КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема: Управленческий контроль
Оглавление
Для обеспечения эффективной деятельности работников недостаточно только определить задачи, организовать рабочее место, обеспечить оплату труда и т.д.. Все эти процессы не результативны, если не реализуется такой управленческий процесс, как контроль, позволяющий выявить существующие в организации проблемы и причины их возникновения. После планирования, организации и мотивирования деятельности у организации возникает потребность в обеспечении постоянных наблюдений за ходом производственно-хозяйственных процессов и в выявлении проблем, препятствующих ее успешному осуществлению. Контролирование - вид управленческой деятельности по оценке уровня выполнения задач и достижения целей, выявление отклонений, сбоев, недостатков и причин их возникновения с целью избегания накопления и повторения ошибок, минимизации потерь, преодоление сложных организационных проблем и т.п.. Контроль является важным фактором обеспечения стабильности, предусмотренного уровня развития экономического субъекта, избежать кризисов. Важными элементами контроля является наблюдение за состоянием субъектов экономики, целенаправленный сбор и анализ информации от них с целью принятия оптимальных решений. Контроль как вид управленческой деятельности (процесс) реализуется на основе выполнения контрольных операций (контроля). Контроль - элемент и фактор управления экономическими субъектами, процессами, который заключается в надзоре за ними с целью проверки соответствия их состояния законодательным нормам, определенным стратегиям, целям, программам развития и тому подобное. Объективная обусловленность и необходимость реализации контроля как функции менеджмента обусловлены следующими факторами: Ã сложностью технологических процессов в организации; Ã неопределенностью среды (изменения законов, политики, структуры организации, технологии, рынка, состава и квалификации работников организации и т.п.); Ã динамизмом научно-технического развития; Ã вероятностью возникновения кризисных ситуаций; Ã особенностью глобализации; Ã целесообразностью поддержания успешных программ, направлений деятельности организации; Ã давлением со стороны конкурентов; Ã борьбой за рынки сбыта товаров и т.п.. Цель контроля состоит в максимальном обеспечении фактических результатов ожидаемым. Для того чтобы контроль отвечал своему назначению и реализовал свои функции, он должен: базироваться на четко определенных нормативах, гибких, динамичных технологиях; отражать приоритеты организации в соответствии с ее стратегическим направлением деятельности; ориентироваться на достижение конкретных результатов; обеспечивать своевременность, мобильность, надежность, гибкость контрольных операций; быть простым и понятным; быть экономичным (основываться на сопоставлении затрат на его осуществление с достигнутыми результатами). Как важную категорию менеджмента контроль классифицируют по различным признакам. 1. По содержанию: финансовый, производственный, маркетинговый и др.. Финансовый контроль выступает как система наблюдений, проверок, исследований эффективности функционирования и развития финансовых ресурсов. Он ориентирован на финансовую сферу предприятий, финансовые системы других субъектов управленческих решений, правильность и своевременность выявления отклонений, определение необходимости в коррективах и т.д. Производственный контроль заключается в сравнении показателей производственного планирования с фактическими данными, а также в анализе отклонений. Основными критериями при этом являются сроки изготовления, качество продукции, эффективность использования производственных мощностей, анализ издержек производства. По периодичности производственный контроль бывает регулярным и разовым, сосредоточенным на внутренних и внешних операциях предприятий. Контроль маркетинговый - это комплекс действий и мероприятий, связанных с проверкой уровня реализации маркетинговой концепции предприятия. Основными критериями при этом является эффективность рекламной кампании, уровень конкурентоспособности продукции, качество послепослепродажного обслуживания потребителей, уровень расходов на сбыт и продвижение товара и т.д. 2. По этапам производственно-хозяйственной деятельности: предварительный, текущий и заключительный. Предварительный контроль осуществляют на входе в систему организации на основе установленных правил, процедур, норм поведения и т.д. Этот вид контроля используют относительно человеческих (трудовых), материальных, финансовых, информационных, энергетических и других ресурсов. Текущий контроль реализуется в процессе производственно-хозяйственной деятельности. Его характеризуют следующие особенности: управленческая необходимость; наличие цели, направленность на конкретные рабочие места; использование внешних ресурсов для внутреннего потребления организации; нацеленность на все виды деятельности организации. Заключительный контроль осуществляется на выходе из системы организации. Он необходим для выявления уровня достигнутых результатов в организации, обеспечение мотивации (например, при оплате труда, премировании и т.п.). 3. По уровню централизации контроля: централизованный и децентрализованный. Централизованный контроль выступает как целенаправленная деятельность специализированных контрольных служб, основанная на использовании строгих правил, инструкций, жестких нормативов. Его особенностью является последовательный, направленный на субъект влияние «сверху вниз»; в основном ему присуща закрытость информации. Децентрализованный контроль основывается на социальных нормах, ценностях, традициях, корпоративной культуре. В значительной степени он ориентирован на самоконтроль и внутригрупповой контроль, осуществляются на основе социального взаимодействия. Ему свойственна прозрачность информации о цели, средствах, сроках проведения контроля. Не менее важной его особенностью является и обеспечение двустороннего влияния. Бюрократический контроль представляет собой директивную форму контроля поведения подразделений, функциональных органов и работников. При этом им приказывают наилучшие способы достижения результатов. Правила и процедуры являются руководством к действию. Они указывают, что должно быть сделано и таким образом стандартное поведение дает предсказуемый результат и предсказуемую реакцию. Обычно они полезны при рутинных ситуациях, но затруднительно их использование в противоположном случае.
Дата добавления: 2013-12-11; Просмотров: 231; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |