КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Права и обязанности налогоплательщиков
Классификация налогов и сборов Налоговая система Республики Беларусь и принципы ее построения Налоговая система –совокупность налогов, пошлин, сборов, взимаемых на территории государства в соответствии с налоговым законодательством, а также совокупность норм и правил, форм и методов, определяющих правомочие и систему ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях. В налоговых системах разных стран отразилась специфика государственного устройства, особенности внутренней и внешней политики, национальный менталитет. Налоговая система должна быть достаточно гибкой, чтобы оперативно реагировать на изменение экономической ситуации. Налоговая система Республики Беларусь была сформирована в 1992 г. Строилась она с учетом наиболее приемлемых для нашей республики зарубежных моделей налогообложения, а также российских нововведений в этой сфере. Основу ее составил Закон «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь», а также специальные акты налогового законодательства, определяющие по каждому виду налога конкретные объекты обложения, порядок уплаты, ставки и льготы. Налоговая система Беларуси формировалась на классических принципах налогообложения. В силу сложных условий переходного периода не все они легли в основу нашей налоговой системы, другие дополнены и уточнены положениями, вытекающими из практической необходимости. В основу налоговой системы Республики Беларусь положены следующие принципы: · однократность обложения, т. е. один и тот же объект одного вида налогов облагается только один раз за определенный законом период; · оптимальное сочетание прямых и косвенных налогов; · одинаковый подход ко всем хозяйствующим субъектам обложения; · установленный порядок введения и отмены органами власти разного уровня налогов, их ставок, налоговых льгот; · четкая классификация налогов, взимаемых на территории страны, в основу которой положена компетенция соответствующей власти; · обоснование и точное распределение налоговых доходов между бюджетами разных уровней; · стабильность ставок налога в течение довольно длительного периода и простота исчисления платежа. Классификация налогов – это группировка налогов по различным признакам. По способу изъятия (методу установления) налоги подразделяются следующим образом: 1. Прямые – это налоги, установленные непосредственно на доходы или имущество плательщика. Они подразделяются на личные (учитывающие функции платежеспособности налогоплательщика), например, налог на прибыль, налог на доход, подоходный налог) и реальные (предполагающие обложение среднего дохода от того или иного объекта обложения (имущества, денежного капитала), например, налог на недвижимость). 2. Косвенные – это налоги, устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу, например, налог на добавленную стоимость, акцизы. В зависимости от органов власти, устанавливающих налог, выделяют следующие виды налогов: 1. Государственные (республиканские) – налоги, которые разрабатывает правительство, утверждает (отменяет) главный законодательный орган страны. Зачисляются эти налоги как в центральный (республиканский), так и в местные бюджеты (налог на добавленную стоимость, акцизы, чрезвычайный налог, налог на прибыль, налог на землю и др.). 2. Местные – налоги, которые устанавливаются как правительством, так и местными органами власти. Эти налоги всегда поступают в местные бюджеты. Законодательство регламентирует их виды, источники уплаты, а плательщиков, объекты обложения, налоговую базу и ставки определяют местные органы власти (налог с заготовителей, курортный сбор, налог с владельцев собак и др.). По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж, различают следующие виды налогов: 1. Закрепленные налоги – это налоги, которые на длительный период времени закреплены в качестве доходного источника конкретного вида бюджета и поступают либо только в республиканский (чрезвычайный налог), либо только в местные бюджеты (подоходный налог, налог на недвижимость, местные сборы и другие). 2. Регулирующие налоги – это государственные налоги поступающие, как в республиканский, так и в местные бюджеты. Они ежегодно перераспределяются между бюджетами различных органов (налог на добавочную стоимость, акцизы, налог на доходы, налог на прибыль и др.). При классификации налогов по видам налогоплательщиков выделяют налоги с юридических лиц (предприятий, организаций, учреждений) и налоги с физических лиц (резидентов Республики Беларусь и нерезидентов Республики Беларусь). В зависимости от порядка использования налоги делятся на следующие виды: 1. Общие, предназначенные для текущих и капитальных расходов без закрепления за каким либо конкретным видом расходов (почти все налоги). 2. Специальные, имеющие целевое назначение. Большое значение имеет дифференциация налогов в зависимости от источников их уплаты. Так, такими источниками могут выступать: · себестоимость (земельный налог, экологический налог); · прибыль (налог на прибыль, налог на недвижимость); · выручка от реализации (акцизы, налог на добаленную стоимость); · заработная плата (подоходный налог). В Республике Беларусь устанавливаются республиканские налоги, сборы (пошлины) и местные налоги и сборы. Республиканскими признаются налоги, сборы (пошлины), установленные законодательными актами и обязательные к уплате на всей территории Республики Беларусь. Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые нормативными правовыми актами (решениями) местных Советов депутатов в соответствии с настоящим Кодексом и обязательные к уплате на соответствующих территориях. К республиканским налогам, сборам (пошлинам) относятся следующие виды: · налог на добавленную стоимость; · акцизы; · налог на прибыль; · налоги на доходы; · подоходный налог с физических лиц; · экологический налог; · налоги с пользователей природных ресурсов; · налоги на имущество; · земельный налог; · дорожные налоги и сборы; · таможенная пошлина и таможенные сборы; · гербовый сбор; · оффшорный сбор; · консульский сбор; · государственная пошлина; · регистрационные и лицензионные сборы; · патентные пошлины. К местным налогам и сборам относятся сбор с заготовителей, курортный сбор, налог за владение собаками. Плательщик имеет следующие права: · получать от налоговых органов по месту постановки на учет бесплатную информацию о действующих налогах, сборах (пошлинах), актах налогового законодательства, а также о правах и обязанностях плательщиков, налоговых органов и их должностных лиц; · получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения актов налогового законодательства; · представлять свои интересы в налоговых органах самостоятельно или через своего представителя; · использовать налоговые льготы при наличии оснований; · присутствовать при проведении налоговой проверки; · получать акт налоговой проверки; представлять в налоговые органы и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, сборов (пошлин), а также возражения (разногласия) по актам проведенных налоговых проверок; · требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения актов налогового законодательства при совершении ими действий · требовать соблюдения налоговой тайны; · обжаловать решения налоговых органов, действия (бездействие) их должностных лиц. Плательщик имеет следующие обязанности: · уплачивать установленные налоговым законодательством налоги, сборы (пошлины); · стать на учет в налоговых органах; · вести в установленном порядке учет доходов (расходов) и иных объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена актами налогового законодательства; · представлять в налоговый орган по месту постановки на учет в установленном порядке бухгалтерские отчеты и балансы, налоговые декларации (расчеты), а также другие необходимые документы и сведения, связанные с налогообложением; · вести учет дебиторской задолженности и при наличии задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин), пеней представлять в налоговый орган по месту постановки на учет перечень дебиторов · подписать акт налоговой проверки; · выполнять законные указания налогового, таможенного органа об устранении выявленных нарушений налогового законодательства; · сообщать в налоговый орган по месту постановки на учет о следующем: ü об открытии или закрытии текущего (расчетного) или иного счета в банке; ü о принятии решения о ликвидации или реорганизации организации, а индивидуальным предпринимателем – о прекращении предпринимательской деятельности в срок не позднее пяти рабочих дней со дня принятия такого решения; ü об обособленных подразделениях организации; ü об изменении места нахождения организации или места жительства индивидуального предпринимателя – в срок не позднее десяти рабочих дней со дня такого изменения; · представлять в налоговый орган по месту постановки на учет либо налоговому агенту документы, подтверждающие право на использование налоговых льгот.
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 372; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |