КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Принципы гражданства
Понятие гражданства Российской Федерации. Развитие законодательства о гражданстве Российской Федерации. ТЕМА 9. ГРАЖДАНСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Развитие законодательства о гражданстве Российской Федерации 2. Понятие гражданства Российской Федерации 3. Принципы гражданства 4. Основания и порядок приобретения гражданства 5. Прекращение гражданства Российской Федерации 6. Государственные органы по делам гражданства
В дореволюционной России существовало подданство, а не гражданство. Законодательство о подданстве сохраняло черты средневековых, феодальных начал и не основывалось, в отличие от других демократических государств того времени, на юридическом равенстве подданных. В Российской Империи подданные подразделялись на несколько разрядов с особым правовым статусом: 1. Природные подданные, в составе которых, в свою очередь, выделялись: а) дворянство (потомственное и личное); б) духовенство (делилось по вероисповеданиям); в) городские обыватели (разбивались на группы: почетные граждане, купцы, мещане и цеховые); г) сельские обыватели. 2. Инородцы (евреи и восточные народы). 3. Финляндские обыватели. Наряду с этим, четыре группы природных подданных законодательство делило на лиц податного и неподатного состояния. Лица неподатного состояния (дворяне и почетные граждане) пользовались свободой передвижения и получали бессрочные паспорта для проживания на всей территории империи; лица податного состояния (мещане и крестьяне) не обладали этими правами. После падения царской империи первым актом по вопросам гражданства был Декрет об уничтожении сословий и гражданских чинов, изданный в ноябре 1917 года. В нем провозглашалось, что все существовавшие в России сословия и сословные деления граждан, сословные привилегии и ограничения, всякие звания (дворянина, купца, мещанина и т. д.), титулы и наименования гражданских чинов уничтожаются. Взамен устанавливается одно общее для всего населения России наименование - гражданин России. В апреле 1918 г. ВЦИК принял Декрет «О приобретении прав российского гражданства». Право принимать в российское гражданство иностранцев, проживающих в пределах РСФСР, было предоставлено местным Советам. Народный комиссариат по внутренним делам регистрировал принятых в гражданство иностранцев и публиковал их списки для всеобщего сведения. Конституция РСФСР 1918 г. отнесла к предметам ведения Всероссийского съезда Советов и ВЦИК издание общих постановлений о приобретении и утрате прав российского гражданства и о правах иностранцев на территории республики. После образования Союза ССР было установлено гражданство СССР. В ст. 7 Конституции СССР 1924 г. закреплялось единое союзное гражданство для граждан союзных республик. К предмету ведения верховных органов власти СССР относилось «основное законодательство в области союзного гражданства в отношении прав иностранцев». 29 октября 1924 г. было утверждено Положение о союзном гражданстве. В соответствии с ним правом принятия в союзное гражданство обладали ЦИК союзных республик. Трудящихся иностранцев могли принимать в гражданство исполкомы губернских, областных съездов Советов или ЦИК АССР. Утратившими советское гражданство считались лица, лишенные его на основании законов, принятых до Конституции СССР 1924 г., не возвратившиеся из-за границы, лишенные гражданства по приговору суда. Новое Положение о гражданстве Союза ССР было утверждено ЦИК и СНК СССР 13 июня 1930 г. В этом же году постановлением ЦИК и СНК СССР от 23 ноября 1930 г. был введен упрощенный порядок приема в гражданство СССР и выхода из него, что и было закреплено в Положении о гражданстве Союза ССР 1931 г. Это Положение, исходя из конституционного принципа единого союзного гражданства. Каждое лицо, находившееся на территории СССР, признавалось гражданином Союза ССР, если не была доказана его принадлежность к гражданству иностранного государства. Положение закрепило, что гражданин СССР является гражданином той союзной республики, в пределах которой постоянно проживает. Если же он по национальности или по происхождению считает себя связанным с другой союзной республикой, то может выбрать гражданство этой республики. Принятие иностранных граждан в гражданство одной из союзных республик, и тем самым в гражданство СССР, осуществлялось постановлением Президиума ЦИК СССР или Президиума ЦИК той союзной республики, в которой они проживали. Президиумы ЦИК союзных республик могли принимать в гражданство СССР иностранных граждан, проживающих за границей, если от них поступали заявления в эти органы. Выход из гражданства СССР разрешался не только Президиумом ЦИК СССР, но и Президиумами ЦИК союзных республик. Лишение гражданства СССР осуществлялось в аналогичном порядке. Согласно Положению 1931 г., иностранные граждане - рабочие и крестьяне, проживающие в пределах СССР и работающие, пользовались всеми политическими правами граждан СССР. Положение устанавливало упрощенный порядок приобретения гражданства СССР и выхода из него в отношении: а) иностранцев - рабочих и крестьян, проживающих в пределах СССР и работающих, а также иностранцев, пользующихся правом политического убежища вследствие преследования их за революционно-освободительную деятельность; б) лиц, меняющих гражданство в связи с вступлением в брак. В этих случаях приобретение гражданства и выход из него осуществлялись по постановлению краевого (областного) исполнительного комитета, ЦИК АССР и исполнительного комитета автономной области, если заявитель проживал на территории СССР (если же он проживал за границей, вопрос решался постановлением полномочного представителя СССР). Конституция СССР 1936 г., так же как и предшествующий Основной Закон, закрепила принцип единства союзного гражданства. Она сохранила отнесение к ведению Союза ССР решение вопросов о союзном гражданстве и о правах иностранцев. 19 августа 1938 г. был принят Закон «О гражданстве Союза ССР». Сохраняя сложившиеся принципы гражданства, закон закрепил ряд новых положений. Он установил, что гражданами СССР являются: а) все лица, состоявшие к 7 ноября 1917г. в подданстве бывшей Российской империи и не утратившие советского гражданства; б) лица, которые приобрели советское гражданство в установленном законом порядке. Лица, не отвечающие данным условиям и проживающие в СССР, признавались лицами без гражданства (апатридами). Считалось, что такое изменение оснований для признания гражданства СССР было направлено на повышение политического и правового значения статуса гражданина СССР. Закон изменил и порядок решения вопросов о выходе из гражданства и о его лишении. Эти вопросы были отнесены к исключительной компетенции Президиума Верховного Совета СССР. Это отражало развивающиеся процессы усиления централизма Советского союзного государства. В последующие годы принимались многочисленные акты, связанные с решением отдельных вопросов приобретения гражданства СССР и восстановления в гражданстве. К ним относятся указы Президиума Верховного Совета СССР «О порядке приобретения гражданства СССР гражданами Литовской, Латвийской и Эстонской Советских социалистических республик» (1940 г.), «О восстановлении в гражданстве СССР жителей Бессарабии и о приобретении советского гражданства жителями Северной Буковины» (1941 г.), «О восстановлении в гражданстве СССР подданных бывшей Российской империи, а также лиц, утративших советское гражданство, проживающих на территории Манчжурии» (1945 г.) и ряд других актов в отношении лиц, проживающих на территории Франции, Югославии, Болгарии, Японии, Чехословакии, Бельгии и др. Конституция СССР 1977 г. более широко урегулировала сферу отношений, связанных с гражданством СССР. Она впервые закрепила, что основания, порядок приобретения и утраты гражданства определяются Законом о гражданстве СССР. Получил конституционное выражение важный принцип гражданства: граждане СССР за границей пользуются защитой и покровительством Советского государства. Согласно Конституции принятие в гражданство СССР, решение вопросов о выходе из гражданства и о его лишении входило в компетенцию Президиума Верховного Совета СССР. На основании ст. 33 Конституции СССР был принят новый Закон о гражданстве СССР от 1 декабря 1978 г. Закон о гражданстве СССР 1978 г. был значительно больше и по объему, чем закон 1938 г. В нем впервые закреплялись законодательные права республик в сфере гражданства. Впервые на основе этого закона были приняты законодательные акты союзных республик по вопросам гражданства. Так, законом Верховного Совета РСФСР был утвержден указ Президиума Верховного Совета РСФСР «О порядке приема в гражданство РСФСР» (1981 г.). Исходным началом в определении принадлежности лица к гражданству СССР признавалось его состояние в гражданстве СССР на день вступления в силу настоящего закона (а не в подданстве бывшей Российской империи). Такое изменение было закономерным, ибо за прошедшие годы выросло несколько поколений людей, родившихся после октября 1917 г. Новый этап развития государства вызвали необходимость определенных изменений союзного законодательства о гражданстве. 23 мая 1990 года был принят Закон о гражданстве СССР, где сделаны некоторые шаги вперед по пути демократизации правового регулирования вопросов гражданства. В законе появились разделы об органах, принимающих решения по вопросам гражданства, о производстве по рассмотрению заявлений и представлений по этим вопросам, об исполнении и обжаловании решений. Полномочия по принятию решений по вопросам гражданства, которые раньше возлагались на Президиум Верховного Совета СССР, перешли к Президенту СССР. В системе законодательства о гражданстве следует выделить Закон РФ «О гражданстве Российской Федерации» от 28 ноября 1991 года. В преамбуле закон определил гражданство как устойчивую правовую связь человека с государством, выражающуюся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанную на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека. Из этого следовало, что гражданином лицо является не в силу проживания на территории государства, а вследствие сложившихся и закрепленных законодательно или в ином правовом порядке особых устойчивых связей, составляющих содержание гражданства. Таким образом, гражданство - это правовое, а не просто фактическое состояние, сложившееся между человеком и государством. Основополагающими принципами гражданства были установлены: принцип единого гражданства (граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории республики в составе Российской Федерации, являются одновременно и гражданами этой республики); равное гражданство (оно не зависит от оснований приобретения); открытое и свободное гражданство (в РФ каждый человек имеет право на гражданство и закон определил основания приобретения и прекращения гражданства); недопустимость лишения человека гражданства; возможность иметь двойное гражданство; сохранение гражданства за лицами, проживающими за пределами Российской Федерации; защита и покровительство своим гражданам за рубежом со стороны государства; отрицание автоматического изменения гражданства лицами при заключении или расторжении брака; невозможность выдачи гражданина РФ другому государству. Закон от 28 ноября 1991 г. закрепил основания приобретения гражданства (в результате его признания; по рождению; в порядке его регистрации; в результате приема в гражданство; в результате восстановления в гражданстве; путем выбора гражданства (оптации[91]) при изменении государственной принадлежности территории и по другим основаниям, предусмотренным международными договорами РФ; по иным основаниям, предусмотренным законом). В законе был установлен порядок определения гражданства детей и гражданства родителей, опекунов и попечителей, а также гражданства недееспособных лиц. К государственным органам, ведающим делами о гражданстве Российской Федерации, законом были отнесены: Президент Российской Федерации; Комиссия по вопросам гражданства при Президенте РФ; Министерство внутренних дел РФ; Министерство иностранных дел РФ, дипломатические представительства и консульские учреждения РФ. Конституция РФ 1993 г. аккумулировала важнейшие положения о гражданстве, выработанные практикой его правового регулирования, и возвела их в ранг конституционных принципов. Это относится к установлению единого и равного гражданства; равного обладания каждым гражданином РФ на ее территории всеми правами и свободами и выполнения равных конституционных обязанностей; невозможности лишения граждан РФ своего гражданства или права изменить его; невозможности высылки граждан РФ за пределы государства или выдачи другому государству; защиты и покровительства Российской Федерации своим гражданам за ее пределами; возможности иметь в соответствии с законом двойное гражданство; пользования в России правами и несения обязанностей иностранными гражданами и лицами без гражданства наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Вместе с тем за прошедший после принятия Конституции РФ период сложились предпосылки для пересмотра и дальнейшей оптимизации ряда законодательных положений о гражданстве. Все это нашло отражение в принятом 31 мая 2002 г. и вступившим в силу с 1 июля 2002 г. Федеральном законе «О гражданстве Российской Федерации». Понятие гражданства Российской Федерации сформулировано в статье 3 Федерального закона Российской Федерации от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации» – это устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. В этой дефиниции выделены главные черты, характеризующие гражданство. Правовой характер связи лица с государством, образующий отношение гражданства, выражается в ее юридическом оформлении. Гражданство - правовое, а не фактическое состояние. Граждан государства нельзя рассматривать как совокупность лиц, проживающих на его территории, ибо по этому признаку последние образуют население страны - категорию демографическую. Таким понятием охватываются не только граждане, но и проживающие в стране лица без гражданства и иностранные граждане. Гражданином государства лицо является не в силу проживания на его территории, а вследствие существования между лицом и государством особых связей, составляющих содержание гражданства. Они основаны на юридическом оформлении отношений гражданства и выражаются, во-первых, в их общем правовом нормировании и, во-вторых, в индивидуальном юридическом оформлении гражданства каждого данного лица. Общее правовое нормирование заключается в том, что государство в законе устанавливаетоснования, по которым то или иное лицо признается гражданином государства, основания приобретения и прекращения гражданства, порядок решения этих вопросов. В отношении каждого человека гражданство юридически оформляется документами, подтверждающими его гражданство. Такими документами являются паспорт гражданина РФ, свидетельство о рождении, иной документ, содержащий указание на гражданство.[92] Государство регистрирует также такие акты гражданского состояния, как рождение и смерть своего гражданина. Устойчивый характер отношений гражданства заключается в их постоянном характере, длящемся обычно от рождения до смерти гражданина, в установлении особого порядка их прекращения, не допускающего расторжения гражданином в одностороннем порядке. Прекращение отношений по ходатайству гражданина требует согласия государства, оформляемого в соответствующем индивидуальном акте уполномоченного на это органа. Определение в Федеральном законе гражданства как связи человека с государством, выражающейся в совокупности их взаимных прав и обязанностей, положило начало новой концепции взаимоотношения личности и государства. Гражданство - сложная политико-правовая категория, что обусловливает различные трактовки его природы. Представляется, что гражданство нужно рассматривать: во-первых, как суверенное право человека быть гражданином государства, находиться под его защитой и покровительством, иметь гарантии прав, свобод и законных интересов; во-вторых, как суверенное право Российского государства определять круг своих граждан, решать вопросы приобретения и прекращения гражданства, разрабатывать и принимать законодательство о гражданстве; в-третьих, как важнейший признак любого государства и элемент его суверенности; в-четвертых, как конституционно-правовой институт. Таким образом, под гражданством понимается длительная, устойчивая правовая связь лица и государства, в силу которой на лицо распространяется суверенитет государства; лицо обладает правами, свободами, несет обязанности, равно как и государство по отношению к нему, оно находится под защитой и покровительством государства как внутри, так и вне страны. Длительность данной связи заключается в том, что гражданин, как правило, всю жизнь находится в состоянии гражданства с государством. Устойчивость связи выражается в ее непрерывности, причем независимо от того, где находится гражданин, - внутри страны или за рубежом (даже постоянно там проживая). Правовой характер указанной связи предопределен тем, что отношение между лицом и государством основано на юридических нормах, принятием которых государство устанавливает круг своих граждан, взаимные права и обязанности его сторон. На основе сказанного можно сформулировать понятие гражданства как правового состояния (в субъективном смысле) – это длящееся правовое двустороннее отношение между личностью и государством. Совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, связанные с гражданством, образуют конституционно-правовой институт (гражданство в объективном смысле). Его нормы носят конституционный характер, что обусловлено важностью регулируемых ими общественных отношений. Гражданство базируется на главенствующих идеях, основополагающих устоях (принципах), которые получили правовое закрепление в Конституции и Законе о гражданстве Российской Федерации.
Конституция РФ устанавливает, прежде всего, те общие основы, которые определяют принципы отношений гражданства. В статье 4 Федерального закона от 31 мая 2002 года «О гражданстве Российской Федерации» определены принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие вопросы гражданства Российской Федерации. Среди них следует выделить следующие: 1. Принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие вопросы гражданства Российской Федерации, не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. 2. Гражданство Российской Федерации является единым и равным независимо от оснований его приобретения. 3. Проживание гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации не прекращает его гражданства Российской Федерации. 4. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства Российской Федерации или права изменить его. 5. Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан иностранному государству. 6. Россия поощряет приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации. 7. Наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства. Рассмотрим подробнее некоторые из этих важнейших положений. Гражданство Российской Федерации является единым. В силу федеративного устройства России этот принцип является важнейшим и закрепляется в статье 6 Конституции. Единое гражданство в федеративном государстве является необходимым условием его суверенного статуса, сохранения целостности. Гражданство Российской Федерации является равным независимо от оснований приобретения. Законодательство не устанавливает никаких отличий и особенностей в правовом статусе лиц, ставших гражданами Российской Федерации по различным основаниям: по рождению, в связи с принятием в гражданство, восстановлением в гражданстве, усыновлением и др. Не имеет правового значения и время приобретения гражданства. Российское законодательство исходит из принципа сохранения гражданства Российской Федерации лицами, проживающими за пределами Российской Федерации. Конституция РФ и Закон закрепляют, что гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства. Этот принцип является новым в законодательстве о гражданстве. Все предшествующее - вплоть до Закона о гражданстве СССР 1990 г. - закрепляло такую форму утраты гражданства. Конституция РФ и Закон о гражданстве также устанавливает, что гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству. За преступления, совершенные гражданином Российской Федерации за границей, он подлежит уголовной ответственности по законам Российской Федерации. Очень важны также принципы защиты и покровительства граждан РФ, находящихся за пределами Российской Федерации. Они закреплены ст. 61 Конституции РФ и в ст. 7 Закона о гражданстве. Органы государственной власти Российской Федерации, дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, находящиеся за пределами Российской Федерации, должностные лица указанных представительств и учреждений обязаны содействовать тому, чтобы гражданам РФ была обеспечена возможность пользоваться в полном объеме всеми правами, установленными федеральным законодательством, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, а также возможность защищать их права и охраняемые законом интересы.
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 1995; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |