КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Финансовые ресурсы
В процессе распределения стоимости совокупного общественного продукта у субъектов экономических отношений аккумулируются различные фонды денежных доходов и накоплений. Совокупность фондов денежных средств, находящихся в распоряжении хозяйствующих субъектов, государства, домашних хозяйств, называется финансовыми ресурсами. Основными признаками финансовых ресурсов являются: - финансовые ресурсы существуют только в денежной форме; - финансовые ресурсы используются на цели расширенного производства, социальные нужды, материальное стимулирование работающих, удовлетворение других общественных потребностей. Источниками финансовых ресурсов выступают: - на уровне хозяйствующих субъектов (предприятий)- выручка от реализации продукции, работ и услуг; выручка от прочей реализации (например, выбывших основных фондов, производственных запасов и т.п.), амортизация, доходы от продажи ценных бумаг, банковский кредит, проценты по депозитам, дивиденды по ценным бумагам, выпускаемым другими эмитентами, бюджетные средства; - на уровне населения – заработная плата, премии, надбавки к заработной плате, социальные выплаты, командировочные расходы, доходы от предпринимательской деятельности, от операций с личным имуществом, пенсии, пособия, стипендии, потребительский кредит; - на уровне государства – валовой внутренний продукт, часть стоимости национального богатства и поступления от внешнеэкономической деятельности. Объем финансовых ресурсов зависит от величины ВВП и национального дохода. Чем выше ВВП, а, следовательно, национальный доход, тем выше налоговые отчисления хозяйствующих субъектов. Субъектами финансовых ресурсов выступают: 1. предприятия, организации, компании, т.е. юридические лица, владеющие финансовыми ресурсами; 2. домохозяйства; 3. государство в форме бюджетных и внебюджетных фондов. Чем больше самостоятельности у физических и юридических лиц, тем больше у них возможностей для формирования финансовых ресурсов, что в свою очередь, обеспечивает увеличение поступлений финансовых ресурсов государству. Объектами финансовых ресурсов являются финансовые отношения, в результате действия которых образуются целевые денежные фонды. Они концентрируются в двух блоках: 1. Децентрализованные финансовые ресурсы, которые создаются на микроуровне. На предприятии идет процесс вычленения из состава валового дохода конкретных форм первичного дохода (прибыли, оплаты труда), происходит процесс накопления капитала в форме амортизационного фонда, выручки от выбывшего имущества и др. В домашнем хозяйстве также происходит обособление конкретных целевых фондов - для потребления, отдыха, приобретения товаров длительного пользования. Источники финансовых ресурсов на микроуровне: - источники собственных финансовых ресурсов (например, выручка, которая дает возможность формировать ресурсы предприятия); внешняя экономическая деятельность предприятия; имущество предприятия (станки и пр., т.е. все, что можно реализовать); - средства предприятия, которые приравниваются к собственным (это средства предприятия, которые ему не принадлежат, но находятся в его распоряжении): зарплата (выступает в форме устойчивых пассивов); отпускные деньги (начисляются, но находятся в распоряжении предприятия); - привлеченные средства (это средства, которые мобилизуются предприятием на финансовом рынке — рынок ценных бумаг (РЦБ), ссудных капиталов и т.п.): заемные средства; средства, полученные предприятием путем продажи акций и облигаций; - источники средств в порядке их перераспределения: от министерств, вышестоящих инстанций, из бюджета; страховые возмещения (страхование – способ перераспределения средств). Видами финансовых ресурсов на микроуровне будут выступать: - прибыль от реализации товаров (работ и услуг), от реализации имущества, сальдо доходов и расходов от внереализационных мероприятий, амортизационные отчисления, резервные фонды и иные фонды, образованные за счет прибыли прошлых лет и т.д. 2. Централизованные финансовые ресурсы, создаваемые на макроуровне и включающие доходы бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов. Источники финансовых ресурсов на макроуровне: - ВВП (первая группа финансовых источников); - доходы от внешнеэкономической деятельности; - национальное богатство; - привлеченные (заемные) ресурсы. Основные виды финансовых ресурсов на макроуровне: - налоговые доходы, - неналоговые доходы (дивиденды по акциям, находящимся в государственной и муниципальной собственности, доходы от приватизации имущества или сдачи его в аренду, доходы от внешнеэкономической деятельности, проценты, полученные от предоставления бюджетных кредитов); - государственный кредит; - безвозмездные перечисления (от бюджетов других уровней, государственных внебюджетных фондов и др.). Для достижения устойчивого экономического роста необходимо использование различных инструментов регулирования финансовых ресурсов на макро – и микроуровнях. Финансовое регулирование - это воздействие на экономические и социальные процессы, направленное на предотвращение возможных или устранение имеющихся диспропорций, обеспечение развития передовых технологий и социальной стабильности, путем концентрации финансовых ресурсов в одних сегментах рынка и ограничения роста объема финансовых ресурсов в других. Выделяют следующие формы регулирования: - саморегулирование; - государственное регулирование. Саморегулирование характеризуется методами, которые вырабатывают сами участники производственных отношений. Основными методами саморегулирования в системе финансовых отношений является: 1. Самофинансирование - способ формирования финансовых ресурсов, при котором расходы субъектов хозяйствования покрываются за счет собственных средств, а при их недостатке за счет эмиссии акций и облигаций. 2. Кредитование - способ формирования финансовых ресурсов, при котором расходы субъектов хозяйствования покрываются за счет ссуд банка, предоставляемых на основе срочности, платности, возвратности. Однако рыночный механизм саморегулирования не всегда эффективен, и зачастую приводит к игнорированию интересов отдельных групп населения, субъектов хозяйственной деятельности. Поэтому он дополняется государственным регулированием. Основными объектами государственного финансового регулирования выступают: - отраслевая структура экономики; - территориальные экономические пропорции; - социальная структура общества. Методами государственного финансового регулированияотраслевых пропорций являются: - налоговое регулирование (изменение состава налогов, налоговых ставок, налогооблагаемой базы, состава налогоплательщиков и др.); - амортизационная политика (тесно связана с налоговым регулированием, влияет на налогообложение прибыли и имущества; может предполагать использование ускоренной амортизации); - различные формы государственной поддержки организаций, индивидуальных предпринимателей (субсидии, субвенции, бюджетные кредиты, инвестиции, государственный и муниципальный заказ, предоставление государственного и муниципального имущества в аренду на льготных условиях, государственные и муниципальные гарантии); - льготное кредитование и страхование (более низкий уровень ссудного процента и страхового тарифа по услугам коммерческих банков и страховых компаний обеспечивается бюджетным субсидированием соответствующих ставок и тарифов). Методами финансового регулирования территориальных пропорций выступают: - механизм межбюджетного регулирования (регулирующие доходы; дотации, субсидии, субвенции бюджетам других уровней бюджетной системы); - финансирование целевых программ поддержки и развития отдельных регионов и муниципальных образований; - изменение состава налогов, взимаемых на территории. Основными методами финансового регулирования социальной структуры общества являются: - использование прогрессивной ставки подоходного налога, высокий уровень ставок по налогу на наследство и налогу на недвижимость; - льготы по налогам, уплачиваемым физическими лицами; - различные социальные выплаты и льготы. К инструментам государственного финансового регулирования экономики относят: - административные (лицензирование, квотирование, контроль над ценами); - государственно-правовые (законодательная система) - прямое экономическое регулирование (государственные закупки, целевое финансирование, субсидирование, льготные кредиты); - косвенное экономическое регулирование (налоги, кредитно-денежная система, таможенно-тарифное регулирование). Таким образом, роль финансов в общественном воспроизводстве выражается следующими критериями: 1. Влияние финансов на экономику происходит благодаря действию двух функций: распределительной и контрольной. Благодаря этому финансы являются рычагом управления экономикой. 2. С помощью финансов образуются денежные фонды в распоряжении субъектов хозяйствования, устанавливаются варианты наиболее эффективных вложений. Денежные средства распределяются в соответствие с приоритетами. 3. Влияние финансов выражается в количественной и качественной формах. Количественное влияние характеризуется пропорциями мобилизуемых и используемых финансовых ресурсов. Качественное влияние проявляется в выборе направления и формирования воздействия финансов на материальные интересы участников воспроизводства. 4. Финансы участвуют в кругообороте фондов и оказывают влияние на производство, социальные проблемы и на государственное управление и оборону. Финансы обеспечивают потребности воспроизводства, расширяя его или сворачивая. Важными являются бюджетные стимулы, к которым относятся бюджетное финансирование (субсидии, субвенции, разрешение на ускоренную амортизацию), налоговые льготы (снижение налоговых ставок и введение льгот).
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 4863; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |