Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономическая сущность страхования, его задачи и роль в рыночной экономике




Внутренний и внешний государственный долг Российской Федерации. Методы управления государственным долгом

Формы государственного кредита и классификация государственных займов

 

Госкредит подразделяется на внутренний и внешний. Основой данной классификации является критерий «резидент-нерезидент».

Внутренний госкредит - –заимствование у резидентов, а внешний -–у нерезидентов (вне зависимости от национальной или иностранной валюты).

В зависимости от заемщика госзаймы делятся на федеральные, региональные и муниципальные, то есть заимствуют органы власти всех уровней, но основная часть госзаймов осуществляется федеральным правительством.

В зависимости от инвесторов (вкладчиков) госзаймы, а точнее, их финансовые инструменты подразделяются на:

· реализуемые только среди населения;

· реализуемые только среди юридических лиц;

· универсальные, то есть предназначенные для размещения среди физических и юридических лиц;

· специальные, предназначенные к размещению в страховых и пенсионных фондах, правительственных учреждениях.

По характеру обращения займы бывают рыночные и нерыночные.

Рыночные займы (точнее, их финансовые инструменты) свободно продаются и покупаются; они являются основными при финансировании бюджетного дефицита. Нерыночные займы (удостоверяющие их документы) не могут свободно менять владельцев и не подлежат обращению на рынке ценных бумаг. Они выпускаются государством, чтобы привлечь определенные группы инвесторов, интересам которых и отвечают. Например, в западных странах практикуется выпуск нерыночных государственных облигаций для мобилизации средств негосударственных пенсионных фондов, страховых компаний, мелких инвесторов.

В зависимости от срока привлечения средств государственные займы бывают:

· краткосрочные (до 1 года);

· среднесрочные (от года до 5 лет);

· долгосрочные (свыше 5 лет).

 

По методам размещения государственные займы подразделяются на:

· добровольные;

· принудительные.

В основном государственные займы размещаются на добровольной основе. Однако в отдельные периоды государство может прибегнуть к принудительным займам, которые размещаются согласно постановлению Правительства и предусматривают ответственность за уклонение от подписки.

В зависимости от характера выплачиваемого дохода долговые государственные обязательства делятся на процентные, выигрышные и с нулевым купоном (бескупонные). Владельцы долговых обязательств процентного займа получают твердый доход ежегодно путем оплаты купонов или один раз при погашении займа путем начисления процентов к номиналу ценных бумаг. По выигрышным займам выплата дохода осуществляется на основе тиражей выигрышей в момент погашения облигаций. Доход выплачивается только по выигравшим облигациям. Некоторые долгосрочные и все краткосрочные долговые ценные бумаги не имеют купонов; они продаются по номиналу со скидкой (с дисконтом), а выкупаются по номиналу. Такие облигации получили название облигаций с нулевым купоном.

Государственные обязательства бывают с твердым или плавающим доходом. Это указывается в условиях выпуска займа (если государство гарантирует не менять объявленный при выпуске займа размер дохода- это означает твердый доход, а если в условиях выпуска займа потенциальных инвесторов уведомляют, что государство может изменить в одностороннем порядке размер дохода в будущих периодах- это означает плавающий доход).

По обеспеченности долговых обязательств государственные ценные бумаги бывают закладные и беззакладные. Закладные ценные бумаги выпускают органы местного самоуправления, то есть имущественные займы, как правило, обеспечиваются залогом (конкретным имуществом). Беззакладные облигации выпускают органы федеральной власти. Такие ценные бумаги ничем определенным не обеспечиваются(то есть их обеспечением считается все принадлежащее государству имущество).

Государственные долговые обязательства бывают с правом и без права досрочного погашения. По технологии эмиссии госзаймы могут быть облигационными (то есть в документарной форме; сопровождаться эмиссией ценных бумаг) и безоблигационными (в бездокументарной форме; оформляются в виде записей на счетах, подписанием соглашений, договоров, а также путем записи в долговых книгах с выдачей особых свидетельств- сертификатов).

 

Функционирование механизма госкредита ведет к образованию госдолга. Он подразделяется на внутренний и внешний. Различают капитальный и текущий госдолг.

Капитальный долг – вся совокупность долговых обязательств государства на определенную дату. На начало 2005 года общий объем государственного внешнего долга РФ составил около 125 млрд. $, а величина внутреннего – около 1 трлн. руб., что в общей совокупности составляет около 35% ВВП.

Текущий долг – это совокупность долговых обязательств, которые государство обязано погасить в отчетном периоде.

Политику в отношении госдолга и его верхний предел определяют и устанавливают законодательные органы власти, а оперативное управление осуществляют органы исполнительной власти (на федеральном уровне -– Министерство финансов РФ и ЦБ РФ, если заемщиком выступает РФ как суверен; в субъектах Федерации- – соответствующие органы субъектов Федерации).

Управление госдолгом представляет собой комплекс мер, осуществляемых государством в лице его уполномоченных органов по определению условий размещения и погашения госзаймов, а также по гармонизации интересов заемщика и кредиторов.

Управление госдолгом основывается на следующих принципах:

· принцип безусловности – обеспечение безусловного выполнения государством всех обязательств перед инвесторами и кредиторами, которых государство как заемщик приняло на себя при заключении договоров заимствования средств;

· принцип единства – учет в процессе управления госдолгом всех видов обязательств, эмитированных РФ как сувереном, а также субъектами Федерации;

· принцип снижения рисков – размещение и погашение займов должно осуществляться таким образом, чтобы максимально снизить влияние конъюнктуры рынка капиталов и спекулятивных тенденций рынка ценных бумаг на рынок гособязательств;

· принцип оптимальности структуры долговых обязательств по срокам обращения и погашения;

· принцип сохранения финансовой независимости - – поддержание оптимальной структуры долговых обязательств между инвесторами-резидентами и инвесторами-нерезидентами;

· принцип прозрачности – соблюдение открытости при выпуске займов, обеспечение доступа международных рейтинговых агентств к достоверной информации об экономическом положении в стране для поддержания высокой кредитной репутации и рейтинга страны-заемщика.

Во всем мире самым распространенным методом управления госдолгом является рефинансирование госдолга, то есть погашение основной задолженности и процентов по ней за счет средств, получаемых от размещения новых займов.

Для использования этого метода необходима высокая финансовая репутация государства-заемщика. На мировом финансовом рынке репутация стран-заемщиков выражается рейтингами, присваивается странам международными рейтинговыми агентствами в соответствии с международными правилами рейтингования.

Если государство по каким-либо причинам не может обеспечить погашение займов и выплат процентов по ним в установленные сроки, то могут быть приняты решения о:

– конверсии;

– консолидации;

– унификации;

– отсрочке погашения;

– аннулировании госдолга.

Конверсия – это одностороннее изменение доходности займов; чаще всего государство снижает размер уплачиваемых процентов по займам, уменьшая тем самым расходы госбюджета по управлению госдолгом.

Консолидация – изменение условий государственных долговых обязательств в части срока их погашения, то есть решение о переносе даты выплаты на более поздний срок. Возможно и обратное решение- досрочное погашение госзаймов. Обычно вместе с консолидацией проводится унификация государственных займов.

Унификация – решение государства об объединении нескольких ранее выпущенных займов; при этом облигации и сертификаты ранее выпущенных займов подлежат обмену на сертификаты и облигации нового займа.

Отсрочка погашения займа – консолидация при одновременном отказе государства от выплаты государства доходов по займам.

Аннулирование госдолга – отказ государства от всех обязательств по ранее выпущенным займам (объявление дефолта, то есть неплатежеспособности государства).

Использование перечисленных методов нарушает первый принцип управления госдолгом- – принцип безусловности. Поэтому решение о применении их требует глубокой предварительной проработки и анализа всех возможных экономических и политических последствий.

Тема 12: Страхование в системе финансов

Страхование является частью финансов. Практически это перераспределительные отношения, связанные с созданием целевых денежных фондов, которые формируются за счет денежных взносов юридических и физических лиц с последующим использованием их для возмещения ущерба при возникновении непредвиденных неблагоприятных явлений, а также оказания материальной помощи гражданам при определенных событиях в их жизни.

В законе «Об организации страхового дела в РФ» от 31.12.1997 г. дано следующее определение: страхованиепредставляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формирующихся из уплачиваемых ими страховых взносов».

Основная идея страхования заключается в солидарном распределении ущерба между страхователями.

Страховой фонд образуется из страховых взносов всех клиентов страховой организации, а расходуется на покрытие убытков только пострадавших участников конкретного вида страхования.

Специфика страхования заключается в том, что чрезвычайные ущербы наступают случайно и не наносят вреда всем сразу. Поэтому выгоднее создать на солидарной основе корпоративный страховой фонд, чем каждому собственнику создавать свой индивидуальный фонд.

Страхование решает две основные задачи:

1. возмещение ущерба гражданам и юридическим лицам, пострадавшим при возникновении неблагоприятных событий различного рода;

2. сбережение, суть которого заключается в создании каким-либо гражданином капитала, предназначенного для осуществления намеченной им цели (например, сделать подарок к совершеннолетию детей; поддержать на должном уровне благосостояние семьи в случае потери кормильца; позволить себе сделать дорогое приобретение).

В условиях рыночных отношений, когда предпринимательская деятельность осуществляется самостоятельно хозяйствующими субъектами на свой страх и риск, роль страхования усиливается, так как оно является основным методом снижения степени риска неблагоприятного исхода при наступлении непредвиденных событий, на случай которых оно и проводится.

Страхование является также эффективным средством реализации социальной политики государства, материальной защиты граждан путем выплаты пенсий и пособий через систему государственного социального страхования.

Страхование -– это еще и стабильный источник инвестиционных ресурсов. Страховые организации, аккумулируя большие объемы денежных средств, поступающих в качестве страховых взносов, занимаются не только страховой, но и инвестиционно-финансовой деятельностью.

Таким образом, страхование является неотъемлемой частью экономической и социальной сферы, важным элементом рыночной инфраструктуры.

В настоящее время на страховом рынке России функционирует более 1000 страховых организаций, в основном в форме ОАО. Страховые компании осуществляют одну из важнейших функций государства – материальную защиту граждан и юридических лиц, а также и самого государства от неожиданных негативных событий. Поэтому государство жестко регламентирует и контролирует деятельность страховщиков через систему государственного страхового надзора, которую возглавляет Федеральная служба страхового надзора, подведомственная МФ РФ.

В современной России страхование находится в стадии становления. Ряд форм и видов страхования, получивших широкое распространение в странах с развитой рыночной экономикой, в России начали практиковаться только в последние несколько лет. Особенно слабо развито в России личное страхование. Население страны на личное страхование расходует менее 1% своих доходов (в странах Западной Европы и других развитых странах население расходует на эти цели примерно 20% своих доходов).

 

12.2. Страховая терминология: основные термины и понятия

Страховая терминология очень обширна и постоянно обновляется.

Страхователь -–физическое или юридическое лицо, которое заключило договор страхования со страховой организацией, уплачивает страховые взносы и получает право на возмещение убытка.

Застрахованный ( в договорах личного страхования) -– лицо, в чью пользу заключен договор страхования, которое имеет право получить компенсацию при наступлении страхового случая или выкупную сумму при досрочном расторжении договора.

Страховщик -–страховая организация, имеющая лицензию на осуществление страховой деятельности и принимающая на себя обязательство выплатить по договору страхователю или застрахованному лицу компенсацию в случае наступления страхового случая.

Объект страхования -–понятие многозначное: наименование конкретной опасности (пожар, кража, наводнение, грабеж, катастрофа, травматизм и т.д.); возможность наступления страхового случая и вероятность наступления этой возможности.

Страховой случай -– событие (риск), описанное в договоре, наступление которого обязывает страховщика возместить ущерб по имущественным видам страхования или выплатить сумму по договору личного страхования.

Договор страхования (полис, страховой контракт) – юридический документ, по которому одна сторона – страховщик – обязуется за определенную плату при наступлении страхового случая возместить другой стороне – страхователю или застрахованному – причиненные убытки по имущественным видам страхования или выплатить сумму по договору личного страхования.

Страховая оценка (стоимость) -– в имущественном страховании- стоимость имущества, определяемая для целей страхования.

Страховая сумма -– сумма, на которую застрахован объект страхования. Страховая концепция не допускает превышения страховой суммы над страховой стоимостью.

Выкупная сумма -– в личном страховании – при досрочном расторжении договора сумма взносов страхователя за истекший период страхования за вычетом расходов страховщика на ведение дел.

Страховая премия (страховой взнос, страховой платеж) -– цена страховой услуги или сумма, уплачиваемая страхователем страховщику за обязательство возместить ущерб.

Страховой тариф (тарифная ставка) -– процентная ставка от страховой суммы или выраженная в денежных единицах плата с единицы страховой суммы.

Страховой ущерб -– стоимость полностью погибшего в результате страхового события имущества или обесценения части поврежденного имущества.

Страховое возмещение - – разные понятия в различных отраслях страхования. В имущественном и личном страховании (кроме видов страхования жизни) возмещение означает действие страховщика, направленное на то, чтобы страхователь оказался в том же материальном положении, как если бы страховой случай не произошел. В страховании жизни под возмещением понимается выплата страхователю или застрахованному обусловленной суммы при наступлении страхового события.

Срок страхования -– период времени, в течение которого объекты страхования считаются застрахованными.

Страховой акт -– документ, удостоверяющий факт и обстоятельства произошедшего страхового случая.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 347; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.046 сек.