КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема: Управление конфликтами и стрессами
Рис. Функциональная модель самоменеджмента
Главная цель менеджмента заключается в том, чтобы максимально использовать личные возможности, осознанно управлять ходом жизни (самоопределяться) и преодолевать внешние обстоятельства, как на работе, так и в личной жизни. Каждому человеку вообще, и особенно тому, который готовит себя к работе менеджера, прежде всего, необходимо уметь превращать ситуацию, для которой типична неупорядоченность действий, обусловленная внешними обстоятельствами, в ситуацию целенаправленных и выполнимых задач. Даже тогда, когда на вас со всех сторон сваливаются задания и работа вас поглощает, вы сумеете благодаря последовательному планированию времени и использованию методов научной организации труда лучше осуществлять свою деятельность, каждый день, выделяя резерв времени для действительно руководящих функций. Конфликт (от лат. Conflictus) - означает столкновение. Он может происходить практически во всех сферах человеческой деятельности. Конфликтная ситуация предполагает наличие следующих элементов: участники (оппоненты) с их противоречивыми целями и объект (предмет) конфликта. Конфликтная ситуация может существовать, не переходя в стадию инцидента, но инцидент не может начаться без конфликтной ситуации. Для эффективного управления конфликтом необходимо выявить причины возникновения конфликтности ситуации. В менеджменте действуют четыре типа конфликтов: 1. Внутриличностный конфликт - возникает в результате противоречивых требований, предъявляемых одному и тому же лицу, нарушение принципа единоличности, а также несогласованность производственных требований с личными потребностями, рабочей перегрузкой или недогрузкой (примеры: руководитель одно требует, а другой делает; недоразумения между производителями и реализаторами продукции по ее качеству, между руководителем и бухгалтером по цене продукции). 2. Межличностный конфликт - самый распространенный, который проявляется между сотрудниками за ресурсы, капитал, рабочую силу, оборудование и др. Этот конфликт может проявляться и как столкновение личностей, потому что люди с различными чертами характера, взглядами и ценностями просто могут контактировать друг с другом. 3. Конфликт между личностью и группой - возникает в случаях, когда личность занимает позицию, отличающуюся от позиций группы. 4. Межгрупповой конфликт - возникает на основании наличия формальных и неформальных групп. Основные причины конфликтов: 1. Распределение ресурсов между подразделениями организации. Человек всегда желает получить больше, а не меньше. 2. Взаимозависимость задач - действует везде, где один работник или группа зависит от выполнения задач другого лица или группы. Так, руководитель мехотряда свои недостатки в работе объясняет низким качеством ремонта, а заведующий мастерской неквалифицированными кадрами ремонтников. 3. Разница в целях - возникает, когда организация становится специализированной или разделяется на отдельные самостоятельные подразделения. 4. Разница в представлениях и ценностях - весьма распространенная причина конфликта. Подчиненный считает, что его мнение лучшая, а руководитель другого мнения. Главный врач борется за эффективность использования бюджетных средств, а хирург - за качество лечения на которое не хватает средств. 5. Разница в поведении и жизненном опыте - повышают вероятность конфликта. Люди авторитарные и догматические скорее вступают в конфликт. Степень взаимопонимания снижает разница в жизненном опыте, образовании, трудовом стаже и возрасте. 6. Неудовлетворительные коммуникации является причиной и последствиями конфликта, могут действовать как катализатор конфликта (особенно информация об изменении условий и оплаты труда, изменения должностных обязанностей и режима работы). Функциональные последствия конфликта: проблема может быть решена сторонами за счет взаимных уступок, что в будущем устраняет враждебность и несправедливость; стороны будут более расположены к сотрудничеству, а не к антагонизму в будущих конфликтных ситуациях; конфликт может также уменьшить возможность группового мышления и синдрома покорности, когда подчиненные не объявляют своих идей, которые противоречат идеям руководства; улучшает качество процесса принятия управленческих решений, так как дополнительные идеи ведут к лучшему их согласия; симптомы конфликта отделяются от причин и разрабатываются добавочные альтернативы и критерии их оценки; через возможный конфликт члены группы могут проработать решения всех проблем еще до наступления конфликта. Дисфункциональные последствия конфликта это условия, которые мешают достижению поставленных целей организацией: Ã недовольство работой в организации, рост текучести кадров и снижение производительности их труда; Ã уменьшение степени сотрудничества в будущем; Ã сильная верность своей группе и поддержка непродуктивной конкуренции с другими группами организации; Ã представление о другой стороне, как о "враге", а о своей - только положительно; Ã сворачивание взаимодействия и общения между конфликтующими сторонами; Ã повышение враждебности между конфликтующими сторонами по мере сокращения взаимодействия и общения; Ã смещение акцента на придание большего значения "победе" в конфликте, чем решению реальной проблемы. В даже хорошо управляемой организации возникают ситуации, которые негативно действуют на людей и вызывают у них чувство стресса. Чрезмерный стресс может стать разрушительным для лица, а соответственно, для организации. Таким образом, руководитель должен это понимать и научиться нейтрализовать стрессовые ситуации для обеспечения полной эффективности деятельности организации. Стресс - эмоциональное состояние организма, обусловленное избыточным давлением на личность и впоследствии осуществляющее на нее деморализующее действие. Например ситуация дефицита времени; одновременно большое количество событий или информации, которую не в состоянии оценить и принять человек; неприятное событие в семье и др.. Стресс - это обязательный компонент человеческой деятельности. В зависимости от вида и характера стрессы бывают физиологическими и психологическими. Физиологические стрессы возникают, когда происходит накопление критической массы усталости от стрессовых ситуаций. Результаты таких стрессов - болезни (язва желудка, мигрень, гипертония, боли в сердце и спине, артрит, астма и др.). Психологические стрессы делятся на информационные и эмоциональные. Информационные стрессы возникают в ситуации информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачами, не успевает принять решение и др. Работа руководителя, его подчиненных в стрессовых ситуациях может привести к неправильному выполнению обязанностей. Руководителю важно проявлять заботу о рациональной организации труда подчиненных, созданию и укреплению морально-психологического климата в коллективе, что в значительной степени позволит исключать стрессовые ситуации. Эмоциональные стрессы проявляются в ситуациях угроз, опасности, обиды. Человек становится раздражительным, теряет аппетит, впадает в депрессию, снижается его заинтересованность к общению. Основными причинами стресса являются: организационные факторы - перегрузка, недогрузка, несогласованность, низкое качество плановых заданий; конфликт ролей, когда к работнику предъявляют противоречивые требования к работе, либо дают задачи, выходящие за пределы его служебных обязанностей; неопределенность роли в будущем, когда лицу неопределены обязанности его работы, кому он подчинен и какие у него есть права; обязательность, это повышенная ответственность перед людьми, а также участие в собраниях и совещаниях; ответственность за выполнение задачи, особенно в условиях неопределенного будущего; постоянные изменения, необходимость приспосабливаться к быстрым технологическим изменениям, получение новых навыков, выполнение дополнительных обязанностей; взаимоотношения с подчиненными - неумение управлять критически настроенным или несобранным коллективом, трудности в овладении властью; взаимоотношения с коллегами - нездоровая конкуренция и соперничество, недостаточная поддержка коллективом, трудности в достижении сотрудничества; ненадежность рабочего места, связано с опасением сокращения штатов, старением, досрочной пенсием; чувства, вызванные работой или карьерой - разочарование при достижении карьерной высоты, отсутствие перспектив, медленное продвижение по службе; влияние организации, связанное с напряженным климатом, авторитарным стилем руководства, недостатком информации, недостаточным участием в трудовом процессе; внешнее воздействие, которое включает: конфликт требований организации и семьи; домашние проблемы; отдача преимущества работе, чем семье; постоянные командировки. Управление стрессами - это процесс целенаправленного воздействия на персонал организации в целях адаптации человека к стрессовой ситуации, устранение источников стресса и овладение методами их нейтрализации всем персоналом. Руководители должны учиться управлять стрессом и использовать для этого следующие способы: Ã разработать систему приоритетов в своей работе (что сделать "сегодня", "завтра", "когда придет время..."); Ã научиться говорить "нет", когда достигнут предел напряжения, после которой невозможно брать дополнительную нагрузку; Ã наладьте эффективные и прочные взаимоотношения с Вашим руководителем, научите руководителя уважать Вашу рабочую нагрузку; Ã не соглашайтесь с руководителем, который выставляет противоречивые требования (не занимайте агрессивную позицию, просто объясните, какие конкретные проблемы становятся для Вас противоречивыми) Ã сообщите руководителю, что Вы уверены относительно ряда задач, но не становитесь в позу жалобщика; Ã определите цель своей карьеры, проверьте каких способностей и квалификации Вам недостает; Ã найдите время каждый день для отключения и отдыха; Ã выделите время для расслабления, когда Вы находитесь под давлением; Ã реально смотрите на то, что можете достичь и сделать; Ã следуйте режима питания и занимайтесь физкультурой. Для достижения высокой производительности труда и низкого уровня стресса необходимо: ü определить обоснованный объем и тип работы подчиненным относительно их способностей; ü позволять подчиненным отказываться от поручений, если на это у них есть достаточно оснований; ü четко определить конкретные зоны полномочий, ответственности и производственных задач; ü используйте стиль лидерства в зависимости от конкретной ситуации; ü обеспечьте надлежащее вознаграждение за эффективную работу; чаще выступать в роли наставника. Стрессоустойчивость менеджера - это его способность сознательно противостоять длительному стрессу. Известно, что при длительном пребывании в состоянии даже слабого стресса создается серьезная опасность для психического состояния менеджера и его здоровье. Алгоритм решения конфликтов А. Яновского:
Дата добавления: 2013-12-11; Просмотров: 632; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |