Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Финансы акционерных обществ




Акционерное общество – это коммерческая организация, уставной капитал которой разделен на определенное число акций. Участники АО несут ответственность по обязательствам общества, ограниченную только той суммой, которая была уплачена за приобретенные акции. В этом отношении ответственность участников АО не отличатся от размера ответственности участников ООО. Однако АО создаются в целях привлечения максимально возможного количества участников (акционеров) для образования большого уставного фонда и осуществления масштабной предпринимательской деятельности, претворения очень крупных экономических проектов (например, построить и эксплуатировать железную дорогу, аэропорт, нефтепровод, завод и т.д.) и именно в этом главное достоинство АО – сконцентрировать денежные ресурсы. Это делается путем эмиссии (выпуска) ценных бумаг – акций и облигаций. Через выпуск акций формируется и в дальнейшем увеличивается уставный капитал общества (акционерный капитал). Действующие АО наряду с акциями могут эмитировать также облигации (долговые ценные бумаги).

АО образуется на основе устава, разрабатываемого и утверждаемого учредителями общества. Общество может быть создано одним лицом (физ. или юр.). Если выпускаемые акции распространяются между участниками общества в форме закрытой подписки, то образуется закрытое АО (ЗАО). А если акции открыто продаются – открытое АО.

В соответствии с ФЗ «об акционерных обществах» установлен минимальный размер уставного (акционерного капитала) определен для ЗАО – 100 МРОТ, для ОАО – 1000 МРОТ, для банков и страховых компаний в форме ОАО минимальный размер уставного капитала установлен во много раз больше: для коммерческих банков не менее 5 млн. евро для страховых компаний–не менее25-50 тыс. МРОТ. В акционерном обществе создается резервный Фонд в размере не менее 5% уставного капитала. Этот фонд создается за счет чистой прибыли АО.

Для ЗАО установлено предельное число участников – не более 50. Число акционеров ОАО законодательно не ограничено.

Имущество АО формируется за счет акционерного капитала, и прибыли от предпринимательской деятельности, а также за счет заемного капитала – долгосрочных и краткосрочных кредитов.

АО могут привлекать также временно свободные денежные средства других хозяйствующих субъектов и населения путем выпуска облигаций.

В АО действует принцип: одна акция – один голос. Акционер или группа акционеров, владеющая 50%+1 акция, обладают контрольным пакетом акций (результаты голосования других акционеров значения не имеют). Т.о., АО–это типично капиталистические организации, создаваемые для получения максимальной прибыли. Акционерам, по итогам прибыльной работы за год выплачивается доход в форме дивидендов.

Акции АО существуют до тех пор, пока существует само общество. При банкротстве АО акционеры могут либо потерять полностью вложенные в них денежные средства, либо получить некоторую часть (в зависимости от наличия активов, подлежащих распродаже при ликвидации АО).

К числу недостатков АО можно отнести, громоздкую, сложную систему управления, а также не демократичность принятия всех управленческих решений (исключительно в зависимости от размера капитала).

 

Тема 2: Активы и капитал организации

 

2.1. Понятие и классификация активов организации

Активы – это совокупность имущества, которыми располагает коммерческая организация для своей предпринимательской деятельности.

В целях анализа и эффективности управления активами их принято классифицировать по нескольким признакам:

по форме функционирования:

· нематериальные;

· материальные;

· финансовые.

в зависимости от характера участия в хозяйственном процессе и скорости оборота:

· внеоборотные;

· оборотные.

В бухгалтерском балансе активы отражаются в разделе I «Внеоборотные активы» и в разделе II «Оборотные активы». В сумме они составляют валюту баланса (итог баланса). В хозяйственной практике оборотные активы принято именовать как текущие активы, мобильные активы.

по степени ликвидности:

· ликвидные;

· неликвидные.

Под ликвидностью активов понимаются их способность превращать в денежную форму.

В целях анализа в мировой практике активы принято делить на 4 группы:

1. Абсолютно ликвидные активы (А1) – это денежные средства и краткосрочные финансовые вложения;

2. Быстрореализуемые активы (А2) – это готовая продукция (в торговле – товарные запасы) и краткосрочная, реальная к взысканию дебиторская задолженность;

3. Медленно реализуемые активы (А3) – это производство, запасы, дебиторская задолженность со сроками погашения более года, расходы будущих периодов, долгосрочные финансовые вложения;

4. Трудно реализуемые активы (А4) – это все внеоборотные активы, кроме долгосрочных финансовых вложений.

Также различают понятия «совокупные активы» и «чистые активы».

Чистые активы – это сумма активов, которые сгруппированы за счет собственного капитала. Это один из важнейших финансовых показателей. Если у организации сумма чистых активов окажется меньше ее уставного капитала, требуется немедленно принять одно из двух решений: либо уменьшить до размера чистых активов уставный капитал (это могут сделать только собственники имущества), либо самоликвидироваться, если чистые активы оказываются меньше минимально допустимого размера уставного капитала (в ООО – это не менее 100 МРОТ, в ЗАО – 100 МРОТ, в ОАО – 1000 МРОТ, в коммерческих банках – не менее 5 млн. евро, в страховых компаниях – не менее 25000 – 50000 МРОТ).

 

1.2. Понятие и формы функционирования капитала организации

 

Капитал организации – это денежные средства, вложенные (инвестированные) активы организации.

Капитал организации отражается в пассиве баланса, где имеется 3 раздела:

· III раздел «Капитал и резервы» – это собственный капитал организации;

· IV раздел «Долгосрочные обязательства»;

· V раздел «Краткосрочные обязательства».

В сумме долгосрочные и краткосрочные обязательства составляют заемный капитал организации.

Собственный капитал организации функционирует в следующих формах:

1. Уставный капитал (уставный фонд) – это стартовый капитал организации, который образуется за счет денежных и материальных (оцененных в денежной форме) взносов учредителей и участников организации, т. е. ее собственников;

2. Добавочный капитал (плюс уставный) – это капитал, который создается за счет прироста стоимости имущества в результате переоценки основных фондов, а также за счет безвозмездно полученных средств на производственные цели, ассигнования из бюджета. Добавочный капитал используется на увеличение уставного капитала, а также на погашение суммы снижения стоимости имущества по результатам его переоценки, погашение убытков по результатам работы за отчетный год, погашение сумм имущества, передаваемого безвозмездно другим организациям и лицам;

3. Резервный капитал (резервный фонд), который образуется в соответствии с законодательством в обязательном порядке и размере за счет ежегодных отчислений от прибыли организации; расходуется на покрытие убытков отчетного года (свободный остаток используется на формирование активов организации);

4. Целевые финансовые фонды могут формироваться для целевого расходования финансовых ресурсов. К ним относятся фонды: амортизационный, фонд накопления (производственного развития), фонд потребления (фонд социального развития), фонд уценки товаров и др.;

5. Нераспределенная прибыль представляет собой разницу между суммой полученной прибыли и использованной ее частью. По существу это финансовый резерв организации.

6. Заемный капитал организации может быть в форме долгосрочных (свыше 1 года) и краткосрочных финансовых обязательств.

 

Краткосрочные финансовые обязательства – это все формы привлеченного заемного капитала:

а) Краткосрочные кредиты банков и краткосрочные заимствования денежных средств у других коммерческих организаций;

б) Различные формы кредиторской задолженности перед деловыми партнерами (товарные кредиты, полученные поставщиком), задолженность перед бюджетом, внебюджетными фондами, персоналу организации по заработной плате, а также по полученным авансам, по выданным векселям и т.п.

Различают понятия «основной капитал организации» и «оборотный капитал организации».

Основной капитал – это денежные средства, вложенные во внеоборотные активы.

Оборотный капитал – это денежные средства, вложенные в оборотные активы.

Внеоборотные активы формируются за счет собственного капитала организации, а при его недостатке за счет долгосрочных кредитов и займов.

Оборотные активы формируются частично за счет собственного капитала (по действующему ныне законодательству любая коммерческая организация обязана иметь не менее 10% собственно оборотного капитала) и, главным образом, за счет заемного капитала – краткосрочных кредитов и займов, а также кредиторской задолженности.

 

1.3. Финансовая структура капитала организации и ее оптимизация

Под структурой капитала понимается соотношение собственного и заемного капитала.

В идеале у коммерческой организации должно быть 50% собственного и 50% заемного капитала. Однако в реальной действительности в современной России подавляющее большинство коммерческих организаций не имеют даже минимального размера собственных оборотных средств, т. е. работают в основном на заемном капитале.

Каждая коммерческая организация стремится иметь оптимальную структуру капитала.

Одним из важнейших показателей является коэффициент финансовой независимости организации (коэффициент автономии). Это удельный вес собственного капитала в общей сумме капитала организации. Оптимальное его значение 0,5.

Другим важным показателем является коэффициент внешнего финансирования, который представляет собой отношение суммы заемного капитала к сумме собственного капитала. На практике этот показатель называют также коэффициентом финансового рычага, т. е. он показывает, какая сумма заемных средств привлечена организацией в расчете на единицу собственного капитала.

Коэффициент финансовой устойчивости представляет собой соотношение собственного и заемного капитала, т. е. это показатель обратный коэффициенту финансового рычага.

Указанные финансовые коэффициенты имеют большое аналитическое значение, особенно если показатели конкретной коммерческой организации сравнивать с аналогичными показателями конкурентов, со средними показателями по организациям в данной сфере деятельности; если рассмотреть значения коэффициентов в динамике за ряд анализируемых периодов.

По перечисленным коэффициентам нет нормативно установленных значений, однако, на основании хозяйственной практики принято считать, что оптимальными значениями является: коэффициент автономии – 0,5 (50%); коэффициент внешнего финансирования – 1 (100%); коэффициент финансовой устойчивости – 1 (100%) (это рекомендуемые значения в целях финансового анализа).

 

Тема 3: Доходы и расходы организации.

 

3.1. Нормативно установленная трактовка доходов и расходов организации

Доходы и расходы являются важнейшими факторами, определяющими конечные финансовые результаты предпринимательской деятельности. Они представляют собой базовые категории бухгалтерского учета и основные элементы финансовой отчетности. В связи с этим важное значение имеет нормативно установленная трактовка этих категорий, которая содержится в Положениях по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99) и «Расходы организации» (ПБУ 10/99). Эти бухгалтерские стандарты разработаны в соответствии с МФСО (Международными стандартами финансовой отчетности). Они действуют в отношении коммерческих организаций и предпринимательской деятельности некоммерческих организаций.

Доходы и расходы в рыночной экономике трактуются через определение капитала организации.

В ПБУ 9/99 дано следующее определение доходов организации, которое дословно заимствовано из раздела «Принципы» сборника МСФО: «Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением увеличения вкладов по решению участников (собственников имущества)».

В ПБУ 9/99 приведен перечень поступлений от других физических и юридических лиц, не признаваемых доходами:

· суммы налога на добавленную стоимость, акцизов, налога с продаж, экспортных пошлин и иные аналогичные обязательные платежи, подлежащие перечислению в бюджет;

· по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и т.п.;

· в порядке предварительной оплаты продукции, товаров, работ, услуг;

· авансов в счет оплаты продукции, товаров, работ, услуг;

· задатка;

· залога, если договором предусмотрена передача заложенного имущества залогодержателю;

· в погашение кредита, займа, предоставленного ранее заемщику.

Общим для этих поступлений является то, что они не приводят к увеличению капитала данной организации.

Доходы организации подразделяются на две группы: доходы от обычных видов деятельности и прочие поступления.

Под доходами от обычных видов деятельности понимается выручка от продажи продукции и товаров, а также поступления, связанные с выполнением работ и оказанием услуг.

Под прочими поступлениями понимаются операционные, внереализационные и чрезвычайные доходы.

В ПБУ 9/99 определены условия признания выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг):

1. организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное соответствующим образом;

2. сумма выручки может быть определена;

3. имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации (т. е. когда организация получила в оплату актив, либо отсутствует неопределенность в отношении получения актива – имеется уверенность в его получении);

4. право собственности на продукцию (товары, работы, услуги) перешло от организации к покупателю или работа принята заказчиком (услуга оказана);

5. расходы, которые произведены или будут произведены с этой операцией, могут быть определены.

Если не исполнено хотя бы одно из перечисленных условий, то в бухгалтерском учете организации признается не выручка, а кредиторская задолженность организации.

В ПБУ 10/99 дается определение, полностью заимствованное из МСФО: «Расходами организации признаются уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества)».

Не признается расходами организации выбытие активов:

· в связи с приобретением (созданием) внеоборотных активов (основных средств, незавершенного строительства, нематериальных активов и т.п.);

· вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций, приобретение акций акционерных обществ и иных ценных бумаг не с целью перепродажи (продажи);

· по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и т.п.;

· в порядке предварительной оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг;

· в виде авансов, задатка в счет оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг;

· в погашение кредита, займа, ранее полученных организацией.

Общим для всех перечисленных операций является то обстоятельство, что они не приводят к уменьшению капитала данной организации.

Расходы организации подразделяются на две группы: расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы.

Под расходами по обычным видам деятельности понимаются расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров, а также расходы, связанные с выполнением работ и оказанием услуг.

Под прочими расходами понимаются операционные, внереализационные и чрезвычайные расходы.

В Положении сформированы следующие условия признания расходов в бухгалтерском учете:

1. расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;

2. сумма расходов может быть определена;

3. имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации.

Если не соблюдено хотя бы одно из названных условий, то в бухгалтерском учете организации признается дебиторская задолженность, а не расходы.

Принятие указанных стандартов бухгалтерского учета (ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99) подвело нормативно-правовую базу для предотвращения «отмывания грязных денег» и борьбы с терроризмом. И в этом отношении они играют большую роль в деятельности не только самих коммерческих организаций, но и в Федеральной службе финансового мониторинга, созданной специально для предотвращения незаконных финансовых операций.

3.2. Выручка от реализации продукции как главный источник доходов организации

Главным источником формирования доходов в любой коммерческой организации является выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг).

Косвенные налоги не входят в состав выручки от реализации продукции и учитываются отдельно, т.е. в бухгалтерском учете и отчетности отражается выручка-нетто.

Законодательно определены два метода отражения (учета) выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг):

1) по мере отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг) и предъявления контрагенту расчетных документов – метод начислений;

2) по мере оплаты и поступления денег – кассовый метод.

Начиная с 1 января 2002 года согласно ст. 273 НК РФ право на определение даты получения дохода по кассовому методу имеют только те организации, у которых в среднем за предыдущие 4 квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость и налога с продаж не превысила 1 млн. руб. за каждый квартал.

Все другие налогоплательщики обязаны перейти на определение доходов по методу начисления.

В процессе управления коммерческой деятельностью организации большое внимание уделяется планированию выручки от реализации продукции. Оно необходимо для определения плана прибыли и плановых платежей в бюджет. От обоснованности расчета плановой выручки во многом зависит реальность других финансовых показателей и, прежде всего, плана прибыли.

Плановая выручка может быть рассчитана двумя способами:

1) путем прямого поассортиментного счета (метод прямого счета);

2) исходя из общего объема выпуска товарной продукции, скорректированного на изменение остатков нереализованной продукции на начало и конец планируемого периода (расчетный метод).

В=Он п + Тпрод – Окп

Метод прямого счета основан на гарантированном спросе. Предполагается, что весь объем произведенной продукции приходится на предварительно оформленный пакет заказов. Это наиболее достоверный метод планирования выручки, когда план выпуска и объем реализации продукции заранее увязаны с потребительским спросом, известны необходимый ассортимент и структура выпуска, установлены соответствующие цены. При таких условиях выручку от реализации можно определить умножением объема реализуемой продукции на цену единицы продукции.

В условиях рыночных отношений большинство предприятий не имеет гарантированного спроса на весь объем произведенной продукции, поэтому предприятия вынуждены постоянно проводить работу по расширению рынка для своей продукции. В этих условиях для планирования выручки применяется расчетный метод.

Выручку от реализации продукции можно планировать на предстоящий год, квартал и оперативно.

Годовое планирование выручки возможно при стабильной экономической ситуации. В нестабильной ситуации оно затруднено и неэффективно, поэтому приходится использовать квартальное планирование.

Оперативное планирование выручки преследует конкретную цель – контроль за своевременностью поступления денег за отгруженную продукцию на счет предприятия.

 

3.3. Классификация расходов организации по обычным видам деятельности

 

В целях экономического анализа и бизнес-планирования расходы организации по обычным видам деятельности классифицируются по определенным признакам и детализируются в системе управленческого учета.

В зависимости от объема хозяйственной деятельности (по степени эластичности) расходы подразделяются на переменные и постоянные.

Переменные расходы – это те виды расходов, величина которых изменяется пропорционально изменению объема производства и реализации. К ним относятся затраты на сырье и материалы, на оплату труда рабочих-сдельщиков, на топливо, газ, электроэнергию и т. п.

Постоянные расходы существенно не меняются при увеличении или уменьшении объемов хозяйственной деятельности, изменяется лишь их относительная величина. Это административно-управленческие расходы, повременная заработная плата, амортизация, арендная плата, хозяйственные расходы и т. п. Они имеют место даже в том случае, если предприятие временно прекращает свою деятельность.

По способам перенесения на себестоимость продукции выделяют прямые и косвенные (непрямые) расходы.

Прямые расходы связаны с производством одного вида продукции и непосредственно включаются в себестоимость этого вида продукции (расходы на основное сырье, сдельная оплата производственных рабочих и т.п.).

Косвенные расходы связаны с производством нескольких видов продукции и включаются в себестоимость каждого из них путем специальных расчетов (общепроизводственные расходы, общехозяйственные расходы).

Распределение и включение их в себестоимость конкретных видов продукции может осуществляться пропорционально прямым затратам, фонду заработной платы производственных рабочих, объему производственной продукции и т. п. Каждая организация самостоятельно определяет порядок распределения косвенных расходов в рамках избираемой ею учетной политики.

В системе управления расходами организации важную роль играет калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг).

Себестоимость продукции – это выраженные в денежной форме расходы организации на производство и сбыт продукции (работ, услуг).

Различают производственную себестоимость, отражающую расходы только на производство продукции, и полную себестоимость продукции, включающую наряду с производственной себестоимостью расходы по сбыту.

Расходы, включаемые в себестоимость продукции, подразделяются на: 1) материальные расходы;

2) расходы на оплату труда;

3) суммы начисленной амортизации;

4) прочие расходы.

Прочие расходы представляют собой обширную группу различных по экономическому содержанию затрат. В эту группу входят суммы налогов и сборов, начисленных в установленном законодательством порядке, а также проценты по полученным кредитам, платежи за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, расходы на командировки, подготовку и переподготовку кадров, оплату услуг связи, вычислительных центров, банков, арендная плата, представительские расходы и др.

В пределах законодательно-установленных норм (например, командировочных расходов, представительских расходов, расходов на рекламу, процентов по краткосрочным банковским кредитам) их относят на себестоимость продукции, а сверхнормативные расходы погашаются за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации.

В НК РФ (в гл. 25 «Налог на прибыль организации») определен исчерпывающий состав расходов коммерческих организаций, включаемых в себестоимость продукции (ст. 254-270).

В системе управленческого бухгалтерского учета расходы организации учитываются в разряде конкретных статей расходов. Каждая коммерческая организация самостоятельно определяет номенклатуру статей производственных расходов. В то же время в ряде отраслей экономики существуют методические рекомендации, разработанные в соответствии с гл. 25 НК РФ, в которых приводятся примерные номенклатуры статей расходов в целях управленческого учета и анализа.

3.4. Планирование расходов на производство и реализацию продукции

Планирование расходов на производство и реализацию продукции необходимо, прежде всего, для определения цен на производимую продукцию, соответственно, и размера прибыли от ее реализации.

Планирование расходов осуществляется с помощью сметы, которая составляется на основе производственной программы, а также различных технических, экономических, финансовых норм и нормативов. Чтобы составить смету, требуется рассчитать потребности в сырье, материалах, топливе, энергии, рабочей силе и т. д. Переменные и постоянные расходы планируются отдельно.

Очень важно определить минимальный объем выпуска продукции, ниже которого производство нерентабельно. Для этого используется показатель порога рентабельности (или точки безубыточности, точки самоокупаемости).

Порог рентабельности определяется как отношение суммы постоянных расходов к разности между доходами от реализации продукции и переменными расходами (в относительном выражении). Например, если сумма постоянных расходов – 5 млн. руб., уровень удельных переменных расходов – 0,8 (в сумме выручки от реализации продукции), то для безубыточной работы требуется минимальный объем реализации продукции 25 млн. руб. [5:(1-0,8)]. Только преодолев этот порог, предприятие начнет получать прибыль.

Порог рентабельности можно определить и по-другому, в единицах минимального объема производства продукции, разделив совокупные постоянные расходы на разницу между ценой единицы продукции и переменными расходами. Например, если товар намечено продавать по 100 руб. за единицу, переменные расходы в расчете на единицу продукции составят 45 руб., совокупные постоянные расходы – 250 тыс. руб., то для безубыточной работы требуется выпустить не менее 4545 шт. [250000:(100-45)].

Проверить правильность этого расчета можно исходя из того, что самоокупаемость – это равенство совокупного дохода (выручки) и совокупных издержек (себестоимости). В нашем примере совокупный доход будет равен: 4545 шт.*100 руб.=454500 руб. Совокупные издержки составят: постоянные – 250000 руб., переменные – 204500 руб. (4545 шт.*45 руб.), итого:454500 руб. Следовательно, после преодоления точки самоокупаемости (4545 ед.) каждая единица, проданная сверх этого количества, будет приносить 55 руб. прибыли.

 

Тема 4: Прибыль организации

4.1. Экономическая сущность и функции прибыли. Рентабельность организации: понятие и показатели

 

Получение прибыли является основным мотивом и движущей силой развития и обновления коммерческой организации. Каждая организация всегда ставит цель получить прибыль, но не всегда ее получает.

Прибыль – это превышение доходов организации над ее расходами (обратное положение называется убытком).

Прибыль как важнейшая рыночная категория выполняет ряд функций:

1. является критерием и показателем эффективности деятельности организации. Сам факт прибыльности свидетельствует об эффективной деятельности;

2. прибыль обладает стимулирующей функцией. Прибыль организации – это основной фактор ее экономического и социального развития, основной источник прироста собственного капитала, источник личных доходов собственников организации, источник социальных благ для менеджеров и всего трудового коллектива организации;

3. прибыль коммерческих организаций является одним из основных источников формирования доходов бюджета всех уровней.

Кроме абсолютного размера прибыли, показателем эффективности хозяйственной деятельности выступает рентабельность – уровень прибыльности организации.

Для всесторонней характеристики финансовых результатов деятельности организации используются следующие основные показатели рентабельности:

· коэффициент рентабельности всех используемых активов (или коэффициент экономической рентабельности). Определяется как отношение балансовой или чистой прибыли организации (соответственно коэффициент балансовой или чистой экономической рентабельности) к средней стоимости используемых активов в рассматриваемом периоде;

· коэффициент рентабельности собственного капитала (коэффициент финансовой рентабельности). Определяется как отношение чистой прибыли к средней стоимости собственного капитала в рассматриваемом периоде;

· коэффициент рентабельности продаж. Определяется как отношение прибыли от реализации продукции к сумме реализованной продукции в рассматриваемом периоде;

· коэффициент рентабельности издержек. Определяется как отношение прибыли от реализации продукции к себестоимости реализованной продукции (в торговле этот показатель называется «рентабельность издержек обращения»).

Рентабельность является одним из ключевых индикаторов конкурентоспособности организации. Но поскольку показателей рентабельности много, то, характеризуя деятельность организации, ее экономическую эффективность, надо всегда уточнять, о какой прибыли, и о каком показателе рентабельности идет речь.

 

4.2. Виды прибыли. Порядок формирования балансовой и чистой прибыли организации

 

В хозяйственной практике (бухгалтерском учете, управленческом и финансовом анализе, финансовом планировании, аудите) используются различные виды прибыли:

Ø валовая прибыль;

Ø прибыль от реализации продукции;

Ø прибыль от внереализационных операций;

Ø балансовая прибыль (прибыль до налогообложения);

Ø прибыль, остающаяся в распоряжении организации (чистая прибыль).

Наиболее полные сведения о прибыли и ее компонентах содержатся в Отчете о прибылях и убытках (форма №2). В бухгалтерском балансе (форма №1) отражается только нераспределенная прибыль или непокрытый убыток (прошлых лет и отчетного года).

На практике прибыль, которая является финансовым результатом по всем видам деятельности организации и содержится в отчете о прибылях и убытках, принято называть балансовой прибылью.

Процесс формирования балансовой и чистой прибыли организации можно представить в виде следующей структурно-логической схемы (рис. 1):

 

               
 
Выручка от реализации продукции (нетто)
 
Себестоимость продукции
 
Валовая прибыль
 
Управленческие расходы
 


- = -

 

 

               
 
Коммерческие расходы (расходы по сбыту)
 
Прибыль от реализации
 
Операционные доходы
 
Операционные расходы
 


- = + -

 

 

           
 
Внереализационные доходы
 
Внереализационные расходы
 
Прибыль до налогообложе-ния (балансовая прибыль)

 


+ - =

 

               
 
Налог на прибыль
 
Чрезвычайные доходы
 
Чрезвычайные расходы
 
Чистая прибыль

 


- + - =

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 1417; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.