КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Казачество в Украине
Происхождение названия и причины возникновения казачества в Украине. Запорожская Сечь. Выделение казачества в отдельный социальный слой и превращение его в значительную общественно-политическую силу. Культура Украины в условиях польско-литовской экспансии.
Проблема казачества - одна из основных в истории Украины. Казачество сыг-рало огромную роль в антифеодальной и освободительной борьбе украинского народа и потому вопрос о причинах и времени его появления, о происхождении названия “казак” всегда вызывал интерес историков. Слово “казак” восточного, тюркского происхождения. Оно означало вольный воин, свободный человек, лёгкий всадник. В этом понимании “свободный человек, независимый от феодала и власти” - это слово утвердилось в Украине. Одной из главных причин образования казачества было усиление феодального гнета, что заставляло крестьян и городскую бедноту убегать на незаселенные территории юга Украины. Второй причиной появления казаче-ства были турецко-татарские нападения, которые в эпоху средневековья представляли собой смертельную опасность для славянских и некоторых неславянских народов. Первые сведения об украинских казаках относятся к 80-м годам XV в. Они содержались в дипломатической переписке между московскими и литовскими князьями. Украинское казачество появилось в XV в. на территории Южной Ук-раины, прежде всего в Приднепровье и Прибужье. К середине XV в. эти зем-ли были опустошены и разграблены крымскими татарами и турками. Население уцелело только в отдельных местах около Днепра, начиная от Киева до Черкасс, а дальше на юг по обе стороны Днепра расстилалась “дикая степь”. Очень незначительно увеличилось население этих территорий и во времена литовской экспансии. Литовское правительство мало заботилось о защите южных украинских земель от турков и татар, поэтому немногочисленное на-селение должно было само себя защищать, помнить о постоянной опасности со стороны южных соседей. Однако, несмотря на постоянную опасность, население этих мест не только не сокращалось, а даже увеличивалось. Дело в том, что природа этой части Украины была очень богатой. Плодородная земля, бескрайние степи, где паслись стада диких лошадей и диких коз; в многочисленных реках водилось много разнообразной рыбы, степи были густо заселены различными животными, дающими и добрые меха, и мясо для населения. Богатая природа требовала минимальных затрат и усилий со стороны человека, а его труд оплачивался сторицей. Поэтому неудивительно, что такая богатая земля привлекал к себе людей смелых и выносливых, готовых с оружием в руках защищать себя и свою землю. Собирались они в небольшие вооруженные отряды и занимались различными промыслами: рыбной ловлей, охотой, бортничеством (добычей мё-да диких пчёл), земледелием и торговлей. На процесс формирования казачества значительное влияние оказал внешний фактор. В 1449 году на развалинах Золотой Орды образовалось Крымское ханство, которое контролировало земли северного Причерноморья и Приазовья. Усиливался и другой южный сосед славян - Турция, которая в течение XIV-XVI веков из небольшого феодального княжества превратилась в могучую Османскую империю. Османская империя занимала огромную территорию от Атлантического до Индийского океана. Её владения были расположены на трех континентах - в Азии, Африке и в Европе. В 1475 году турки завоевали Крым и хан вынужден был признать себя вассалом турецкого султана. Вскоре Турция соорудила сеть крепостей на Черном и Азовском морях. Мощные крепости турки построили в дельтах рек: Днепра (Кинбурн), Днестра (Аккерман), Дуная (Измаил), Дона (Азов) и др. Кроме того, на морском побережье они основали еще целый ряд крепостей: Очаков, Тигина (современный г. Бендеры), Хаджибей (современная Одесса) и др. Пользуясь поддержкой и помощью Османской империи, крымский хан укрепил Перекоп, превратив его в неприступную твердыню, которая надежно перекрывала путь в Крым. Одновременно он усилил укрепление таких крупных городов ханства, как Каффа (Феодосия), Гезлев (Евпатория), Дженишке (Геническ) и др. После 1475 года положение Украины чрезвычайно усложнилось. Объединенные турецко-татарские войска совершали нападение на города и села, уводили в рабство десятки тысяч людей. Со времени образования Крымского ханства и до конца XV века на украинские земли было осуществлено более 40 нападений, в частности, на Подолье - 31, на Русское воеводство - 9, на Волынь - 7, на Киевщину - 4, на Белзкое воеводство. Результатом этих набегов было частичное или полное опустошение отдельных городов и целых регионов. Татары увели в плен около 220 тысяч украинцев. Работорговля стала важным источником прибыли в слаборазвитом Крымском ханстве, поэтому набеги ордынцев на украинские земли для захвата ясыра (живого товара) превратились в основное занятие татар. Таким образом, турецко-татарская агрессия угрожала самому существованию украинского народа (в XVI- первой половине XVII века демографические потери Украины от набегов та-тар составили 653 тысячи человек). Осваивая новые земли, эти казаки постоянно сталкивались с татарами, перенимали у них тактику войны, умели использовать местные условия в борьбе с врагами. Часто в борьбе с татарами переходили от обороны к насту-плению: временами сами нападали на татарских пастухов, на торговые кара-ваны. Жизнь в постоянной опасности, под угрозой ежедневной встречи с вра-гом, формировала характеры отважные, упорные, выносливые. Их боялись и сторонились. Этих людей уже в конце XV в. стали называть казаками. Источником формирования казачества было местное население Прид-непровья, которое, несмотря на угрозу со стороны татар, продолжало жить на территории Южной Украины, и беглые крестьяне из Западной и Северной Украины, которые спасались от закрепощения, массами бежали в эти малоза-селенные вольные места, где не было ещё феодального гнета. Жили казаки в зимовниках, хуторах и селах обычно с семьями, за что получили от сечевых запорожских казаков иронические прозвища “сидней”, “гнездюков”, “баболюбов”. Зимовники разрастались, превращались в хутора, села и городки. На землях, которые осваивали казаки, широкого развития достигли различные ремесла. Через земли казаков проходили торговые пути. В первое время своего существования (до середины XVI в.) казачество не представляло собой отдельной организованной социальной группы населе-ния, но уже тогда оно было приспособлено для степной пограничной борьбы (военным контингентом). И администрация пограничных городов и замков использовала их в военных целях: для охраны своих земель от татар и для набегов на татарские земли. Польское правительство также использовало украинское казачество в своих целях. В июне 1572 года по указу польского короля Сигизмунда II Ав-густа из украинских казаков (300 человек) было сформировано наёмное вой-ско для охраны южных и восточных границ и для борьбы с украинским на-ционально-освободительным движением. Казаков, которые составляли дан-ное войско, вносили в специальный список - реестр. Отсюда и название ка-заков - реестровые. Польское правительство признавали казаками только реестровых казаков, которые официально назывались Низовым или Запорож-ским войском. В 1578 году король Стефан Баторий реестр увеличил до 600 человек. Реестровые казаки имели собственную военную, административную и судебную юрисдикцию, освобождались от налогов и повинностей. Реест-ровые казаки имели право владеть землей, право заниматься промыслами и торговлей, получали государственное жалование. Реестровые казаки само- стоятельно выбирали гетмана и казацкую старшину на казацкой раде. В 1648 году большинство реестровых казаков присоединилась к армии Б.Хмельницкого. В первой половине XVI в. казачество в Украине расло, набирая сил, о чём свидетельствуют многочисленные жалобы татар и турков и их требова-ния - приструнить казаков. Казачество существовало не только в Украине. Приблизительно в то же время, когда возникло украинское казачество сформировалось (прежде всего, из крестьян, бежавших от крепостного гнета), Российское казачество на Дону. Во второй половине XVI в. украинское казачество продолжало расти численно и осваивало новые территории. Большинство казаков жили в слободах, на хуторах и в местечках, их называли “волостными” или “городски-ми”. Вследствие полонизации, так называемого Дикого поля, казаки засели-ли к началу XVII века земли от Северного Донца до Днестра, т.е. значитель-ную часть современных Днепропетровской, Полтавской, Черкасской, Кировоградской и частично Одесской, Николаевской, Херсонской, Донецкой областей. Некоторые казаки убегали дальше на юг, в низовье Днепра, в труднодоступные степи за днепровскими порогами, и называли их “низовыми” или “запорожскими”. Запорожская Сечь | Огромную роль в объединении запорожских каза-ков в военную силу, фактически автономную по отношению к правительству Речи Посполитой, сыграл князь Дмитрий Вишневецкий. В 1553-1554 гг. он собрал разобщённые казаческие отряды и построил на острове Малая Хорти-ца форт, Запорожскую Сечь, ставшую колыбелью украинского казачества. Название “Сечь” происходит от слова “сечь” или “рубить” и первона-чально этим словом называли укрепление из дерева и хвороста. Часто вместо слова “Сечь” употреблялось слово “Кош” (в переводе с тюркского - военная ставка, место, где находится вождь). Понятие Запорожская Сечь употребляется в двух значениях. В широком смысле этот термин означает все земли, которые находились в управление и владении казаков, в узком - центральное поселение, крепость, где располагалось административное руководство и на-ходился постоянный военный гарнизон. Иногда казацкие земли назывались Вольностями Войска Запорожского, а их центр - Кошем. Запорожская Сечь была хорошо укрепленной крепостью. Почти всегда она размещалась на идеально укрепленных самой природой местах - на реч- ных островах. Сечь была окружена рвом и десятиметровым валом, на котором стояла высокая деревяная крепостная стена. Вдоль стены располагались высокие башни с бойницами для пушек, хорошо укрепленным был также выход к реке. Посреди крепости находилась большая площадь, в центре которой располагалась церковь Св. Покровы и столп, возле которого наказывали казаков, нарушивших законы и обычаи, существовавшие в Запорожской Сечи. Полу-кругом на сечевой площади располагались курени - длинные бараки, в которых жили рядовые казаки, дома старшины, канцелярия, за ними - склады, арсеналы, ремесленные мастерские, торговые лавки. Словом “куринь” называ-ли и барак, где жили казаки и где была их кухня, и военную, а позже терри-ториальную единицу. Всего было около 38 куреней, которые объединяли, как правило, казаков-земляков. За крепостными укреплениями находился “греческий дом”, в котором жили иноземные послы и купцы. Крепость окружали предместья, в которых жили казаки-ремесленники. Запорожская Сечь была военной организацией: её возглавлял атаман или гетман. Руководить жизнью в Сечи гетману помогала казаческая старшина - выборная казачья администрация, в состав которой входили войсковой писарь, войсковой судья, войсковой есаул. Выборными были все долж-ности от высшей до самой низшей. Все важные вопросы на Сечи решались на Раде - своеобразном казацком парламенте, где демократическим путём выбирали гетмана и старшину. В условиях военных походов гетман и старшина пользовались абсолютной властью, включая право применения смерт-ной казни. Но в мирное время их власть была ограниченной, и в любой момент войсковая Рада могла лишить их этой власти. Запорожская Сечь была открытой для всех желающих. Здесь принима-ли мужчин христианской православной веры независимо от их социального и имущественного положения. Каждый мог прийти на Сечь и присоединиться к казацкому братству. Так же легко можно было и покинуть Сечь. Но женщин и детей на Сечь не принимали. Запорожских казаков было 5-6 тысяч человек, 500 человек постоянно жило в Сечи, остальные или ходили в военные походы или занимались мирным промыслом. Основная масса казаков-запорожцев жила за пределами Се-чи в зимовниках и появлялась в Сечи редко, в основном для выполнения оп-ределенных хозяйственных обязанностей. Только во время выборов гетмана и старшины или подготовки к военному походу все запорожцы должны были находиться в Сечи. Выделение казачества в отдельный В то время, когда почти все евро- социальный слой и превращение его пейские страны были монархиями, у в значительную общественно - поли - J запорожских казаков существовала тическую силу республиканская форма правления. Каждый казак пользовался правом голоса на общей казацкой раде. Рада ре-шала все важнейшие вопросы жизни Сечи, определяла её внутреннюю и внешнюю политику, принимала и направляла посольства, занималась судопроизводством. Правда, уже в конце XVI века в казацкой раде отчетливо на-метился раздел на старшину и рядовое казачество, между которыми проис-ходила острая борьба за влияние в Сечи. Запорожская Сечь по своему характеру была военно-демократической республикой и имела все признаки государственности: собственную терри-торию и войско, которое защищало её границы, своё правительство, которое выполняло законодательные, исполнительные и судебные функции, свою символику (флаг и герб), свою науку. Со временем Запорожская Сечь превратилась в мощный оплот социальной защиты всех угнетенных, символом и центром национально-освободительной борьбы украинского народа. На Запорожской Сечи никогда не было крепостного права, там использовали вольнонаемный труд. Запорожские казаки успешно воевали с Крымским ханством, ходили в походы против Турции. Благодаря своим походам на Крым и турецкие посе-ления казаки стали известными в Европе. Запорожская Сечь поддерживала отношения с европейскими государствами независимо от польского прави-тельства, как суверенное государство. В многочисленных походах и боях украинское казачество отработало самобытное военное искусство, умело воевало как на суше, так и на воде. Они искусно владели холодным и огнестрельным оружием, были отличными мореходами. Запорожцы строили большие лодки, которые назывались “чайками”. В такие лодки садились от 50 до 70 казаков. На “чайках” запорожцы спускались вниз по Днепру, плавали по Чёрному морю, достигая берегов Турции. Наиболее значительные казацкие походы относятся к 1600-1620 гг. В эти годы они нанесли серьёзные удары по турецким крепостям - Варне, Измаилу, Аккерману, Трапезунду и даже дважды сожгли Константинопольскую гавань. Именно успешные морские походы против общего врага большинства европейских стран - Османской империи и ее вассала Крымского ханства -уже в конце XVI - начале XVII вв. получили международное признание, чем объясняются нередкие обращения к запорожцам правителей различных госу-дарств с просьбой о помощи. Особенно большую роль в укреплении Запорожской Сечи, в повышении авторитета её как среди украинского населения, так и за пределами Ук-раины, сыграл гетман П.Сагайдачный, который осуществил военную реформу в Сечи и тем самым способствовал превращению отдельных казацких от-рядов в высокоорганизованное и дисциплинированное войско. Казаки любили свою родину, самым тяжелым преступлением они счи-тали предательство. Храбрость, бесстрашие, мужество и героизм запорож-ских казаков вызывали удивление и уважение во всем мире и любовь укра-инского народа, которая нашла отражение во многих произведениях устного народного творчества (думах, легендах, балладах и пересказах). Многочисленные победы в борьбе против турков и татар придавали ка-закам уверенность в своих силах. Они стали осознавать себя защитниками православной веры, борцами за свободу народа, рыцарским братством. Уве-ренность в своём предназначении заставляла казаков заниматься жгучими проблемами внутренней жизни общества. Выделившись в конце XVI в. в особый социальный слой украинского общества казачество вступило в борьбу не только против турецко-татарских агрессоров, но и против польского феодально-крепостнического, национального и религиозного гнета. Борьбу эту казачество вело вместе с основной массой украинского населения - крестьянством. Первыми крупными совместными выступлениями украинского казачества и крестьянства, в которых казачество выступило как значительная социально-политическая сила, были крестьянско-казацкие восстания в Украине 1591-1596 гг. В 1620-1630 годах в Украине произошли крупные национально-освободительные восстания под предводительством М.Жмайла, Т.Трясилы, Я.Острянина и др., ведущую роль в которых играли запорожские казаки. Неоднократные попытки украинского казачества защитить интересы кре-стьянства и ограничить наступление польских феодалов на украинские земли за-кончились неудачей. С 1638 г. после поражения казачества начался период безграничного закабаления беззащитного украинского крестьянства и поль-ского господства - период “золотого покоя” в польской истории. Он продол-жался десять лет и был прерван новым, ещё более мощным восстанием, вошедшим в историю под названием Освободительная война украинского на-рода. Историческое значение Запорожской Сечи состоит в том, что, в XVI в. как военно-политическая организация казаков, Сечь впоследствии стала цен-тром антифеодальной и созданная национально-освободительной борьбы ук-раинского народа. Запорожская Сечь сыграла ключевую роль в отражении набегов турков и татар на украинские земли. Основы автономного устройст- ва, войсковой организации и боевого искусства, выработанные в Сечи, послужили примером при создании собственной государственности в Украине. Культура Украины в условиях Иноземный гнёт оказал негативное влия- польско - литовсой экспансии ние на разВитие культуры. Однако, несмотря на это, в XIV-XVI веках наблюдалась консолидация украинского народа, и происходил процесс дальнейшего развития его культуры. Очень медленно развивалось образование. Школы если и существова-ли, то в основном, при епископских кафедрах, что в таких условиях школь-ное образование имело преимущественно церковный характер. Только во второй половине XVI века в Украине начали появляться учебные заведения с расширенной программой, например, знаменитая Острожская школа на Волыни. Её основатель - князь К.Острожский, потомок древнего украинского православного рода, был убеждённым патриотом и стремился к возрождению и развитию национальной культуры и образования. Он и его единомышленники сделали большой вклад в воспитание сознательных защитников национальных интересов Украины в условиях наступления католицизма и унии. Именно Острожская школа положила начало новому этапу в развитии школьного образования в Украине. В школе преподавались славянский, греческий и латинский языки и, так называемые, “семь вольных наук”– грамма-тика, риторика, диалектика, арифметика, география, астрономия, музыка. Школьной програмой предусматривалось начальное и среднее образование с элементами высшего. Неоценимый вклад в развитие образования и культуры внесли братские школы. Первая такая школа возникла в 1585 году при львовском братстве. Позже братские школы появились в Галиции, Холмщине, Волыни, Полесье, Подолье. Братские школы были народными, отличались от других, сущест-вующих тогда школ, своим демократизмом. В таких школах учились дети всех сословий, даже сироты. Учебные программы братских школ воспитыва-ли патриотизм, уважение к родному языку, культуре, православной церкви. В начале XVII века наиболее известной была Киевская братская школа, которую опекало Запорожское войско и гетман П.Сагайдачный. В 1632 году Киевская братская школа объединилась со школой, которая работала при Пе-черской лавре. Новое учебное заведение получило название - Киево-Могилянский коллегиум (киевский метрополит Петр Могила был инициатором объединения школ). Учебная программа и уровень преподавания в коллегиуме приближала его к уровню западноевропейских университетов и ака-демий. Коллегиум имел два филиала: в Виннице и в Кременце. Усиление феодального и национально-религиозного гнета со стороны Польши вызывало протест со стороны местного украинского населения и способствовало пробуждению его национального самосознания. Синонимом национальной культуры и национального самосознания в те времена была православная церковь, которая поддерживала создание школ, подготовку и издание литературных (преимущественно церковного содержания) произведений. Монастыри, как и раньше, были центрами летописания. Со второй половины XVI века в Украине появляются первые типогра-фии, начинают печатать книги. В 1573 году известный российский первопечатник Иван Федоров организовал типографию во Львове и напечатал свои знаменитые “Апостол” и “Букварь”. Они были первыми книгами, напечатан-ными в Украине. В конце XVI века типографии действовали в Киеве, Чернигове, Луцке, Новгород-Сиверском, Рогатине и т.д. Самой крупной была типография Кие-во-Печерской лавры. Книгопечатание способствовало распространению образования, укрепляло языковую общность украинского народа. Важную роль в процессе формирования и развития национальной культуры играло устное народное творчество. В многочисленных песнях и думах, под акомпонимент кобзы или бандуры, украинский народ воспевал героические подвиги казачества в борьбе с иноземными захватчиками. В на-родном творчестве существовала также лирическая и социально-бытовая тематика. Во второй половине XVI века в Украине появился театр. Центром театральной жизни были ярмарки, которые устраивались в городах и сёлах Украины. Бродячие актёры развлекали публику, ставя юмористические одноактные сценки, комедии, а иногда и целые драмы. Попу-лярностью пользовались кукольные и школьные театры. Таким образом, в тот период начали закладываться основы будущего украинского драматического театра. Неотъемлемой частью украинской национальной культуры была музы-ка. Музыкально-теоретические дисциплины изучались в братских школах уже с XVI века. Носителями народной музыкальной культуры в Украине бы-ли кобзари. Они играли, как правило, на многих музыкальных инструментах, в том числе на лире, сопилке, скрипке, цимбалах. В своих песнях кобзари воспевали вековую мудрость народа, его морально-этические принципы, героическую борьбу народа с внешними врагами и т.д. Новые черты появились в украинской архитектуре, живописи, прежде всего в церковной и в книжной миниатюре. Таким образом, несмотря на тяжелые условия иноземного господства украинский народ сумел сохранить и даже обогатить свою культуру.
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 1350; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |