескольких существенно различающихся по языку и культуре этносов, которое не приводит к появлению новых этносов. Этногенетическая миксация (по В. А. Тишкову) — вид объединительных этнических процессов, смешение нескольких неродственных этносов; это продолжение процессов межэтнической интеграции, которое приводит к появлению нового этноса. Миксация близка к ассимиляции. Этническое разделение протекает в двух формах: парциация и сепарация. Парциация — это деление единого прежде этноса на несколько более или менее равных частей, при чем не один из новых этносов не отождествляет себя со старым (например, арабы Египта, арабы Израиля). Сепарация — это отделение какой-то части народа от основной его части и ее превращение со временем в самостоятельный этнос. Если при парциации первоначальный этнос прекращает свое существование, то при сепарации он сохраняется (например, образование всех полинезийских народов; отделение валлонов от французов) [4, 28]. Этническое самосознание — это одна из форм социальной идентичности, чувство принадлежности к этнической группе, проявляющееся на индивидуальном и групповом уровнях. Этническое самосознание проявляется в следующих формах: 1) интернационализм — равноправное дружественное взаимоотношение между нациями; 2) национализм — выделение нации в качестве высшей формы этнической общности, обладающей исключительным правом на государственность [10]. В зависимости от форм проявления национализм может носить культурный, экономический и политический характер. Последний становится причиной наиболее затяжных и разрушительных этнических конфликтов (Северная Ирландия, Эритрея, Карабах, Приднестровье, Абхазия, Чеченская Республика и др.); 3) шовинизм — крайне агрессивная форма национализма; 4) в отдельную форму этнического самосознания выделяется геноцид — физическое истребление целых групп населения, в том числе по этническому признаку. Этническая территория — это территория преимущественного размещения данного этноса, обычно включающий ареал формирования и компактного расселения, а также районы смешения с другими национальностями [10]. Этническое самоопределение — это объективная возможность этноса самостоятельно осуществлять языковую, культурную, хозяйственную и политические виды деятельности. Этническое самоопределение представлено в формах: 1) языковое самоопределение — возможность этноса осуществлять общение на родном языке в другой стране; 2) культурное самоопределение — возможность этноса осуществлять культурную деятельность в другой стране (посредством наличия школ, культурных учреждений; возможность отмечать свои национальные праздники); 3) экономическое самоопределение — возможность этноса осуществлять экономическую деятельность в пределах другой страны (напр., этносы Поволжья на территории России имеют экономическое самоопределение); 4) политическое самоопределение — наличие собственной государственности.
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 272; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |