Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Порядок деятельности Правительства России

Полномочия Правительства Российской Федерации.

Состав, порядок формирования, срок полномочий и отставка Правительства Российской Федерации

Правительство Российской Федерации как высший исполнительный орган государственной власти.

ТЕМА 19. ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТЕМА 18. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Конституционно-правовой статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Полномочия и внутренняя организация Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Порядок формирования палат Федерального Собрания.

Федеральное Собрание – парламент России: понятие, структура, функции, место в системе органов государственной власти.

ТЕМА 17. ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Вспомогательные государственные органы при Президенте Российской Федерации.

Гарантии Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий.

Основания и порядок прекращения полномочий Президента Российской Федерации.

Полномочия Президента Российской Федерации. Акты Президента Российской Федерации.

Порядок избрания и вступления в должность Президента Российской Федерации.

Президент Российской Федерации – глава государства. Функции Президента РФ. Место и роль Президента Российской Федерации в системе органов государственной власти.

ТЕМА 16. ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

1. Президент Российской Федерации – глава государства. Функции Президента РФ. Место и роль Президента Российской Федерации в системе органов государственной власти.

2. Порядок избрания и вступления в должность Президента РФ.

3. Компетенция Президента РФ. Акты Президента РФ.

4. Основания и порядок прекращения полномочий Президента РФ.

5. Гарантии Президенту России, прекратившему исполнением своих полномочий.

6. Вспомогательные государственные органы при Президенте РФ.

 

Институт главы государства является важной и неотъемлемой частью конституционной характеристики любой страны. Государство объективно испытывает потребность в существовании должностного лица, обеспечивающего конституционный порядок, устойчивость и преемственность государственной власти, а также высшее представительство внутри страны и на международной арене.

В зависимости от формы правления различают две основных разновидности глав государств: в монархиях – это наследственных монарх, в республиках – выборный президент.

Термин «президент» имеет латинское происхождение (Praesidens) и буквально означает «сидящий впереди». Первоначально президентами назвали лиц, председательствующих на народных собраниях в Древней Греции. Однако, с XVIII века термин «президент» стал употребляться для характеристики глав государств с республиканской формой правления. США стали первой страной в мире, закрепившей в своей Конституции 1787 г. пост президента. В отличие от других государств того времени, где власть повсеместно носила монархический, наследственный характер, в США главу государства стали избирать в ходе всеобщих выборов. В дальнейшем институт президентуры распространился по всему миру. Так, в настоящее время более 130 стран имеют в своей государственной системе пост президента[143].

В развитии российской государственности институт президентской власти имеет сравнительно короткую историю. Это объясняется тем, что в советский период в государственном устройстве господствовала концепция полновластия Советов, отрицавшая принцип разделения властей, одним из выражений которого является наличие в системе органов власти должности Президента. Однако, процессы демократизации и коренные реформы государственной системы СССР привели к преемственности института президентуры, апробированного мировой практикой, и учреждению в 1990 г. должности Президента СССР.

В Российской Федерации пост президента был учрежден общенародным референдумом в апреле 1991 г. и в том же году (12 июня) на этот пост был избран Б.Н. Ельцин. Многие функции, полномочия и направления деятельности президента были сформулированы таким образом, чтобы путем введения этого органа укрепить авторитет российской государственности и силу исполнительной власти, без которой невозможно выполнение законов[144].

Конституция РФ 1993 г. по сравнению с предшествующей конституцией существенно изменила статус Президента РФ. Он больше не характеризуется как «высшее должностное лицо и глава исполнительной власти», а определяется как глава государства. Закрепленный в ст. 11 Конституции перечень органов, осуществляющих государственную власть в Российской Федерации, свидетельствует о наличии в отечественной государственно-правовой практике особого института президентуры, отличного от законодательной и исполнительной власти[145].

Основные функции Президента Российской Федерации как главы государства.

Под функциями Президента РФ следует понимать основные направления его деятельности, вытекающие из особого положения данного органа в системе разделения властей.

Основные функции Президента РФ как главы государства определены в ст. 80 Конституции.

Президент Российской Федерации:

1) является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина;

2) в установленном Конституцией порядке принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности;

3) обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти;

4) в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства;

5) представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Первая из основных функций Президента РФ − быть гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Рассматривая данную функцию необходимо иметь в виду, что любой государственный орган, осуществляя свои полномочия, должен исполнять Конституцию, соблюдать и защищать права и свободы граждан. Однако каждый из них лишь частично обеспечивает действие Конституции РФ. Реализуя данное направление деятельности, Президент имеет право требовать от всех федеральных органов и органов власти субъектов Федерации неуклонного соблюдения Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Таким образом, только перед Президентом ставиться задача охранять устойчивость конституционного строя в целом, и только при этих условиях все иные органы государственной власти и должностные лица могут иметь возможность осуществлять свои полномочия в нормальном конституционном режиме[146].

Реализуя данное направление деятельности, Президент имеет право:

- обращаться с запросом в Конституционный Суд РФ по вопросу о конституционности федеральных законов (ч. 2 ст. 125 Конституции РФ);

- отменять акты Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ (ч. 3 ст. 115 Конституции РФ);

- приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции или нарушения прав и свобод человека и гражданина (ч. 2 ст. 85 Конституции РФ);

- в своих ежегодных посланиях Федеральное Собрание ориентировать парламент на первоочередное рассмотрение каких-либо законопроектов и др.

Важной функцией Президента РФ как главы государства является деятельность по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности. Конституция предписывает, что осуществление этой функции должно проходить в «установленном Конституцией порядке» (например, путем введения военного или чрезвычайного положения, что предусмотрено ч. 2 ст. 87 и ст. 56 Конституции РФ и соответствующими федеральными конституционными законами).

Принципиальной является и функция Президента РФ по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. По существу ч.2 ст. 80 Конституции РФ определяет, что Президента РФ занимает особое место в системе органов государственной власти и не входит непосредственно ни в одну из ее ветвей. Президенту отводится роль «арбитра» в разрешении споров между ветвями и органами государственной власти. Исходя из этой роли, глава государства вправе прибегать к согласительным процедурам и другим мерам преодоления кризисов и разрешения споров. Эта функция важна для взаимодействия органов государственной власти как на федеральном уровне, так и во взаимоотношениях органов власти Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно ч.3 ст. 80 Конституции РФ на Президента возложена функция определения основных направлений внутренней и внешней политики государства. Традиционными формами осуществления данной функции являются: ежегодные послания Президента Федеральному Собранию РФ, содержащие оценку государственного и общественного развития, а также перспективные цели и задачи; бюджетные послания Президента Правительству; концептуальные указы Президента РФ, публичные выступления.

Одной из характеристик главы государства является наличие представительской функции. Он представляет государство как внутри, так и на международной арене. Президент РФ ведет переговоры с главами других государств, вправе подписывать от имени России международные договоры, назначать послов и представителей в другие государства. В соответствии с международным правом он пользуется правом на высшие почести при нанесении официальных визитов в другие страны. «Внутреннее представительство» проявляется, прежде всего, во взаимоотношениях главы государства с органами государственной власти субъектов федерации, общественными структурами, населением и т.д.

 

Порядок избрания и вступления в должность Президента регулируется Конституцией РФ, Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации» от 10 января 2003 г.[147] и другими нормативными актами.

Конституция РФ (ст. 81) устанавливает, что Президент РФ избирается на четыре года гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Четырехлетний срок является достаточно распространенным в мировой практике (США, Румыния, Боливия, Эквадор), хотя в ряде стран глава государства избирается и на более длительные сроки (например, в ФРГ, Греции, Индонезии и др. – на 5 лет; в Австрии, Египте, Аргентине – на 6 лет; в Италии, Ирландии, Сирии – на 7 лет). Важным является и положение Конституции о том, что одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд. Ограничение максимального срока пребывания одного лица на посту Президента РФ трактуется как гарантия против установления власти одного лица на продолжительный срок, то есть личной диктатуры.

Право избирать Президента предоставляется гражданам РФ, достигшим на день выборов 18 лет. Конституция РФ (ст. 32) установила лишь два ограничения: «не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда». Участие граждан в выборах является добровольным, каждый избиратель имеет только один голос. При этом Президент РФ избирается путем прямых выборов, то есть получает свои полномочия непосредственно от народа.

Предъявляемые к кандидату требования изложены в частях 2 и 3 ст. 81 Конституции РФ. Президентом может быть избран только гражданин РФ, достигший 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

Возрастной ценз (не моложе 35 лет) предъявляется к кандидату в Президенты не случайно, так как на это пост должен быть избран человек, имеющий достаточный жизненных опыт, деятельность которого может быть оценена избирателями. Вместе с тем 35-летний возраст позволяет избирать на президентский пост, требующий энергичной деятельности, человека достаточно молодого. Для сравнения, такой же возраст установлен для избрания Президента США. В ФРГ кандидат в президенты должен быть не моложе 40 лет, в Италии - 50 лет.

Не менее важен и «ценз оседлости», то есть требование постоянного проживания кандидата в Президенты в Российской Федерации не менее 10 лет. Этот срок признается необходимым для того, чтобы кандидат в Президенты не только в полной мере обладал знанием и практическим опытом, но и понимал специфику условий жизни в нашей стране.

Кроме этого, в упомянутом Федеральном законе «О выборах Президента РФ» указывается еще одно условие. Так, согласно ч.6 ст. 3 «гражданин Российской Федерации, в отношении которого вступил в силу приговор суда о лишении его права занимать государственные должности в течение определенного срока не может быть зарегистрирован в качестве кандидата на должность Президента Российской Федерации, если голосование на выборах Президента Российской Федерации состоится до истечения установленного судом срока».

Никаких других требований (например: специальное образование, опыт работы, верхний возрастной предел) к кандидату на пост Президента РФ не предъявляется, что можно расценивать как признак демократического подхода к выборам главы государства[148].

Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» 2003 г. подробно регулирует порядок назначения выборов, выдвижения и регистрации кандидатов, проведения предвыборной агитации, порядок голосования и т.д.

Выборы Президента РФ проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию РФ. Избиратели, проживающие за пределами территории РФ, считаются приписанными к федеральному избирательному округу.

Подготовку и проведение выборов Президента РФ осуществляют:

- Центральная избирательная комиссия РФ

- избирательные комиссии субъектов РФ

- территориальные (районные, городские и другие) избирательные комиссии

- участковые избирательные комиссии

Согласно п. «д» ст. 102 Конституции РФ выборы Президента назначаются Советом Федерации Федерального Собрания РФ, при этом решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования на выборах является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента РФ и в котором 4 года тому назад был избран Президент РФ.

Если Совет Федерации не назначит выборы Президента РФ в установленный срок, выборы назначаются и проводятся Центральной избирательной комиссией РФ во второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента РФ.

В случае прекращения Президентом РФ исполнения своих полномочий до истечения конституционного срока Совет Федерации не позднее чем через 14 дней со дня такого прекращения полномочий назначает досрочные выборы Президента РФ. Днем голосования в этом случае является последнее воскресенье перед днем, когда истекают 3 месяца со дня досрочного прекращения исполнения своих полномочий Президентом РФ. Если Совет Федерации не назначит досрочные выборы Президента РФ, выборы Президента РФ назначаются и проводятся Центральной избирательной комиссией РФ в последнее воскресенье перед днем, когда истекают 3 месяца со дня досрочного прекращения исполнения своих полномочий Президентом РФ.

В соответствии со ст. 6 ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» кандидаты на должность Президента могут быть выдвинуты:

- политическими партиями, имеющими право в соответствии с ФЗ «О политических партиях», принимать участие в выборах;

- в порядке самовыдвижения (гражданин РФ может выдвинуть свою кандидатуру при условии поддержки его самовыдвижения группой избирателей). Для поддержки самовыдвижения кандидата необходимо создать группу избирателей в количестве не менее 500 граждан РФ, обладающих активным избирательным правом.

Кандидат, политическая партия, выдвинувшие кандидатов, обязаны собрать в поддержку кандидата не менее 2.000.000 подписей избирателей. При этом на один субъект РФ должно приходиться не более 50 тысяч подписей избирателей, место жительства которых находится на территории данного субъекта Российской Федерации.

Для политической партии, федеральный список кандидатов которой был допущен к распределению депутатских мандатов на последних, предшествующих данным выборам Президента РФ, выборах депутатов Государственной Думы сбор подписей избирателей в поддержку выдвинутого ею кандидата не требуется.

Центральная избирательная комиссия РФ не позднее чем через 10 дней после приема подписных листов и иных необходимых для регистрации кандидата документов обязана принять решение о регистрации кандидата либо мотивированное решение об отказе в регистрации кандидата. Каждому зарегистрированному кандидату выдается удостоверение о регистрации с указанием даты регистрации. Если за 35 дней до дня голосования будет зарегистрировано менее 2 кандидатов, выборы Президента РФ по решению ЦИК РФ откладываются на срок до 60 дней для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий.

Закон устанавливает, что все зарегистрированные кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности.

Предыдущая история выборов Президента показывает, что в качестве кандидатов могут выступать и обычные граждане, и государственные служащие, и лица, занимающие должности, предоставляющие некоторые преимущества перед другими кандидатами. В целях реализации принципа равенства кандидатов ст. 41 ФЗ «О выборах Президента РФ» устанавливает ряд ограничений, связанных с должностным и служебным положением. В этой статье констатируется, что кандидаты, замещающие государственные или выборные муниципальные должности либо находящиеся на государственной или муниципальной службе, кандидаты, являющиеся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, а также кандидаты, являющиеся должностными лицами организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при проведении своей избирательной кампании не вправе использовать преимуществ своего должностного или служебного положения. Зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе, либо работающие в организациях, осуществляющих выпуск средств массовой информации, на время их участия в выборах Президента РФ освобождаются от выполнения должностных или служебных обязанностей. Устанавливая строгий перечень ситуаций, понимаемых как использование преимуществ своего должностного или служебного положения, законодатель в тоже время делает оговорку, что эти соблюдение этих ограничений не должно препятствовать осуществлению Президентом Российской Федерации, баллотирующимся на второй срок, своих полномочий, а также осуществлению депутатами своих полномочий и выполнению ими своих обязанностей перед избирателями.

Закон подробно регламентирует вопросы финансирования выборов, порядок проведения предвыборной агитации и использование в этих целях средств массовой информации, проведения голосования, установления итогов голосования и определения результатов выборов Президента РФ.

Избранным считается зарегистрированный кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Центральная избирательная комиссия РФ признает выборы Президента Российской Федерации не состоявшимися в случаях:

а) если в выборах приняли участие менее половины избирателей, включенных в списки избирателей на момент окончания голосования;

б) если число голосов избирателей, поданных за зарегистрированного кандидата, набравшего наибольшее число голосов избирателей по отношению к другому зарегистрированному кандидату (другим зарегистрированным кандидатам), меньше, чем число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов;

в) если в избирательный бюллетень были включены 2 кандидата и ни один из них не получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании;

г) если все кандидаты выбыли до проведения повторного голосования.

Выборы Президента Российской Федерации признаются недействительными:

а) в случае, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей;

б) в случае, если итоги голосования признаны недействительными на части избирательных участков, списки избирателей которых в совокупности включают в себя не менее чем 1/4 часть от общего числа избирателей;

в) по решению суда.

В случае, если в избирательный бюллетень было включено более двух зарегистрированных кандидатов и ни один из них по результатам общих выборов не был избран на должность Президента РФ, ЦИК РФ назначает повторное голосование по выборам Президента Российской Федерации по двум зарегистрированным кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей. Повторное голосование проводится через 21 день со дня голосования на общих выборах. Сообщение о проведении повторного голосования публикуется в средствах массовой информации не позднее чем через два дня со дня принятия соответствующего решения ЦИК РФ.

В случае, если выборы Президента РФ признаны несостоявшимися, недействительными, либо если на день проведения повторного голосования оба зарегистрированных кандидата, по которым назначено повторное голосование, сняли свои кандидатуры, либо если при повторном голосовании ни один зарегистрированный кандидат не был избран на должность Президента РФ, Совет Федерации Федерального Собрания РФ назначает повторные выборы Президента Российской Федерации. Голосование на повторных выборах Президента Российской Федерации проводится не позднее чем через 4 месяца со дня первоначальных выборов либо не позднее чем через 4 месяца со дня признания выборов несостоявшимися или недействительными.

Президент РФ, избранный в соответствии с Конституцией и законодательством РФ, вступает в должность на 30 день со дня официального опубликования Центральной избирательной комиссией РФ общих результатов выборов Президента Российской Федерации.

При вступлении в должность Президент приносит народу присягу, текст которой содержится в Конституции Российской Федерации (ст. 82).

Акт принесения присяги имеет важное юридическое и общественно-политическое значение, так как именно с момента ее принесения вновь избранный Президент приступает к исполнению своих обязанностей, а полномочия предыдущего Президента прекращаются.

Принося присягу, Президент РФ клянется при осуществлении своих полномочий уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и обеспечивать реализацию Конституции РФ, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу. Акт присяги происходит в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда Российской Федерации.

 

 

Президент РФ как глава государства обладает широкими полномочиями в различных сферах государственной жизни (ст. ст. 83 - 90 и др. Конституции РФ). Данные полномочия вытекают из статуса Президента как главы государства и обеспечивают возможность осуществлять закрепленные за ним функции. Некоторые из президентских полномочий являются прерогативами, другие – осуществляются совместно с иными органами государственной власти, обеспечивая реализацию принципа разделения властей.

Все многообразие предоставленных Президенту РФ полномочий можно разбить на следующие основные группы: 1) полномочия в отношениях с Федеральным Собранием; 2) полномочия, связанные с деятельностью Правительства РФ; 3) полномочия в отношениях с судебной властью; 4) полномочия в сфере обороны и безопасности страны; 5) полномочия в области внешней политики; 6) полномочия, связанные с гражданством; 7) иные полномочия Президента РФ.

Полномочия Президента РФ в отношениях с Федеральным Собранием.

Данная группа полномочий Президента является необходимым элементом «сдержек и противовесов» в системе разделения властей. В то же время эти полномочия направлены на обеспечение согласованного взаимодействия и функционирования таких органов, как Президент РФ и Федеральное Собрание РФ.

В соответствии с п. «а» ст. 84 Конституции РФ Президент назначает выборы Государственной Думы РФ. Данное полномочие обусловлено ролью Президента как главы государства, и позволяет обеспечить непрерывность функционирования государственной власти. Президент вправе распускать Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.

Конституция наделяет Президента правом законодательной инициативы, то есть правом вносить законопроекты в Государственную Думу, что влечет их обязательное рассмотрение. На Президента РФ возложена обязанность подписывать и обнародовать федеральные законы. Это традиционная функция главы государства, завершающая законодательный процесс приданием закону обязательной силы. Вместе с тем, Президент в соответствии со ст. 107 Конституции РФ имеет право отклонить закон, что влечет за собой его повторное рассмотрение.

Важным полномочием Президента является право обращаться к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства. Содержание посланий, как правило, оказывает большое влияние как на законодательный орган, так и на общественное мнение в стране, хотя с юридической точки зрения они не обладают обязательной силой.

Полномочия Президента, связанные с деятельностью Правительства Российской Федерации

Полномочия Президента в данной сфере основываются на безусловном приоритете президентской власти. Это позволяет сделать вывод о том, что Президент РФ оказывает непосредственное влияние на организацию и деятельность исполнительной власти. Так, Президент назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ; по предложению Председателя Правительства назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров; имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ, федеральных министерств; принимает решения об отставке Правительства Российской Федерации; определяет систему и структуру федеральных органов исполнительной власти.

Полномочия Президента РФ в отношениях с судебной властью.

В соответствии с принципом разделения властей и независимости судов Президент не вправе вмешиваться в непосредственную деятельность судебных органов. Вместе с тем он участвует в формировании практически всех судебных инстанций. Так, согласно п. «е» ст. 83 Конституции РФ Президент представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ. Кроме этого, Президент РФ назначает на должности судей других федеральных судов, что предусмотрено ч.2 ст.128 Конституции РФ. С данной группой полномочий тесно связано и право Президента РФ представлять Совету Федерации кандидатуру для назначения на должность Генерального прокурора РФ.

Полномочия Президента РФ в сфере обороны и безопасности страны

Данные полномочия согласуются с основными функциями Президента как главы государства. В соответствии с Конституцией РФ Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными силами Российской Федерации. Из этого вытекает право Президента назначать и смещать высшее командование Вооруженных Сил, издавать указы о призыве граждан на военную службу, утверждать планы дислокации Вооруженных Сил и других войск, размещения военных объектов и т.д.

Согласуется со статусом Президента как Верховного Главнокомандующего и право утверждать военную доктрину Российской Федерации. Этот документ содержит военно-политические, военные, военно-технические и экономические основы системы официально принятых в государстве взглядов на предотвращение войны, военных конфликтов, защиту жизненно важных интересов России. Основные положения военной доктрины гарантируют строгое соблюдение нашей страной Устава ООН, общепризнанных международных норм и принципов, определяют сугубо оборонительную направленность деятельности по обеспечению военной безопасности РФ.

Положение Верховного Главнокомандующего позволяет Президенту отдавать любые приказы Министерству обороны. Кроме этого, Президент вправе в любой момент взять на себя командование Вооруженными Силами РФ в случае войны или угрозы агрессии.

Конституция Российской Федерации (ст. ст. 87, 88) наделяет Президента РФ также правом вводить в случаях, предусмотренных законом, военное и чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

Согласно п. «ж» ст. 83 Конституции РФ Президент формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации. Данный орган рассматривает вопросы внутренней и внешней политики государства, стратегические проблемы государственной, экономической, общественной, оборонной, информационной, экологической и иных видов безопасности, охраны здоровья населения; прогнозирования, предотвращения чрезвычайных ситуаций и преодоления их последствий, обеспечения стабильности и правопорядка. В состав Совета входят персонально министр обороны, министр внутренних дел, министр юстиции, председатели палат Федерального Собрания, а также другие лица, непосредственно обеспечивающие безопасность нашего государства.

Полномочия Президента Российской Федерации в области внешней политики государства

Президент РФ как глава государства не только определяет основные направления внешней политики (ч. 3 ст. 80 Конституции РФ), но также осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации (п. «а» ст. 86). Таким образом, Президент РФ выступает ключевой фигурой в решении внешнеполитических вопросов РФ.

Согласно Конституции РФ (п. «б» ст. 86) Президент полномочен вести переговоры и подписывать международные договоры Российской Федерации. Кроме этого, Президент назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами палат Федерального Собрания дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях. Как глава государства Президент принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей. Верительная грамота - это документ, удостоверяющий назначение данного лица дипломатическим представителем. Прием верительной грамоты Президентом означает, что назначенный и прибывший в РФ посол иностранного государства считается официально приступившим к исполнению своих обязанностей в нашей стране. Прекращение выполнения функций дипломатического представителя иностранного государства оформляется вручением Президенту отзывной грамоты.

Полномочия Президента Российской Федерации, связанные с гражданством.

Президент уполномочен решать вопросы гражданства РФ. Так, согласно Федеральному закону «О гражданстве Российской Федерации» Президент решает вопросы приема в гражданство иностранных граждан и лиц без гражданства; принимает решения по вопросам восстановления в гражданстве; дает разрешение на выход из российского гражданства; разрешает гражданину России иметь одновременно гражданство другого государства; предоставляет почетное гражданство и др.

Для предварительного рассмотрения вопросов гражданства при Президенте действует образованная им комиссия по вопросам гражданства. В компетенцию Президента РФ входит также решение вопросов предоставления политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства.

Иные полномочия Президента РФ

Президент России уполномочен осуществлять высшую форму государственного поощрения - награждать государственными наградами Российской Федерации. Он также присваивает почетные звания, высшие воинские и высшие специальные звания.

Согласно п. «в» ст. 89 Конституции РФ Президент обладает правом помилования. Помилование - это акт верховной власти, полностью или частично освобождающий осужденного от наказания либо заменяющий назначенное ему судом наказание более мягким. Акты помилования носят всегда индивидуальный характер, то есть они принимаются в отношении конкретного лица или нескольких определенных лиц.

К этой условной группе так же относятся такие отдельные полномочия, как право назначать референдум (п. «в» ст. 84), формировать администрацию Президента РФ (п. «и» ст. 83), использовать согласительные процедуры (ст. 85) и др.

Акты Президента Российской Федерации

Реализация предоставленных Президенту полномочий осуществляется посредством принятия соответствующих правовых актов. Согласно ч. 1 ст. 90 Конституции РФ Президент издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории России.

Следует различать указы нормативного и ненормативного характера. Указ нормативного характера - это правовой акт, относящийся к неопределенному кругу физических и юридических лиц, органов государства, действующий в долговременном плане. Указами ненормативного характера являются акты Президента РФ, которые касаются конкретных отношений, либо определенных лиц (например, акты Президента о назначении на должность или освобождении от занимаемой должности).

Распоряжения - это всегда акт индивидуального организационного характера.

Указы и распоряжения, издаваемые Президентом, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Это требование Конституции определяет подзаконность правотворческой деятельности Президента РФ.

Вместе с тем необходимо отметить, что нормативные указы Президента могут восполнять пробелы в правовом регулировании по вопросам, требующим законодательного решения, при условии, что такие акты не противоречат Конституции и федеральным законам, а их действие во времени ограничивается периодом до принятия соответствующих законодательных актов. Данный вывод вытекает из Постановления Конституционного Суда РФ от 30 апреля 1996 г. по делу о проверке конституционности п.2. Указа Президента РФ от 3 октября 1994 г. «О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в Российской Федерации»[149].

Гарантом обеспечения конституционности нормативных актов Президента РФ является Конституционный Суд РФ. Так, согласно ч.6 ст. 125 Конституции, акты или отдельные их положения, включая акты Президента, в случае признания их неконституционными утрачивают свою силу.

Порядок опубликования и вступления в силу актов Президента РФ установлен Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г.[150] Акты Президента, имеющие нормативный характер, вступают в силу на всей территории РФ одновременно по истечении семи дней после их официального опубликования, за исключением случаев, когда самим актом установлен другой срок введения его в действие.

Неприкосновенность Президента Российской Федерации

Важной характеристикой статуса Президента является неприкосновенность, которая выступает как правовая гарантия его деятельности на посту главы государства. Эта гарантия выходит за рамки общих принципов неприкосновенности личности, установленных Конституцией для граждан, носит публично-правовой характер и призвана обеспечить повышенную охрану главы государства в силу осуществляемых им полномочий. Президента нельзя привлечь к уголовной и административной ответственности, задержать, арестовать, принудительно доставить для составления протокола или дачи свидетельских показаний, подвергнуть обыску, досмотру, иным мерам принудительного характера. Неприкосновенность Президента не ограничивается личной неприкосновенностью. Она распространяется на занимаемые им жилые и служебные помещения, используемые личные и служебные транспортные средства, средства связи, принадлежащие ему документы, вещи.

Неприкосновенность Президента РФ не означает, однако, отсутствия его политической и юридической ответственности. Он может быть отрешен от должности согласно ст. 93 Конституции РФ и привлечен к ответственности в установленном законом порядке.

 

 

Согласно Конституции РФ существуют следующие основания прекращения полномочий Президента Российской Федерации:

1) истечение сроков его пребывания в должности (4 года). Временем истечения срока является момент принесения присяги вновь избранным Президентом РФ (ч. 1 ст. 92 Конституции РФ);

2) отставка, то есть добровольное сложение Президентом РФ своих полномочий в силу каких-либо обстоятельств. Данное основание предполагает наличие соответствующего акта Президента. Так, 31 декабря 1999 г. Президент РФ Б.Н. Ельцин издал Указ о прекращении исполнения полномочий, и с этого времени полномочия перешли к Председателю Правительства РФ;

3) стойкая неспособность Президента РФ по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия. Соответствующей процедуры, регулирующей данное основание досрочного прекращения полномочий президента, в Конституции РФ не содержится. В связи с этим Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 11 июля 2000г. «По делу о толковании положений статей 91 и 92 (часть 2) Конституции Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий Президента Российской Федерации в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия»[151], указал, что такая процедура должна устанавливаться соответствующим федеральным законом. Необходимо отметить, что в данном случае речь идет не о кратковременном заболевании, а о расстройстве функций организма, носящем постоянный, необратимый характер, ведущем к фактической невозможности для Президента принимать решения, вытекающие из его конституционных полномочий. Конституционный Суд подчеркнул, что порядок досрочного прекращения полномочий по состоянию здоровья должен исключать возможность необоснованного отстранения Президента от должности;

4) отрешение от должности. Ввиду важности данной процедуры Конституция РФ особо регулирует порядок ее реализации. Так, предусматривается возможность принудительного отрешения Президента от должности на основании обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Этот институт, известный в зарубежном конституционном праве как «импичмент», является своеобразной гарантией против злоупотреблений властью и нарушений главой государства конституционных норм.

Закрепленная в ст. 93 Конституции процедура, имеет два основных этапа.

Первый этап состоит в выдвижении Государственной Думой обвинения против Президента для отрешения его от должности. Согласно ч.2 ст. 93 инициатива в принятии такого решения должна исходить не менее чем от одной трети депутатов Государственной Думы. Для рассмотрения данного вопроса в Государственной Думе требуется также заключение специальной комиссии, образованной этой палатой.

Обвинение Государственной Думой Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления должно быть подтверждено: 1) заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента признаков преступления; 2) заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения против Президента РФ принимается квалифицированным большинством, то есть двумя третями голосов от общего числа депутатов.

Второй, завершающий этап процедуры состоит в принятии Советом Федерации собственно решения об отрешении Президента от должности. Ст. 93 Конституции РФ устанавливает, что данное решение Совет Федерации должен выносить на основании рассмотрения всех материалов: решения Государственной Думы о выдвижении обвинения против Президента; заключений Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ, подтверждающих решение Государственной Думы; заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой. Такое решение должно приниматься двумя третями голосов от общего числа членов Совета Федерации.

Наряду с этим в Конституции специально оговаривается срок, в течение которого Совет Федерации вправе принять решение об отрешении Президента от должности. Этот срок равен трем месяцам после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение, выдвинутое против Президента, считается отклоненным.

С целью обеспечения непрерывности президентской власти Конституция РФ устанавливает трехмесячной срок (с момента досрочного прекращения полномочий Президента) для проведения выборов нового Президента.

Кроме этого, в ч.3 ст. 92 Конституции РФ указывается, что во всех случаях, когда Президент не в состоянии выполнить свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации. Такими случаями могут быть: 1) досрочное прекращение исполнения полномочий Президента, предусмотренное ч.2 ст. 92 Конституции РФ; 2) смерть Президента РФ; 3) длительная болезнь Президента, не признанная основанием для досрочного прекращения им своих полномочий.

Однако исполняющий обязанности Президента не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции.

 

Институт гарантий Президенту России, прекратившему исполнение своих полномочий – новое явление российской правовой действительности. Необходимость обеспечения гарантий бывшему главе государства возникла после отставки в декабре 1999 г. с занимаемого поста Б.Н. Ельцина. Первоначально данная проблема регламентировалась Указом Президента РФ от 31 декабря 1999 г. № 1763 «О гарантиях Президенту России, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи»[152]. 12 февраля 2001 г. исполняющим обязанности Президента России В.В. Путиным был подписан Федеральный закон № 12-ФЗ «О гарантиях Президенту России, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи»,[153] который прекратил действие выше названного указа.

Предоставленные в соответствии с данным законом гарантии следует классифицировать на: а) личные; б) правовые; в) материально-бытовые; г) представительские; д) гарантии членам семьи.

А. Личные гарантии. В соответствии с данным законом Президенту России, прекратившему исполнение своих полномочий (далее – бывшему Президенту), пожизненно предоставляется государственная охрана в местах его постоянного или временного пребывания в полном объеме мер, предусмотренных Федеральным законом «О государственной охране», включая предоставление специальной связи и транспортного обслуживания.

За Экс-президентом и членами его семьи сохраняется право на медицинское обслуживание, которое им предоставлялось на день прекращения Президентом России исполнения своих полномочий.

Жизнь и здоровье Президента России подлежат обязательному государственному страхованию за счет средств федерального бюджета на сумму, равную годовому денежному вознаграждению Президента России, на случай:

гибели (смерти), если гибель (смерть) наступила вследствие телесных повреждений или иного причинения вреда здоровью;

причинения увечья или иного повреждения здоровья.

При применении настоящей статьи круг членов семьи определяется в соответствии с семейным и жилищным законодательством России.

Б. Правовые гарантии. Президент России, прекративший исполнение своих полномочий, обладает неприкосновенностью. Он не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за деяния, совершенные им в период исполнения полномочий Президента России, а также задержан, арестован, подвергнут обыску, допросу либо личному досмотру, если указанные действия осуществляются в ходе производства по делам, связанным с исполнением им полномочий Президента России.

Неприкосновенность Президента России распространяется на занимаемые им жилые и служебные помещения, используемые им транспортные средства, средства связи, принадлежащие ему документы и багаж, на его переписку.

Президент России, прекративший исполнение своих полномочий, может быть лишен неприкосновенности в случае возбуждения уголовного дела по факту совершения им тяжкого преступления.

Генеральный прокурор России в случае возбуждения уголовного дела в отношении указанного лица в связи с совершением им тяжкого преступления в период исполнения полномочий Президента России направляет представление в Государственную Думу Федерального Собрания России.

Принятое Государственной Думой Федерального Собрания России постановление о даче согласия на лишение неприкосновенности бывшего Президента России с представлением Генерального прокурора России направляется в трехдневный срок в Совет Федерации Федерального Собрания России. Совет Федерации Федерального Собрания России рассматривает в трехмесячный срок вопрос о лишении неприкосновенности бывшего Президента России с учетом представления Генерального прокурора России, принимает по данному вопросу постановление и в трехдневный срок извещает о нем Генерального прокурора России.

Решение Государственной Думы Федерального Собрания России об отказе в даче согласия на лишение неприкосновенности бывшего Президента России либо решение Совета Федерации Федерального Собрания России об отказе в лишении неприкосновенности указанного лица является обстоятельством, исключающим производство по соответствующему уголовному делу и влекущим прекращение такого дела.

В. Материально-бытовые гарантии. Президент России, прекративший исполнение своих полномочий, независимо от возраста имеет право на ежемесячное пожизненное денежное содержание в размере 75 процентов месячного денежного вознаграждения Президента России.

Выплата денежного содержания приостанавливается в случае замещения Президентом России, прекратившим исполнение своих полномочий, государственной должности России, государственной должности субъекта России или государственной должности государственной службы на период замещения одной из указанных должностей.

Президенту России, прекратившему исполнение своих полномочий, предоставляется в пожизненное пользование одна из государственных дач. Он также имеет право бесплатно пользоваться залами для официальных лиц и делегаций аэропортов и аэровокзалов, железнодорожных вокзалов и станций, морских вокзалов (портов) и речных вокзалов.

Президент России, прекративший исполнение своих полномочий, имеет право на бесплатное пользование на территории России правительственной связью и другими видами связи, которыми располагают органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации, и право на внеочередное получение услуг связи. Все виды его почтовых и телеграфных отправлений пересылаются (передаются), обрабатываются и доставляются в разряде правительственных.

Г. Представительские гарантии. Президент России, прекративший исполнение своих полномочий, имеет право содержать за счет средств федерального бюджета аппарат помощников. Его помощники несут ответственность за исполнение своих обязанностей только перед ним. Общий месячный фонд оплаты труда помощников Президента России устанавливается впервые тридцать месяцев со дня прекращения им исполнения своих полномочий в сумме, не превышающей двукратного размера месячного денежного вознаграждения Президента России, а после истечения указанного срока - полуторакратного размера месячного денежного вознаграждения Президента России.

Для размещения аппарата помощников Президенту России, прекратившему исполнение своих полномочий, предоставляется отдельное служебное помещение, оборудованное мебелью, оргтехникой, средствами связи, в том числе правительственной связью.

Д. Гарантии членам семьи. После смерти Президента России, прекратившего исполнение своих полномочий, членам его семьи назначается ежемесячное пособие в сумме, равной шестикратному минимальному размеру пенсии по старости, установленному федеральным законом на день его смерти. Круг членов семьи, имеющих право на указанное пособие, и сроки его выплаты определяются в соответствии с пенсионным законодательством России в порядке, предусмотренном для назначения пенсии по случаю потери кормильца.

Помимо этого им предоставляется право на пользование служебным автотранспортом, а также за ними сохраняется право на медицинское обслуживание, которое им предоставлялось, в течение пяти лет со дня смерти Президента России, прекратившего исполнение своих полномочий.

 

 

Вспомогательный аппарат способствует осуществлению многообразных полномочий главы государства, позволяет получать альтернативную официальным каналам информацию, обеспечивает необходимое, подчас неформальное, взаимодействие с конституционными органами власти, силовыми учреждениями и др. Руководящий и в определенной части специализированный персонал этого аппарата представляет собой так называемое политическое чиновничество, лично связанное с главой государства и обычно покидающее свои должности с его выбытием. Некоторые вспомогательные органы и учреждения, действующие при главе государства, приобретают конституционный статус.

Основными органами данной группы являются:

Администрация Президента РФ

Администрация Президента РФ формируется и действует на основании п. «и» ст.83 Конституции РФ, Указа Президента РФ «Об Администрации Президента Российской Федерации» от 25.03.2004 г.[154] и Положения об Администрации Президента Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 6.04.2004 г.[155] и является государственным органом, обеспечивающим деятельность Президента РФ и осуществляет контроль за исполнением его решений.

В состав Администрации входят:

- Руководитель Администрации Президента РФ; его заместители; помощники Президента РФ; пресс-секретарь Президента РФ; руководитель протокола Президента РФ, полномочные представители Президента в федеральных округах; советники Президента РФ; полномочные представители Президента РФ в Совете Федерации ФС РФ, Государственной Думе ФС РФ, Конституционном Суде РФ; старшие референты, референты Президента РФ и иные должностные лица Администрации;

 

- Аппарат Совета Безопасности Российской Федерации (на правах управления);

- Аппараты полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах (на правах управления);

- Аппарат советников Президента РФ;

- Государственно-правовое управление Президента РФ;

- Канцелярия Президента РФ (на правах управления);

- Контрольное управление Президента РФ;

- Референтура Президента РФ (на правах управления);

- Секретариат Руководителя Администрации Президента РФ (на правах управления);

- Управление Президента РФ по внешней политике;

- Управление Президента РФ по внутренней политике;

- Управление Президента РФ по кадровым вопросам и государственным наградам;

- Управление Президента РФ по вопросам государственной службы;

- Управление Президента РФ по обеспечению конституционных прав граждан;

- Управление информационного и документационного обеспечения Президента РФ;

- Управление Президента РФ по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами;

- Управление Президента РФ по работе с обращениями граждан;

- Управление пресс-службы и информации Президента РФ;

- Протокольно-организационное управление Президента РФ;

- Экспертное управление Президента РФ.

Администрация в целях обеспечения деятельности Президента РФ осуществляет следующие функции:

- организация подготовки законопроектов для внесения их Президентом РФ в Государственную Думу Федерального Собрания РФ в порядке законодательной инициативы;

- подготовка проектов заключений на законопроекты, принятые Государственной Думой Федерального Собрания РФ;

- подготовка предложений о подписании Президентом РФ федеральных законов либо об их отклонении;

- подготовка, согласование и представление Президенту РФ проектов указов, распоряжений, поручений и обращений Президента РФ, а также аналитических докладов, справок и иных необходимых Президенту РФ документов;

- обеспечение обнародования федеральных законов, выпуск указов и распоряжений Президента РФ, а также иных документов, подписанных Президентом РФ;

- подготовка материалов для ежегодных посланий Президента РФ Федеральному Собранию РФ и для его программных выступлений;

- обеспечение деятельности Совета Безопасности РФ, Государственного совета Российской Федерации и других совещательных и консультативных органов при Президенте РФ;

- осуществление контроля за исполнением федеральных законов (в части, касающейся полномочий Президента РФ, в том числе по обеспечению прав и свобод человека и гражданина), указов, других решений Президента Российской Федерации;

- подготовка проектов обращений Президента РФ в Конституционный Суд РФ;

- подготовка предложений Президенту РФ об обеспечении согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти;

- обеспечение взаимодействия Президента РФ с политическими партиями, общественными и религиозными объединениями, профессиональными союзами, организациями предпринимателей и торгово-промышленными палатами;

- обеспечение диалога со структурами гражданского общества, содействие их развитию и укреплению;

- обеспечение взаимодействия Президента РФ с государственными органами иностранных государств и их должностными лицами, с российскими и зарубежными политическими и общественными деятелями, с международными и иностранными организациями;

- содействие Президенту РФ в реализации его полномочий по кадровым вопросам;

- обеспечение реализации Президентом РФ его полномочий по решению вопросов гражданства Российской Федерации;

- организационное обеспечение реализации Президентом РФ его полномочий по осуществлению актов помилования;

- сбор, обработка и анализ информации о социально-экономических и политических процессах в стране и за рубежом;

- учет и анализ обращений граждан, предложений общественных объединений и органов местного самоуправления, представление соответствующих докладов Президенту РФ;

- обеспечение хранения официальных текстов (оригиналов) федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ.

Совещательные и консультативные органы при Президенте РФ

Работа в комиссиях и советах при Президенте РФ осуществляется на общественных началах. Основная задача этих органов – оказание консультативной помощи Президенту по отдельным, специальным вопросам государственной и общественной жизни. Среди них можно выделить:

- Государственный совет РФ;

- Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ;

- Геральдический совет при Президенте РФ;

- Совет при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства;

- Совет по местному самоуправлению;

- Совет при Президенте РФ по борьбе с коррупцией;

- Совет при Президенте РФ по вопросам совершенствования правосудия;

- Национальный совет при Президенте РФ по пенсионной реформе;

- Комиссия по вопросам гражданства при Президенте РФ;

- Комиссия при Президенте РФ по военнопленным, интернированным и пропавшим без вести;

- Комиссия по государственным наградам при Президенте РФ;

- Комиссия при Президенте РФ по государственным премиям РФ в области науки и техники;

- Комиссия при Президенте РФ по государственным премиям РФ в области литературы и искусства;

- Комиссия при Президенте РФ по предварительному рассмотрению кандидатур на должности судей федеральных судов;

- Комиссия при Президенте РФ по вопросам федеративных отношений и местного самоуправления;

- Комиссия при Президенте РФ по реабилитации жертв политических репрессий.

Совет Безопасности РФ

Совет Безопасности РФ формируется Президентом РФ в соответствии с п. «ж» ст.83 Конституции РФ. Статус данного органа определяется:

- Законом РФ «О безопасности» от 5.03.1992 г.[156]

- Положением о Совете Безопасности РФ[157]).

Совет Безопасности РФ является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента по вопросам стратегии развития Российской Федерации, обеспечения безопасности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз (национальной безопасности), проведения единой государственной политики в области обеспечения национальной безопасности.

Основными задачами Совета Безопасности РФ являются:

- обеспечение условий для реализации Президентом РФ его конституционных полномочий по защите прав и свобод человека и гражданина, охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, организации взаимодействия органов государственной власти, определению основных направлений внутренней и внешней политики государства;

- определение жизненно важных интересов личности, общества и государства как основных объектов обеспечения национальной безопасности, выявление внутренних и внешних угроз безопасности этих объектов;

- разработка основных направлений стратегии развития государства, обеспечения национальной безопасности и конкурентоспособности Российской Федерации;

- подготовка предложений Президенту РФ для принятия главой государства решений по вопросам внутренней и внешней политики Российской Федерации в области обеспечения национальной безопасности;

- подготовка решений по нейтрализации внутренних и внешних угроз безопасности личности, общества и государства;

- подготовка оперативных решений по предотвращению чрезвычайных ситуаций, которые могут привести к существенным социально-политическим, экономическим, военным, экологическим и иным последствиям, и решений по организации ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

- подготовка предложений Президенту РФ о введении, продлении или об отмене чрезвычайного положения;

- подготовка предложений по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в процессе реализации принятых решений в области обеспечения национальной безопасности и оценка их эффективности;

- подготовка предложений Президенту РФ по реформированию существующих либо созданию новых органов обеспечения национальной безопасности;

- решение иных задач в сфере обеспечения национальной безопасности.

Решения Совета Безопасности оформляются протоколами заседаний Совета Безопасности. Для реализации решений Совета Безопасности могут издаваться указы, распоряжения и даваться поручения Президента РФ.

 

 

1. Федеральное Собрание – парламент России: понятие, структура, функции, место в системе органов государственной власти.

2. Порядок формирования палат Федерального Собрания Российской Федерации.

3. Полномочия и внутренняя организация Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

4. Полномочия и внутренняя организация Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

5. Конституционно-правовой статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

 

 

Согласно ст. 94 Конституции РФ Федеральное Собрание является парламентом РФ.

Парламент – это самостоятельный, постоянно действующий, высший общенациональный представительный орган государства, избираемый народом, выражающий его суверенную волю, главная функция которого заключается в осуществлении законодательной власти.

Термин «парламент» происходит от латинского глагола «parlare», что означает говорить, разговаривать. Считается, что родиной парламента является Англия, где с XIII века власть короля была ограничена собранием крупных феодалов (лордов), высшего духовенства (прелатов) и представителей городов и сельских единиц (графств). Впоследствии подобные представительные учреждения возникли во Франции, Испании, Польше и др. странах.

Идея народного представительства, выдвинутая выдающимися мыслителями XVII-XVIII в.в. (Д. Локк, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо и др.), основывалась на убеждении в том, что носителем суверенитета и единственным источником власти в демократическом государстве должен признаваться сам народ. Население, образуя выборный представительный орган, наделяет его исключительным правом принимать законы, регулирующие отношения между личностью, обществом и государством. Народное представительство, таким образом, выполняет функцию соединения суверенитета народа с государственной властью, что придает всей системе правления демократический характер.

Наука конституционного права России выделяет три основных периода в становлении и развитии парламентаризма в России:

1. Досоветский период. Реальное начало становления парламентаризм в России традиционно связывается с изданием Высочайшего Манифеста от 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка», п. 3 которого указывалось: «Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной Думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от Нас властей». Фактически это означало попытку ограничения абсолютизма в России путем учреждения органа народного представительства.

Первая Государственная Дума приступила к работе 26 апреля 1906 г. Ее ведение составляли «предметы, требующие издание законов», «государственная роспись доходов и расходов», «отчет государственного контроля по исполнению государственной росписи» и др. Однако, несмотря на формальное закрепление законодательных, бюджетных и контрольных полномочий за Государственной Думой, по сути она являлась законосовещательным органом при Императоре.

Советский период. В основу государственно-правового регулирования народного представительства в советской России были положены идеи классиков марксизма-ленинизма, выражавшиеся в принципах единства государственной власти, полновластия советов как высшей формы демократии и руководящей роли правящей партии. Особенностью советской системы народного представительства являлось то, что выборные органы всех уровней составляли единую систему, возглавляемую высшим органом. В СССР таким органом считался с 1936 г. Верховный Совет СССР, а с 1988 г. – Съезд народных депутатов СССР. Однако провозглашенное верховенство органов народного представительства в советском государстве на деле сводилось к формальному одобрению решений, принятых руководящими органами коммунистической партии.

Постсоветский (современный) период. Коренное изменение статуса высшего представительного органа России произошло в связи с принятием Конституции РФ 1993 г. С начала 1994 г. новый парламент – Федеральное Собрание приступил к осуществлению функций «законодательного и представительного органа Российской Федерации».

Основными характеристиками российского парламента являются:

1) Парламент выступает в роли представительного органа государственной власти федерального уровня. Это означает, что парламент рассматривается как выразитель интересов и воли всего народа Российской Федерации. Доступность и реальность народного представительства обеспечивается демократической избирательной системой, открывающей возможность избрания в парламент для каждого гражданина в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами. Именно представительный характер парламента позволяет учесть при разработке и принятии закона интересы различных групп и слоев населения.

2) Пар

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Гарантии избирательных прав граждан | Акты Правительства России
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 413; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.26 сек.