Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Источники конституционного права России




Источники конституционного права можно разделить на две основные сферы: естественное право и позитивное право.

Естественным правом являются общечеловеческие представления о свободе, справедливости, неотъемлемости прав человека. Такие представления сложились ещё в античном мире и обусловили в дальнейшем главные цели революционных движений в Европе и Америке в XVII ‑ XVIII веках; они были положены в основу формирования концепции правового государства и народовластия.

Естественное право является важнейшей гарантией демократических ценностей и институтов. Со сменой политических сил, стоящих у руля механизма государственной власти, можно реформировать позитивное право, изменить или принять новую конституцию, ограничивающую естественные права и свободы, установить авторитарный или тоталитарный политический режим. Но естественное право, если оно признаётся источником конституционного права, становится важным гарантом для спасения свободы и демократии.

Однако во многих государствах мира ‑ и Россия, к сожалению, пока остаётся в их числе ‑ источником права признаётся лишь позитивное право, а представители юридической науки и практики призывают к соблюдению лишь норм писаного права.

Под источниками позитивного конституционного права понимают писанные правовые акты. Они являются в основном результатом нормотворческой деятельности государственных органов - парламента, главы государства, правительства, региональных органов власти и др.

Системе источников позитивного конституционного права присущи общие черты, позволяющие их классифицировать.

По территории действия можно выделить следующие нормативные правовые акты:

‑ федеральные – действующие на всей территории Российской Федерации (Конституция РФ, законы федерального центра, акты главы государства, правительства и др.);

‑ региональные – действующие на территории конкретного субъекта РФ (конституция республики, устав области, акты, принимаемые законодательными и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ);

‑ муниципальные – действующие на территории муниципального образования (устав о местном самоуправлении и т.д.).

По юридической силе источники позитивного конституционного права можно разделить на следующие виды: конституции, законы, акты палат парламента, главы государства, правительства и др.

1. Конституции. Они являются основным источником конституционного права.

2. Законы. Они обладают наибольшей после конституции юридической силой и являются самым распространённым источником конституционного права. Конечно, источником конституционного права являются не все законы, а только те, которые содержат конституционно-правовые нормы.

Понятие «закон» имеет не одинаковое содержание. Конституция РФ предусматривает принятие федеральных конституционных и федеральных законов.

Они различаются:

‑ по юридической силе;

‑ по предметам ведения, которые в них могут затрагиваться;

‑ по процедуре принятия;

‑ по возможности применения в отношении их отлагательного вето Президентом РФ.

Федеральные конституционные законы издаются по указанным в Конституции РФ вопросам и имеют более высокую юридическую силу, чем федеральные законы (ч. 3 ст.76 Конституции РФ). Примерами могут служить Федеральные конституционные законы: «О Конституционном Суде Российской Федерации» 1994 г.; «О референдуме Российской Федерации» 2004 г. и др.

В федеральных законах содержатся нормы, регулирующие отдельные общественные отношения (например, гражданство, статус депутата, избирательное право и т.д.). Разновидностью федеральных законов являются рамочные законы, в которых содержатся принципы регулирования какого-либо вопроса (например, общие принципы местного самоуправления).

Конституция Российской Федерации не допускает секретного законодательства. Неопубликованные законы не применяются (ч. 3 ст.15).

3. Декларации. В этой правовой форме были приняты важнейшие конституционно-правовые акты: Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г.; Декларация о языках народов России от 25 октября 1991 г.; Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г.

Декларации обычно устанавливают общие принципы конституционно-правового развития. Ныне эти принципы реализованы в действующей Конституции, которая не содержит упоминания о праве Парламента России принимать декларации и об их юридической силе. Но, поскольку это не исключено, следует сделать вывод о том, что и в настоящее время парламент вправе принимать подобного рода акты.

4. Постановления палат Федерального Собрания ‑ Парламента Российской Федерации.

В соответствии со ст. 102 и 103 Конституции РФ Совет Федерации и Государственная Дума принимают постановления по вопросам, отнесённым к их ведению. Постановления принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, если иной порядок не предусмотрен Конституцией.

5. Регламенты палат Федерального Собрания, положения о комитетах и комиссиях Совета Федерации и Государственной Думы.

Названные акты содержат конституционно-правовые нормы, регулирующие вопросы организации и деятельности парламента и его вспомогательных органов (комитетов и комиссий).

6. Источниками конституционного права могут быть и нормативно-правовые акты, издаваемые главой государства, правительством, министрами и т.д.

Акты главы государства и акты правительства являются в принципе подзаконными, т. е. они издаются на основе и во исполнение законов. По юридической силе акты главы государства имеют преимущество перед актами правительства. В России Президент издаёт указы и распоряжения, которые не должны противоречить Конституции и федеральным законам (ч. 3ст. 90 Конституции РФ). Вместе с тем Президент РФ может издавать указы и по тем вопросам, которые законодательно не урегулированы. Такие указы содержат правовые нормы и не являются, строго говоря, подзаконными, т.к. издаются не на основе и не во исполнение законов. Однако с принятием Федеральным Собранием соответствующего закона указ Президента теряет силу.

Нормативные акты Правительства носят подзаконный характер. Они издаются на основании и во исполнение Конституции РФ и федеральных законов, нормативных указов Президента РФ (ч. 1 ст. 115 Конституции РФ). Акты главы государства, правительства, министерств и ведомств являются источником конституционного права лишь тогда, когда они содержат его нормы.

7. К числу источников конституционного права относятся решения Конституционного Суда РФ, если они носят нормативно-правовой характер и содержат конституционно-правовые нормы о конституционности законов, о толковании конституции и т.д. Постановления Конституционного Суда окончательны, не подлежат обжалованию, вступают в силу немедленно после провозглашения. Любые акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

8. Источниками конституционного права России являются некоторые правовые акты СССР и РСФСР ‑ в силу принципа преемственности и на период, пока не будет принято заменяющее их законодательство. Так, например, в постановлении Верховного Совета РФ о ратификации соглашения о создании Содружества Независимых Государств от 12 декабря 1991 г. установлено, что на территории России до принятия соответствующих законодательных актов России нормы бывшего СССР применяются в части, не противоречащей Конституции РФ, её законодательству и настоящему Соглашению.

9. Федеративный характер устройства России обусловливает существование таких видов источников конституционного права, как законы, принимаемые законодательными (представительными) органами республик и иных субъектов федерации, указы, принимаемые главами республик, постановления глав администраций краев, областей, городов федерального значения, автономий, иные правовые акты законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов федерации.

10. К числу источников конституционного права относятся договоры и соглашения, заключаемые Российской Федерацией с её субъектами, а также между самими субъектами. Примером такого вида источника являются Федеративный Договор от 31 марта 1992 года.

11. После принятия Конституции РФ 1993 г. к источникам конституционного права относятся общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России. Эти акты служат источником конституционного права в том случае, если регулируют конституционные правоотношения. Конституция РФ устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы. Более того, Конституция закрепляет примат международного права по отношению к внутригосударственному праву (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).

12. Источниками конституционного права могут быть также акты органов местного самоуправления, если они регулируют отношения в сфере конституционного права. Так, например, нормы конституционного права имеются в уставах муниципальных образований, поскольку они регулируют отношения, связанные с осуществлением публичной власти.

В конституционном праве ряда зарубежных государств в качестве источника конституционного права признают обычаи и доктрины (взгляды крупных учёных-юристов) и судебные прецеденты. Это связано со структурой права, сложившейся исторически. В российской конституционно-правовой практике эти институты не применяются.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 623; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.